Мытищи
2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. 8
1.2 Роль и место уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников. 19
1.3 Особенности современной сельской школы и ее возможности в развитии познавательной активности. 26
2.1 Организация и методическое обоснование экспериментальной работы.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы..
Актуальность темы. Развитие личности – это непрерывный процесс поиска смыслов, ценностей, возможностей воплощения своего “я». Сегодня, когда идет поиск устойчивых духовных ориентиров, проблема развития способностей человека, совершенствуют ее, становится особенно актуальной. Интерес к этой проблеме в наши дни обусловлен сложными процессами, происходящими в жизни общества. В условиях перестройки системы образования, воспроизводства и укрепления интеллектуального потенциала нации, выход отечественной науки на мировой уровень, интеграции в мировую систему образования, особенно актуальной становится проблема обеспечения надлежащего уровня математической подготовки подрастающего поколения, потому что именно точные науки являются движущей силой научно-технического прогресса.
Развитие познавательных способностей и навыков предполагает изменение не только общей направленности активности личности, ее эмоциональной сферы. Сформирована познавательная активность становится фундаментом для творческого отношения учащихся к явлениям окружающего мира (восприятия, познания, практического преобразования), развивает природные задатки, раскрывает потенциальные возможности учащихся.
Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных последствий. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал, что учебный процесс в современной школе должен развивать всемогущую радость познания.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день активная мыслительная деятельность является важным качеством для каждого человека.
Учеными доказано, что дети могут самостоятельно контролировать свои умственные нагрузки, поэтому родителям и преподаватель не стоит переживать по этому поводу.
Исследованию проблемы познавательной активности учащихся посвящены труды многих ученых, среди которых Л. И. Божович, В. А. Крутецекий, А. Н. Леонтьев, А. К. Марков, Г. И.Щукина, П. М. Якобсон, Н. Ф Виноградова В. А. Сухомлинскийи др.
Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Развитие познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Поэтому своими корнями история развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Активность учащегося проявляется в волевых действиях, деятельном состоянии, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы.
На данный момент существуют специальные внеурочные занятия в рамках которых используются игровые упражнения, игры, разгадывание загадок, ребусов и т.п. Для нашего общества и государства очень важно, чтобы в люди были грамотными, инициативными и способные решать все необходимые задачи. Именно поэтому перед педагогами стоит очень важная задача непосредственного проведения работы, направленной на развитие детского интеллекта.
Главным мотивов в начальных классах является мотив познавательного интереса, нежели другие мотивы. Именно познавательный интерес является главным стимулом, подталкивающим детей на осуществление активной познавательной деятельности.
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность детей, педагог должен организовывать учебный процесс так, чтобы заинтересовать детей т.е. сделать его интересным.
Стоит отметить, что познавательный интерес школьников чаще всего является весьма устойчивым. И поэтому школьники, не смотря на влияние определенных отрицательных факторов продолжать учиться с большим интересом и достигать значительных успехов в учебе. Школьники уже просто не могут не учиться, у них формируется определенная потребность в этом. Однако не у всех школьников в процессе обучения формируется прочный познавательный интерес. Поэтому педагог должен уметь определить наличие интереса у школьника и при необходимости найти подход к ученикам, у которых нет познавательного интереса.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного активности и познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникативные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для младшего школьника.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной активности. Основываясь на выше изложенных определениях, мы можем констатировать, что познавательная активность это деятельность ученика, в стремлении к эффективному овладению знаниями, проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. В результате исследования понятия познавательная активность мы сделали вывод, что познавательная активность учащихся младших классов это непрерывный процесс получения новых знаний, формирование интереса к учению, самостоятельную целенаправленную познавательную деятельность с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения. Развитие познавательной активности школьников одно из основных направлений совершенствования воспитательного процесса в школе.
Проблема развития познавательной активности учащихся начальных классов остается недостаточно разработанной в новых социально-экономических условиях развития общества. При традиционном обучении уровень познавательной активности невысок. А без должной активности младших школьников не может быть успешным усвоения знаний. Поэтому актуальной остается проблема стимулирования и развития познавательной активности учащихся.
Учитывая задачи, стоящие перед начальной школой, а также специфику их реализации в современной начальной школе, была сформулирована проблема исследования: каковы условия развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики в условиях сельской школы.
Объект исследования - развитие познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования — пути и средства развития познавательной активности младших школьников при обучении математике в условиях сельской школы.
Цель работы – теоретически обосновать и провести экспериментальную проверку программы развития познавательной активности младших школьников при обучении математике в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и содержание понятия познавательная активность младшего школьника как психолого-педагогическую проблему;
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, изучение и обобщение передового опыта учителей;
-эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; эксперимент.
Гипотеза исследования. Процесс развития познавательных интересов будет эффективным при:
- обогащении содержания учебно-воспитательного материала по математике познавательными задачами с логической нагрузкой;
- внедрении индивидуального и дифференцированного подхода на основе использования активных и интерактивных методов обучения, включая дидактические игры.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в наличии теоретического материала по исследованию, разработок уроков для применений на практике, заданий для использования на уроках математики.
Изучение психологических аспектов развития умственных способностей, психолого-педагогических основ формирования у учащихся познавательной свидетельствует о том, что для развития творческих способностей и активизации познавательной активности нужен постоянное самодвижение, заинтересованность, систематическая целенаправленная самостоятельная учебная работа.
А задачей учителя является организовать творческую активность, что является высшей формой активной самостоятельной учебной деятельности. Для этого необходимо постоянно предлагать ученикам задачи, требующие активности и самостоятельности мнений, сообразительности, умения быстро оценивать ситуацию и реагировать на ее изменения.
На сегодняшний день специалисты в сфере образования должны направить все усилия на разработку стратегических направлений развития образования, а также на решения проблем, которые существуют на данный момент, а именно:
Для того, чтобы российское образование развивалось эффективно и стабильно необходимо осуществлять следующее:
Приоритетом развития образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе [21].
В программе по «Математике» произошло смещение акцентов с знаний результатов на деятельностные. Таким образом учтены предложения специалистов о необходимости реализации дифференцированного подхода к учащимся с разными учебными возможностями. В обновленной программе предлагается во втором классе выполнять умножение удобным для ребенка способом: заменять добавлением, учитывая предыдущий результат, с опорой на таблицу. Смещены акценты по приобретению учениками вычислительного навыка как высшей степени овладения приемами вычисления [22].
Это стимулирует ребенка к активному познавательного интереса, так как не является простым, но малоэффективным способом зазубривания. Дети не просто изучают определенный материал, а направляют свое внимание на понимание изученного. Это приводит к тому, что учащиеся ищут различные пути и методы решения определенных вопросов, этим самым проявляя свой интерес к тому предмету, который изучают.
Чтобы сделать процесс обучения интересным, следует подбирать нестандартные задания, которые бы развивали логическое мышление, учили детей рассуждать, думать. В тоже время нужно помнить об индивидуальных особенностях развития учащихся. Выполнение однотипных упражнений приводит к затуханию умственной активности. Вариативность, наоборот, обеспечивает наибольшую гибкость и подвижность формируемых умений, дает возможность использовать их в самых разнообразных условиях.
Суммируя данные проведенных наблюдений, можно сделать следующие выводы: