Введение.......................................................................................... 3
1.Разработка концепции проекта.................................................... 5
1.1.Содержание проектной идеи................................................ 5
1.2.Цели проекта......................................................................... 7
1.3.Участники проекта................................................................ 8
2.Планирование проекта................................................................. 9
2.1.Календарное планирование.................................................. 9
2.2.Планирование ресурсов...................................................... 10
2.3.Оценка стоимости проекта................................................. 14
2.4.Анализ рисков..................................................................... 19
3.Управление проектом................................................................ 21
3.1.Формирование команды проекта....................................... 21
3.2 Контроль проекта................................................................ 21
Заключение.................................................................................... 23
Список использованных источников........................................... 26
Приложения.................................................................................. 28
Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование и распоряжение:
1 имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,
2 муниципальными предприятиями и организациями,
3 зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,
4 муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,
5 а также другим движимым и недвижимым имуществом.
Сегодня существует множество проблем в управлении муниципальной собственностью. Перед Комитетом по управлению муниципальным имуществом остро стоит задача в ограниченные сроки исполнить требования нового закона.
Цель исследования – выявление путей совершенствования процесса управления муниципальной недвижимостью г.Тула.
Задачи исследования.
1. Провести социально-экономический анализ муниципального образования г.Тулы
2. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Тула за 2019 в динамике.
3. Рассчитать предполагаемый социально-экономический эффект от предложенного способа
Объектом данной курсовой работы является муниципальный нежилой фонд.
Предметом исследования является деятельность Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Тула в отношении муниципального нежилого фонда, передаваемого во временное владение (пользование).
Одним из важных доходов местного бюджета являются доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Поэтому вопросы управления муниципальным имуществом на сегодняшний день остаются наиболее актуальными для большинства муниципальных образований.
Процесс управления муниципальным имуществом как любой процесс управления разделяется на стадии:
1 планирование;
2 исполнение (принятия решения и организация его исполнения);
3 учет и контроль;
4 анализ.
Реализацию всех указанных выше стадий осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Тулы (далее - Комитет) был создан 05.11.91г. решением малого Совета Тульского городского Совета народных депутатов №9/6. Комитет по управлению муниципальным имуществом является органом исполнительной власти - структурным подразделением администрации города Тулы, обеспечивающим проведение единой государственной политики и организацию в городе. своей деятельности Комитет по управлению муниципальным имуществом руководствуется действующим законодательством, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами Тульской области, решениями органов местного самоуправления и Положением Тулы, утвержденным постановлением Главы администрации г. Тулы. Целью работы Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Тулы является эффективное и рациональное управление муниципальной собственностью г. Тулы путем создания единой системы управления имуществом города, упорядочения земельно-имущественных отношений, создания автоматизированной системы единого кадастра. Достижение цели эффективного и рационального управления муниципальной собственностью г. Тулы осуществляется с помощью разработки и внедрения современных методов управления.
Схема предлагаемого проекта
Анализ имеющихся объектов муниципального нежилого фонда г. Тулы позволяет прийти к схеме приватизации указанных объектов начиная с объектов инвестиционно непривлекательных, соответственно у которых низкий уровень взимания арендной платы и по возрастающей. Такая схема позволит получить максимальный совокупный доход от приватизации объектов муниципального нежилого фонда и сдачи в аренду оставшегося имущества. Посчитаем арендную плату объектов муниципального нежилого фонда г.Тулы по утвержденным нормативными правовыми актами территориально - экономическим зонам:
Методика расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Тулы ( нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями) утверждена Постановлением мэра г.Тулы от 31 декабря 2016 г. № 031-06-1744/2 «Об утверждении методики расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Тулы» ( далее «Методика»), согласно которому:
Арендная плата:
Ап = S x Сс x Км x Кро x Кз x Кд x Ки х Кто х Кса
где:
S - площадь Объекта, кв.м
в том числе:
полуподвал ___кв.м
подвал _______ кв.м
чердак (мансарда) ___ кв.м
Сс - размер базовой ставки арендной стоимости 1 кв.м
(Утвержден с 01.01.2017 размер базовой ставки арендной стоимости 1 кв.м здания, применяемый для расчета арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Тулы в сумме 8700 руб.)
Км - коэффициент качества строительного материала:
- кирпич - 1,0
- ж/бетон и прочие - 0,8
- дерево, дерево - кирпич - 0,6
среднее - 0,8
Кро - коэффициент размещения Объекта:
- отдельно стоящий :
первый этаж - 1,0
второй и более этажи - 0,9
полуподвал - 0,75
чердак (мансарда), подвал - 0,65
- встроенно - пристроенный:
первый этаж - 0,8
второй и более этажи - 0,7
полуподвал - 0,7
чердак (мансарда), подвал - 0,6
среднее - 0,8
Кз - коэффициент территориально - экономической зоны
устанавливается в соответствии с Приложением № 1 к Методике
Основными принципами предлагаемого подхода являются:
1. Исполнение Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.
2. Максимальная эффективность управления объектами муниципальной недвижимости на переходный период.
3. Максимальный доход от приватизации объектов муниципального нежилого фонда в бюджет.
4. Равномерное пополнение бюджета от приватизации объектов муниципального нежилого фонда.
5. Рационально-экономическое и целесообразное определение объектов муниципальной недвижимости, подлежащих обязательной приватизации.
6. Учет нужд и потребностей муниципальных организаций в объектах муниципального нежилого фонда.
Структура Комитета по управлению муниципальным имуществом включает отделы и службы, обеспечивающие выполнение возложенных на него функций. В общем виде организационная структура КУМИ представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура КУМИ г. Тулы
Проект часто можно сравнить с большим карточным домиком - одна ошибка или несоблюдение сроков, и все сооружение рушится. Использование диаграммы Ганта в качестве ориентира для вас и вашей команды повышает надежность проекта, поскольку она ясно иллюстрирует эффект домино, который может произойти, когда даже одна задача не выполняется. В конце концов, диаграмма Ганта буквально выглядит как ряд домино.
Рисунок 2. Графика Ганта проекта
Когда же вы должны и не должны использовать этот тип диаграммы?
Создание диаграммы Ганта не должно быть вашим первым шагом при планировании проекта, так как он не является адекватным инструментом для выяснения всех сложностей.
Для того, чтобы эффективно использовать диаграмму Ганта, вы должны уже иметь четкое представление о таких вещах, как:
Когда вы заполняете диаграмму Ганта, без четкого представления о задачах в проекте, вы рискуете пропустить задачу или шаг целиком, а затем вам придется пересмотреть всю диаграмму, чтобы внести нужные изменения.
Ваша диаграмма Ганта должна рассматриваться как визуальное представление временной шкалы вашего проекта. Это то, что вы должны знать, прежде чем начать создавать свой график.
К диаграмме Ганта не нужно относится как к окончательному, жесткому графику проекта. Ваша диаграмма должна будет обновляться по мере продвижения вашего проекта и сбора новой информации.
Опять же, именно поэтому полезно построить диаграмму Ганта с использованием платформы управления проектами, а не в Excel или чем-то похожим. Так у вас будет гораздо больше гибкости, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам.
Использование диаграмм Ганта для управления проектами — это эффективный способ планирования ваших проектов.
Как и любой другой инструмент, диаграммы Ганта не используются для каждого аспекта управления проектами. Но когда дело доходит до составления общего графика вашего проекта, эти диаграммы являются надежным способом планирования порядка задач, понимания зависимостей и получения информации о том, сколько времени должен занять весь проект.
Имея в своем арсенале диаграмму Ганта, вы можете активно отслеживать любые потенциальные задержки или узкие места и гарантировать, что ваш проект остается на верном пути - без излишней нагрузки и путаницы.
Наименее привлекательны при сдаче в аренду объекты муниципального нежилого фонда, находящиеся в территориально-экономических зонах Ленинского района и не отнесенные. Зоны Правобережного района целесообразней поделить на зоны Кировского и Куйбышевского района, так как объекты, располагающиеся в Куйбышевском районе не очень привлекательны, а объекты, находящиеся в Кировской районе дают довольно таки высокие доходы от их сдачи в аренду. Согласно федерального закона органы местного самоуправления должны в срок до 1 января 2023 года приватизировать объекты муниципальной собственности, таким образом эту работу необходимо провести в течении 4 лет. Условно разделив существующее количество объектов муниципального нежилого фонда г.Тулы на четыре получается примерно по 400 объектов муниципального нежилого фонда необходимо приватизировать за год. Руководствуясь принципом рационального и целесообразного определения объектов муниципальной собственности, подлежащих обязательной приватизации предлагается следующее количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации в 2019 году (см. таблицу 1).
Таблица 1 Количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации в 2019 году
Район |
Зона |
Объектов (шт.) |
S кв.м. |
Ап руб. |
1 кв.м. |
Правобережный |
0,37 |
1 |
850 |
3910 |
4,6 |
Правобережный |
0,53 |
1 |
550 |
6031 |
10,9 |
Октябрьский |
0,6 |
1 |
350 |
4428 |
12,7 |
Неотнесенный |
0,5 |
2 |
474 |
15718 |
33,2 |
Неотнесенный |
0,35 |
2 |
120 |
5366 |
44,7 |
Правобережный |
0,3 |
34 |
16741 |
1260017 |
75,3 |
Ленинский |
0,3 |
3 |
411 |
53105 |
129,2 |
Ленинский |
0,33 |
2 |
228 |
30059 |
131,8 |
Неотнесенный |
0,45 |
3 |
525 |
76873 |
146,4 |
Правобережный |
0,4 |
1 |
134 |
19729 |
147,2 |
Свердловский |
0,45 |
1 |
91 |
17483 |
192,1 |
Неотнесенный |
1 |
1 |
149 |
33685 |
226,1 |
Правобережный |
0,45 |
39 |
11878 |
3848619 |
324,0 |
Ленинский |
0,35 |
146 |
20178 |
7205556 |
357,1 |
Правобережный |
0,35 |
34 |
3478 |
1439376 |
413,9 |
Итого: |
- |
271 |
56157 |
14019955 |
- |
В целях максимальной эффективности управления объектами муниципальной недвижимости на переходный период (получения значительных средств от сдачи в аренду оставшихся наиболее доходных объектов муниципального нежилого фонда), решая одновременно задачу обеспечения средствами процесса приватизации из муниципальной недвижимости (предпродажная подготовка, включающая оформление соответствующих документов, публикацию в средствах массовой информации и др.) и учитывая объективно длительный во времени процесс (в течение переходного периода) возможного создания необходимых муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, призванных решать вопросы местного значения (соответственно при учреждении данных муниципальных организаций будет определяться потребность в необходимом муниципальном имуществе, в том числе зданиях, помещениях) в 2019г. рекомендуется приватизировать незначительное количество объектов муниципального нежилого фонда - 271.
Во втором году - 2020 и последующих с учетом уже полученного опыта осуществления массовой приватизации объектов муниципального нежилого фонда, с учетом принципа равномерного пополнения бюджета от приватизации объектов муниципального нежилого фонда предлагается следующее количество объектов, рекомендуемых к отчуждению из муниципальной собственности в порядке приватизации (см. таблицу 2).
Таблица 2 Количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации в 2020 году
Район |
Зона |
Объектов (шт.) |
S кв.м. |
Ап руб. |
1 кв.м. |
Лен |
0,4 |
133 |
18130 |
8092184 |
446,3 |
Окт |
0,47 |
3 |
590 |
272123 |
461,2 |
Св |
0,4 |
167 |
20248 |
10020565 |
494,9 |
Окт |
0,45 |
4 |
1550 |
778715 |
502,4 |
Пр |
0,85 |
12 |
3221 |
1651032 |
512,6 |
Св |
0,5 |
135 |
22723 |
12221775 |
537,8 |
Итого: |
- |
454 |
66462 |
33036394 |
- |
3 год - 2021 - предлагаемое количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации - 431 (см. таблицу 3).
Таблицу 3 Количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации в 2021 году
Район |
Зона |
Объектов (шт.) |
S кв.м. |
Ап руб. |
1 кв.м. |
Окт |
0,65 |
142 |
21436 |
11914350 |
555,8 |
Окт |
1 |
66 |
11835 |
7300168 |
616,8 |
Окт |
0,85 |
90 |
14803 |
11183121 |
755,5 |
Пр |
1 |
90 |
15801 |
12000785 |
759,5 |
Окт |
1,3 |
7 |
494 |
391040 |
791,6 |
Св |
0,7 |
32 |
3584 |
3176956 |
886,4 |
Пр |
0,65 |
4 |
738 |
738478 |
1000,6 |
Итого: |
- |
431 |
68691 |
46704898 |
- |
4 год - 2022 - предполагаемое количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации - 449 (см. приложение 3.10).
Приложение 3.10 Количество объектов муниципального нежилого фонда, рекомендуемых к приватизации в 2022 году
Район |
Зона |
Объектов (шт.) |
S кв.м. |
Ап руб. |
1 кв.м. |
Пр |
1,3 |
264 |
39311 |
41089029 |
1045,2 |
Св |
0,37 |
4 |
145 |
175499 |
1210,3 |
Пр |
1,33 |
5 |
1066 |
1567046 |
1470,0 |
Окт |
1,5 |
11 |
1511 |
2255535 |
1492,7 |
Пр |
1,5 |
165 |
24122 |
38879720 |
1611,8 |
Итого: |
- |
449 |
66155 |
83966829 |
- |
Учитывая все изложенное, мы видим, что количество объектов муниципального нежилого фонда г. Тулы, рекомендуемых к приватизации неодинаково по каждому году, однако это обусловлено применением принципа максимальной эффективности управления муниципальной недвижимостью на переходный период. Далее, необходимо перейти к анализу ежегодного получаемого дохода от массовой приватизации объектов муниципального нежилого фонда и совокупных поступлений от оставшихся объектов указанного фонда.
Средняя удельная цена предложения квартиры, по районам города (тыс. руб./кв. м.) представлена в таблице 3.11:
Таблица 3.11Экспресс-анализ цен на вторичном рынке недвижимости г.Тулы
Ленинский |
12,22 |
Куйбышевский |
12,64 |
Октябрьский |
17,39 |
Кировский |
17,34 |
Свердловский |
16,26 |
Представленный экспресс-анализ ориентирован на описание общей ценой ситуации на вторичном рынке недвижимости г.Тулы и не предназначен для заключения о цене. Для определения цены конкретного объекта муниципальной недвижимости (для целей отличных от стандартной купли-продажи на рынке) необходимо пользоваться услугами независимых экспертов в области оценки имущества в соответствии с требования ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Рассчитаем предполагаемый доход от приватизации объектов муниципальной недвижимости за 2019 год составит:
33631 х 12,64 + 350 х 17,39 + 1268 х 15,17 + 20817 х 12,22 + 91 х 16,26 = 425095,84 + 6086,5 + 19235,56 + 254383,74 + 1479,66 = 706281,3 тыс.руб.
Предполагаемая сумма арендной платы за 2019 год составит = 5360,7 + 33036,4 + 46704,9 + 83966,8 = 169068,8 тыс.руб.
5360,8 тыс. руб. - примерно 35% от годовой арендной платы от того имущества, которое будет приватизировано в данном году.
1 кв. - 2802,7 тыс.руб.
2 кв. - 1680,0 тыс.руб.
3 кв. - 878,1 тыс.руб.
От 1/4 объектов проданных в 1 кв. арендная плата не будет получена в размере 2809,3 тыс.руб.
Во 2 кв. = 4490,5 тыс.руб.
В 3 кв. = 3207,9 тыс.руб.
Итого совокупный доход за 2019 год составил = 706281,3 + 169068,8 = 875350,1 тыс.руб.
Рассчитаем предполагаемый доход от продажи объектов муниципальной недвижимости за 2020 год:
18130 х 12,22 + 2140 х 17,39 + 42971 х 16,26 + 3221 х 17,34 = 221548,6 + 37214,6 + 698708,46 + 55852,14 = 1013323,8 тыс.руб.
Предполагаемая сумма арендной платы за 2020 год составит = 11562,7 тыс.руб. (35%) + 46704,9 + 83966,8 = 142234,4 тыс.руб.
Итого предполагаемый совокупный доход за 2020 год составит = 1013323,8 + 142234,5 тыс.руб. = 1155558,3 тыс.руб.
Рассчитаем предполагаемый доход от продажи объектов муниципальной недвижимости за 2021 год:
48568 х 17,39 + 16539 х 17,34 + 3584 х 16,26 = 844597,52 + 286786,26 + 58275,84 = 1189659,62 тыс.руб.
Предполагаемая сумма арендной платы за 2021 год составит = 16346,7 тыс.руб. (35%) + 83966,8 =100313,5 тыс.руб.
Итого предполагаемый совокупный доход за 2021 год = 1189659,62 тыс.руб. + 100313,5 тыс. руб = 1289973,12тыс.руб.
Рассчитаем предполагаемый доход от продажи объектов муниципальной недвижимости за 2022 год:
64499 х 17,34 + 145 х 16,26 + 1511 х 17,39 = 1118412,66 + 2357,7 + 26276,29 = 1147046,65 тыс.руб.
Предполагаемая сумма арендной платы за 2022 год составит = 29388,4 тыс.руб.(35%)
Итого предполагаемый совокупный доход за 2022 год = 1147046,65 тыс.руб. + 29388,4 тыс.руб = 1176435,05тыс.руб.
Итого предполагаемый доход от продажи объектов муниципальной недвижимости за весь переходный период (с 2019 по 2022 гг.) составит:
706281,3 тыс.руб. + 1013323,8 тыс.руб. + 1189659,62 тыс.руб. + 1147046,65 тыс.руб. = 4 056 311,37 тыс.руб.
Итого предполагаемая сумма арендной платы за весь период составит:
169068,8 тыс.руб. + 142234,4 тыс.руб. + 100313,5 тыс.руб. + 29388,4 тыс.руб. = 441 005,2 тыс.руб.
Считаем эту схему наиболее экономически выгодной, так как по этой схеме будет получен максимальный доход в бюджет г.Тулы.
Так же в составе муниципальной недвижимости муниципального образования города Тулы в настоящее время находится 353 объекта муниципального нежилого фонда общей площадью 179 340 кв.м., которые передаются в безвозмездное пользование.
Из них:
1) Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование структурам федерального уровня подчинения.
43 объекта площадью 37 330,8 кв.м.
2) Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование структурам областного уровня подчинения.
11 объектов площадью 8 487,0 кв.м.
Поскольку органами местного самоуправления в срок до 1 января 2020г. должна быть обеспечена безвозмездная передача в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу главы 12 закона в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, то из муниципальной собственности г. Тулы должно быть передано на безвозмездных началах 54 объекта общей площадью кв.м.
Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование структурам муниципального уровня подчинения (238 объекта площадью 127 715,4 кв.м.) соответственно остаются в муниципальной собственности города, поскольку необходимы для функционирования структур, решающих вопросы местного значения.
Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование прочим лицам, подлежат обязательной приватизации так как они не служат вопросам местного значения:
Это 61 объект, общая площадь которых составляет 10 201,8 кв.м.
Из них:
33 объекта площадью 6616,6 кв.м. находится в Кировском районе.
6 объектов площадью 782,5 кв.м. находится в Ленинском районе.
1 объект площадью 375,9 кв.м. находится в Куйбышевском районе.
6 объектов площадью 531,8 находится в Октябрьском районе.
15 объектов площадью 1894,3 находится в Свердловском районе
Посчитаем предполагаемую прибыль, полученную от приватизации данных объектов муниципального нежилого фонда.
6616,6 х 17,3 = 114 467,18 тыс.руб. предполагаемая прибыль от объектов находящихся в Кировском районе
782,5 х 12,22 = 9562,15 тыс.руб. предполагаемая прибыль от объектов находящихся в Ленинском районе
375,9 х 12,64 = 4 751,376 тыс.руб. предполагаемая прибыль от объектов находящихся в Куйбышевском районе
531,8 х 17,39 = 9 248,0 тыс.руб. предполагаемая прибыль от объектов находящихся в Октябрьском районе
1894,3 х 16,26 = 30 801,318 тыс.руб. предполагаемая прибыль от объектов находящихся в Свердловском районе
Итого предполагаемая прибыль от объектов муниципального нежилого фонда, переданных в безвозмездное пользование прочим лицам, подлежащим обязательной приватизации:
114 467,18 тыс.руб. + 9562,15 тыс.руб. + 4 751,376 тыс.руб. + 9 248,0 тыс.руб. + 30 801,318 тыс.руб. = 168 830,024 тыс.руб.
Согласно данной схеме приватизации объектов муниципального нежилого фонда, подлежащих массовой приватизации и бюджет г.Тулы получит доход от приватизации за весь переходный период в размере 4 225 141,394 тыс.руб. (4 056 311,37 тыс.руб. + 168 830,024 тыс.руб.) и доход от аренды объектов 441 005,2 тыс.руб.
Итого полученная сумма составит: 4 666 146,594 тыс.руб.
Следует заметить, что все расчеты являются приблизительными, основанные на данных, которые удалось получить в процессе общения со специалистами Комитета по управлению муниципальным имуществом. Из разных источников получены разные данные по одним и тем же показателям (площадям, коэффициентам и др.).
Многие вопросы находятся в стадии обсуждения. Например, площади вновь выявленных памятников истории, которые в настоящее время переданы в арендное пользование, составляющие 25,9 тыс. кв.м., останутся в муниципальной собственности, если эти объекты приобретут статус памятников местного значения. В этом случае эти объекты не будут подлежать приватизации и останутся в собственности муниципалитета. Арендная плата от этих объектов останется постоянным источником получения дохода в бюджет.
В бюджет города надо внести расходы, связанные с предпродажной подготовкой объектов, подлежащих обязательной приватизации.
Приватизация муниципального имущества в больших объемах запланирована в довольно короткий временной промежуток, что объективно экономически невыгодно повлияет на стоимость приватизируемых объектов (органы местного самоуправления могут принять более низкую цену продажи муниципального имущества).
Бюджет города теряет стабильный источник дохода от аренды муниципального имущества
Главные цели приватизации:
1 пополнение доходной части бюджета
2 повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
3 формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
4 создание конкурентной среды;
5 ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»;
6 содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).
7 реализация инвестиционных программ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что в связи с выходом нового закона муниципалитеты поставлены в жесткие рамки по распоряжению муниципальной недвижимостью. В короткие сроки предстоит всю недвижимость привести в соответствии с законом. В данной главе рассмотрен на наш взгляд, наиболее актуальный вопрос, в свете обязательности выполнения императивных норм переходных положений федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 - это обязательная приватизация или перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего требованиям ст. 50 указанного закона. Предлагаемая схема позволит в установленные сроки и в соответствии с требованиями закона распорядится муниципальной недвижимостью, при которой также будет достигнут максимальный доход в бюджет муниципального образования от использования муниципальной недвижимости.
Команда отдела в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1. Приватизация муниципального имущества.
- разработка нормативных правовых актов органов городского самоуправления г.Тулы в соответствии с федеральным законодательством о приватизации;
- разработка Прогнозного плана приватизации муниципального имущества г.Тулы (далее Прогнозный план);
- рассмотрение заявок и организация процесса приватизации объектов муниципальной собственности;
- организация процесса продажной подготовки объектов муниципальной собственности;
- подготовка информации на Высший административный комитет (ВАК) и заседание городской Думы г.Тулы об исполнении Прогнозного плана, о ходе приватизации объектов муниципальной собственности;
2. Приватизация земельных участков.
3. Продажа права аренды земельных участков в порядке установленном действующим законодательством.
4. Осуществление представительства в суде от имени Комитета и администрации города Тулы по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Контроль за каждым этапом проекта будет осуществлять управления муниципальной недвижимостью путем.
-на основании распоряжения главы администрации городского округа «город Тула» выступает учредителем и осуществляет юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
-разрабатывает проекты нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
-вносит на утверждение главы администрации городского округа «город Тула» уставы и положения муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (изменения и дополнения к ним).
-согласовывает и представляет на утверждение главой администрации городского округа «город Тула» кандидатуру на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий.
-вносит на утверждение главой городского округа «город Тула» проекты контрактов с руководителями муниципальных унитарных предприятий
-организовывает мероприятия по инвентаризации основных фондов муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений,
-согласовывает в установленном порядке действия муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в том числе, действия предприятий и учреждений по сдаче муниципального имущества в аренду, в залог, внесения в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ, иных гражданско-правовых сделок с муниципальным имуществом.
-рассматривает вопросы списания движимого и недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями.
В заключении хотелось вы сделать выводы:
Итак, муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Важным моментом является то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете - на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество. Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых). Как показывает российская практика не все муниципалитеты эффективно используют муниципальную собственность. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Тулы для повышения эффективности работы с муниципальным нежилым фондом наладил определенную систему работы по сдаче в аренду нежилых объектов. Велась целенаправленная работа по всевозможным направлениям – это и совершенствование методики расчета арендной платы, и сдача помещений в аренду на конкурсной основе, заключение договоров аренды на объекты, переданные в муниципальную собственность от различных ведомств; выявление и сдача в аренду неиспользуемых или используемых не по назначению помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений; передача в аренду ранее неиспользуемых подвалов, лестничных клеток и колясочных в жилых домах, которые за счет средств арендаторов превратились в полноценные объекты аренды; велась работа по проведению капитального ремонта на объектах муниципального нежилого фонда, что позволило уменьшить износ зданий, повысить степень благоустройства, в отдельных случаях увеличить площадь и в конечном итоге повысить стоимость аренды таких объектов. Благодаря своим достижениям в эффективном использовании муниципальной недвижимости по итогам деятельности органов по управлению муниципальным имуществом городов за 2016 и 2017 гг. Тула числиться среди городов, в которых размеры полученных денежных средств от аренды и приватизации нежилых помещений повышаются. Но, несмотря на налаженную работу по эффективному использованию муниципальной недвижимости, в основном от сдачи в аренду, Комитет вынужден поменять приоритеты от сдачи в аренду муниципальной недвижимости в пользу ее приватизации, согласно новому законодательству. На сегодняшний день, одной из важнейших задач, стоящих перед муниципалитетом, является вопрос построения системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для муниципального образования, где любое управленческое решение должно быть направлено на развитие территории. Для выполнения указанной задачи муниципальные образования должны обладать достаточными ресурсами как финансовыми, так и материальными, а также иметь достаточно развитую систему управления ими.
Основной экономический эффект от предлагаемого автором проекта состоит в максимально выгодной схеме приватизации объектов недвижимости – получение максимального дохода в бюджет по приватизации и сдаче в аренду муниципальной недвижимости. Важным является вопрос о соотношении масштабов продаваемого и сдаваемого в аренду недвижимого имущества. Продажа нежилых помещений может обеспечить крупные единовременные поступления в бюджет города. Однако более эффективным было бы сохранить значительную часть производственных площадей и нежилых помещений в собственности города. Этот подход к управлению недвижимостью позволит обеспечить долгосрочные поступления в бюджет, т. к. является важнейшим рычагом регулирования экономики. В данной работе не является возможным рассмотреть такие моменты, так как уже говорилось выше, что многие вопросы, касающиеся, например, зданий-памятников находятся в стадии обсуждения и некоторые вопросы в законодательстве остались открытыми.
1. Артемьев А.А. Значение территориального интереса в управлении собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика обществ. развития. – 2014. – № 11. – С. 116-118 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-territorialnogo-interesa-v-upravlenii-sobstvennostyu-regiona-i-munitsipaln... (14.06.2019).
2. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления / Р.В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2016. – 400 с.
3. Балацкий, Е.В. Элементы экономики государственного сектора / Е.В. Балацкий. - М.: Капитал страны, 2013. – 312 с.
4. Бедов, Г.А. Муниципальная собственность как объект управления / Г.А. Бедов, В.Б. Нескородов // Экономика региона. – 2014. – № 18. – С. 11.
5. Белова Д.А. Обоснование механизма разграничения полномочий в сфере управления собственностью между субъектом РФ и муниципальным образованием // Науч. тр. Сев.-Зап. ин-та упр. – 2016. – Т. 7, № 2 (24). – С. 179-183.
6. Бодягин К.И. Проблемы механизма управления муниципальной собственностью в различных типах муниципальных образований // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 14-16.
7. Борисевич, В.И., Гейзлер, П.С., Фатеев, B.C. Экономика региона: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2015. – 432 с.
8. Быкова, Ф.К., Табольская, В. В. Муниципальная экономика и муниципальное управление: учебное пособие. - Набережные Челны: Издательство Института управления, 2015. – 217 с.
9. Васильченко, Д.Г. Управление муниципальной собственностью и направления его совершенствования: дис. ... канд. экон. наук. / Д. Г. Васильченко. Воронеж, 2015. – 184 с.
10.Ерохин, А.М. Совершенствование системы управления муниципальными услугами / А.М. Ерохин, В.К. Крутиков. - Калуга: Эйдос, 2013. – 180 с.
11.Ерошкин А.К. Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании городской округ город Сургут // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 644-648 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/90/18820/ (14.06.2019).
12.Жигалов, Д.В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг // Практика муниципального управления. – 2015. – № 7. – С. 21-23.
13.Жупанов, Е.Е. Взаимодействие муниципальных и рыночных структур / Е.Е. Жупанов // Региональная экономика: теория и практика. – 2014.
14.Картунен О.А. Методы совершенствования системы управления муниципальным имуществом // Журн. правовых и экон. исслед. – 2015. – № 3. – С. 112-113 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://giefjournal.ru/sites/default/files/20.pdf (14.06.2019).
15.Косенко Е.Е. Эффективное управление муниципальной собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования / Косенко Е.Е., Смирнова Е.В. // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса / Кубанский гос. технол. ун-т. – Краснодар, 2016. – С. 27-28.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Статистическая справка по аренде объектов муниципального нежилого фонда на 01.01.2004 г.
Статья II. |
01.01.18 г. |
01.01.19 г. |
01.01.20г. |
(a) Количество договоров аренды |
1534 |
1353 |
1747 |
Количество договоров безвозмездного пользования |
291 |
418 |
377 |
Общая площадь помещений, тыс.кв.м. |
334,9 |
419,37 |
420,4 |
Ставка арендной платы за 1 кв.м. в год, руб. - с учетом договоров безвозмездного пользования - без учета договоров безвозмездного пользования |
229,2 349,5 |
230,6 455,6 |
367,2 856,1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Статистическая справка о работе с муниципальными организациями и движении муниципального имущества за 2019 г.
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Ликвидация (реорганизация) муниципальных организаций всего, в т.ч. - выполнено - в работе |
24 24 - |
17 11 - |
13 10 3 |
Создание муниципальных организаций |
- |
4 |
4 |
Списание имущества - количество единиц - на сумму, млн.руб. |
630 15,8 |
654 13,4 |
1317 29,4 |
Согласование Уставов – рассмотрено |
174 |
408 |
504 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Динамика поступления арендной платы от муниципальных предприятий за имущество, изъятое из хозяйственного ведения и переданное в аренду
Наименование МУП |
Сумма арендной платы, млн. руб. |
||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
|||||||
1. |
МУП «Асфальто-бетонный завод» |
5,7 |
16,14 |
7,0 |
|||||
2. |
МУП «Центральный рынок» |
13,7 |
19,0 |
26,0 |
|||||
3. |
МУП «Иртел» |
0,4 |
0,6 |
||||||
4. |
МУП «Спецавтохозяйство» |
4,0 |
2,0 |
||||||
5. |
МУП «Спецавтотранс» |
1,2 |
1,5 |
||||||
6. |
МУП «Тулы втодор» |
1,2 |
1,5 |
||||||
7. |
МУП ПУ ВКХ |
30,0 |
44,3 |
||||||
8. |
МУП Химчистка «Новость» |
0,3 |
0,35 |
||||||
9. |
МУП Горзеленхоз |
0,7 |
0,7 |
||||||
10. |
МУП «ИКУН» |
2,8 |
3,35 |
||||||
11. |
МУП «Служба эксплуатации мостов» |
0,04 |
0,8 |
||||||
Статья III. Итого |
19,3 |
75,78 |
88,1 |
||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Динамика включения объектов в Реестр муниципального имущества г. Тулы
Наименование объектов |
2017 |
2018 |
2019 |
Всего |
Жилищный фонд |
32 |
101 |
340 |
5587 |
Нежилой фонд |
582 |
67 |
22 |
2573 |
Инженерные коммуникации |
393 |
112 |
186 |
1703 |
Прочие объек- ты и сооруже- ния |
15 |
- |
- |
76 |
Объекты внешнего бла- гоустройства |
559 |
5 |
9 |
1439 |
Итого: |
1596 |
285 |
557 |
11378 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Динамика отнесения объектов в муниципальную собственность г.Тулы по годам (кроме ведомственного имущества)
Наименование |
2019 г. |
2018 г. |
2017 г. |
Объектов всего, в том числе: |
120 |
210 |
781 |
жилые дома |
90 |
11 |
42 |
нежилые |
21 |
190 |
176 |
прочие |
|
9 |
|
инженерные сети (пог. м.) |
683,7 |
||
объекты внешнего благоустройства |
9 |
563 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Динамика поступления платежей за землю за 2000-2019 года, в том числе в бюджет г. Тулы (млн. руб.)
№ |
Наименование платежей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1. |
Земельный налог, всего в т.ч. в бюджет города |
44,0 22,0 |
45,2 22,6 |
91,0 40,5 |
74,2 37,1 |
133,2 66,6 |
121,2 60,6 |
2. |
Аренда земли, всего в т.ч. в бюджет города |
18,0 9,0 |
31,6 15,8 |
42,2 21,1 |
59,8 29,9 |
131,0 65,5 |
165,6 82,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Общий объем принятого имущества от ведомств за период с 2017 по 2019 гг.
Год |
Кол-во ведомств |
Кол-во объектов жилищно-го фонда |
Площадь жилищно- го фонда, тыс. кв.м. |
Производ-ственные базы |
Кол-во объектов социаль-ной сферы |
Инженерные сети (км.) |
||
ВКХ |
ИТЭ |
Эл. сети |
||||||
2017 |
29 |
90 |
131,2 |
7 |
34,1 |
2,6 |
||
2018 |
34 |
142 |
275,0 |
1 |
9,6 |
3,4 |
40,0 |
|
2019 |
25 |
250 |
268,5 |
1 |
14 |
14,8 |
5,6 |
26,0 |
Итого: |
185 |
1326 |
3539,3 |
3 |
38 |
161,6 |
157,5 |
66,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Ретроспектива приватизации объектов муниципальной собственности по отраслям и по годам
2017г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего |
|
Количество приватизированных объектов по отраслям, в .ч.: |
20 |
9 |
- |
516 |
- торговля |
- |
- |
- |
298 |
- общественное питание |
- |
- |
- |
27 |
- бытовое обслуживание |
1 |
- |
- |
114 |
- объекты незавершенного строительства |
1 |
- |
- |
8 |
- прочие |
11 |
2 |
3 |
55 |
- продажа земельных участковили права их аренды |
7 |
7 |
2 |
19 |
Из них по способу приватизации всего: |
20 |
9 |
- |
516 |
- коммерческий конкурс |
1 |
- |
- |
330 |
- инвестиционный конкурс |
- |
3 |
- |
12 |
- аукцион |
19 |
6 |
3 |
67 |
- выкуп имущества, сда- нного в аренду |
- |
- |
- |
61 |
- акционирование |
- |
- |
- |
51 |
Кроме этого: - объекты нежилого фонда |
6 |
6 |
11 |
195 |
- движимое имущество |
8 |
33 |
30 |
162 |
- земельные участки |
- |
1 |
78 |
79 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Справка об объектах, приватизированных в 2019 году
№ пп |
Вид продажи |
Кол-во объек- тов |
Началь-ная цена, руб. |
Продажная цена, руб. |
Поступление денежных средств *, руб. |
|
всего |
в бюджет города |
|||||
1. |
Продажа незанятых (неиспользуемых) нежилых помещений |
3 |
767900 |
2540000 |
443580 |
443580 |
2. |
Продажа нежилых помещений * |
11 |
29559000 |
29559000 |
28572238 |
28572238 |
3. |
Продажа высвобождаемого транспорта и оборудования |
30 |
797600 |
377590 |
377590 |
377590 |
4. |
Продажа земельных участков и права их аренды |
2 |
990000 |
9520001 |
614000 |
307000 |
5. |
Компенсация затрат администрации г. Тулы |
22224400 |
||||
4. |
Продажа земельных участков |
78 |
12965582,6 |
12965582,6 |
12965582,6 |
12965582,6 |
Итого: |
124 |
45080082,6 |
54962173,6 |
42972990,6 |
42665990,6 |
* - с учетом рассрочек платежей на 1 год (начало расчетов 4 квартал 2018 года)