ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты изучения эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей.....................................................................................................................................6
1.1. Феномен «эмоциональное выгорание» в зарубежной и отечественной научно-психологической литературе.....................................................................................................................................6
1.2. Психологические особенности работающих и не работающих матерей...........................................................................................................................................................................................9
Выводы по теоретическому исследованию...........................................................................................................................................................................................11
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей.....................................................................................................................................13
2.1. Организация исследования ...........................................................................................................................................................................................13
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ...........................................................................................................................................................................................16
Выводы по эмпирическому исследованию ...........................................................................................................................................................................................28
Заключение ...........................................................................................................................................................................................30
Список литературы ...........................................................................................................................................................................................32
Приложения.....................................................................................................................................33
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа лиц с эмоциональным выгоранием. В данном случае, негативное последствие этого психологического явления отражается не только на самом субъекте, страдающим этим симптомом, но и на окружающих людях, с которыми он взаимодействует.
Синдром эмоционального выгорания негативно влияет на психическое здоровье человека, ведет к ощущению бессмысленности существования, беспомощности, низкой самооценке, сомнению в собственной профессиональной компетентности. Могут возникать и сложности в области межличностных коммуникаций и профессиональной деформации личности. Последствия развития профессиональной деформации глубоко проникают в деятельность и инициируют распад профессионального сознания, возникновение деструктивного поведения и межличностных конфликтов [3].
Помимо вышесказанного в настоящее время все больше матерей принимают решение оставаться на работе, несмотря на то, что у них есть дети. Это может привести к определенным трудностям, таким как эмоциональное выгорание. Это состояние может вызывать чувства усталости, разочарования и потери интереса к работе, а также отрицательно влиять на отношения в семье [1]. Исследование особенностей эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей может помочь улучшить ситуацию и разработать стратегии предотвращения этого состояния.
Проблема исследования заключается в недостаточном количестве исследований о различиях в проявлении эмоционального выгорания у работающих и не работающих матерей.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей
Цель работы определяет основные задачи исследования:
1) проанализировать теоретические аспекты изучения эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей;
2) организовать и провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания и на основе анализа полученных данных выявить различия в уровне эмоционального выгорания у работающих и не работающих матерей;
3) выявить взаимосвязь между уровнем эмоционального выгорания, перфекционизмом и самоотношением у работающих и не работающих матерей.
Гипотезы исследования: уровень эмоционального выгорания работающих матерей выше, чем у не работающих, причем, независимо от того, работают женщины, или нет, чем выше уровень перфекционизма и негативнее отношение к себе, тем выше уровень выгорания.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось при помощи Google Forms.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 женщин в возрасте 29 - 36 лет (средний возраст – 33,9±2,06 года), из них 15 работают и 15 – домохозяйки. Все участники исследования посещают закрытый клуб по интересам «Кройка и шитьё женского легкого платья». Помимо этого все женщины – матери имеют, по крайней мере, одного ребенка и состоят в официально зарегистрированных браках. Все дети здоровы (не имеют серьезных нарушений здоровья, требующих особого ухода). Возраст детей – от 4 до 5 лет.
Из числа принявших участие в исследовании женщин 26,7% имеют среднее образование, 16,7% – среднее профессиональное, также 16,7% – неоконченное высшее, остальные 40% женщин указывают на высшее образование.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по теме исследования; эмпирические – тестирование; количественные и качественные методы обработки данных; методы статистической обработки полученных данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко);
2. Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта, Г. Флетта (адаптация И. И. Грачевой);
3. Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантилеев).
Методы математической статистики:
U-критерий Манна – Уитни;
коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (12 источников) и приложения.
Синдром эмоционального выгорания - это состояние, когда человек испытывает психологическое истощение и негативное отношение к окружающим в результате интенсивных межличностных контактов и завышенных эмоциональных требований на работе и в жизни. Данное состояние проявляется в трех фазах: «напряжение», «резистенция» и «истощение», каждая из которых имеет свои симптомы. Помимо этого женщины могут испытывать различные психологические проблемы в зависимости от того, работают они или нет. Работающие женщины могут иметь более высокую самооценку, но сталкиваться с чувством вины и противоречивыми требованиями работы и семьи. Домохозяйки могут испытывать «синдром домохозяйки», который проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности. Чувство вины перед детьми и мужем может приводить к сверхкомпенсации и неправильному воспитанию ребенка. Удовлетворенность работой и поддержка со стороны окружения могут помочь снять психологические проблемы работающих женщин.
Исходя из этого, мы организовали и провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 женщин в возрасте 29 - 36 лет (15 работающих и 15 – домохозяек). Целью исследования было выявить особенности эмоционального выгорания работающих и не работающих матерей. В ходе данного исследования мы установили, что в группе работающих матерей практически все симптомы эмоционального выгорания сформированы, тогда как в группе не работающих матерей большинство симптомов не сформированы. При этом статистически значимыми являются различия по симптомам редукции профессиональных обязанностей и деперсонализации. Независимо от того, работают матери, или нет, практически все фазы эмоционального выгорания, за исключением фазы напряжения, находятся в стадии формирования, а общий уровень эмоционального выгорания соответствует средним значениям. Статистически значимыми являются различия по фазе резистенции, а также по интегральному уровню выгорания.
В ходе корреляционного анализа в обеих группах работающих и не работающих матерей выявлены связи между эмоциональным выгоранием, перфекционизмом и самоотношением. Таким образом, все задачи исследования были выполнены, цель достигнута и гипотеза нашла своё подтверждение. Уровень эмоционального выгорания работающих матерей выше, чем у не работающих, причем, независимо от того, работают женщины, или нет, чем выше уровень перфекционизма и негативнее отношение к себе, тем выше уровень выгорания.
Благодаря данному исследованию наметились дальнейшие пути исследований в рамках этой темы, а именно:
проведение сравнительного анализа особенностей проявления эмоционального выгорания, виктимности, сомопринятия, эмоционального интеллекта работающих и не работающих матерей;
выявление взаимосвязи между эмоциональном выгоранием, виктимностью и ценностными ориентациями работающих и не работающих матерей.