Новосибирск
2020
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия фискальной и монетарной политики. 5
1.1. Понятие, виды и инструменты фискальной (налогово-бюджетной) политики. 5
1.2. Понятие, виды и инструменты монетарной (денежно-кредитной) политики. 9
1.3. Взаимодействие монетарной и фискальной политики. 12
Глава 2. Особенности реализации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в РФ.. 16
2.1. Оценка фискальной (налогово-бюджетной) политики РФ.. 16
2.2. Анализ монетарной (денежно-кредитной) политики РФ.. 21
2.3. Перспективные направления денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в РФ.. 29
Заключение. 36
Список использованных источников. 39
Вопросы управления денежной сферой являются одними из приоритетных вопросов макроэкономической политики современного государства, поскольку в настоящее время в экономической науке признается, что денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде оказывает влияние на реальный сектор экономики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основании оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. При этом рассматриваются не только наиболее вероятные сценарии развития экономики, но и анализируются внешние и внутренние риски, реализация которых может оказать влияние на финансовую систему и экономику в целом и, соответственно, на принятие решений в области денежно-кредитной политики.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика также представляет собой важное направление финансовой политики государства, позволяет регулировать экономику страны посредством налогов. С помощью фискальной политики государство изыскивает средства для реализации своих функций. Фискальная политика направлена на формирование средств государственного бюджета. Государственный бюджет, в свою очередь, является базой государственных финансов.
И фискальная, и денежно-кредитная политика играют важную роль в стабилизационной политике. Поэтому изучение методов и инструментов фискальной и монетарной политик, особенности их применения, особенно актуальны в условиях современного кризиса экономики РФ.
Цель курсовой работы: изучить роль и степень взаимодействия фискальной и монетарной политики в экономике РФ.
Задачи данной курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты взаимодействия фискальной и монетарной политики государства;
- проанализировать результаты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в РФ;
- выявить перспективы реализации монетарной и фискальной политики в РФ.
Объектом исследования являются результаты реализации фискальной и монетарной политики в РФ. Предметом исследования – цели, методы и инструменты фискальной и монетарной политики, механизм их взаимодействия.
Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы Минфина, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Банка России.
В качестве методов исследования широко используются графический метод, метод сравнения и анализа динамики.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.
На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Бюджетная политика оказывает значительное влияние на условия реализации денежно-кредитной политики: на темпы роста экономики и ее структуру, на динамику цен товаров и услуг. Поэтому Банк России учитывает меры бюджетной политики при подготовке макроэкономического прогноза и принятии решений по ключевой ставке. Подход к формированию государственного бюджета является важным фактором, влияющим на динамику цен. Сохранение сбалансированной бюджетной политики является необходимым условием отсутствия инфляционного давления по бюджетному каналу. Напротив, несбалансированность бюджетных потоков и существенное наращивание бюджетных расходов могут иметь инфляционные последствия
2. Касательно таких инструментов фискальной политики как налоги, то фиксируется тенденция усиления их роли в формировании доходов федерального бюджета РФ. Все виды налоговых поступлений имеют позитивную динамику, что в конечном итоге, сказывается на увеличении доли налоговых поступлениях в доходах федбюджета. Учитывая, что мы не включали в анализ зависимый от мировой ценовой конъектуры НДПИ, то можно сделать косвенный вывод о постепенном уходе зависимости доходной части федерального бюджета от нефтегазовых доходов. Т.е. в целом, налогово-бюджетная политика Российской Федерации в значительной мере способствовала стабилизации государственных финансов и за период 2016 – 2019 гг. может быть признана относительно успешной.
3. В России наблюдается недостаток денежной массы по сравнению с показателем ВВП. Низкое значение коэффициента монетизации говорит о недостаточном количестве наличных денег для осуществления сделок купли-продажи товаров и услуг. Рост доли безналичных платежей свидетельствует о развитии цифровой экономики. Скорость обращения денежной массы в ВВП для России существенно ниже скорости обращения наличных денег вне банков, при этом наблюдается увеличение продолжительности оборота как денежной массы в целом, так и наличных денег вне банка. Но увеличение скорости денежного обращения при снижении его продолжительности свидетельствует об увеличении денежной массы в обращении
4. На начало 2014 года ключевая ставка составляла 5,5%, но за год выросла до 17%. Т.е. в течение 2014 года Банк России поступательно ужесточал денежно-кредитную политику, что, собственно, и стало ответом на беспрецедентные антироссийские санкции. Необходимо отметить, что инфляция по итогам 2014 года перешагнула отметку в 11%, а по итогам 2015 года составила максимальное значение за последние семь лет – 12,91%. Очевидно, что в 2015 – 2016 гг. с раскручиванием инфляционной спирали Банк России последовательно ужесточал денежно-кредитную политику. Инструментом служило повышение ключевой ставки, результатом стало замедление темпов приросты денежной массы, что собственно и стало фактором снижения интенсивности инфляционных процессов в экономике РФ. По мере ослабления инфляционных процессов, Банк России, понижая ключевую ставку начал поступательно смягчать денежно-кредитную политику.
Ключевая ставка — основной индикатор денежно-кредитной политики и главный инструмент ЦБ, определяющий стоимость кредитов. Чем ниже ставка, тем доступнее заимствования, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Дешевые кредитные ресурсы способствуют усилению экономической активности.
5. Ключевым вызовом для бюджетной политики в ближайшие три года будет эффективная реализация объективных требований по обеспечению темпов экономического роста выше среднемировых. В тоже время на приоритетные государственные программы выделяются относительно скромные суммы, и поэтому на первый план будет выходить масштабное детальное планирование, способное выявить действительно ключевые точки экономического роста. Инвестирование в данные проекты способно дать синергетический эффект, и таки обеспечить необходимые темпы диверсификации и роста экономики РФ. На основании проведенного в работе корреляционно-регрессионного анализа, можно сделать вывод о том, что рост ВВП тесно корреллирует с приростом денежной массы. Поэтому Банку России, для стимулирования развития реального сектора экономики рекомендуется проводить стимулирующую денежно-кредитную политику, продолжая снижать ключевую ставку и повышать ликвидность денежной системы РФ, естетсвенно на забывая таргетировать инфляцию