Содержание
Введение...................................................................................... 2
1. Теоретическая часть................................................................... 4
1.1 Подходы к социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей............................................................................ 4
1.2 Социальная адаптация в социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей............................................. 15
2. Практическая часть................................................................... 27
2.1 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в Иркутском крае............................................................. 27
Заключение.................................................................................... 44
Актуальность темы. Социальный сирота является ребенком, обладающим биологическими родителями, которые по определенным причинам воспитанием ребенка не занимаются и не проявляют заботы о нем. В данном случае заботу о детях на себя берет государство и общество [1].
Социальное сиротство представляет собой явление социального характера, которое обусловлено наличием в обществе детей, которые остались без попечения родителей в результате лишения их прав родительского характера, признания их безвестно отсутствующими, недееспособными и так далее[2]. В средствах массовой информации, публикациях научного характера постоянно наблюдается повторение тезиса о том, что сформированная система закрытых госучреждений (школы-интернаты, детские дома) противоречит гарантированному каждому ребенку праву на семью. К самым серьезным недостаткам этой системы интернатных госучреждений специалистами относятся: несовершенная законодательная база, которая препятствует усыновлению даже в том случае, когда ребенок брошен; недостаточный уровень "персонофицированности" помещений большей части учреждений, в результате чего у детей происходит развитие своеобразной "эмоциональной глухоты", то есть специфической невосприимчивости к чужим трудностям; разрыв эмоциональных связей, которые сложились, при переводе воспитанников при взрослении из одного учреждения учебно-воспитательного характера в иное; недостаточный уровень подготовленности персонала к работе с детьми, которые страдают от результатов материнской депривации; недостаточный уровень технологий для реабилитации детей, которые страдают от посттравматического синдрома в результате стресса помещения ребенка в учреждение интернатного характера и изъятия его из семьи; отсутствие контактов с разными институтами социального характера, что ведет к значительным затруднениям постинтернатной адаптации выпускников; закрытости в переносном и прямом смысле заведений учебно-воспитательного характера для детей, которые лишены родительской опеки.
Для того, чтобы смягчить последствия данных факторов негативного характера необходимо качественно обновить существующую учебно-воспитательную практику. Так, анализ опыта работы детских домов свидетельствует, что сейчас в них используются технологии педагогического характера, разработанные еще два-четыре десятка лет назад и рассчитанные на абсолютно другую социально-психологическую и социально-экономическую общественную ситуацию.[17]
Обобщение сегодняшних корректирующих программ и реабилитационных, воспитательных технологий, знакомство и передовым опытом в данной сфере дает возможность в существенной мере поменять сложившиеся подходы и стереотипы в работе с воспитанниками детдомов.
Объект исследования: социальная работа с разными группами населения.
Предмет исследования: основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей на примере ОГОКУ "ДЕТСКИЙ ДОМ "РУЧЕЕК".
Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Из теоретической части работы видно, что наличие различного рода трудностей у детей, которые остались без попечения родителей, подтверждает необходимость создания новых подходов к организации работы органов опеки и попечительства, которые позволяют создавать уполномоченные организации, главные задачи которых будут заключаться в раннем выявлении детского неблагополучия, организации соцзащиты детей в их родных семьях, а также в социальной работе, как с детьми, так и с их семьями, в подборе и подготовке семей, которые желают стать опекунами, воспитателями, приемными родителями либо усыновителями.[7]
Но в целях улучшения положения детей-сирот и обеспечения их прав требуется:
- продолжение работы по устройству в семьях детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, развитие новых форм семейного устройства данной категории детей (в рамках актуального законодательства);
- продолжение работы по совершенствованию работы органов опеки и попечительства;
- обеспечение реализации действующего законодательства в области охраны и защиты прав детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения (на трудоустройство, получение образования, жилье), посредством урегулирования отношений межбюджетного уровня властных структур;
- привлечение для финансирования учреждений образовательного типа для детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, средств источников внебюджетного характера;
- включение в российский бюджет каждый год статей расходов на приобретение и строительство жилья для выпускников детдомов, на выплату средств попечителям и опекунам детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, которые воспитываются в семьях.
Эксперты полагают, что приоритетное направление устройства детей, которые остались без родительского попечения, это их помещение в семью. В 2015 году в стране было передано в семьи 75879 детей, которые лишены попечения родителей, что составляет 54,1% всего числа детей, которые выявлены. В 2015 году под опеку передано 67907 детей, усыновлено 6931 детей, в приемные семьи отдано 1041 детей.
Самые распространенные формы устройства ребенка на воспитание в семью – это попечительство и опека. Опека обладает наибольшей популярностью среди населения России.
В практической части мы также рассмотрели опыт работы социального характера с детьми, которые остались без родительского попечения, на примере ОГОКУ для несовершеннолетних «Ручеек» Иркутская обл, Шелехов г, 1 микрорайон. Центром проводится работа по передаче детей в приемные семьи, под опеку, возвращению ребенка в родную семью.
Центр «Ручеек» наработал значительный опыт по медико-психолого-педагогическому сопровождению и созданию семейно-воспитательных групп. На сегодня Центр создал 15 семейно-воспитательных групп, в которых живут 30 детей.
Итак, как считают специалисты, наиболее предпочтительная форма устройства ребенка при отсутствии возможности возврата в кровную или биологическую семью – это передача на усыновление, под опеку родственникам либо в семью замещающего типа. Жизнь в семье (приемной, опекунской либо патронатной) дает ребенку-сироте возможность восполнить то, чего ему не хватало, то есть, пройти полный курс домашней социализации (освоение и переживание разный ролей в семье), наблюдать за образцами супружеских и детско-родительских отношений, развитие дефицитных чувств родительской теплоты, сострадания и т.д., а главное – получить требуемую стартовую площадку для последующей жизни, то есть, набор статусов, которые помогут после получения приличного образования хорошо трудоустроиться и сделать карьеру.