Будем благодарны если Вы поддержите проект
Содержание....................................................................................................................... 1
Введение............................................................................................................................ 2
1. Теоритические аспекты коммерческой концессии(фрайчайзинга).................................. 4
1.1 Эволюция коммерческой концессии......................................................................... 4
1.2 Франчайзинг и коммерческая концессия................................................................... 7
2. Договор коммерческой концессии................................................................................ 11
2.1 Возникновение договора коммерческой концессии............................................... 11
2.2 Стороны договора коммерческой концессии.......................................................... 14
2.3 Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии....................... 16
2.4 Ответственность сторон по договору коммерческой концессии.............................. 22
3. Прочие договоры субконцессии.................................................................................... 27
3.2 Коммерческая субконцессия................................................................................... 27
3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии.............................. 29
Заключение...................................................................................................................... 34
Договор коммерческой концессии моет быть назван новеллой российского гражданского права, поскольку этот вид обязательств договорного характера нормативное закрепление получил лишь в 1995 году с принятием и вводом в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как считают авторы одного из комментариев к ГК РФ, данным договором опосредуются специфические отношения экономического характера, при которых как товар выступают исключительные права на объекты собственности промышленного типа. Название договора в российском ГК лексически совпадает с подобным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), но содержание договора и правоотношения, порождаемого им, намного шире, чем у договора концессии коммерческого характера по зарубежному праву. В сущности это является совсем другим договором - так называемым франчайзингом.
По договору о франчайзинге (или договору франшизы), правообладатель (предприниматель, который обладает известной, пользующейся авторитетной и добротной рыночной репутацией «фирмой») другому предпринимателю (пользователю) предоставляет права исключительного характера на собственную «фирму» для использования ее последним в его собственной деятельности предпринимательского характера.
Экономический смысл договора франчайзинга заключается в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке собственные товары (работы, услуги) усилиями и посредством предпринимателя - пользователя прав исключительного характера. В выигрыше остается и пользователь, которому не требуется рисковать в острой конкурентной рыночной борьбе, так как он надежно защищается известной, авторитетной «фирмой».
Итак, франчайзинг в гражданский оборот России введен под названием «договор коммерческой концессии» в качестве одной из самых перспективных и динамично развивающихся договорных форм деятельности предпринимательского характера.
Указанными выше обстоятельствами - новизной этого вида договорного обязательства и его потенциальной перспективностью для развития экономики России, которая официально обозначила курс на приоритет инновационного развития страны, и объясняется актуальность темы данной курсовой работы.
Предметом курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения конкретного вида договора - договора коммерческой концессии.
С целью системного изложения основных правил регулирования данного вида общественных отношений, должны быть выполнены следующие задачи курсовой работы:
– Изучение степени научной проработанности темы исследования;
– Исследование правовых истоков договора коммерческой концессии и франчайзинга;
– Изучение истории становления и развития гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии в России;
– Исследование проблемы юридической природы договора коммерческой концессии и договора франчайзинга, определить его признаки и существенные признаки, рассмотреть основные элементы договорного обязательства;
– Обобщение российской практики заключения договоров коммерческой концессии.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии
Подводя итог есть возмоность заключить, что институт коммерческой концессии в РФ находится на этапе становления и законодательная база, которая регулирует отношения, связанные с ним, нуждается в значительной доработке.
Так как договор коммерческой концессии в российском законодательстве возник сравнительно недавно, в науке пока отсутствует единство в понимании юридической природы этого договора, а также в терминологии, которая используется для того, чтобы обозначать правоотношения, возникающие на его основе. Есть разные позиции в отношении сути, элементов и признаков договора коммерческой концессии.
При этом ни глава 54 ГК РФ, ни общие положения отечественного законодательства гражданского характера сами по себе не представляются как достаточные для эффективного, полноценного развития франчайзинга в РФ. Опираясь на имеющуюся правовую основу, стоит идти по пути создания самостоятельного, отдельного законодательства о франчайзинге, которое включает в себя специальный закон федерального уровня. Такой закон даст возможность в одном нормативном акте соединить наряду с нормами гражданского права нормы иных отраслей, например, административного, для регулирования отношений участников франчайзинга с органами местного самоуправления и государственной власти. Принимая во внимание сформулированный в статье 3 ГК РФ приоритет его норм перед гражданскими нормами, которые содержатся в иных федеральных законах, требуется в Гражданский кодекс включить отсылочную норму к специальному закону, что даст возможность учитывать специфику отношений в сфере франчайзинга.
Помимо разработки специального закона необходимым представляется проведение работы по устранению имеющихся в ГК и иных нормативных актах противоречий, отдельных неточностей и крупных пробелов, о которых говорят цивилисты РФ.
Коммерческому обозначению, которое пришло в гражданский оборот на смену фирменного наименования, нужно уточнение. Коммерческое обозначение является объектом прав интеллектуального характера, позволяющим индивидуализировать одно, или несколько однородных промышленных, торговых и других предприятий в качестве имущественных комплексов посредством изобразительного символа и (или) словесного обозначения, регулярное применение которого дает возможность выделить его (их) из числа иных предприятий.
Договор коммерческой концессии является самостоятельным гражданско-правовым договором, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязана предоставить иной стороне (пользователю) на определенный срок за вознаграждение право использовать в деятельности предпринимательского характера исключительные права, принадлежащие правообладателю.
Стоит установить ответственность не только пользователя, но и правообладателя за незаконное использование и (или) разглашение коммерческих сведений, ставших ему известными на этапе осуществления переговоров, которые направлены на заключение договора коммерческой концессии. Для этого предлагается статью 1034 ГК РФ дополнить положением, которое предусматривает ответственность за разглашение секретов производства (ноу-хау) пользователя и правообладателя, а также иной конфиденциальной коммерческой информации, которая получена сторонами.
Все эданные изменения должны российское законодательство в сфере франчайзинга приблизить к мировой практике, что является особенно важным для создания франчайзинговых систем при участии зарубежного капитала.