Содержание
Введение ………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Социальная реклама: теория и методология …………………. 5
1.1 Социальная реклама как социальный̆ феномен воздействия
на ценности личности …………………………………………………………. 5
1.2 Особенности восприятии социальной рекламы детьми разного возраста ………………………………………………………………………… 10
Глава 2. Методика преподавания основ социальной рекламы на уроках по дизайну в художественных школах ……………………………………… 20
2.1. Методика обучения ………………………………………………. 20
2.2 Разработка цикла занятий по социальной рекламе
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время существующая система уроков по дизайну не всегда в полной мере способно помочь ребенку в развитии его творчества и самовыражения. Однако развитие именно этих критериев, формирование представлений об искусстве и предоставление всех необходимых для этого условий подрастающему поколению являются главными задачами, которые стоят перед преподавателем на уроках по дизайну. На таких занятиях дети формируют своеобразный стиль мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление).
В данной работе исследование упирается на творческое многостороннее развитие ребенка с помощью обучения проектирования социальной рекламы на уроках по дизайну в художественных школах. Актуальность темы в данной работы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс данного вида искусства для формирования творческой личности человека.
Объект - процесс обучения социальной рекламы на уроках по дизайну
Предмет – методические основы обучения социальной рекламы на уроках по дизайну
Цель работы: изучить теоретические и методические возможности по социальной рекламе на уроках по дизайну в художественных школах
Исходя из цели имеем следующие задачи:
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Социальная реклама: теория и методология
1.1 Понятие социальной рекламы, виды и методы реализации
Социальная реклама — это реклама, направленная на изменение моделей социального поведения и привлечение внимания к общественно значимым явлениям и проблемам. Социальная реклама представляет собой особую форму неличного представления и продвижения социальных идей, поведения и практик, способствующих как гуманизации общества в целом, так и достижению отдельных целей, полезных с точки зрения общественного блага.
Развитие социальной рекламы подразумевает, что реклама способствует или может способствовать передаче и распространению социальных норм и ценностей. Как и коммерческая реклама, социальная реклама благодаря своей тиражности, многообразию, лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Вместе с тем, мнения в отношении эффективности социальной рекламы неоднозначны.
Социальная реклама использует те же средства, что и коммерческая. Их различают лишь цели. Стратегической целью любой социальной рекламы является изменение поведенческой модели общества по отношению к объекту рекламы, а в некоторых случаях — создание новых социальных ценностей. В качестве объекта такой рекламы выступает осязаемый или неосязаемый социальный продукт (идеи, ценности, отношения), предназначенный для осуществления определенных изменений в сознании и поведении общественных групп. Этот вид рекламы представляет общественные или государственные интересы и, как правило, ориентирован не на узкую целевую группу потребителей, а на аудитории, объединенные преимущественно по своему социальному статусу, либо на все общество или его значительную часть.
Регулирование социальной рекламы в разных странах организовано по-разному: в одних странах эти функции сосредоточены в руках правительства, в других этим занимаются общественные организации, в третьих регулирование практически отсутствует. В большинстве государств специального законодательства о социальной рекламе не существует. В России социальная реклама регулируется законодательно.
В зависимости от поставленных целей, социальная реклама может решать следующие основные группы задач:
В зависимости от выбранных коммуникационных стратегий, социальная реклама может выполнять следующие основные функции:
В настоящее время приоритетными направлениями кампаний социальной рекламы являются следующие темы:
Основными заказчиками кампаний социальной рекламы являются государственные институты, общественные организации, благотворительные учреждения, а также отдельные коммерческие организации и профессиональные объединения.
Методы реализации социальной рекламы: плакаты, заставки, клипы, щиты, листовки, значки и другая атрибутика, эмблемы на товарах массового потребления, граффити, компьютерная графика, комиксы, фотография, карикатура. Работы могут быть представлены также в литературной форме в виде: сценария спектакля, слогана, стихотворения, частушек, сказок, сочинения, актуального репортажа, фельетона, басни.
Телевизионные ролики также можно подразделить на три группы: художественно постановочные; документальные (посвященные, напр., исповеди реальных людей) и информационные (ознакомительные).
Рассмотрим некоторые наиболее популярные методы подробнее:
Устная реклама передается посредством радио. Радио использовалось для целей социальной рекламы еще во времена первой мировой войны. По радио передавались не только фронтовые новости, но и активно создавались героические образы собственной армии и образ ненавистного врага. Радио использовалось для создания мотивации поддержки армии и государства за счет получения военных займов. В России и до, и после Октябрьского переворота радио было очень существенным инструментом для воздействия на население.
Визуальные образы в социальной рекламе могут иметь различные формы.
Фотография. Фотография стала неотъемлемым элементом социальной рекламы. Она придает ощущение большей достоверности тексту. У людей возникает ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии, сопереживание ее героям. Вместе с тем, фотография — это интерпретация специального замысла фотографа, а не объективная регистрация событий. При этом на интерпретацию влияют весь наш личный опыт и культурная среда. В фотографии используются различные символы, и для правильной интерпретации образа в социальной рекламе необходимо, чтобы эти символы были хорошо знакомы аудитории и ею понимаемы.
Социальный плакат. Плакат как средство социальной рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. Плакаты первой мировой войны разделяются на три большие категории — первая связана с рекрутированием солдат в армию, вторая — со сбором денег на войну, третья категория плакатов — с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех странах удивительно похожи по своей графической структуре и социальному предназначению. Они выполняли две важных функции — информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству. Социальные плакаты способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако их главной функцией является склонение читателя к действию. Глубина, сила реакции избирателей на политическую рекламу зависит от степени идентификации с теми идеями, которые в ней содержаться.
Листовки. Жанр листовки как формы социальной рекламы также имеет давнюю историю. Во время первой мировой войны листовки разбрасывались с самолетов, и не случайно на польском языке слово листовка звучит как «улётка». Листовки различны по своим функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.
1.1 Социальная реклама как социальный̆ феномен воздействия
на ценности личности
Современный мир непрерывно меняется. Актуальный на сегодняшний день этап развития характерен активным завладением человеческих умов новыми взглядами, довольно сильно отличающимися от стандартного мышления. Процесс интеграции в социальной и экономической сферах общества неизбежно накладывает отпечаток на личностные ценности каждого человека в отдельности и мира в целом. Происходит непрерывная борьба традиционных устоев, плотно вошедшие в сознания людей, которые активно передают эти знания из поколения в поколение с попытками современного общества выйти на новый уровень самосознания, привнося совершенно иные взгляды и правила. Это тормозит процесс развития, делает его более рваным и непоследовательным. Современный человек стал гораздо более мобильным, он активно перемещается внутри страны и между странами, связь с местом, где проходило его взросление значительно ослабла. Развитие современных технологий и благ цивилизации, мода на «жизнь сегодняшним днем» повысили активность людей. Однако, перспективы современного развития мира все еще неопределенны и туманны, вкупе с теми традиционными знаниями, что уже имеются в головах людей, они сеют сомнения относительно правильности новых идей. Старое и новое непрерывно борется за право на существование.
Социальная реклама стала неотъемлемой частью жизни людей, однако ее восприятие не всегда проходит легко и гладко. Проблема ее восприятия является актуальной, но малоизученной, некоторые мысли озвучены в разделе психологии, изучающей сознание и восприятие.
Ценности, как и некоторые другие определения, появляются ещё в эпоху античности, задолго до современной терминологии. Сократ, первый из философов античности, пытался объяснить, что такое благо, добродетель и красота, не относя их к чему-то или кому-то конкретному. Он назвал их «идеальными ценностями»[Абакумова, с. 8]. Сократ считал, что основой нравственного поведения является понимание этих понятий.
Аристотель в своей в «Большой этике» изучает разные виды благ. Он впервые вводит понятие «ценимое» («тимиа»). Блага, по его мнению, подразделяются на ценимые («божественные», например, душа, ум) и хвалимые (получившие оценку). Также имеются блага-возможности (власть, богатство, сила, красота). Их можно использовать как для добра, так и для зла. В отличие от Сократа Аристотель считает, что «благо может быть целью и может не быть целью» [Астахова, с. 301].
Т. Гоббс дает определение ценности с помощью социально-экономических подходов. Ценностью человека он называет стоимость его услуг.
Зигмунд Фрейд утверждает, что ценности можно найти в любой части личности.
К. Роджерс указывает на самость личности и собственную систему ценностей. Как пишет К. Роджерс, «именно организм поставляет данные, на основе которых формируются ценностные суждения» [Роджерс, с. 72]. Он утверждает, принятые в обществе ценности будут усвоены лишь при условии, что организм человека воспримет их как необходимые и жизненно важные. «Именно на этом основании усваиваются взятые из культуры социальные ценности» - говорит он [Роджерс, с. 72]. Вместе с этим, К. Роджерс считает, что основой понимания ценностей является осознание тех переживаний, которые сопутствуют этому процессу.
А. Маслоу отмечает, что адекватно воспитанный человек в любом случае будет правильно ценностно-ориентированным.
Г. Олпорт пишет о понимании ценности как личностного смысла.
В. Франкл считает, что социальные ценности существуют автономно, вне зависимости от того, принимае ее человек или нет. Осознание этого и будет первым шагом к осмыслению и пониманию ценностей. [Франкл, с. 288]. В. Франкл называл ценностями личности так называемые «универсалии смысла», т.е. смыслы, которых придерживается большинство людей в обществе на определенном этапе его исторического развития. Значимость ценности, по его мнению, напрямую зависит от глубины ответственности за реализацию этой ценности.
Б.Ф. Ломов пишет о направленности личности, которая берет и получает от общества материальные и духовные ценности [Ломов].
Л.С. Выготский утверждает, что личность развивается через познание ценностей, которые приняты в обществе. Это происходит во время общения. Социальное взаимодействие между взрослым и ребенком зарождает необходимые для понимания смыслы, которые следом вкладываются в сознание. [Выгодский].
Так же считает и С.Л. Рубинштейн. Он пишет, что ценности формируются путем взаимодействия человека с окружающим миром. Таким образом человек создает то, что для него ценно и значимо. [Рубенштейн, с. 369].
По словам Д.Н. Узнадзе, прежде чем человек отреагирует на воздействия внешней действительности, он должен осознать их и переосмыслить [Узнадзе, с. 87]. Установки в голове человека расширяются и развиваются благодаря изучению и осмыслению явлений окружающей среды. Тех же идей придерживаются многие отечественные авторы, среди которых Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолов, В.Э. Чудновский, В.И. Слободчиков, Д.А. Леонтьев.
Таким образом, социальная реклама должна максимально полно выражать в себе те или иные ценности. Появилась потребность в создании новых коммуникативных каналов, способных донести до общества необходимую мысль, показать людям то, что им необходимо для личностного равновесия. Социальная реклама становится методом распространения социальных, духовно-нравственных ценностей. Ее целью должна быть не только демонстрация той или иной проблемы, но и предложение по ее устранению. То есть, социальная реклама – это один из способов взаимодействия с обществом, способный влиять на его мышление, обращать внимание на важнейшие вещи, закладывать правильные ценности в разные поколения.
Основной миссией социальной рекламы можно назвать формирование достойных моральных ценностей в обществе, его совершенствование.
Одним из главных принципов социальной рекламы должно быть отсутствие коммерческой выгоды, автономия от политики. В ней не должны упоминаться коммерческие бренды или организации, политические деятели и политические партии.
Основными задачами социальной рекламы являются:
Предметом социальной рекламы является идея, которая должна иметь конкретную социальную ценность. Социальная реклама предполагает привлечение внимания общества к различным животрепещущим проблемам, таким как насилие, экологическая катастрофа, здравоохранение, СПИД, рак и т.д. На данный период времени определены следующие функции социальной рекламы [Абакумова, с. 10-11]:
Г.Г. Николайшвили считает, что социальная реклама существует автономно и направлена на максимальное общественное вовлечение в те или иные проблемы.
Т. Астахова описала направления работы социальной рекламы западных стран, на которые первостепенно оглядываласьь социальная реклама в России.
Социальная реклама в Америке направлена на устранение социального зла. Реклама сначала воздействует на восприятие реальности, вследствие чего изменяется поведение людей. Американцы считают, что «социальная реклама 90-х годов создана инициативными гражданами. Она должна привнести в общество новую систему взглядов и мнений, которые усовершенствовали бы общество, сделали бы его более гармоничным. Их идеалистичные смыслы верят, что мир таким образом изменится к лучшему. Однако есть и более приземленные и прагматичные цели. Предотвратить проблему всегда легче и дешевле, чем устранить ее. Более того, как известно, плохое в рекламе не нуждается, а о хорошем людям свойственно забывать. [Астахова].
Выделяют два уровня социальной рекламы:
О.О. Савельева говорит о социальной рекламе как о человеческой культуре. С помощью воспитания и обучения модели, нормы и правила поведения транслируются людям как на индивидуальном, так и на групповом уровне[Савельева].
Социальная реклама часто дополняется с благотворительными акциями, проводимыми некоммерческими организациями, государственными социальными проектами. Человек совершенствует свое мышление, образ жизни через социальную рекламу. Поэтому так чрезвычайно актуален ее ценностный аспект.
1.2 Особенности восприятии социальной рекламы детьми разного возраста
Теория восприятия за последнее время претерпела значительные изменения. Переосмысление психологии в целом позволило расширить ее границы, проводя новые и новые исследования. Сам термин «восприятие» также разрастается и увеличивается за счет новой информации. Направления науки психологии разнятся, их взгляды на то, что представляет собой восприятие, тоже довольно сильно различаются. Взгляды эти могут быть как классическими, так и современными.
Одним из самых значимых и доступных способом восприятия является вербальный. Все многообразие человеческих смыслов являют собой литературные произведения. Какие-то быстро забываются, другие становятся мировым достоянием. Восприятие литературы – процесс очень личный, индивидуальный.
Проблема понимания художественного произведения не редка. Ее глубина напрямую зависит от умения полно и точно воспринимать основную идею, которую хотел донести до читателя автор. Зачастую, учащиеся не умеют находить основную идею в тексте. А.А. Леонтьев считал, что технике понимания и восприятия необходимо учить подрастающее поколение. Он описывает это в своей работе «Основы психолингвистики». Поэтому, поиск методов обучения данной технике является актуальной проблемой.
Мозг человека устроен так, что фильтровать информацию начинает лишь с возрастом. Поначалу он, словно губка, впитывает в себя все, что узнает. С возрастом человек начинает подключать логическое мышление и анализировать сведения, которые его окружают.
Обратите внимание, как маленькие дети смотрят рекламу. Она не вызывает у них чувство раздражения, они могут смотреть один и тот же рекламный ролик снова и снова, их интерес не ослабевает.
Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривает 44,8 % детей, то к 19 годам - только 15,9 %.Также установлено, что дети до 12 лет видят в среднем до 25 000 телереклам в год. Дети в возрасте от 2 до 7 лет ежедневно проводят у телевизора в среднем около 2 часов, что делает их легкой мишенью для рекламодателей [Волкова].
Ребенок начинает социализацию в обществе в период, когда учится в школе. Этот процесс идет одновременно с физическим развитием. Отмечается доверчивость ко взрослым людям, критическое мышление еще не появилось.
Именно поэтому, чрезвычайно важно правильно организовать поступающую индивиду информацию на данном этапе. Воздействие информации настолько сильное, что в дальнейшем не всегда представляется возможность изменить то впечатление, которое сложилось в детстве. Неспроста считается, что детские впечатления являются самыми сильными и прочными. Транснациональные корпорации не упускают возможность использовать это. Под влияние «вы этого достойны» должны попадать самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления. Залог успеха - массированность и всеохватность рекламы соответствующего бренда, тотальность подачи «формирующей» информации» [Зимбардо].
В период младшего подросткового возраста (10-12 лет) существенно изменяются условия взаимодействия ребенка с обществом. Происходят физические, психические и интеллектуальные изменения. Немаловажную роль играет половое созревание.
Этот переходный возраст характеризуется также тем, что с 5-го класса уровень обучения повышается, становится более сложным и детальным. Это требует более глубокой вовлеченности в процесс, более качественного эмоционального и умственного развития. Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно- организационной, трудовой и др.). Формируется самооценка, критическое мышление. Умение взаимодействовать с коллективом. Подросток стремится к самостоятельности, взрослой жизни. Семья, школа и взрослые выдвигают к нему более серьезные требования. Школьник стремится проверить знания, суждения, интеллектуальная деятельность активна. Наблюдается стремление к высокой оценке со стороны взрослых, желание проявить себя с самой лучшей стороны.
Данный период уникален, присущие ему черты в дальнейшем не повторяются. Он характеризуется глобальной перестройкой организма на всех уровнях. На первый план выходит потребность в общении с друзьями. Эта потребность также претерпевает возрастные изменения, появляются новые роли, мысли, переживания.
Подросток по-новому начинает смотреть на привычные ему вещи. По-другому воспринимаются музыка, кино и книги. Появляются первые влюбленности, переживания, связанные с этим чувством. Все это ново и неизведанно для ребенка, он еще только учится реагировать на эти эмоции. Эмоция – это субъективное переживание человеком, вызванное воздействием окружающего мира. Главным отличием эмоции от другого познавательного процесса является то, что эмоция выражает собой взаимодействие потребности и вероятности ее удовлетворения. [Торшилова].
У эмоций можно выделить несколько функций. Все они сводятся к одной главной – субъективной оценке окружающего мира в целом, объекта или явления. Мотивационная сфера субъекта определяет значимость каждого. Иначе говоря, эмоция – это результат появления у человека какой-либо потребности и оценки вероятности ее осуществления в настоящий момент или в будущем. Благодаря эмоциям, человек переживает различные ситуации, его существование приобретает жизненный смысл. У эмоций есть и более узко направленные функции:
Эмоциональная составляющая является неотъемлемой частью жизни человека.
На основе высказываний К.К. Платонова и Г.К. Шингарова о существовании так называемого «эмоционального познания», об эмоциях как специфической форме отражения реальности, А.В. Запорожец и Я.З. Неверович выдвигают теорию об эмоциональных образах, с помощью которых действительность представляется человеку. Авторы утверждают, что абсолютно все элементы действительности, будь то предметы, явления или те эмоциональные колебания, вызванные этими предметами у субъекта выражаются, воспринимаются и осознаются индивидуально, в зависимости от заинтересованности в них. [Запорожец, с. 39].
Образы, создающие внешнюю картину мира, доносят до человека ценность того, что его окружает. Это касается людей, предметов, явлений, событий. Внутренние компоненты побуждают субъект к разного рода деятельности, активизирует и регулирует реакцию. Это является главным отличием эмоциональных и логических образов. [Зимняя].
Восприятие реальности никогда не бывает абсолютно точным, считают Л.Б. Иттельсон и У. Килпатрик. Человек, воспринимая то, что его окружает, видит лишь собственные взгляды и смысловые конструкции, которые представляются ему более выгодными.
Более того, К.Э. Изард, основываясь на работы Р. Синшеймер, заявляет, что образы восприятия есть плоды взаимодействия человеческих сознания и эмоций[Изард]. Сознание подвержено эмоциям, они влияют на информацию, полученную извне, таким образом происходит ее преобразование, изменяются ощущения. Поэтому разные люди могут иметь разный взгляд на одно и то же.
Б.И. Додонов поддерживает эту позицию. Информация имеет смысл для человека только в том случае, когда она затрагивает его потребности. С помощью особенностей ощущения и восприятия она кодируется в уникальный продукт. Это касается информации как о внешнем мире, так и о внутреннем. [Додонов].
Авторы уровневых теорий эмоций (М. Джонсон, Т.Д. Далглейш, К. Малт-хауиа, М. Пауэр) называют эмоциональную реакцию на что-либо высшей степенью обработки сведений. Познавательный процесс, в частности его качество, прямо пропорционально степени личной заинтересованности субъекта в этом.
А.Н. Леонтьев, рассматривая соотношение понятий личностного смысла и эмоций, говорит, что эмоции напрямую зависит от вкладываемого смысла, который проявляются через личные переживания [Леонтьев]. Развивая эту мысль, В.В. Столин указывает на то, что личностный смысл может быть понят только относительно к выражаемому в значениях содержанию и чувственной основе (образам, эмоциональной окраске) [Столин].
Подростку сложно воспринимать скучную, монотонную информацию. Подробные объяснения, не вызывающие интереса, не усваиваются, провоцируя равнодушие. Усугубляет положение подростковый максимализм. Связь с окружающей средой упрочивается, меняются интересы, тяга к учебе сильно ослабевает.
Подростковый период характерен качественным изменением образного восприятия действительности. Понятие образа является базисным для психологии, его синонимом становится понятие сознания. Эти две категории связываются такими понятиями как взаимоотношения, действие, мотив. Образ в этом случае является центром сознания. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский описывают сознание как совокупный образ реальности, который дополняется внутренними переживаниями, мироощущениями, тот образ, в котором присутствует личное «Я» субъекта. [Петровский, с. 59].
По словам С.Л. Рубинштейна, образ «конституируется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, находящейся вне его и не исчерпывающейся его содержанием» [Рубенштейн, с. 84].
Согласно исследованиям Э. Шпрангера. культурно-психологической концепции подросткового возраста, психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:
В связи с этим, главными новообразованиями этого возраста выступает осознание собственной сущности, индивидуальности. Это крайне критический процесс, в котором очень легко заблудиться и запутаться. Подростку непросто осознать свою уникальность, не подчиняясь принятым социальным нормам, избежать конформизма. Маленькому взрослому сложно адекватно воспринимать критику, разночтения во мнениях с окружающими. Страшно быть обманутым, сложно доверять, при этом страшно выглядеть слабым и беззащитным. [Обухова].
Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования.
Л.И. Божович отмечает нравственные убеждения, которые характерны для подростка, но база для них складывается намного раньше. Эти убеждения создают систему, которая качественно меняет мышление подростка, меняет его системы стимулов и потребностей. [Обухова].
Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
В связи с изменением системы отношений «Я - общество» в подростковом возрасте личность попадает в ситуацию смещенности осуществленной ранее «физической разметки окружающего мира» (по физическим свойствам объектов, их пространственным характеристикам и т.д.) и первичной «психологической разметки мира» (первичные нравственные инстанции и т.п.). С одной стороны, смещение смысловых акцентов делает образ мира подростка нестабильным, поскольку сами его основы утрачивают характер абсолютности, а новые основы необходимо вырабатывать. С другой стороны, ситуация отсутствия жестких смысловых диспозиций открывает креативный потенциал для личностно своеобразного осмысления мира.
Подросток на качественно новом уровне производит «психологическую разметку» открывшегося ему пространства человеческого общения, социальных ролей, норм, поведенческих стереотипов, ценностей. Также личность в подростковом периоде «осваивает» открывшийся ей мир собственных мыслей и переживаний. Процесс интенсивного личностного означивания предполагает рост у подростка степени осознанности, самоконтроля, специфической активности. Присвоение культурного опыта подрастающим поколением требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Известные другим знания человек не может просто «взять» - он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними.
Отметим, что подростки 10-16-летнего школьного возраста, отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств».
Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни» [Эльконин].
В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. «Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников» [Эльконин].
Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении.
Безусловно, возрастные психофизиологические изменения, происходящие с подростками, влияют на восприятие ими окружающего мира. Образ мира у подростков строится на основе нравственных представлений, которые становятся фундаментом субъективного мировосприятия личности. Существует возможность в зависимости от образа мира, мирного взаимодействия личности с окружающей действительностью. Спецификой морали является, прежде всего, действие изнутри самого человеческого сознания под влиянием того образа мира, который сложился у воспитанника.
Все типы культуры и морали имеют «свою модель» добродетельной личности и определенные способы, направленные на то, чтобы производить как можно больше таких личностей в каждом новом поколении. Так, подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут в предложенных им социальных условиях идеалы, которые складываются в тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными и действенными для того, чтобы играть роль своеобразного «морального эталона», на который подростки равняют свое поведение. Факт избрания ими своего нравственного идеала и стремления к его достижению способствует положительному формированию образа мира личности.
2.1 Методика обучения
Теоретические основы развития художественно-творческой активности школьников в процессе их дизайнерской деятельности составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:
Для элементарной дизайнерской деятельности необходимо формировать дизайнерское мышление через специальную целенаправленную деятельность детей под руководством педагога: постановка задач, сообщения, методы, приемы, способы реализации задач по созданию отдельных предметов и гармонически целесообразной среды. Элементарное дизайнерское мышление на начальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала. Так системное владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности; наличие вариативности, гибкости, конструктивности, как возможность принимать не один усвоенный вариант; понимание эстетической целесообразности пока будет ограничиваться оценивающей (в основном критической) функцией.
При освоении дизайна в школе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.
Основы курса «Дизайн» включают разделы «Пропедевтика» и «Моделирование», которые учат школьников определять структурные качества различных объектов, познавать закономерности создания знаков и простых геометрических структур, а также обучают видению этих форм в природной и предметной среде.
В школе методика обучения дизайну направлена на овладение подсознательным ощущением формы, как одним из важнейших компонентов проектного мышления. На уроках рекомендуется чаще использовать сюжетную игру, которая помогает снять избыточную информационную нагрузку. Через игру ребенок более эмоционально и естественно решает учебную задачу, вначале он интуитивно продвигается к осознанию понятий проектно-художественного образа, а затем пытается самостоятельно или коллективно сформулировать его визуальные, пластические, наконец, конструктивные черты применительно к объектам живой и искусственной среды. Далее, трансформировав в своем воображении увиденные и изученные объекты, школьник находит черты сходства и единые принципы организации и строения этих объектов. Затем в различных визуальных формах реализует свои идеи.
В художественной школе своеобразие методического подхода к обучению дизайну в определенной мере раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, знакомство с элементами цветоведения и композиции, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономерностей формообразования.
В ходе преподавания возможно использование таких активных форм и методов обучения как индивидуальная, парная, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита, презентация, экспертная деятельность. При этом учащиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, литературно-лингвистические, технологические умения.
Учащиеся должны научиться и освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания. Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, что ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства.
Учебные задания прививают ученикам необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.
Для того чтобы выполнить поставленные перед курсом “Основы дизайна” задачи, необходимо основную часть учебного времени выделить на упражнения и самостоятельную работу, применяя “режим консультирования”. Наряду с репродуктивным методом, который используется на первых ступенях овладения знаниями, следует применять такие методы, как частично-поисковый и метод проектов. Учебный предмет следует рассматривать как средство развития личности и способ познания окружающего мира. Поэтому целесообразно отведенное время для творческих работ использовать на обучение детей проектной и экспертной деятельности, развивая познавательную активность. Очень важно в обучении использовать уже имеющийся субъективный опыт детей, полученный на других уроках, таких как: технология, математика, изобразительное искусство и т.д. Приводимые примеры необходимо брать из жизни, приближая предмет к практике, тем самым, показывая взаимосвязь между существующими в природе явлениями и знаниями.
Формы обучения:
Методы обучения:
Наряду с традиционными методами (объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, частично-поисковым) успешно применяется метод проекта. Под методом проекта понимается гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Среди средств особо выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учащихся, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности. Учащиеся сами добывают нужные для проекта сведения, учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво.
Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Учитель предоставляет ему право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.
Важно, чтобы творческий процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны быть представлены на отчетной выставке на итоговом занятии.