Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту
В выпускной квалификационной работе студентка раскрывает значимость и актуальность исходного положения.
Основная часть работы выполнена в рамках продуктивной деятельности как средством формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет.
Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельное законченное исследование. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.
Автором грамотно выделены объект и предмет, цели и задачи исследования, определён его научный аппарат.
План полностью отражает содержание работы. В первой главе автор раскрывает теоретические аспекты изучения продуктивной деятельности как средства формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет.
В практической части автор представляет систему методов и приёмов, направленных на формирование представлений о временах года у детей 4-5 лет.
Стиль изложения выпускной квалификационной работы носит научный характер.
Всё сказанное выше позволяет нам сформулировать своё отношение к работе следующим образом: выпускная квалификационная работа Сидякиной Надежды Владимировны выполнена в соответствии с требованиями к оформлению подобного вида научных работ, может быть допущена к защите и заслуживает положительной отметки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения продуктивной деятельности как средства формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет …………………………………………………………….7
1.1. Теоретические аспекты изучения продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………7
1.2 Характеристика представлений о временах года у детей 4-5 лет ..19
1.3. Особенности формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности……………………23
Глава 2. Эмпирическое исследование продуктивной деятельности как средства формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет ……………………………………………………………………………….39
2.1.Организация и содержание эмпирического исследования продуктивной деятельности как средства формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет …………………………………………………39
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования, обобщение и систематизация полученных данных …………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………….74
Список использованной литературы…………………………………….75
Введение
Проблема развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в последнее время является достаточно актуальной. Несмотря на то, что жизнедеятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем складываются у них достаточно поздно. Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений.
У многих детей, поступающих в школу, наблюдается недостаточный уровень развития представлений о временах года. Дошкольникам часто тяжело запомнить названия месяцев и времен года, трудно освоить такие понятия как «на рассвете», «сумерки». Дети старшего дошкольного возраста часто с трудом могут назвать отличительные особенности каждого времени года. А между тем, детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: правильно обозначая в речи, измерять и определять время; регулировать и планировать свою деятельность во времени, т.е. чувствовать его длительность; в зависимости от наличия времени менять темп и ритм своих действий. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как собранность, организованность, точность, целенаправленность, необходимых ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Проблема развития представлений детей о времени находит отражение в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО). В содержании ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе и других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.)»; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает «реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, мы выделили противоречия между:
- элементарными представлениями о временах года, усвоенными дошкольниками, и несформированностью восприятия временной длительности и временной последовательности;
- потребностью в повышении уровня развития представлений о временах года у детей 4-5 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса.
Проблема исследования: каково влияние продуктивной деятельности на развитие представлений о временах года у детей 4-5 лет.
Цель исследования: изучить формирование представлений о временах года у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности.
Объект исследования: формирование представлений о временах года у детей 4- 5 лет.
Предмет исследования: продуктивная деятельность как средство формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования - продуктивная деятельность является средством формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет
С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить понятие и структуру детской продуктивной деятельности;
-проанализировать проблему развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста психолого-педагогических исследованиях;
- определить педагогические возможности использования изобразительной деятельности в развитии представлений о временах года у детей 4-5 лет;
- выявить критерии, показатели и уровни развития представлений о временах года у детей 4-5 лет;
- разработать методические рекомендации по развитию представлений о временах года у детей 4-5 лет в процессе продуктивной деятельности.
Проблема развития представлений о временах года у детей, ее природа, условия развития исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, И. Кант, Я.А. Коменский, К. Маркс, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Шеллинг и др.), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.
В работах Л.С. Выготского, А.М. Леушиной, А.А. Люблинской, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейна, О.А. Фунтиковой, Н.И. Чуприковой, Е.И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени года осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность, текучесть, необратимость, одномерность. Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность, с трудом находят отличительные особенности каждого времени года.
В связи с этим, для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных форм и методов развития у дошкольников представлений о временах года. Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность, так как она вызывает положительные эмоции, создает неординарное видение замысла, а также формирует способность к быстрому «вхождению» в образ. Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и др. отмечают, что рисование, лепка и аппликация являются одними из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, они связаны с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение).
2. Эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, эксперимент).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) определены особенности развития представлений о временах года у детей 4-5 лет в процессе продуктивной деятельности;
2) выявлены критерии, показатели и уровни развития представлений о временах года у детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы ДОО по развитию представлений о временах года у детей 4-5 лет в процессе продуктивной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе мы представили результаты исследования, цель которого состояла в изучении формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности. На основании проделанной работы и полученных данных можно считать поставленную цель достигнутой, задачи решенными.
В первой главе мы представили результаты анализа (изучения) психолого-педагогической (научной) литературы по проблеме исследования.
В частности, мы изучили теоретические аспекты изучения продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ,характеристика представлений о временах года у детей 4-5 лет,Особенности формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности
Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование, результаты которого представлены во второй главе. Описываете последовательность эмпирического исследования. Изучая уровень сформированности, мы пришли к выводу, что уровни развития представлений о временах года у детей 4-5 и констатируем следующие результаты: 35% детей показали низкий уровень развития представлений о временах года. Дети знают названия времен года, но затрудняются в определении их последовательности, затрудняются в названии месяцев в порядке их следования, не могут перечислить их, начиная с любого месяца; не могут находить «соседей» месяца. Дошкольники с помощью педагога соотносят месяц с определенным временем года. У детей недостаточно сформированы представления о характерных признаках времени года, чаще всего затруднения вызывают весна и осень. Дети с трудом определяют времена года по природным явлениям, а именно, малознакомыми оказались такие явления, как иней, туман, град, роса. Затем мы провели формирующий этап эксперимента, направленный на развитие продуктивной деятельности у детей 4-5 лет.
Проведенное нами исследование позволило подтвердить гипотезу, которая заключалась в тои, что продуктивная деятельность является средством формирования представлений о временах года у детей 4-5 лет .Мы получили подтверждение эффективности предложенного нами комплекса. Это дает нам основание рекомендовать его в практике работы ДОО по развитию представлений о временах года у детей 4-5 лет в процессе продуктивной деятельности.