Оглавление
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Институт участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях: исторический, правовой и сравнительно-правовой аспекты
1.1. Становление института участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях………………….
1.2. Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях в системе функций органов прокуратуры………………………………………
Глава 2. Прокурор, как участник производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и арбитражного судопроизводства
2.1. Основания участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях………………………….
2.2. Цель и задачи участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях…………………………….
2.3. Правовой статус прокурора при разрешении судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел об административных правонарушениях
2.4. Формы участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях…………………….
2.5. Полномочия прокурора на стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях…………..
Глава 3. Проблемы совершенствования деятельности прокурора при участии в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
3.1. Проблемы, возникающие при организации и осуществлении деятельности прокурора по участию в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях………………………
3.2. Способы совершенствования участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях…………………….
Заключение…………………………….
Список использованных источников………………………
Приложения…………………………………
Актуальность темы исследования. Участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях является одним из видов ненадзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. При этом, несмотря на значительный опыт прокуратуры по участию в административно-деликтных правоотношениях, данный вид деятельности по-прежнему остается одним из самых сложных и неоднозначных.
Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество дел об административных правонарушениях рассматриваемых судом с участием прокурора возрастает с каждым годом, что подтверждает значимость роли прокурора в административно-деликтном производстве и свидетельствует о том, что необходимо исследование правовых основ участия прокурора, его полномочий в данном процессе.
На сегодняшний день участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Однако указанные нормативные правовые акты по-разному регламентируют порядок рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел об административных правонарушениях с участием прокурора, порядок осуществления прокурором процессуальных действий при рассмотрении и пересмотре дел об административных правонарушениях. Отсутствие четкой законодательной регламентации правового статуса и компетенции прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях в судах порождает возникновение проблем в правоприменительной практике, связанных с разрешением коллизионных вопросов при определении приоритета норм Кодекса РФ об административных правонарушениях перед нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, что и обусловило выбор темы магистерской диссертации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, а также в случае принесения прокурором протеста (жалобы) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении.
Предметом исследования являются совокупность норм, устанавливающих порядок рассмотрения судами дел об административных правонарушениях с участием прокурора, включающая в себя как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов РФ, статистические данные, а также отдельные аспекты правоприменительной практики и теоретические вопросы, касающиеся рассмотрения судами дел об административных правонарушениях с участием прокурора.
Целью исследования является является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства в сфере правового регулирования рассмотрения судами дел об административных правонарушениях с участием прокурора.
Достижение вышеназванной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод научного познания, позволивший изучить предмет исследования во взаимосвязи с другими правовыми явлениями, а также общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование) и частнонаучные методы познания (формально юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический).
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения конституционного, административного права, прокурорского надзора. В работе широко использованы монографические и диссертационные исследования, научные статьи по вопросам, касающихся предмета исследования. Эмпирическую основу исследования составляет проведенный анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, а также проведенное анкетирование 54 работников органов прокуратуры по вопросам, относящимся к предмету исследования.
На современном этапе развития Российской Федерации как демократического правового государства, роль института прокуратуры, как органа, осуществляющего надзор за законностью на территории всей страны, приобретает особую значимость. В сфере административно-деликтного производства прокурор имеет обширные полномочия, в том числе и участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
Однако становление института участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях происходило намного медленнее по сравнению с другими функциями прокуратуры.
Исследование историографии основ участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях позволяет выделить всего два этапа становления прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении в суде:
- первый этап (начало ХХ века – распад СССР), который характеризуется тем, что прокурор участвовал в производстве по делам об административных правонарушениях путем осуществления прокурорского надзора, а именно в вынесении постановлений о возбуждении административного преследования и направлении в орган, уполномоченный на его рассмотрение. Кроме того, именно в советский период в закон были введены положения об участии прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях, опротестовании постановлений по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем необходимо отметить, что в указанный период времени органы прокуратуры не рассматривались как субъекты административной юрисдикции и участники производства по делу об административном правонарушении.
- второй этап (после распада СССР до сегодняшнего времени) который связывается с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001, где статус прокуратуры изменился, а именно прокурор стал рассматриваться в качестве самостоятельного участника производства по делу об административном правонарушении. Также в КоАП РФ закрепилось несколько форм участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, одной из которых является участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на данном этапе можно проследить тенденцию возрастания интереса к теме участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях как самостоятельному направлению деятельности прокуратуры, которая, несомненно, требует своего продолжения в дальнейшем. Системное изучение действующего законодательства Российской Федерации, обобщения, систематизации и анализа практики рассмотрения судами дел об административных нарушениях и участие прокурора в данном виде деятельности, позволит урегулировать выявленные в ходе изучения проблемы.
Таким образом, участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях является одним из «молодых» направлений деятельности органов прокуратуры, которая требует дальнейшего изучения.
Цели и задачи участия прокуроров в рассмотрении судами дел частично обозначены в других процессуальных законах, однако в КоАП РФ и АПК РФ подобные вопросы никак не обозначены.
Вместе с тем, в ходе настоящего исследования установлено, что институту участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях присущи как общие цели и задачи, характерные для всех направлений деятельности прокуратуры, так и специальные, присущие только данному ненадзорному направлению деятельности прокуратуры, которое заключается не только в участии прокурора в рассмотрении и пересмотре судами дел об административных правонарушениях, но и в проверке законности выносимых судом решений.
Представляется возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в данной части в процессуальное законодательство, касающееся вопросов участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
Проведенным сравнительным анализом норм КоАП РФ и АПК РФ, в частях касающихся участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, установлено, что прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях наделен особым статусом, однако АПК РФ в отличие от КоАП РФ не закрепляет прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах, также прокурору процессуальным законодательством предоставлены различные полномочия при участии в рассмотрении судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел об административных правонарушениях, а именно АПК РФ:
КоАП РФ же предоставляет прокурору следующие полномочия:
Помимо вышеназванных полномочий прокурор, который участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе заявить отвод лицам, участвующим в деле в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, но лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ.
Решение выявленных проблем видится во внесении соответствующих изменений в процессуальное законодательство (АПК РФ и КоАП РФ).
Прокурор также выступает активным участником на стадии пересмотра постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, однако данное положение снова нашло свое отражение лишь в КоАП РФ, но не в АПК РФ.
Также КоАП РФ и АПК РФ представляют прокурору для опротестования (обжалования) различные средства прокурорского реагирования, такие как протест, жалоба, а некоторые указывают и заявление.
Вместе с тем, в науке прокурорского реагирования традиционно выделяются определенные виды средств прокурорского реагирования, к которым относится только протест.
В связи с чем предлагается привести к единообразию в этой части нормы АПК РФ и КоАП РФ, а также нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», закрепив во всех нормативных актах протест как средство обжалования постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях.