ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. |
3 |
|
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ. |
5 |
1.1 |
Роль социальных работников в защите безработных………………... |
5 |
1.2 |
Государственные гарантии безработным в области занятости……... |
9 |
2 |
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………. |
16 |
2.1 |
Характеристика безработицы в Чувашской республике…………….. |
16 |
2.2 |
Анализ профессионального обучения безработных в Чувашской республике……………………………………………………………... |
20 |
2.3 |
Пути оптимизации повышения квалификации кадров………………. |
24 |
3 |
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН……………………………………………………………... |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... |
30 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения -- сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.
Одним из видов занятости, постоянно присутствующих в системе национальной экономики, выступает самостоятельная занятость населения, масштабы распространения которой, ее роль и место в экономической жизни может изменяться от минимального до весьма существенного в различных условиях и в разные периоды времени. Так, в советское время самозанятость присутствовала в экономике страны, но законодательно не признавалась, - мало того, была уголовно наказуема. Но с развитием рыночных отношений, признанием частной собственности, была признана и самозанятость, играющая значительную роль в адаптации населения к сложившимся условиям. В обстановке, когда общественное производство и состояние рынка труда оказались во многом неспособными удовлетворить жизненные потребности населения, самозанятость позволила использовать потенциал рыночных отношений и выжить наиболее мобильной части населения.
В условиях нестабильной ситуации на рынке труда основным направлением активных мер государственной политики занятости является создание условий для расширения возможностей и оказание услуг гражданам по развитию предпринимательской инициативы, ориентация на самостоятельную занятость. Развитие сектора малого, индивидуального предпринимательства рассматривается в качестве перспективного направления экономического развития, позволяющего эффективно решать проблемы занятости населения.
Безработица обязательный элемент рыночной экономики. В случае же превышения допустимой нормы безработица влечет за собой негативные социальные последствия: ухудшение отношений в семье; рост преступности; увеличение заболеваний сердца и др.
Важнейшим направлением активной социальной политики занятости является повышение качества рабочей силы путем развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных (далее профессиональное обучение).
Профессиональное обучение призвано обеспечивать повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей.
Объектом исследования выступает рынок безработицы.
Предметом – особенности переобучения безработных.
Целью курсовой работы является исследование технологий переобучения безработных. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ
1.1 Роль социальных работников в защите безработных
Безработица - наиболее острая проблема нашего общества. Ее последствия отрицательно влияют на всех его членов, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные способы его существования. Обратной реакцией человека, который не получает достойных гарантий в стабильности рабочего места, выплате заработной платы является отчуждение, асоциальное поведение, психологический кризис. При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека [4, с.78].
Помощь социального работника может быть прямой и опосредованной: прямая направлена непосредственно на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний. Опосредованная помощь предоставляется через работу в социальном окружении безработного (семья, друзья, родственники), через различные государственные фонды и организации.
Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» [2] граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник -- консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями.
В целях координации психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте проводятся мероприятия по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации граждан. Но само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди ставят знак равенства между психологом и психиатром. Здесь необходима просветительская деятельность социального работника, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, то есть формирование установки на естественность обращения к психологу [9, с.53].
Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.
Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально - психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы [5, с.31].
Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт - семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства.
Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Так же социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы [15, с.65].
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.
Необходимый аспект деятельности социального работника -- это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 2 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д.
Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.
Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а также активного взаимодействия с обществом в целом [10, с.33].
Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микроуровне -- деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а также к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.
1.2 Государственные гарантии безработным в области занятости
Политика занятости населения является неотъемлемой частью социальной политики государства. Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется законодательством Российской Федерации.
Разработана программа содействия занятости населения на 1999 г., которая является одним из инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важным механизмом государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода. Государство гарантирует в случае утраты заработка или дохода по причине безработицы пособие по безработице.
Пособие по безработице является новым для отечественного законодательства видом социального обеспечения. Его предоставление регулируется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Для выделения финансовых средств на материальную помощь безработный обращается в органы ЦЗН по месту жительства с заявлением (установленного образца), в котором указываются: паспортные данные; кому предназначена материальная помощь (непосредственно безработному или члену семьи, находящемуся на его иждивении); номер счета в учреждении банка и полные реквизиты учреждения банка (в случае получения пособия по безработице в учреждении банка) [7, с.54].
Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям -- дошкольными детскими учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. В качестве дополнительной гарантии для жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.
Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной, занятости граждан, ищущих работу.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости в целях поддержки трудоустройством особо нуждающихся в социальной защите граждан. Общественные работы организуются исходя из ситуации на рынке труда и уровня безработицы на каждой территории с учетом количества трудоспособного населения и необходимости и целесообразности организации таких работ [8, с.65].
В целях повышения статуса общественных работ с учетом их социальной значимости в создании временных рабочих мест Правительство РФ разработало «Положение об организации общественных работ» [3]. Необходимость разработки и утверждения этого Положения обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»» [1].
Положение, утвержденное Правительством РФ, определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обращающихся в органы государственной службы занятости населения.
Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
Организация общественных работ предусматривает применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д. [13, с.46]
Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государственной службы занятости. Выдавая направление на общественные работы, ЦЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и выплат. За полноту и достоверность информации органы ЦЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на общественные работы оказываются органами ЦЗН бесплатно.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по направлению органов ЦЗН, они также могут привлекаться к общественным работам в свободное от учебы время.
В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые временные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице, и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т. е. с момента фактического трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах ЦЗН в качестве безработного [16, с.87].
Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы ЦЗН для постановки на учет, признается безработным в установленном порядке. При этом общественные работы считаются последним местом работы и включаются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются.
Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социально-экономического развития территорий.
Возможно содействие трудоустройству в другой местности. Для реализации этих задач Министерство труда и социального развития России разработало «Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».
Указанное Положение дает людям возможность трудоустроиться на новом месте жительства. Службам занятости для этого предстоит расширить информационное поле относительно числа и качественной структуры вакансий, наладить контакты с работодателями различных форм собственности, а также с негосударственными службами содействия трудоустройству, создать общероссийский банк вакансий. Если службе занятости удастся решить эту проблему, то разработанное Положение об оказании содействия в трудоустройстве в другой местности поможет осуществлению структурных сдвигов в экономике [12, с.18].
Работодатели должны сообщать в службу занятости о вакансиях, в действительности они предпочитают заполнять их самостоятельно, не прибегая к услугам центров занятости. Исключение составляет лишь информация о не престижных и мало оплачиваемых рабочих местах. Руководители преуспевающих, в основном негосударственных, предприятий вообще не обращаются в службы занятости. Более того, даже если предприятие сообщает о вакансиях, это вовсе не означает, что они будут заполнены теми, кто направлен службой занятости. Многим безработным, обратившимся на предприятия по рекомендации служб занятости, было отказано в трудоустройстве в связи с тем, что вакансии на момент обращения уже были заняты.
Многие квалифицированные работники предпочитают самостоятельно заниматься поиском работы, чем обращаться в центр занятости. Хотя при этом в ряде мест при наличии вакансий отмечалась нехватка людей.
В целях ознакомления граждан с информацией о возможности трудоустройства в другой местности, ЦЗН должен быть организован свободный доступ к информации о наличии вакансий и свободных рабочих мест в организациях, расположенных в другой местности, а также о характере, режиме, условиях труда и льготах, предоставляемых работникам этих организаций: сведения о возможности обеспечения граждан жильем по месту работы в другой местности, адреса и телефоны агентств по найму жилья и других организаций, которые могут оказать содействие по данному вопросу.
Безработным гражданам может быть предложено трудоустройство в другой местности в следующих случаях [14, с.44]:
Преимущественным правом для направления на работу в другую местность пользуются безработные, уволенные из организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, и безработные, состоящие на учете более 18 месяцев. Трудоустройство в другой местности осуществляется только по согласию безработного на переезд. Для решения вопросов прохождения собеседования и ознакомления с условиями труда безработные граждане направляются за счет средств ЦЗН. Это делается в том случае, если гражданин приглашается на собеседование в организацию, располагающуюся в другой местности. ЦЗН оплачивает расходы, связанные с прохождением медицинского осмотра, необходимого при приеме на работу.
Период, необходимый для переезда и обустройства на новом месте, входит в трудовой стаж, но он не должен превышать одного месяца с учетом удаленности нового места жительства, его транспортной доступности, сроков отъезда к новому месту жительства и времени нахождения в пути.
Материальные затраты на переезд безработного, компенсируемые ЦЗН, включают расходы на транспорт, суточные расходы и стоимость перевозки личного имущества (до 1000 кг). Могут быть возмещены и расходы на переезд членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.
Региональные службы занятости должны осуществлять контроль реализации мероприятий по содействию граждан в трудоустройстве в другой местности и анализ результатов реализации программ и их эффективности.
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Характеристика безработицы в Чувашской республике
Демографические проблемы 90-х годов вплотную подошли к экономике региона. Об этом свидетельствуют данные Чувашстата за 2018 год. Сегодняшний материал посвящен статистике труда, контекстный обзор которого может снабдить полезной информацией не только специалистов статистических ведомств, но и самих жителей. Всегда полезно знать об особенностях потенциальных конкурентов, понимать тенденции и следить за требованиями рынка. Именно поэтому мы расскажем о структуре и характерных чертах трудового рынка Чувашии, а также проследим скорость, с которой возрастной фокус трудоспособного населения движется к пенсионной черте.
Население любого региона разделяется статистикой на два лагеря — экономически активных и неактивных граждан. Экономически активные жители (читай — рабочая сила), в свою очередь, делятся еще на две категории — занятые в экономике региона и безработные. Статистика, пользуясь критериями Международной организации труда (МОТ), определяет возрастную рамку для активного населения диапазоном от 15 до 72 лет и считает их лицами, предоставляющими свой труд для создания новых товаров и услуг. Таким образом, занятые экономической деятельностью — это те, кто выполняет работу, приносящую любую форму дохода. Безработными считаются те, кто не имел работы на момент сбора данных, занимался ее поиском, а также был готов приступить к ней в исследуемую неделю. Все остальные граждане республики считаются экономически неактивным населением, куда входят учащиеся всех мастей, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, сиделки, а также те, кто прекратил поиски работы по любым причинам [6, с.35].
Согласно предварительным итогам исследования рабочей силы за март-май 2019 года, в Чувашии зафиксировано 650,6 тысяч человек, относящихся к экономически активному населению. Поскольку рынок труда крайне динамичен и зафиксированная однажды категория не является постоянной, то специалисты ведомства приводят средние показатели за три исследуемых месяца. Средняя численность жителей, занятых в экономике Чувашии на момент обследования, достигала 614,1 тысячи человек. Оставшиеся 36,5 тысяч человек были записаны в категорию «безработные», так как полностью отвечали критериям МОТ.
Таким образом, уровень безработицы в Чувашии на период март-май 2019 года составил 5,6 процента. Данные демонстрируют небольшое снижение показателя по сравнению с прошлым исследованием за февраль-апрель 2019 года, где уровень безработицы достигал 6 процентов. Однако они все еще превышают аналогичные показатели прошлогоднего февраля-апреля, зафиксированного на уровне 5,5%. Стоит отметить, что снижение уровня, вероятно, имеет сезонный характер, связанный с началом летнего периода. Теплая пора традиционно предоставляет больше временных вакансий.
Согласно динамическим таблицам Чувашстата, средний возраст гражданина, занятого в экономике Чувашии, продолжает увеличиваться. Прошлогодний показатель подчеркивает последовательный рост, фиксируемый на территории Чувашии в течение последних 10 лет. Если в 2008 году средний возраст был равен 38,8 годам, то в 2018-м медианное значение показателя выросло до 40,7 лет.
Процентная динамика возрастных групп также констатирует постепенное «старение» трудоспособного населения республики. В 2018 году более четверти (27,7%) работающих жителей Чувашии имела преклонный возраст от 50 до 72 лет. Для сравнения — в 2008 году к данной возрастной категории относились лишь 18,9% трудоспособного населения республики. При этом за десятилетие снизилось процентное количество основной возрастной группы трудящихся — от 30 до 49 лет. В 2008 году к ним относились 55,9% всех работающих граждан. В прошлом году их количество снизилось до 49,6%. Ожидаемое «омоложение» экономики не происходит, поскольку возрастная группа от 20 до 29 лет осталась на прежнем уровне — 22% (2018 год) против 22,3% (2008 год). За 10 лет существенно снизилась возрастная группа от 15 до 19 лет — с 3% до 0,7%. Таким образом, таблицы Чувашстата демонстрируют постепенное «сползание» основной массы трудоспособного населения к пенсионному возрасту.
В 2018 году 46,3% из них обладали средним профессиональным образованием, еще 20,8% получили законченное высшее, а 32,8% — школьное. Нетрудно догадаться, что показатели 2008 года имеют несколько иные пропорции — 37,2%, 7,3% и 54,7% соответственно.
По данным Чувашстата, в 2018 году в республике насчитывалось 637,9 тысяч человек, занятых в экономике региона. Из них 320,2 тысяч мужчин и 317,7 тысяч женщин. Среднегодовые показатели, разбитые на род занятий, демонстрируют, что в регионе наибольшее количество строителей, квалифицированных работников промышленности, транспорта и связи (113,5 тысяч человек). Далее идут различные специалисты, обладающие высшим уровнем квалификации, — 92,4 тысячи, неквалифицированные рабочие — 89,6 тысяч, управленцы всех мастей — 76,7 тысяч, а также специалисты средней квалификации — 70 тысяч человек.
Статистика говорит о том, что жители республики крайне неохотно обращаются в центры занятости населения. К концу I квартала 2019 года на учете подобных учреждений находилось 7,5 тысяч человек не занятых экономической деятельностью. Статус «безработного» имели лишь 5,8 тысяч человек, в то время как выборочное исследование домохозяйств за февраль-апрель выявило 39 тысяч граждан с аналогичным статусом. Количественная величина жителей, вставших на учет в апреле 2019 года, на 4,5% ниже мартовского показателя. Это первое количественное снижение в этом году. Стоит понимать, что данный показатель является официальным числом зарегистрировавшихся граждан, которое представлено региональным Министерством труда. Оно говорить лишь о возможном сезонном снижении популярности самих центров занятости. Оно не отражает уровень безработицы. По сравнению с апрелем 2018 года прирост вставших на учет составил 17,7%.
В 2018 году в центры занятости Чувашии обратились 52,1 тысячи человек. Из них 42,9 тысяч были успешно трудоустроены. Любопытно отметить, что ежегодное количество обратившихся остается примерно одинаковым с 2012 года — 49-52 тысячи. Количество трудоустроенных также колеблется в районе 42 тысяч человек ежегодно. Однако меняется состав обращающихся граждан. Доля лиц, которые впервые ищут работу (читай — молодежи), неизменно сокращается от года в год. Количественный показатель уменьшился с 23,5 тысяч человек, зарегистрировавшихся в 2012 году, до 13,6 тысяч, обратившихся в прошлом. Эта тенденция хоть и косвенно, но также отображает подступившую к экономике региона демографическую проблему.
По данным Чувашстата, в апреле нынешнего года центрами занятости было трудоустроено 0,9 тысяч человек, в то время как записались и получили официальный статус безработного 1,6 тысяч человек.
Всего за I квартал 2019 года за помощью в поисках работы обратились 12932 человека. Из них 3340 (25,8%) человек имели работу на момент обращения. Остальные 9592 (74,2%) гражданина не были заняты и искали работу либо после длительного перерыва (2931 человек), либо впервые (1742 жителя).
В среднем зарегистрировавшиеся жители Чувашии находили работу в течение 3,7 месяцев. Это мартовский показатель 2019 года. Наибольшее количество людей (45,2%) искало работу от 1 до 4 месяцев. Также очень распространены сроки до 1 месяца (21,7%) и от 4 до 8 месяцев (23,4%). Большие периоды безработицы наблюдались у 8,1% (срок от 8 до 12 месяцев) и 1,6 % (более года) от общего числа обратившихся граждан.
На конец мая 2019 года в центрах занятости Чувашии представлена информация о 14527 вакансиях, заявленных работодателями региона. Официальное количество безработных достигает 5456 человек, что формирует уровень регистрируемой безработицы на отметке 0,81%. Напряженность рынка труда, рассчитываемая из соотношения численности безработных на одну вакансию, составляет 0,38 единиц.
2.2 Анализ профессионального обучения безработных в Чувашской республике
Центр занятости – государственное учреждение, осуществляющее посреднические услуги при трудоустройстве безработных, а также лиц желающих переменить работу.
В Центрах занятости населения оказывается бесплатная помощь гражданам в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите; организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и высвобождаемых работников и обеспечение социальной поддержке граждан в случае безработицы.
Центр занятости строит свою работу на основе комплексных и целевых программ и выполняет следующие функции:
По состоянию на 2018 год эффективность работы центров занятости населения Чувашской республики по организацию работы по профессиональному обучению безработных граждан составила: в Чебоксарах на штатный состав центра занятости населения 21 человек количество направленных, на обучение, приходящихся на 1 штатную единицу – 13,0 человека, а количество прошедших обучение, приходящихся на 1 штатную единицу – 18,7 человек; в городе Чебоксары на штатный состав центра занятости населения – 76 человек количество направленных, на обучение, приходящихся на 1 штатную единицу – 18,0 человек, а количество прошедших обучение, приходящихся на 1 штатную единицу – 23,5 человек.
По состоянию на 2018 год в Чебоксарском центре занятости населения план направления на профессиональное обучение за год составил 2280 человек. Направлено на обучение за год 2283 человека, процент направленных к годовому заданию составил 100,1, за счет государственного бюджета – 107 человек.
Во всех центрах занятости населения Чувашской республики за 2018 год план направления на профессиональное обучение безработных граждан был выполнен.
Важную роль в стабилизации рынка труда сыграли образовательные учреждения службы занятости, которые вполне могут формировать социально ориентированную образовательную среду, обеспечивать спектр услуг, открывающих реальный доступ к соответствующей профессии возможность трудоустройства по ней.
К сожалению, безработных пока не носит приоритетного характера и ориентируется без учета потребностей слабо защищенных категорий граждан. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации проходят только 10-15 процентов безработных. На деле же нужно в два-три раза больше.
Проблемы профессионального обучения обострились в связи с переводом службы занятости на бюджетное финансирование. Сократилось финансирование мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному обучению в России с 1,04 до 0,96.
Средняя стоимость одного безработного за весь период обучения в 2018 году составила 3,9 тысяч рублей.
В условиях, когда на рынке труда все более востребованными становятся профессии с высокой стоимостью подготовки, представляется необходимым в законодательном (или ином) порядке разрешить учебным центрам взимать с безработных (по их письменному согласию) доплату за обучение таим профессиям.
В городе Чебоксары существует Центр занятости населения города Чебоксары, где проходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов.
Автором был проведен опрос по телефону среди выпускников (парикмахеров) Центра занятости населения Чувашской республики 2008-2018 гг. с целью выяснить помогло ли профессиональное обучение (переобучение) в дальнейшем трудоустройстве.
Проведенные исследования показали, что из 43 опрошенных имеют профессиональное образование:
На вопрос: «Работали ли Вы раньше, прежде чем получили статус безработного?», -39 человек ответили: «да работали».
А на вопрос: «Помогло ли Вам профессиональное обучение (переобучение) в дальнейшем трудоустройстве и работаете ли Вы по специальности?»: - были получены следующие ответы:
На вопрос: «Удовлетворены ли Вы новой работой и что именно Вас удовлетворяет?» – были получены следующие ответы:
Большинство же опрошенных на вопрос: «Как Вы считаете, получив новую профессию является ли она востребованной и конкурентноспособной на рынке труда?» Ответили:
Следует заметить, что действия центра занятости населения Чувашской республики по профессиональному обучению безработных повышают гибкость рынка труда и создают условия для скорейшего трудоустройства безработных.
2.3 Пути оптимизации повышения квалификации кадров
Новые экономические условия, «встраивание» экономики России в целом и отдельных ее регионов в мировую экономику, предъявляют дополнительные требования непрерывного обновления квалификации и знаний сотрудников на всех уровнях деятельности. В России ситуация осложнена тем, что ранее существовавшая в стране система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на производстве разрушена, а новая, отвечающая современному мировому уровню и требованиям рыночной экономики, еще не создана [17, с.83].
Наиболее рациональный выход из сложившейся ситуации представляется в формировании системы непрерывного обучения при всесторонней поддержке государственных, региональных, муниципальных и коммерческих структур. Это предполагает создание компактной, технологичной, личностно-ориентированной системы обучения безработных, позволяющей с наименьшими издержками готовить и поддерживать на необходимом уровне квалификации трудовые ресурсы, а также позволяющей трудоустраиваться выпускнику самостоятельно или с помощью государства. Важным элементом такой системы является возможность учета личностных устремлений и желаний человека. Современный этап развития образовательных структур характеризуется широким спектром различных форм включения населения в процессе профессиональной подготовки.
Образование в любом его проявлении функционально связано со множеством характеристик общественных отношений, прежде всего экономических, в той или иной мере влияющих на него и определяющих его развитие. Поэтому рассматривать проблему совершенствования профессионального образования и формирования на его основе развитых человеческих ресурсов необходимо, основываясь на определении и анализе, в первую очередь, этих высших факторов и только затем экстраполировать их влияние на отдельные образования для того, чтобы делать выводы о тех или иных необходимых изменениях в существующей образовательной системе.
Иными словами, в рыночной экономике все виды профессионального образования должны быть ориентированы, помимо государства, на конкретных заказчиков кадров и именно ориентация на потребности должна двигать реформу профессионального образования с развитием человеческих ресурсов в целом.
Представление о самостоятельности образования ущербно и возвращает его к временам идеологическим, а не экономических приоритетов.
Исходя из прогнозируемой ситуации в сфере занятости России, необходимо организационно-экономическими средствами способствовать обеспечению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, повысить мобильность и конкурентоспособность высвобождаемых работников, увеличить объемы переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с перспективным спросом на рынке труда.
Направление и содержание профессионального обучения безработных граждан должны отражать требования современного производства, учитывать территориальные особенности сфер труда, иметь обоснованное соотношение федерального и регионального компонентов образовательных стандартов, учитывать интересы и индивидуальные склонности, уровень общего и профессионального образования, производственный опыт обучаемых, а также соответствовать принципам дидактики и учитывать особенности профессиональной подготовки взрослого населения.
Дальнейшее развитие и повышение эффективности системы профессионального обучения безработных граждан как формы развития человеческих ресурсов может быть достигнут лишь при реализации таких основных условий, как:
А это означает, что гибкая мобильная и мощная система профессионального обучения безработных граждан позволит более полно и эффективно осуществлять кадровую поддержку инновационных процессов развития рыночной экономики в России, что позволит в известной степени снизить социальную напряженность в обществе.
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
В целях повышения эффективности своей деятельности Правительство Российской Федерации рекомендовало региональным Департаментам занятости направлять на профессиональное обучение только тех безработных, кто предоставит письменное подтверждение своего трудоустройства после прохождения курса профессионального обучения. Поскольку такая мера противоречит Закону Российской Федерации (согласно которому право на переподготовку обладает любой незанятый гражданин, имеющий статус безработного), она носит рекомендательный характер, но нем не менее, по сути, превратила профессиональное обучение в «привилегию» для тех, кто сможет любым способом заполучить письменное подтверждение своего будущего работодателя. Приветствуется и заявление безработных о том, что после прохождения профессионального обучения он займется самозанятостью и не придет для повторной регистрации в Цент занятости населения [11, с.59].
В перечисленных выше случаях расходы на профессиональное обучение считаются оправданными и расцениваются как направленные на «переподготовку» под рабочее место или под «самозанятость». Эта «модель» имеет две стороны: с одной стороны, в столь жестких рамках финансирования затраты должны быть максимально эффективны. Безработный, получивший за счет службы занятости новую профессию, специальность или квалификацию, шел на предприятие, у которых не было денег расплатиться. «Помыкавшись», человек снова оказывался на учете в Центре занятости населения. Затраты огромные, итог – нулевой. Поэтому последующая гарантия трудоустройства является жизненной необходимостью.
С другой стороны, конституционные права и возможности безработных будут ограничиваться до тех пор, пока не изменится ситуация с финансированием профессионального обучения. Поэтому имеем невероятный по международным стандартам показатель трудоустройства безработных после прохождения профессионального обучения.
На результаты профессионального обучения оказывает влияние «отсев» безработных или численность граждан, прекративших профессиональное обучение до его окончания.
Над устранением причин «отсева» необходимо применить, например следующую стратегию: перед направлением на обучение безработный сначала должен ознакомиться с учебным заведением, его условиями, а потом уже решить, будет он здесь учиться или нет.
На «отсев» также влияет и финансовая сторона обучения: компенсация транспортных расходов предусмотрена по факту, как и расходы на проживание. Некоторым безработным просто не «потянуть» эту норму при направлении их в другую местность. Многие и боятся того, что в последствии компенсирующих выплат они так и не увидят в связи с систематическими задержками.
В качестве направлений, способствующих повышению эффективности работы отдела профессионального обучения ЦЗН Чувашской Республики, рекомендуется следующее:
Мировой опыт показывает, что в большинстве стран, особенно европейских, служба занятости располагают достаточными возможностями для того, чтобы диктовать работодателям некоторые «правила игры», вплоть до анализа трудовых соглашений и контроля за выполнением пунктов, касающихся исполнения рабочей силы и финансирования ее переподготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное обучение безработных граждан стало одним из важнейших реальных факторов активной политики содействия занятости населения.
Главной задачей профессионального обучения безработных граждан является повышение их конкурентоспособности на рынке труда с целью трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда, что рассматривается как важнейшее средство социальной защиты от безработицы.
Профессиональное обучение безработных включает в себя следующие виды обучения:
В качестве направлений, способствующих повышению эффективности работы отдела профессионального обучения ЦЗН по Чувашской Республике, рекомендуется следующее:
Формируемая система профессионального обучения безработных выполняет более широкие социальные и экономические функции - овладение профессией, специальностью как средством защиты от безработицы, развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ