Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Школьная тревожность в подростковом возрасте

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно курсовую Школьная тревожность в подростковом возрасте

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Скачать

Волгоград 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретические аспекты проблемы возникновения тревожности……………………………………………………………………....5

1.1 Понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе……….5

1.2 Формы тревожности и защитные механизмы…..……………………….....10

1.3 Причины тревожности подростков………………………………………....15

Вывод по главе I………………………………………………………………....19

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование школьной тревожности подростков……………………………………………………………………......21

2.1 Методика исследования ……………………………………………….......21

2.2 Описание экспериментальной работы……………………………………..25

Вывод по главе II……………………………………………………………..….28

Заключение………………………………………………………………….........39

Библиографический список………………………………………………..........33


ВВЕДЕНИЕ

Тревожность считается оценочным компонентом, который влияет на количество связанных с привязанностью переживаний, на степень страха потери объекта.

На данный момент, проблема тревожности становится наиболее актуальной. Так как с каждым годом количество детей, сталкивающихся с такой проблемой, становится все больше. Причинами возникновения данного феномена могут выступать: диспропорциями в развитии, преждевременное развитие или, наоборот, его задержка.

Разобраться в данном понятии довольно сложно. Так как в момент тревоги люди испытываем не одну эмоцию, а определенную комбинацию, из которых каждая оказывает воздействие на социальное отношение, на восприятие мира, мышление, поведение. Но самой главной эмоцией в этом спектре у многих людей является страх. Страх быть хуже других людей, отличаться от них, быть позади. Особенно это проявляется у подростков.

Почему именно у подростков? Согласно мнению психологов, степень тревожности прогрессивно увеличивается после 11 лет, так как подростковый возраст (11-16 лет) является наиболее тревожным.

Все вышесказанное и определило тему нашего исследования: исследования причин школьной тревожности подростков.

Объектом нашего исследования является проявление тревожности школьников в подростков возрасте.

Предметом исследования являются причины возникновения школьной тревожности у детей подросткового возраста.

Целью нашей работы является исследование причин школьной тревожности в подростковом возрасте.

В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературы связанной с проблемами тревожности.
  • Изучить теоретические основы проблемы возникновения тревожности.
  • Рассмотреть предпосылки тревожности подростков.
  • Провести тестирования и проанализировать ответы.
  • Составить рекомендации родителям и учителем для снижения тревожности у подростков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

1.1 Понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе

Тревожность - это эмоция, характеризующаяся чувством напряжения, беспокойными мыслями и физическими изменениями, такими как повышение артериального давления. У людей с тревожными расстройствами обычно возникают навязчивые мысли или проблемы. Они могут избежать определенных ситуаций из-за беспокойства. В психологическом словаре, понятие тревожность трактуется следующим образом - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Одним из самых действенных способов справится этим феноменом – это дать возможность понять, что никакой опасности нет. [Ярославский педагогический вестник, 2012.]

Стоит четок разграничивать понятие «тревоги» и «тревожность». Несмотря на их схожесть, они несут совершенно разный смысл. Тревога – это эмоциональное переживание, неопределённой угрозы, ожидание отрицательного результата. Тревожность же - это часть характера или черта личности.

Австрийский невролог Зигмунд Фрейд рассматривал тревожность как симптоматическое выражение внутреннего эмоционального конфликта, который проявляется, когда человек подавляет переживания, чувства или импульсы, угрожающие или мешающие ему жить. Так же тревожность может возникать в случае появление угрозы для эго и/или самооценки человека. [Ролло Мэй, 2001. С. 122]

К.Е. Изард, приверженец теории дифференциальных эмоций, трактовал понятие «тревожности» как совокупность фундаментальных эмоций, которые включают в себя страх, горе, гнев, стыд, вину, иногда даже интерес и возбуждение. [Изард К.Э, 1999. ]

К.Хорни, представительница психодинамического подхода, тревожность объясняла как эмоциональную реакцию на чисто субъективную опасность. [Комер Р. К, 2005. С.63]

Поведенческие психологи рассматривают тревогу как научный ответ на пугающие события в реальной жизни. Личные и социальные психологи отмечают, что простой акт оценки стимулов как угрожающих или опасных может вызвать или поддержать беспокойство.

Тревожность дезорганизует поведение и пси­хику человека, влияет на соматическое здоровье, снижает эффективность деятельности. Возникновение и закрепление тревожности во многом обу­словлено неудовлетворением актуальных потреб­ностей человека, которые приобретают гипертро­фированный характер.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие причины возник­новения тревожности в подростковом возрасте:

- Неправильное воспитание ребенка в семье;

- Неблагоприят­ные детско-родительские отношения;

- Дисфункциональное взаимоотношения со сверстниками;

- Фрустрация потребности устойчивого удо­влетворительного отношения к себе;

- Низкий уровень самооценки.

- Успешность/неуспешность в школе.

- Формирование психастенической акцентуа­ции характера, отличительной особенностью ко­торой является тревожно-мнительные черты.

На данный момент, отношение современной психологии к тревожности значительно изменилось. Мнение к такой личностной особенности становится не ясное и категоричное.

Опираясь на исследования А.М.Прихожан от 2001 года, можно выделить две основные категории переживания и преодоления тревожности:

1) открытая, то есть осознанно переживаемая и проявляющаяся в поведении и деятельности тревога;

2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

В рамках этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или плохо регулируемая тревожность — сильная, сознательная, внешне проявляющаяся через симптомы тревоги. Человек, к сожалению, не может справиться с ней самостоятельно (34% изученных случаев). Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно разрабатывают достаточно эффективные способы справиться со своей тревогой (24% случаев). В соответствии с характеристиками методов, используемых для этих целей, в рамках этой формы были определены две под формы:

а) уменьшение уровня тревожности

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.

Регулируемая и компенсированная тревожность возникает в основном в двух возрастах: в начальной школе и в ранней юности, то есть в периоды, характеризуемые как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться. [Прихожан А.М., 200. C 56]

Авторы книги "Эмоциональная устойчивость школьника" Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается из-за наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не разрешают ребенка идти в школу из-за того, что он себя плохо чувствует, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он обязательно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался"[. И. Кочубей и Е. В. Новикова, 1988].

Поведение при тревожности у каждого протекают индивидуально, но есть схожие черты, такие как:

1. Обгрызание ногтей.

2. Избегание людей или ситуаций, даже если это вещи, которые, вероятно, будут забавными. (Речь идет не обязательно о желании избегать вовлеченных людей, а скорее о желании избежать беспокойства, которое возникает в определенных ситуациях, таких как вечеринки или встречи или что-то незнакомое.)

3. Чувство необходимости выполнять определенные привычки или ритуалы, которые не имеют смысла (например, нужно складывать вещи в четные числа, приходиться касаться дверной ручки определенное количество раз, прежде чем уйти, принудительное мытье рук, проверка замков и т.д.).

Люди с тревожность, как правило, находят всевозможные способы, чтобы на некоторое время уменьшить свою тревогу. Эти успокаивающие поведения часто усиливается с беспокойством, но ослабнет, как только тревожность будет под контролем.

Исходя из проанализирована материала, мы можем сделать вывод, что понятие “тревожность ”, это то состояние человека, при котором у него возрастает склонность к опасению, переживанию и беспокойство, при которых у человека возникает отрицательная эмоция.

1.2 Формы тревожности и защитные механизмы

Под формой тревоги мы понимаем особую комбинацию характера опыта, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревоги проявляется в самопроизвольно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому опыту. [7]

В психологии выделяют две основные группы тревожности,

1) открытая — сознательно переживается и проявляется в поведении и деятельности в виде тревоги;;

2) скрытая — в разной степени, не осознаваемая, проявляется либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальным неприятностям и даже отрицании их, либо косвенно через специфическое поведение .

Внутри этих групп выделяют также формы тревожности. На дынный момент существует три формы «открытой» тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может (34% изученных случаев). Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью (24% случаев). По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы:

а) снижение уровня тревожности;

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречалась преимущественно в двух возрастах: младшем школьном и раннем юношеском, т. е. в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться

3. Культивируемая тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого (19% случаев) [А. М. Прихожан, 2008. с145]

Скрытая тревога встречается гораздо реже, чем открытая. Одна из ее форм, условно называется «неадекватное спокойствие». В этих случаях человек, скрывая тревогу как от других, так и от себя, разрабатывает жесткие, надежные способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию определенных угроз в окружающем мире, а также своего собственного опыта. Чаще всего «неадекватное спокойствие» чередуется с острой нерегулируемой тревогой.

Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации» — встречалась достаточно редко примерно в равной степени во всех возрастах.

Говоря о формах тревожности, нельзя не затронуть проблему так называемой «замаскированной» тревоги. Довольно распространенной маской тревожной депрессии в подростковом и старческом возрасте является открытая враждебность по отношению к другим, а в другие периоды - повышенная, хотя обычно неэффективная, трудовая активность, суетливость и т. д.

«Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка, подростка от субъективных переживаний тревоги, однако, во-первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во-вторых, обеспечивает возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги, что указывает на определенное родство этой формы с регулируемой и компенсированной формами тревожности [А. М. Прихожан, 2008.].

«Маски» рассматриваются как способы регуляции и компенсации тревоги. Известно, что «маски тревожности» чаще всего описываются как формы защиты.

Формы защиты, или защитные механизмы возникают под давлением чрезмерной тревоги, а иногда, чтобы снизить ее. Важнейшие защиты – вытеснение, проекция, формирование реакции, фиксация и регрессия. Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность и они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании [Холл К.С., Линдсей Г., 1998. С. 64].

Подавление - это процесс невольного устранения недопустимых мыслей, импульсов или чувств в бессознательном. З. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет значительную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения беспокойства является недостаточным, активируются другие защитные механизмы, позволяющие воспринимать перемещенный материал искаженным образом. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

  • подавление + смещение. Эта комбинация приводит к появлению фобических реакций. Это означает, что он защищает ребенка от враждебности, сочетая механизмы подавления и смещения;
  • подавление + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций [Кочюнас Р., 1999. С.133].

Приписывание собственных недостатков другим составляет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других; человек сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками. Таким образом, проекция представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению.

Такой защитный механизм как замещение рассматривается как переадресация тревожного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. «К примеру, ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает собачку, ломает игрушки» [Подласый И.П. 2002., С.103].

Скрытые признаки тревожности подростков.

Проявление эмоциональных измени у подростков. В то время как некоторые взволнованные подростки выражают чувство тревожности, другие испытывают эмоциональное изменения, такие как:

  • Раздражительность
  • Сложность в концентрации
  • Неугомонность
  • Необъяснимые эмоциональнее вспышки

Стоит отметить социальные изменения, при тревожности отношения с друзьями может испортиться из за нестабильного морального состояния. Если подросток который вел активную социальную жизнь резко стал избегать своих любимых тренировок или престает строит планы с друзьями это признаки тревожности. При них можно заметить:

  • Избегает социальных взаимодействий с обычными друзьями;
  • Избегает внеклассных мероприятий;
  • Избегает группу сверстников;
  • Проводит больше времени в одиночестве.

Так же при тревожности могут возникнуть жалобы на физическое состояние, например самые распространены психосоматические жалобы:

  • Часты головные боли;
  • Желудочно-кишечные проблемы;
  • Необъяснимые боли;
  • Чрезмерная усталость;

При тревожности можно наблюдать нарушение сна. Американская академия педиатрии рекомендует , что бы подростки регуляроно получали 8-10 часов сна. Для тревожности харктеры следующие проблемы:

  • Сложность в засыпания
  • Частые кошмары
  • Нут чувства отдыха после сна

Опираясь на выше сказанное , можно скакать , что мы ознакомились с двумя формами тревожности , такие как – открытая и скрытая, каждая из них проявляется по разному, по мимо двух форм , мы ознакомились с «замаскированной» тревожностью, она является методом регуляции и подавление тревоги, как один и многочисленных защитных механизмов. Можно сделать вывод, что защитные механизмы появляются при давлении.

1.3 Причины тревожности подростков

Вопрос о причинах постоянной тревоги является одним из наиболее значительных, наиболее изученных и в то же время наиболее спорных.

Проблема естественных предпосылок тревоги как устойчивого личностного образования, анализ его взаимосвязи с нейрофизиологическими,

Биохимические особенности организма, является одним из самых сложных. Таким образом, согласно М. Раттеру, биологический фактор повышенной уязвимости, который генетически передается родителями, может играть определенную роль в возникновении эмоциональных расстройств личности. В то же время нельзя не согласиться с автором, что, когда речь заходит о «социальном поведении, роль генетического компонента довольно незначительна».

Проблема тревоги особенно актуальна для детей подросткового возраста. Подростковый возраст - это время быстрого созревания и зрелости; это время тревожности и надежд, радостей и разочарований, тяжелой борьбы за независимость и самоутверждение. Каждый подросток пытается оценить себя, но в то же время могут возникать ошибки и заблуждения, завышенная и заниженная самооценка. Повышенную самооценка исправит саму жизнь.

Среди возможных причин тревоги могут быть: физиологические особенности (особенности нервной системы - гиперчувствительность или чувствительность), индивидуальные особенности, отношения со сверстниками и с родителями, проблемы в школе. Одним из факторов, влияющих на возникновение тревоги у детей, на что указывает А.И. Захаров А.М. Прихожан и другие имеют родительские отношения.

Если родители, чьи дети испытывают страхи, будут внимательно присматриваться к их привычкам и характеру, они обязательно заметят проявления такой повышенной тревожности, увидят черты тревожной личности. Тревога может быть исправлена, потому что, наряду с преувеличенными требованиями к ребенку, он может оказаться в ситуации повышенной опеки, чрезмерной заботы и мер предосторожности. Тогда у ребенка появляется чувство собственной незначительности. Называя привязанность без усилий, ребенок начинает думать о себе как о чем-то бесконечно маленьком и уязвимом, и окружающий мир полон опасностей. Неопределенность ребенка возникает часто и с противоречивыми требованиями, когда отец устанавливает очень высокие , а мама стремится их занизить и сделать все для ребенка. Все это усиливает неспособность ребенка принимать решения и усиливает чувство опасности, чувство повышенной тревоги.

Тревога возникает из-за того, что часть мозга думает, что может быть что-то произойти , от чего она должна вас защищать. Когда это происходит, он наполняет ваше тело смесью нейрохимикатов (в том числе кислорода, гормонов и адреналина), выработанных , чтобы сделать вас сильнее, быстрее, бодрее и мощнее, чтобы человек мог противостоять неприятной ситуации

При таком состоянии подростки чаще начинают обращать внимание на мнение своих сверстников, что они о нем подумают. Если у младших школьников повышенная тревожность появляется при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и ровесниками. Стремление жить по своим идеалам, развитее этих форм поведения может приводить к столкновению взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с быстрым биологическим развитием и стремлением к независимости подростки испытывают трудности в отношениях со сверстниками.

Нередко возникают конфликты с учителями у детей-подростков. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к детям часто являются одной из основных причин беспокойства. Такая тревожность описаннв в литературе под названиями «дидактогения», «дидактическая таксалогия», «дидактогенный невроз». В старшем подростковом возрасте - в раннем подростковом возрасте ученики уже в какой то степени «свободное» от школы, хотя здесь также отмечается влияние учителей на их эмоциональное благополучие (в более слабой форме). Такое поведение учителя является скорее триггером, «триггером» состояния тревоги и актуализации тревоги как личностного образования. В то же время такая апелляция может касаться как ребенка, так и одного из одноклассников.

Внутренний конфликт, преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией, является важнейшим источником тревожности. Важную роль, конечно, играют внутренние конфликты, связанные с отношениями к взрослым. Кроме того, в подростковом возрасте выражены противоречия, связанные с идентификацией и социальным сравнением со взрослыми и сверстниками, а в старшем подростковом и особенно раннем юношеском – конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого, ценностные противоречия. Однако во всех этих случаях действие противоречивых тенденций сфокусировано на представлении о себе и отношении к себе [Обухова Л.Ф. 1996.].

Часто постоянное беспокойство указывает на то, что у человека неблагоприятный эмоциональный опыт. Накопление неблагоприятного эмоционального опыта в подростковом из за того, что они постоянно сомневаются в успешности своих действий . Они часто ожидают успеха в тех случаях, когда это маловероятно, и в то же время они не уверены в этом, даже когда вероятность достаточно высока. Они руководствуются не реальными условиями, а какими-то внутренними предчувствиями, ожиданиями, надеждами и страхами. В результате они действительно испытывают неуспех, который приводит к накоплению отрицательного эмоционального опыта. А это, в свою очередь, приводит к развитию неуверенности в себе и повышенной тревожности.

Таким образом, важно отметить, что в подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется уже в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

Анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами школьной тревожности могут быть:

  • конфликт между потребностями ребенка;
  • противоречивые требования с стороны родителей;
  • неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;
  • конфликт воспитательной системы школы и семьи;
  • негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе.

Вывод по главе I

Под определением «тревожность » понимают такое состояние человека, при кортом возникает склонность к переживанию, к опасению чему либо, при таком состояние человек испытывает негативные эмоции. Рассмотрев тревогу конструктивную и деструктивную , мы увидели, что для определенной и плодотворной формы работы, определенный уровень тревоги необходим.

Форма тревожности - это особая комбинация характера опыта, осознанности, его вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Мы рассматривали две категории форм тревоги - открытую и скрытую, которые проявляются по-разному, а также «замаскированную» тревогу как способ регулирования и компенсации тревоги, как один из защитных механизмов. Говоря о формах тревоги, необходимо упомянуть механизмы защиты, возникающие под давлением чрезмерной тревоги. Наиболее важными защитными механизмами являются репрессия, проекция, формирование реакции, фиксация и регрессия.

Так же мы рассмотрели три формы скрытой тревожности и их проявления – эмоциональная, социальная, нарушения сна. При своевременном обращение на такие проблемы у подростков можно избежать негативных изменений как в физическом состоянии , так и в психическом состоянии ребенка

Устойчивая тревожность уже давно является объектом пристального изучения специалистов. Тем не менее, они так и не пришли к единому мнению по этому вопросу. Особенно страдают от устойчивой тревожности подростки. Острота переживаний в данном случае объясняется возрастными особенностями, ведь организм вступил в фазу быстрого взросления, сопровождаемую самыми разнообразными эмоциями.

Различают несколько причин подростковой тревожности:

  • Физиологические особенности. Речь идет о чрезмерной чувствительности индивида.
  • Проблемы в отношениях с родителями, учителями или сверстниками.
  • Индивидуальные особенности.

Часто причиной появления тревожности являются внутренние переживания подростка.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ

2.1 Методика исследования

Педагоги вместе с родителями несут ответственность за воспитание ребенка. Школа — один из важнейших этапов становления личности. Во время обучения закладывается большинство качеств и свойств, которые в будущем станут доминирующими в характере взрослого человека. Таким образом, этот период оказывает немалое влияние на всю дальнейшую жизнь.

Жизнь ребенка кардинально отличается от жизни взрослого человека. Дети постоянно сталкиваются с новыми для них понятиями и явлениями, и далеко не всегда этот опыт является положительным. В задачу взрослых входит научить ребенка побеждать тревогу. Ведь она сопровождает любую активную, в том числе и познавательную деятельность. Полностью устранить тревогу можно только убрав все трудности. Но исследования показали, что в этом случае личность не сумеет полноценно развиться. Гораздо правильнее с педагогической точки зрения ограничить фактор тревожности, сдерживая его на оптимальном уровне, чтобы ребенок не испытывал сильного дискомфорта и одновременно научился сосуществовать с определенными негативными моментами.

Итак, мы выдвигаем следующие задачи:

  • Определить уровень и характер тревожности подростков.
  • Определить уровень и выявить ведущие факторы тревожности подростков.
  • Составить рекомендации для учителей по работе с тревожными подростками.

Существует ряд методик для диагностики тревоги и тревожности. Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими нами была выбрана методика Филипса, цель которой – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой как у младших школьников, так и у подростков [Практическая психодиагностика. Методики и тесты. 1998.].

Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам , он позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Тест состоит из 58 вопросов, его можно преподнести в двух формах:

1) Устная – зачитать вопросы вслух и ребенок на них ответ, такая форма больше подходит для индивидуального теста

2) Посменная – детям раздается лист с вопросами и на отдельном листе они отвечают на вопросы. Такая форма подходит для коллективного опроса.

Дети на каждый вопрос должны ответить «Да» или «Нет».

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. Бланк ответа и ключ к вопросам представлен нами в приложении 2. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством (Таблица 1).

Таблица 2.1

Факторы тревожности

Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

(сумма 22)

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

2. Переживание социального стресса (сумма 11)

5,10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

3. Фрустрация в потребности в достижении успеха (сумма 13)

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

4. Страх самовыражения (сумма 6)

27, 31, 34, 37, 40, 45

5. Страх ситуации проверки знаний (сумма 6)

2, 7, 12, 16, 21, 26

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (сумма 5)

3, 8, 13, 17, 22

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (сумма 5)

9, 14, 18, 23, 28

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (сумма 8)

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

Результаты:

1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Рассмотрим также содержательную характеристику каждого фактора тревожности:

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

3. Разочарование в необходимости достижения успеха - неблагоприятное психическое состояние, которое мешает ребенку развить его потребности в успехе, достичь высоких результатов и т. Д..

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания в ситуациях, связанных с необходимостью раскрыться, представить себя другим и продемонстрировать возможности.

5. Боязнь ситуации тестирования знаний - это негативное отношение и беспокойство в ситуациях тестирования (особенно публичных)знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не оправдать ожидания других - сосредоточиться на важности других в оценке их результатов, действий и мыслей, беспокоиться об оценках.

7. Низкая физиологическая устойчивость стрессу – особенности психофизиологической организации, которые снижают адаптацию ребенка к стрессовым ситуациям, повышают вероятность неадекватной, разрушительной реакции на тревожный фактор окружающей среды.

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон взаимоотношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка [Практическая психодиагностика. Методики и тесты. 1998]

2.2 Описание экспериментальной работы

№149, Челябинск. В рамках экспериментальной работы мы провели психодиагностическое исследование. В диагностическом процессе приняли участие 26 человек в возрасте от 13 до 14 лет, из них 12 девочек и 14 мальчиков.

Целью нашего эксперимента является определение уровня и основных факторов тревожности у подростков.

Объект исследования - учащиеся 8 класса общеобразовательного учреждения средней школы № 149 г. Челябинска.

Чтобы определить уровень и ведущие факторы тревожности у студентов, мы проверили предметы в школьном опроснике по тревожности. Проанализировав данные психологического теста, мы составили таблицу 2.

Таблица 2.2

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

6

7

13

Переживание социального стресса

10

9

7

Фрустрация потребности достижения успеха

6

14

6

Страх самовыражения

8

8

10

Страх ситуации проверки знаний

14

6

3

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4

12

10

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

12

8

6

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

5

9

12

Полученные результаты мы отобразили в диаграмме

Рис.2.1.

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

Исследования проводились по следующим пунктам:

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживание социального стресса.

3. Фрустрация потребности достижения успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Как мы видим, из данных исследования, у 13 подростков наблюдается высокий уровень тревожности в школе и у 7 подростков наблюдается повышенный уровень, следовательно у 20 из 26 подростков , человек уровень общей тревожности выше нормы.

Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, более половины от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.

Согласно исследованиям, нормальный уровень тревожности зафиксирован только у 6 школьников, что составляет незначительную часть от общего количества испытуемых. Для этих детей школа и ее требования не являются травмирующими. Это идеальные условия для развития и обучения, в процессе которых ребенок учится налаживать контакты с окружающими

Мы видим, что многие испытуемые не испытывают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с обществом можно охарактеризовать как удовлетворительные, нетравматичные, позитивно окрашенные.

Однако число школьников , испытывающих социальный стресс на высоких и повышенных уровнях, все же выше. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным и возможно, разочаровывающим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития тревоги, беспокойства, тревоги в результате социального стресса.

Эти данные соответствуют уровню общей тревожности в школе, что можно объяснить следующим образом: оценка учителями и родителями детей в этой выборке является более значимой, чем оценка их сверстников. У небольшого числа обучающихся высокая тревожность из-за низкой физиологической устойчивости к стрессу. То есть в поведении этих учеников наблюдается сниженная приспособляемость к стрессовым ситуациям, например, к школьному обучению.

Вывод по главе II

Во второй главе нами была рассмотрела методика школьно тревожности по Филипсу, цель этого исследования заключалась в изучение степени тревожности , которая связана с школой, в исследовании принимали участие младшие школьники и подростков. Эта методика включает в себя 58 вопрос и позволяет оценить не только общую школьную тревожность, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. В рамках описания методики мы рассмотрели содержательную характеристику каждого фактора тревожности.

После проведение экспериментальной работы, мы поставили цель определить главные факторы тревожности у подростков. Проанализировав итоги теста, мы пришли к выводу, что отдельно главных факторов тревожности не существует, все факторы связаны друг с другом.

Особо часто встречаются и выделяются подростки с высоким уровнем тревожности: боязнь в самовыражение и в несоответствии всем ожиданиям взрослых, так же стоит отметить напряженные отношения у подростков с учителями.

Значительную роль в повышение тревожности у подростков влияет особенности психофизиологической организации, снижающие адаптацию детей к ситуациям стрессового характера, значительно повышается вероятность неадекватной реакции на тревожные факторы в среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование основ происхождения тревожности, встречающейся среди детей подросткового возраста, оказалась чрезвычайно интересным и не менее важным процессом, в очередной раз доказывающим актуальность проблемы тревожности в современной психологии. Переживания, которые испытывает ребенок во время тревожности, негативно влияют на работоспособность школьника, нарушают процесс продуктивного обучения и способствуют появлению сложностей в общении. Такие последствия отрицательно влияют на психику ребенка и развивают при этом серьезные последствия, с которыми часто работают школьные психологи.

Психологический облик ребенка претерпевает кардинальные изменения во время взросления и полностью формируется в годы обучения в школе, поэтому этот период требует особого внимания и поддержки со стороны окружения. В современном мире все чаще встречаются дети, испытывающие чувство тревожности, это выражается в неуверенном восприятии себя, своих силах, неустойчивом поведении и постоянном беспокойстве. Тревожность наиболее характерна для детей, находящихся в подростковом возрасте, обычно этот период происходит между 11-ю и 16-ю годами. Именно во время этого непростого этапа для ребенка появившаяся тревожность способна закрепиться в качестве устойчивого личностного образования.

Первая глава была посвящена теоретическим основам, связанным с причинами возникновения тревожности. Было определено, что основоположники различных подходов и теорий трактуют это понятие по-своему. Под тревожностью понимают состояние, при котором повышается склонность к переживаниям, опасениям, и беспокойству. При изучении конструктивной и деструктивной тревоги в качестве созидательной и разрушительной деятельности, было выявлено, что определенный уровень тревоги может положительно влиять на работоспособность. При этом важно понимать, в чем заключается отличие понятий тревоги и тревожности.

Тревога представляет собой ощущение угрозы, неясного чувства опасности и страха без определенной причины, а тревожность - это эмоциональное состояние, особенность характера или черта личности. Причинами подростковой тревожности могут быть как физиологические (повышенная чувствительность или сензитивность), так и индивидуальные особенности, связанные с взаимоотношениями подростка с окружающими его людьми. В то же время основы тревожности могут скрываться внутри самих подростков, в их внутренних конфликтах и переживаниях.

Во второй главе был описан принцип проведения экспериментальной диагностики, для которого была использована методика изучения школьной тревожности Филипса.

Объектом исследований была выбрана средняя образовательная школа №149 г. Челябинска. В диагностике приняли участие учащиеся в возрасте от 13-ти до 14 лет. В процессе проведения исследования было выявлено, что общий уровень тревожности у детей школьного возраста достаточно высок. Диагностика показала, что наибольший уровень тревожности школьники испытывают в связи со страхом самовыражения и несоответствия ожиданию родителей, а так же напряженной обстановкой в школе. Огромное значение на увеличение уровня тревожности оказывают особенности психофизиологической организации, которые снижают приспособляемость подростка к стрессовым ситуациям и повышают вероятность деструктивного реагирования на тревожный фактор окружающей среды. На основании изучения теории и данных проведения экспериментального исследования были составлены рекомендации для учителей, способствующие уменьшению уровня проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • "Эмоциональная устойчивость школьника" Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова, 1988. – 80с
  • 17 Ролло Мэй Смысл тревоги Перевод с английского М.И. Завалова и А.И. Сибуриной Москва Независимая фирма «Класс» 2001 – 366с.
  • А. М. Прихожан формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности, 2008. – С. 138-150.
  • А. М. Прихожан формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности, 2008. – С. 138-150.
  • Большой психологический словарь - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.
  • Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.104-113.
  • Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус. – 2000. – № 5. – С.25.
  • Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 336 с.
  • Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб.: Дельта, 1996. – 480с.
  • Изард к.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
  • Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер. с англ. – 4-е изд., междунар. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 638с
  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240с
  • Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374с.
  • Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002. – 332с.
  • Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002. – 332с.
  • Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002. – 332с.
  • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ, 1998. – 672с.
  • Прихожан А.М. — «Тревожность у детей и подростков», 2000. – 304с
  • Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 11-17.
  • ПрихожанА.М., «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». — 304с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).» 2000
  • Ролло Мэй Смысл тревоги Перевод с английского М.И. Завалова и А.И. Сибуриной Москва Независимая фирма «Класс» 2001 – 366с.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. — ООО
  • Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.:КСП+, 1999. – 648с.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М.: Прогресс, 1995. – 195с.
  • Ярославский педагогический вестник Научный журнал на тему: Народное образование. Педагогика, Психология, Культура. Культурология, 2012
Loading...

Последние статьи из блога

Рожа

Обучения школьников математике посредством решения задач

Особенность технологии обучения математике посредством решения задач

Актуальные проблемы торгового сотрудничества России и Египта

Речевой лаконизм: коммуникативный аспект

Теоретико-методические особенности познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции

Государственная пошлина в системе судебных расходов

Понятие, правовая природа и виды судебных расходов

История становления и развития института судебных расходов в гражданском процессуальном праве России

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле