В работе нет списка литературы
Содержание
Введение……………………...…………………………………………..
Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки руки ребенка к письму у детей дошкольного возраста
1.1 Психофизиологические основы развития координации руки ребенка ….. 5
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………. 12
1.3. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в системе подготовки руки к письму ………………………………………………….. 18
Глава 2. Экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки руки к письму
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и его результаты …………………………………..23
2.2. Описание работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки руки к письму……….………….36
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………..
Заключение
Библиографический список
Формирование навыка письма – действительно сложная задача, решение которой требует соблюдения множество условий, тщательной отработки приемов. Процесс овладения письмом сложен, потому что формируются технические навыки: правильное обращение с письменными материалами, координация движений рук во время письма, и соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при написание слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение надлежащих правил правописания. В основе успешности овладения всеми перечисленными навыками лежит достаточный уровень развития мелкой моторики.
Для того чтобы изучение письма проходило успешно, помимо других важных задач необходимо решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его мелкую моторику и координацию движений.
Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение в развитии ребенка. Известный педагог В.А. Сухомлинскому принадлежит утверждение: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», -говорил ещё Аристотель [7].
Степень развития мелкой моторики рук – является один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Овладеть письмом ребёнок сможет, в том случае если его пальцы хорошо слушаются. Обосновано, что развитие мелкой моторики руки ребёнка находится в тесной связи с развитием, мышлением и речью ребёнка. В этом случае подготовка по развитию мелкой моторики рук ребёнка должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу.
Тонкие двигательные навыки - это способность выполнять небольшие и точные движения руками, пальцами рук и ног в результате согласованных действий наиболее важных систем: мышц, нервов и костей. Что касается двигательных навыков, навыков кисти и пальцев, часто используется термин «ловкость рук». Область мелкой моторики включает в себя большое количество различных движений: от простых жестов (например, захват игрушек) до очень сложных движений (например, для письма и рисования). Область мелкой моторики являются основой для развития психических процессов: мышления, восприятия, памяти, речи, внимания. У детей дошкольного возраста наблюдаются такие психофизиологические особенности, как: несовершенная координация движений; слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; несформированность зрительных и двигательных анализаторов; не закончено окостенение запястий и флангов пальцев.
Значимость развития мелкой моторики для речевого развития и подготовки к овладению письменной формой речи ребёнка определило тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».
Объект: подготовка руки ребёнка к письму в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет: ,развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в системе подготовки руки к письму.
Цель исследования: выявление особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и обоснование возможности методических приёмов для её развития в системе подготовки руки к письму.
Гипотеза исследования: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет являться основой для подготовки руки к письму, если педагог:
• учитывает уровень развития мелкой моторики у ребёнка старшего дошкольного возраста.
• систематически включает игровые упражнения для развития мелкой моторики в разные виды деятельности во время образовательного процесса.
В соответствии с темой и целью, а также для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психофизические основы развития координации рук и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать средства развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.
4. Опытно – экспериментальным путем выявить уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
5. Экспериментальным путем доказать эффективность комплексной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как основы подготовки руки к письму.
Методологическая основа исследования: положения Н.А. Бернштейн о зависимости развития речи от двигательной активности ребёнка, прежде всего в формировании координации движений; исследования М.М. Кольцовой, И.Ю. Горской, М.В. Фомичевой о влиянии мелкой моторики на развитие речи.
Методы исследования:
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический: педагогический эксперимент, методика «Обследование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (Е.И. Рогов); методика «Исследование развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (С.П. Соснин);
- интерпретационный: количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении на современном этапе представлений о комплексной работе по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как основы подготовки руки к письму.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование практических материалов, представленных в работе, может быть полезно педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста для определения оптимальных средств в подготовке руки ребенка к письму.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад «Гнездышко» город Черногорск. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы в количестве 12 человек.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы,.
Проанализировав научно-методическую литературу, можно сказать, что с помощью разнообразных пальчиковых игр ребёнок получает в большом количестве различные сенсорные впечатления, у ребёнка развивается такие навыки как, внимательность и умение сосредоточиться. Такие разнообразные и веселые игры очень важны и формируют дружеские отношения между взрослым и ребёнком. Анализ теоретических источников и результатов экспериментального исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста показал, что проблема на сегодняшний день актуальна.
Двигательные навыки в жизни и деятельности дошкольников выполняет множество различных функций. Он активизирует необходимые и подавляет психологические процессы, которые не нужны в данный момент, способствует, организованному, и целенаправленному отбору, информации поступающей в организм в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательскую и долгосрочную концентрацию на одном объекте или деятельности.
Присущие, детям нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них аккуратности в их поведении и деятельности, резко снижают их успеваемость и значительно усложняют организацию учебного процесса. В связи с этим актуален поиск путей и методов, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с низким уровнем мелкой моторики.
Наша проведенная исследовательская работа показала на констатирующем этапе, что у дошкольников средний уровень развитие мелкой моторики. В начале исследования мы определили, что у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо – это 6 человек, дети с мелкой моторикой развиты слабо- 4 человека, дети, у которых мелкая, моторика развита плохо - 2 человека, детей, у которых очень мелкие моторные навыки сильно отстаёт от возрастной нормы не выявлено. Это говорит о том, что свойство мелкой моторики частично нарушены либо все еще не развиты, но не у всех детей одинаково развита мелкая моторика. Довольно много детей не в состоянии активно переключать внимание. Другие, напротив, имеют относительно высокую стабильность и концентрацию.
На начальном формирующем этапе мы использовали занятия, с использованием специально подобранных пальчиковых игр, разнообразных упражнений и техник для развития мелкой моторики, у детей дошкольного возраста подготовительной группы. Основной задачей пальчиковых игр и приемов состояла в том, чтобы сделать все задания связанные с необходимостью использования мелкой моторики на занятиях, доступными и легко выполнимыми, для детей. Этого можно достичь только путем постепенного развития у детей навыков ручного труда, достигнутых в результате перехода от простых к более сложным задачам для ребенка во время его освоения. Коррекция нарушений мелкой моторики, характерны для детей дошкольного возраста, осуществляется, путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, систематического воспитания и улучшения их организации, точности и интенсивности. Умение активно и тщательно выполнять предложенные задания на занятиях наглядной деятельности.
На контрольном этапе нашего исследования контрольные упражнения выполнялись одинаковыми методами в одинаковых условиях. Проанализировав результат исследования, можно сделать следующий вывод, о том, что у детей дошкольного возраста наблюдалось повышение уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, что в целом составило 7 баллов в сумме за всю исследуемую группу.
В процессе педагогического наблюдения мы увидели, что под влиянием систематической работы возможности дошкольников постепенно расширяются, что бы замечать, интенсивно выполнять простую монотонную работу, обобщать и понимать то, что они воспринимают. Они стали более внимательными, независимыми, сосредоточенными. Их деятельность стала сознательной, содержательной и целенаправленной.
Таким образом, в ходе нашего исследования рабочая гипотеза подтвердилась. Все задачи и цели работы выполнены.