СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты системы государственного управления в социальной сфере.................................................................................................................................6
1.1. Социальная сфера как объект государственного управления: понятие и структура.................................................................................................................................6
1.2. Содержание управленческой деятельности в социальной сфере.................................................................................................................................11
1.3. Правовое регулирование государственного управления в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.................................................................................................................................18
Глава 2. Система государственного управления организациями физической культуры и спорта Ивановской области.................................................................................................................................25
2.1. Особенности управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта Ивановской области.................................................................................................................................25
2.2. Особенности текущего состояния сферы физической культуры и спорта Ивановской области.................................................................................................................................31
Глава 3. Направления совершенствования государственного управления организациями в сфере физической культуры и спорта.................................................................................................................................49
3.1. Анализ проблем эффективности управления организациями в сфере физической культуры и спорта в Ивановской области.................................................................................................................................49
3.2. Механизм и инструменты совершенствования системы государственного управления организациями в сфере физической культуры и спорта Ивановской области.................................................................................................................................52
Заключение.................................................................................................................................57
Библиографический список.................................................................................................................................61
Приложение.................................................................................................................................68
Актуальность исследования особенностей государственного управления социальной сферой обусловлено в первую очередь тем, что в условиях современного перехода системы государственного управления к более широкому участию государства во всех жизненно важных сферах деятельности органы государственной власти и управления становятся главным субъектом реализации социальной политики в стране. Государственная политика, осуществляемая в регионах должна быть системной частью политики государства в целом, и цель ее должна состоять в организации выполнения государственной стратегии развития.
Одним из важных средств государственного управления, обновление которого в современном мире происходит в зависимости от ускоренного технологического и информационного развития, является развитие социальной сферы1.
Формирование на современном этапе структуры российской государственности требует непрерывного поиска новых моделей управления социумом, в силу чего эффективность государственного управления социальной сферой приобретает существенное значение. Становление и модернизация действующей системы государственного управления в рассматриваемой сфере, как специфического профессионального вида деятельности, в Российской Федерации происходит в динамично изменяющихся условиях социально-экономических преобразований и геополитических трансформаций. При этом незрелость отдельных институтов социальной сферы приводит к тому, что внедрение современных технологий управления замедляется устаревшими формами деятельности.
Обозначенные обстоятельства определяют практическую значимость изучения проблем государственного управления в социальной сфере.
Анализу эффективности государственного управления в социальной сфере, как и управления в целом, посвящено немало исследований российских ученых. В частности, вопросы управления социальной сферой были предметом исследования в научных работах Ю.П. Аверина, Н.Г. Веселовой, И.А. Волгина, А.Г. Гладышева, Л.А. Дабченко, А.И. Кравченко, В.И. Куценко, Н.В. Мысина, Е.А. Неретиной и др. Однако, несмотря на значительный научный интерес к теме исследования, можно констатировать, что далеко не все важные аспекты управления социальной сферой оказались в центре внимания исследователей.
Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей государственного управления социальной сферой на примере организаций физической культуры и спорта Ивановской области.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной сферы как объекта государственного управления;
- раскрыть содержание управленческой деятельности в социальной сфере;
- изучить организацию государственного управления социальной сферой в Российской Федерации;
- осветить специфику правового регулирования государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
- проанализировать особенности государственного управления организациями в сфере физической культуры и спорта Ивановской области;
- выявить проблемы эффективности управления организациями сферы физической культуры и спорта Ивановской области;
- на основе проведенного анализа определить направления совершенствования государственного управления в сфере физической культуры и спорта, охарактеризовать механизм и инструменты такой работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и функционированием системы государственного управления в социальной сфере.
Предметом исследования является система государственного управления организациями физической культуры и спорта Ивановской области.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, обобщение, сравнение, группирование), а также частно-научные методы, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.
1 Новик, М. В. Понятие социальной сферы и ее роль в обществе / М. В. Новик // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 50. – С. 2870-2874.
В заключение проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Под термином «социальная сфера», как правило, понимается сфера услуг, сфера производства и воспроизводства человека.
Структура социальной сферы состоит из социальной инфраструктуры; органов управления социальной сферой; механизмов регулирования. Основным элементом социальной сферы является социальная инфраструктура.
Как объект управления социальная сфера представляет собой сложную, многогранную систему, основным субъектом управления которой является государство. Управленческой деятельности в социальной сфере присущи свойства предметности, целенаправленности, согласованности, продуманности, направленности на другие виды деятельности.
Управление социальной сферой осуществляется на основе целевых государственных программ, которые представляются наиболее эффективным инструментом управленческого воздействия на анализируемую сферу, так как посредством программного метода возможно достигнуть непосредственного регулирования ключевых факторов развития этой сферы.
Отношения в анализируемой сфере детально регламентированы российским законодательством, включая все значимые элементы сферы физической культуры и спорта.
Государственное управление социальной сферой осуществляется по направлению нормативно-правового регулирования сферы, реализации требований правовых актов путем организации деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в социальной сфере, финансового обеспечения приоритетных направлений развития сферы, а также контролю за деятельностью органов и организаций в социальной сфере.
Механизм государственного управления физической культурой и спортом воплощается в трехуровневой системе органов управления.
Механизм развития сферы физической культуры и спорта состоит из следующих структурных элементов: организационное сопровождение, финансовое обеспечение, правовое регулирование. Организационное сопровождение обеспечивают субъекты государственного управления системой физической культуры и спорта. Составным элементом организационной основы является спортивная инфраструктура.
Обеспеченность населения спортивными объектами, сооружениями, спортивным инвентарем, использование указанных объектов с максимальной эффективностью и их доступность являются важными факторами развития физической культуры и спорта в России. По данному показателю отмечена положительная динамика на всем анализируемом периоде с 2019 по 2021 гг.
Другим элементом организационного сопровождения является наличие в стране спортивных организаций, в том числе федераций по отдельным видам спорта.
Изучение состояния по финансовому обеспечению развития физической культуры и спорта показало, что наибольший объем финансирования был обеспечен в 2019 году. В 2021 году объем финансирования снизился 13 %.
Показатели обеспеченности кадрами в анализируемой сфере имеют положительную динамику на всем периоде, что связано с увеличением количества действующих в России спортивных сооружений и объектов.
Составляющая правового регулирования рассматриваемой отрасли представлена, в первую очередь Федеральным законом № 329-ФЗ, где закреплены положения, регулирующие правоотношения между субъектами физической культуры и спорта; институтами государственного регулирования физической культуры и спорта; договорные отношения в сфере физической культуры и спорта.
Важным правовым документом стратегического характера является Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Многогранную деятельность в сфере нормативного обеспечения отрасли физической культуры и спорта осуществляет Министерство спорта Российской Федерации.
В ходе анализа системы государственного управления организациями в сфере физической культуры и спорта Ивановской области было определено, что управление организациями Ивановской области в сфере физической культуры и спорта осуществляется в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ивановской области». В Ивановской области органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта выступает Департамент спорта Ивановской области.
Основной проблемой в сфере развития физической культуры и массового спорта, развития спорта высших достижений и подготовки олимпийского резерва в Ивановской области является нехватка современных спортивных сооружений.
Недостаточность бюджетных ресурсов рассматриваемого региона не позволяет решить эту проблему самостоятельно. Одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы при ограниченности бюджетных ресурсов в Ивановской области является механизм государственно-частного партнерства. В связи с этим представляется целесообразным реализовать проект строительства многофункционального спортивного центра в рамках государственно-частного партнерства на основе заключенного с инвестором концессионного соглашения. Концессионер обеспечивает финансирование создания объекта (привлечение внебюджетных источников финансирования), техническую и целевую эксплуатацию объекта с привлечением оператора, передачу объекта Концеденту (право собственности возникает у Концедента с момента создания объекта).
Предметом концессионного соглашения должно быть предусмотрено создание и организация деятельности многофункционального спортивного центра на территории Ивановской области.
Реализация предлагаемого проекта позволит существенным образом увеличить показатели развития сферы физической культуры и спорта в Ивановской области, касающиеся улучшения обеспеченности населения региона объектами спортивной инфраструктуры, увеличения доли населения, занимающегося физической культурой и спортом.