Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Защита прав граждан по социальному обеспечению

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

скачать за 50 руб курсовую на тему Защита прав граждан по социальному обеспечению

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие прав граждан в области социального обеспечения 6
1.2. Виды права социального обеспечения 12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 18
2.1. Формы социальной защиты населения 18
2.2. Способы социальной защиты населения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32


ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная защита населения является одним из важнейших направлений социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании необходимого материального минимума и, как следствие, социального положения всех членов общества. Таким образом, социальная защита населения – это система гарантированных государством экономических, правовых мер, мер социальной поддержки, а также социальных гарантий, обеспечивающих нуждающимся гражданам оптимальные условия жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей, удовлетворение их потребностей и поддержание жизнеобеспечения.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами в области социального обеспечения. Ежедневно граждане нуждаются в поддержке со стороны государства и ищут пути решения злободневных вопросов посредством системы социальной защиты. Современные нормы международного права и законодательства Российской Федерации обеспечивают охрану прав человека властью закона, гарантируют достойную жизнь как отдельным гражданам, так и народу в целом. Государство выступает гарантом права граждан на социальное обеспечение, создает правовые средства, которые способствуют реализации и охране прав и свобод человека и гражданина. В российской Конституции определен статус России как социального государства, главной целью которого должна быть забота о благосостоянии своих граждан и помощь тем из них, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
К сожалению, в Российской Федерации неблагополучные и бедные слои населения превосходят по количеству средний класс и граждан с финансовым достатком. Причинами этого в сфере социальной защиты населения являются: несбалансированность интересов общества, государства и граждан в ходе проведения крупномасштабных социально-экономических реформ; неэффективность управления; запоздалое реагирование системы социальной защиты на негативные социальные последствия проводимых преобразований, недостаточное просвещение граждан в области знания своих прав и умения воспользоваться механизмом их защиты. Исходя из этого, поиск путей решения задач борьбы с бедностью, повышения эффективности социальной защиты населения является важнейшей актуальной проблемой современного российского государства, научного сообщества и обусловил выбор темы настоящего исследования.
Цель курсовой работы – защита прав граждан по социальному обеспечению.
Исходя из поставленной цели следует выделить следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие прав граждан в области социального обеспечения.
2) Изучить виды права социального обеспечения.
3) Раскрыть формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
4) Рассмотреть способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Структура проекта состоит из: введения, глав, параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие прав граждан в области социального обеспечения

Права человека - это незаменимая ячейка во взаимоотношениях человека и государства. Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены в основополагающем нормативно-правовом акте российской правовой системы - Конституции РФ. Среди большого перечня прав в Конституции РФ особое место отводится правам граждан на социальное обеспечение, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В настоящее время можно выделить несколько возможных подходов к пониманию социального обеспечения в зависимости от особенностей его исследования. Социальное обеспечение можно рассматривать:
- во-первых, как особую форму распределительных отношений, складывающихся в обществе;
- во-вторых, как одну из функций государства по обеспечению и обслуживанию нетрудоспособной части населения;
- в-третьих, как правовую категорию, отражающую субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, отдельных физических или юридических лиц;
- в-четвертых, как государственную систему материального обеспечения граждан в случае утраты трудоспособности, при потере кормильца, по старости и в других случаях;
- в-пятых, как комплекс организационных, правовых, экономических и других мер по социальной защите граждан в предусмотренных законодательством случаях;
- в-шестых, как отрасль права; и т.д.
Н.У. Ярычев, М.У. Ярычев раскрывают понятие «социальная защита» через категорию «уровень жизни», в результате определяя первую как совокупность государственных мер, которые направлены на поддержание достойного уровня и качества жизни граждан.
Е.А. Токарева определяет социальную защиту как систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.
Очень близко этому понимание социальной защиты, данное Н.В. Колотовой, по мнению которой это деятельность государства в социальной сфере, целью которой является обеспечение доступности минимального, базового уровня социальных благ.
В широкое понятие социальной защиты включаются государственные и негосударственные меры, направленные на создание благоприятной среды существования человека как члена общества, в том числе национальные системы охраны труда, помощь государства в получении образования, предоставление материальных благ, связанных с реализацией права на жилище, меры по охране окружающей среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др.
Однако предлагаем сделать акцент на том, что основанием социальной защиты выступает все-таки «социально-обеспечительный риск», отличительной особенностью которого является то, что указанный риск признается государством важным и именно от таких рисков гарантируется защита в соответствии с законодательством.
Исходя из приведенных выше определений к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, социальные гарантии в образовательной сфере и многие другие вопросы, основанием которых не являются события, т.е. необходимые факторы, с которыми связывается социальное обеспечение.
Одним из основных прав человека, провозглашённых в ст.39 Конституции, признается право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., в ст. 22 провозгласила «право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях».
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Эти обстоятельства влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги. Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики, политической ситуации и характеризуется степенью социального благополучия граждан.
В настоящее время в Российской Федерации качество социального обеспечения находится на уровне постоянного развития и реформирования, а его качество повышается с каждым годом. Своевременно происходят изменения в законодательстве, что заметно отражается на качестве предоставляемых гражданам социальных услуг.
Сотрудники учреждений социальной защиты населения своевременно проходят курсы повышения квалификации для оказания помощи гражданам в полном объёме.
К сожалению, в современном обществе наблюдается тенденция к ухудшению здоровья населения, а количество нетрудоспособных граждан с каждым годом увеличивается. Исходя из этого, количество обращений с просьбами об оказании необходимой помощи в центры социального обслуживания заметно повышается.
Социальное обеспечение граждан опирается на ряд принципов:
1. Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен в Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (редакция от 01.05.2019). Данный принцип устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения и других обстоятельств.
2. Осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.
4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.
5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально- значимыми, например: достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей и т.д.
6. Многообразие видов социального обеспечения (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Социальное обеспечение как юридическая категория является объектом воздействия комплекса правовых норм и выполняет ряд функций:
- экономическая функция социального обеспечения содержится в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, образованные по территориальному принципу;
- политическая функция социального обеспечения содействует стабилизации в обществе, в котором имеются немалые несоответствия в уровне жизни разных слоев населения;
- демографическая функция мобилизована направлять и стимулировать процесс производства народонаселения, незаменимое для полноценного продвижения страны;
- социально-реабилитационное участие включает в себя реконструкцию общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего чувствовать им себя полноценным звеном общества.
Под правом граждан в области социального обеспечения понимаются различные виды и формы помощи для улучшения уровня жизни и сглаживания социального неравенства.
Таким образом, под социальным обеспечением понимается комплекс организационных, правовых, экономических и других мер, обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.

1.2. Виды права социального обеспечения

Возникновение правовых отношений по вопросам социального обеспечения связано с наступлением следующих юридических фактов:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Существуют виды права социального обеспечения для разграничения и упорядочения совокупности прав – это государственное и негосударственное обеспечение.
Первый вид предполагает государственное социальное страхование, что значит страхование за счет страховых взносов, и государственная социальная помощь (за счет бюджетов разных уровней). Социальное страхование в Российской Федерации имеет виды обязательного социального страхования: пенсионное; медицинское; социальное на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следующий вид социальной защиты населения - негосударственное, то есть за счет средств юридических и физических лиц.
Наиболее значимым элементом системы социального обеспечения по числу обеспечиваемых и по объему расходуемых средств является пенсия.
Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно.
Государственные пенсии и социальные пособия гарантированы законом. Общепризнано, что принцип уважения прав и основных свобод человека является общим принципом международного права. В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий: страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. До 2015 года страховая и накопительная пенсия были двумя частями трудовой пенсии по старости, сейчас это отдельные виды пенсий.
Пенсии - это основной вид социального обеспечения для нетрудоспособных граждан. Для эффективного функционирования пенсионная система должна иметь в своей основе действенный механизм управления и совершенное пенсионное законодательство. Уровень пенсионного обеспечения определяет уровень жизни нетрудоспособных граждан, пенсионеров, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.
Словарь бизнес-терминов определяет пенсию как регулярное денежное пособие (обычно - ежемесячное), которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность или потеряли кормильца. Иными словами, данная выплата производится в установленном законом порядке, определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
На данный момент все пенсии, которые выплачиваются на территории Российской Федерации можно разделить на два основных вида, опираясь на особенности законодательного регулирования и источники выплаты:
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению);
- страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата, компенсирующая гражданину доход, который он получал в период трудовой деятельности, а также компенсирующая доход, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Страховая пенсия выплачивается в трех случаях:
- страховая пенсия по старости назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов. До 2015 года страховая пенсия по старости называлась страховой частью трудовой пенсии по старости;
- страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа. До 2015 года страховая пенсия по инвалидности называлась трудовой пенсией по инвалидности;
- страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. До 2015 года страховая пенсия по потере кормильца называлась трудовой пенсией по потере кормильца.
До 2015 года трудовая пенсия по старости состояла из двух частей: страховой части и накопительной части. С 1 января 2015 года обе части трудовой пенсии преобразованы в отдельный вид пенсии: страховую пенсию по старости.
Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. С помощью пенсии осуществляется материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию и реализации личных потребностей. В основе лежат нормативно-правовые акты: Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (редакция от 27.12.2018), Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ и т.д.
Иногда пенсии сопровождаются социальным обслуживанием, то есть предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Эти дополнительные услуги оказываются в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах-интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию в дошкольных и внешкольных учреждениях. Дополнительно граждане имеют право на пособия, которые назначаются гражданам ежемесячно, периодически или единовременно в установленных законодательством случаях.
В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваются согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 23 декабря 2009 г. № 1012н.
Гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:
а) пособие по беременности и родам;
б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
в) единовременное пособие при рождении ребенка;
г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
е) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ж) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Право на пособие по беременности и родам имеют:
а) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
б) женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий; нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
в) женщины, обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования;
г) женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
д) женщины, указанные в подпунктах "а" - "г", при усыновлении ими ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев. Продолжительность оплаты пособия зависит от сложности родов, числа родившихся детей, а размер от среднемесячного заработка (денежного довольствия, стипендии).
Материнский (семейный) капитал. В некоторых случаях право на материнский (семейный) капитал есть и у мужчин. Так, если мужчина является единственным усыновителем первого, второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовался правом на дополнительную господдержку, то он может получить материнский (семейный) капитал при условии, что решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 г.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что пособия гражданам, имеющим детей, имеет важное социально-экономическое значение для граждан. Также предлагаются более широкие возможности использования материнского капитала, в частности, на: газификацию жилья; лечение детей; приобретение семейного автомобиля; приобретение для детей-инвалидов спецтехники; получение образования для матери; выдача материнского капитала наличными.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Формы социальной защиты населения

Социальная политика современного государства - это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на предотвращение социально-экономического неравенства, то есть защищает население от безработицы, от обесценивания трудовых сбережений и др.
Основными направлениями социальной политики являются: помощь малоимущим семьям и безработным; защита населения с использованием различных форм компенсации и проведение индексации; обеспечение развития образования за счет государства; установление минимальной заработной платы; оказание помощи гражданам в трудовой деятельности (предоставление оплачиваемых отпусков).
Социальная защита - это система законодательных, социальных, экономических и моральных мер, благодаря которым возникают равные условия жизни разным слоям населения и обеспечение достойным качеством жизни. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ под термином «государственная социальная помощь» понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. К примеру, для малоимущих жилищным кодексом предусмотрен такой вид выплат, как субсидия для оплаты жилья и услуг ЖКХ.
Часть 3 статьи 46 Конституции РФ предусматривает в соответствии с международными договорами РФ возможность для каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В ст. 22 и 28 Всеобщей Декларации прав человека содержится возможность обращения граждан РФ в международные органы по защите прав человека.
По мнению Ю.С. Гусаковой, В.Ю. Туранина система социальной защиты населения реализует свои цели и задачи посредством и в рамках сложившихся организационно – правовых форм. Организационно-правовые формы социальной защиты населения характеризуют финансовую и управленческую стороны социальной защиты населения.
В.С. Андреев впервые использовал в научных целях понятие «организационно-правовая форма социального обеспечения» и, выделяя пять таких форм, он акцентировал внимание на том, что для каждой из них, как правило, специфичны: круг обеспечиваемых; способ образования общественного фонда, из которого производится обеспечение; виды обеспечения; органы осуществляющие его.
Согласно действующей «пенсионной формуле», пенсионное обеспечение складывается из следующих составляющих: фиксированная выплата к страховой пенсии – это гарантированная выплата, которую устанавливает государство в фиксированном размере, она варьируется в зависимости от определенных показателей: возраст, количество иждивенцев, группы инвалидности, а также места проживания. Страховая пенсия гражданина состоит из отчислений в Пенсионный фонд, которые производит на него работодатель с официальной зарплаты. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования. При этом может также устанавливаться корпоративное пенсионное обеспечение.
Основными формами социальной защиты являются:
- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
- социальные услуги;
- регулирование доходов и расходов населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- целевые социальные программы.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенность социального страхования - финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.
На сегодняшний день система социальной защиты населения представляет собой социальный институт, который характеризуется совокупностью социальных принципов, норм, учреждений и организаций, определяющий устойчивые формы социального поведения граждан. Институт социальной защиты можно обозначить как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, вызванных необходимостью помощи социально- уязвимым слоям и группам населения.
Формы социальной защиты населения классифицируется в зависимости от:
1. субъекта-адресата социальной защиты могут быть общие (направлены на все население), категориальным (рассчитаны на отдельных категорий граждан) и исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов);
2. в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения бывают прямая (предоставляется в виде пособий, выплаты пенсий и т.д.) и опосредованная (предоставление льгот) социальная защита;
3. в зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня различают активную (к примеру, участие в общественных работах) или пассивную (получение пенсий) социальную защиту;
4. в зависимости от оснований предоставления - договорные и внедоговорные (предоставляются в силу закона);
5. в зависимости от особенностей получателей социальная защита делится на индивидуальную (поддержка направлена на конкретного человека) и коллективную (адресатом выступает коллектив).
Система социальной защиты выполняет ряд важных функций, таких как:
- предупреждение социально-рисковых ситуаций;
- при не предотвращении наступивших неблагоприятных социально-экономических последствий государство обязуется выплачивать пособия, пенсии и предоставлять различные виды социальных услуг;
- компенсирует гражданину материальный или моральный вред в связи с незаконными действиями государственных органов.
Основными принципами выступают:
1. социальная защита встроена в систему экономических отношений, что предполагает множество гарантий в различных сферах жизни;
2. социальная защита направлена на формирование элементов самозащиты граждан;
3. социальная защита должна учитывать культурные и национальные традиции народов. Законодательство на региональном и федеральном уровне защищает те категории населения, которые будут находиться в трудной жизненной ситуации без мер защиты.
Перечень подверженных социальному риску граждан:
- инвалиды с детства;
- дети-инвалиды;
- инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
- граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
- одинокие граждане пожилого возраста и одиноко проживающие граждане;
- вынужденные беженцы и переселенцы;
- дети-сироты;
- дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
- дети с девиантным поведением;
- безработные;
- лица без определенного места жительства;
- многодетные семьи;
- малообеспеченные семьи;
- одинокие матери;
- граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом.
Для вышеуказанных категорий граждан социальная защита предоставляет постоянные или долговременные меры, гарантированные государством для преодоления трудных ситуаций в жизни более подверженных неблагополучию граждан. Данные меры направлены на создание равенства среди слоев населения.
Система социальной защиты включает в себя следующие структурные составляющие:
1. субъекты социальной защиты;
2. предметы социальной защиты и их структура;
3. уровни социальной защиты;
4. принципы и типы социальной защиты;
5. критерии оценки социальной защиты.
Одной из форм социальной защиты населения являются внебюджетные социальны фонды. Они имеют статус государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждений. На федеральном уровне осуществляется управление ими, а местные и региональные отделения подчиняются центральному аппарату фондов.
Доходным источником для всех фондов являются обязательные страховые взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда, а в Пенсионный фонд страховые взносы уплачивают граждане.
Одним из крупнейших и наиболее значимым социальным институтом России является Пенсионный фонд РФ. За счет средств ПФР пенсии получают миллионы российских пенсионеров, также пенсии трудовые и по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии, пенсии госслужащих, пенсии военнослужащих и их семей.
Таким образом, формами (средствами) социальной защиты являются:
- льготы, субсидии, рассрочки, бесплатная или частичная оплата услуг;
- регулирование минимального уровня оплаты труда, гарантирование минимально допустимые ставки налогов;
- минимальное бесплатное образование и медицинское обслуживание;
- организация пенсионного обеспечения граждан;
- комплексный анализ уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;
- организация и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической и экстремальной помощи;
- создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе.
Механизмы социальной защиты в системе социальной защиты работников включают в себя отдельные комбинации правовых, экономических, социальных и организационных подсистем, призванных обеспечивать определенные функции защиты, также способы достижения согласия между социальными субъектами.
Опираясь на вышесказанное можно заключить, что основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

2.2. Способы социальной защиты населения

При рассмотрении понятия «способы защиты прав» следует опираться на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных законом. Эти действия могут выражаться в направлении жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации, в устных обращениях.
Граждане вправе требовать восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, юрисдикционные органы обязаны удовлетворить законные требования граждан и потребовать восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб виновными в нарушении прав граждан органов, учреждения и организаций. Органы, учреждения и организации обязаны выполнять вынесенные юрисдикционными органами решения.
Немало важен вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Возникновение охранительных правоотношений зависит от времени произошедшего нарушения прав граждан и когда гражданин имел обращение за защитой его прав. Обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях, в некоторых случаях в процедурных правоотношениях.
Выделяются следующие способы защиты прав граждан: судебная, непосредственная, управленческая, общественная и международная. Непосредственная, управленческая и общественная формы защиты прав граждан считаются внесудебной формой, так как перечисленные формы не включают деятельность судов общей юрисдикции, конституционных судов и Конституционного суда РФ.
Осуществление законных прав граждан реализуется в судебном порядке, в административном и в неправовой форме защиты в зависимости от того, какие органы имеют закрепленное в нормативном акте обязанность защиты прав и законных интересов граждан на получение установленного социального обеспечения.
Правосудие является эффективным способом исполнения судебной защиты прав и свобод граждан. Один из его видов - оспаривание в суде решений, нарушающих права и свободы граждан, напрямую связанный с конституционным правом на обжалование. Право на обжалование в суд решений, нарушающих права и свободы граждан, зафиксировано в статье 46 Конституции РФ и гарантируется каждому гражданину, права и свободы которого нарушены. Право на справедливое правосудие является субъективным правом гражданина, иначе говоря мерой возможного его поведения, предоставленной ему и обеспеченной государством.
Спор по вопросам социального обеспечения, заявленный гражданином и переданный на рассмотрение юрисдикционного органа, следует называть спором, связанным с защитой права на социальное обеспечение.
Возникает указанный спор при заявлении гражданина о наличии правоотношения по социальному обеспечению между спорящими субъектами и о том, что органом социального обеспечения нарушено или оспорено его право на определенный вид социального обеспечения.
Характерными признаками спора по защите права на социальное обеспечение являются:
1. Возникает из правоотношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения;
2. Предметом спора является материальное благо, предоставляемое гражданину в порядке социального обеспечения в денежной или "натуральной форме";
3. Сторонами спора выступают с одной стороны физическое лицо, а с другой стороны - орган социального обеспечения. При этом в качестве органа социального обеспечения всегда выступает государственный либо любой другой допускаемый государством орган, обязанный предоставить социальное обеспечение.
Классифицировать споры по вопросам социального обеспечения можно по следующим основаниям:
- по субъектному составу;
- по субъекту, инициирующему спор;
- по виду спорного правоотношения;
- по характеру требований, содержащихся в обращении в юрисдикционный орган.
По субъектному составу споры подразделяются на споры между гражданином, с одной стороны, и органами, осуществляющими социальное обеспечение, с другой стороны. Такими органами являются органы социальной защиты населения, органы медико-социальной экспертизы, подразделения государственных внебюджетных фондов (ПФР, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), медицинские учреждения, социального обслуживания и др.
По предмету судебной деятельности можно выделить:
- споры, связанные с установлением юридических фактов;
- споры, связанные с реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения;
- споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, в том числе, в связи с возмещением ущерба, причиненного сторонами правоотношений.
В зависимости от вида социального обеспечения все споры можно подразделить на споры, возникающие из правоотношений по поводу денежных выплат по системе социального обеспечения и споры, возникающие из правоотношений по поводу социального обеспечения в "натуральной форме".
При этом первая группа включает в себя споры возникающие:
- из пенсионных правоотношений;
- из правоотношений по обеспечению пособиями и компенсациями;
- из правоотношений по обеспечению страховыми выплатами, пострадавших на производстве и их семей.
Споры из пенсионных отношений, в свою очередь, можно классифицировать на споры, возникающие:
1. По поводу трудовых пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
2. По поводу государственного пенсионного обеспечения:
- за выслугу лет;
- по старости;
- по инвалидности;
- социальной пенсии.
Споры из правоотношений по обеспечению пособиями и компенсациями:
- по поводу пособия по временной нетрудоспособности;
- по поводу пособия по безработице;
- по поводу пособия на погребение;
- по поводу пособий в связи с материнством, отцовством и детством (по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком и т.д.);
- по поводу пособий супругам военнослужащих;
- пособий вынужденным переселенцам и беженцам;
- компенсационных выплат за время вынужденного отпуска без сохранения оплаты труда;
- пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;
- матери за время отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
- учащимся за время академического отпуска по медицинским показаниям;
- приемной семье на детей, находящихся на воспитании и др.
Споры из правоотношений по обеспечению страховыми выплатами пострадавших на производстве и их семей подразделяются на возникающие из правоотношений:
- по обеспечению пособием по временной нетрудоспособности;
- по обеспечению единовременными страховыми выплатами;
- обеспечению ежемесячными страховыми выплатами.
В зависимости от вида социального обеспечения в "натуральной форме" споры подразделяются на возникающие в области предоставления:
- медицинской помощи и лечения;
- бесплатной или со скидкой лекарственной помощи;
- санаторно-курортного лечения;
- стационарного или полустационарного обслуживания; социальной помощи на дому;
- содержания детей в детских учреждениях;
- профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
- транспортных средств инвалидам;
- протезно-ортопедической помощи;
- льгот по системе социального обеспечения.
Классификация по порядку рассмотрения спора включает в себя споры:
- разрешаемые в административном порядке;
- разрешаемые в судебном порядке.
Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят свое разрешение как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных судах субъектов РФ, а также в высшем органе конституционного контроля – Конституционном Суде РФ.
Опираясь на вышеозначенное можно заключить, что способы защиты прав - это предустановленные законом действия, которые напрямую касаются защиты прав. Способы защиты являются актами защиты прав или пресечения правонарушения в виде материально-правовых действий или юрисдикционных действий по предотвращению преград на пути реализации субъектами своих прав.
Таким образом, каждое лицо, полагающее, что его социальные права нарушены, имеет право выбора способа защиты: обратиться за разрешением спора в административном порядке, что не препятствует в последующем передаче спора в суд, или же сразу прибегнуть к средствам судебной защиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрели защиту прав граждан по социальному обеспечению, и сделали выводы о том, что:
Выступая гарантом социальных прав граждан, государство играет активную роль в жизни страны посредством последовательно проводимой социальной политики. Формирование устойчивого общества и единого социального пространства предполагает для граждан наличие политических, экономических и юридических гарантий в области социального обеспечения.
Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав.
Потребность в защите права на социальное обеспечение возникает, как правило, в случае его нарушения: если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за лицом этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права. Как выяснилось, пенсия является основным источником социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Регулирование пенсий в последнее время достаточно усложнено, что связано с проведением пенсионной реформы и принятием ряда новых законодательных актов.
Пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время можно понимать, комплекс организационных, правовых, экономических и других мер, обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и другие официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (в редакции Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237; Российская газета. - 2020. - № 55.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948) // Российская газета. - 1998. – Ст.22.
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
4. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (редакция от 22.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст.1.
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (редакция от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52. - Ст. 7007 (ч.1); Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 29. - Ст. 4500.
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (редакция от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 50 (ч. 3). - Ст. 8045.
7. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (редакция от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (ч.1). - Ст. 6965.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 41. - Ст.6190.
9. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. – Ст.1929.
10. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (редакция от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699; Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 1. - Ст. 12 (ч.1).

Специальная литература:

11. Белозерова В.И. Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению // Наука и общество: проблемы и перспективы. - М.: 2016. − 92- 99 с.
12. Быстренко В.И. Права человека: учебное пособие. – М.: 2021. – 152 с.
13. Буянова М.О Право социального обеспечения: учебник. - М.: Кнорус, 2017. – 480 с.
14. Выдрин И.В., Выдрина И.И. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики // Современное право. – М.: 2019. - № 9. - 27-34 с.
15. Гусакова Ю.С., Туранин В.Ю. Организационно-правовое обеспечение учреждений системы социальной защиты населения. – М.: 2017. - № 4. – 85 с.
16. Ойкин В.Г. Конституционный вектор развития социально-обеспечительных рисков // Научный поиск. – М.: 2017. - № 4.1. - 43-44 с.
17. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения: к вопросу о содержательной трансформации // Вестник Омского университета. – М.: 2018. - № 1. – 135 с.
18. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве: монография. - М.: Проспект, 2017. – 480 с.
19. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. – М.: 2016. - № 3. – 4 с.
20. Финогенова Ю.Ю., Одинокова Т.Г. Роль корпоративных пенсионных программ в архитектуре пенсионной системы России // Финансы и кредит. – М.: 2017. – 649 с.
21. Ярычев Н.У., Ярычев М.У. Понятие и сущность социальной защиты населения // Право и практика. – М.: 2017. - № 1. – 158 с.

Интернет-ресурсы:

22. КонсультантПлюс - законодательство РФ кодексы и законы в последней редакции: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru.
23. Библиотека диссертаций: [сайт]. URL: http://www.dslib.net.
24. Виды социальных выплат и пособий: [сайт]. URL: http://creditnyi.ru/posobiya-pobezrabotice-netrudosposobnosti/vidy-socialnyh-posobii-250/.

Год сдачи
2022
Loading...

Последние статьи из блога

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Теоретические основы управления процессами интеграции

Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза

Теоретические основы формирования конфликтной компетентности будущего педагога-психолога

Физико-химические свойства эпоксидных связующих

Вопросы по международному праву

Задачи по УК РФ

Структурно-логическая схема состава преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ

Методы очистки сточных вод от СПАВ