В работе отсутствуют список литературы и приложения
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания речевой культуры младших школьников.. 6
1.1. Сущность и содержание понятия речевой культуры.. 6
1.2. Особенности воспитания речевой культуры младших школьников. 14
1.3. Изучение русского языка как основа развития речевой культуры в начальной школе. 21
Вывод по 1 главе. 24
Глава 2. Педагогические условия формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка.. 26
2.1. Диагностика речевой культуры младших школьников. 26
2.2. Разработка и апробация методики развития речевой культуры на уроках русского языка. 30
2.3. Анализ результатов апробации методики развития речевой культуры младших школьников. 37
Выводы по 2 главе. 41
Заключение. 42
Список литературы: 44
Приложение. 49
Актуальность темы. Формирование навыков соблюдения этики и культуры речи у современных школьников - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогикой сегодня. Многочисленными наблюдениями и исследованиями подтверждается, что речь современных детей часто бессвязна, непоследовательна, невыразительна, засорена ненормативной лексикой, сорными словами и вульгаризмами. Она содержит много стилистических ошибок, чрезмерно груба и неэтична.
Развитие культуры речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематической и целенаправленной работы педагога в тесном сотрудничестве с родителями. Эта работа осуществляется на уроках русского языка и уроках по развитию связной речи.
В содержание работы по культурно-речевому развитию младших школьников входит:
1. Воспитание произносительной культуры речи, усвоение норм и правил выразительного чтения;
2. Обогащение словарного запаса учащихся;
3. Работа над составлением предложений и словосочетаний, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, синтаксической стилистики, культуры и этики общения;
4. Развитие навыков связной устной и письменной речи.
5. Формирование комплексной культуры речевого общения младших школьников.
Работа над культурой общения предполагает, прежде всего, использование специальных речевых упражнений, направленных на овладение учащимися правил русской речи; усвоение норм вежливого, доброжелательного, уважительного общения с окружающими в повседневной жизни.
Воспитание культуры речи младших школьников составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью современных методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся по развитию способностей к конструктивному взаимодействию.
Все вышеизложенное определило проблему исследования: каковы условия воспитания речевой культуры младших школьников на уроках русского языка?
Объект исследования – развитие речевой культуры школьников.
Предмет исследования – воспитание речевой культуры младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – обоснование и экспериментальная проверка методики формирования культуры речи младших школьников на уроках русского языка .
Задачи исследования:
- изучение научно-методической литературы по теме исследования;
- описание особенностей и критериев развития речевой культуры;
- выявление педагогических условий развития этической стороны культуры речи младших школьников средствами русского языка;
- диагностика уровня культуры речи младших школьников;
- разработка и внедрение программы развития культуры речи младших школьников «Школа вежливости»;
- анализ эффективности использования средств русского языка в развитии культуры речи младших школьников
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы,
- эмпирическое исследование: беседа, наблюдение, диагностические методики;
- педагогический эксперимент;
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития речевой культуры современных школьников можно существенно повысить средствами русского языка, организуя процесс непосредственного общения детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Элементом научной новизны является выявление основных направлений взаимосвязи педагогических возможностей русского языка в аспекте развития этической стороны культурно-речевого развития младших школьников. Также новизна представленных данных обусловлена разработкой программы и методических рекомендаций по организации процесса воспитания речевой культуры и этики общения младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных данных и разработанной программы в практике работы педагогов начального образования и других социальных институтов, связанных с речевыми формами развития личности ребенка.
В современной педагогике и психологии проблема становления и развития культурных основ общения занимает важное место. Кроме того, исследование культурного развития детей с учетом преемственности поколений является одной из важнейших в педагогической психологии.
В данный момент перед педагогами и родителями стоит важнейшая задача: сформировать правильно культурные ценности и потребности ребенка, развить этическую сторону культуры речи – чтобы помочь ему стать успешным в жизни и максимально реализоваться в обществе.
Данная проблема усугубляется сложной социальной обстановкой в стране, когда утрачивается единое направление культурного развития, отсутствует единство в приоритетных культурных ценностях, на сформированы представления о правильном формировании ценностей культурного общения и этики речевого развития.
В рамках данной работы проанализировано понятие культуры речи, этической стороны общения.
Выявлены особенности формирования речевой культуры младших школьников – с учетом того факта, что данный период является одним из наиболее важных в аспекте формирования норм культуры, этики и морали.
Рассмотрены психолого-педагогические и культурологические возможности русского языка. Определены основные направления совершенствования культуры речи средствами русского языка.
Проведена диагностика уровня культуры речи младших школьников, которая показала недостаточность сформированности этической стороны речевого общения.
На основании данных диагностики разработана программа развития культуры речи учащихся 2 классов средствами русского языка – с использованием повседневных речевых конструкций, этических правил вежливости и доброжелательного общения, игровых форм работы, литературных гостиных и т.д.
Внедрение эксперментальной программы продемонстрировало ее эффективность: у детей экспериментальной группы существенно повысился уровень культуры речи, усвоения этических норм и правил вежливого, конструктивного общения.
Таким образом, были решены задачи исследования и достигнута цель работы.
Сформулированная в начале исследования гипотеза о том, что средствами русского языка можно повысить уровень культурного речевого общения младших школьников полностью подтвердилась.
Положительные результаты апробации программы позволяют рекомендовать ее использование в практике начального филологического образования и культурно-этического воспитания младших школьников.