Будем благодарны если Вы поддержите проект
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием этнокультурных аспектов. 5
1.1 Особенности формирования математических представлений у дошкольников. 5
1.2 Этнокультурные аспекты содержания математических представлений дошкольников. 8
Глава 2 Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в этнокультурной среде (на примере тувинской этнокультурной среды) 13
2.1 Особенности этнокультурных тувинских традиций, которые могут влиять на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. 13
2.2 Способы использования этнокультурных аспектов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. 22
Заключение. 28
Библиографический список. 29
В современной социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации.
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, затрагивающие пространственновременные, количественные характеристики жизни семьи как наиболее близкие детскому повседневному опыту. Исходя из этого формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, ориентированное на этнокультурные ценности народа, в детском государственном учреждении должно быть напрямую связано с организацией образовательного процесса.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в науке созданы предпосылки для решения проблемы этнокультурной ориентации математического образования детей дошкольного возраста. Значительный вклад в развитие представлений о сущности народной педагогики и ее роли в образовании детей внесли отечественные ученые: В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Теоретическим вопросам диалога этнических культур посвящены работы С.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Ю.В. Бромлея, М.С. Кагана и др. Учет этнорегиональной специфики как неотделимого компонента современного образования раскрывается в работах многих ученых (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, М.Г. Тайчинов, М.Г. Харитонов, В.К. Шаповалов и др.). В исследованиях З.Н. Ажермачевой, Л.Д. Вавиловой, Е.Н. Кергиловой, В.А. Неволиной и др. отмечено, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в осознании этнокультурных традиций.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования математических представлений у детей дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа.
Цель исследования: изучить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в этнокультурной среде (на примере тувинской этнокультурной среды).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием этнокультурных аспектов.
2. Изучить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в этнокультурной среде (на примере тувинской этнокультурной среды).
3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.
Таким образом, этнокультурные традиции тувинского народа, обладающие специфическим национальным своеобразием и включающие в себя общечеловеческие ценности, воспитательные идеи и богатое содержание, опирающиеся на природу ребенка, направленные на развитие его личности, вводят дошкольника в мир социальных отношений, субъектом и объектом которых ребенок является, вызывают у дошкольника живой эмоциональный отклик, помогают ему активно осваивать социально-культурный опыт своего народа и могут быть включены в математическое образование в процессе формирования математических представлений.
Процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется более эффективно в контексте сложившегося культурно-исторического опыта развития соответствующего этноса, традиций его жизни, отношения его к природе, людям, деятельности.
Освоение дошкольниками этнокультурных традиций народа в процессе формирования математических представлений требует разработки специального содержания программы, которая включает систему игровых заданий, упражнений, загадок, пословиц, бесед, сказок, народных игр тувинского народа, развивающих у детей представления о математических знаках, символах как средствах познания мира и организации жизнедеятельности людей.
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с элементами народных традиций предполагает обогащение содержания образования этнокультурным материалом, включающим в себя количественно-числовые компоненты, связанным с устным народным творчеством, народными играми, народными мерами измерения, народным календарем, культурно-бытовыми традициями и опытом применения их в самостоятельной деятельности.