Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Государственное управление и исполнительная власть

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно курсовую Государственное управление и исполнительная власть

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Скачать бесплатно


Владимир, 2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………..…………………..………………...…..…....3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………5

1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ …….............................................................................................5

1.2 СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.……..….........……………………………………………..........9

ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………...………………...12

2.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.………....………………………………………...…………………....12

2.2 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………...……………………………….....14

2.3 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………...…………………...……..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………..……..….26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………..….......28

ВВЕДЕНИЕ

Ключевую роль для понимания предмета, а, следовательно, и природы административного права как отрасли права играет понимание сущности категорий государственного управления и исполнительной власти. Понятия "государственное управление" и "исполнительная власть" не являются тождественными. Между тем в настоящее время ведутся дискуссии по вопросу их положения относительно друг друга. Являясь сложным явлением, государственное управление исследуется с разных научных позиций.

Актуальность темы обусловлена тем, что государственные органы выполняют важнейшую роль в жизни страны и всего общества.

Значимость выбранной темы обусловлена необходимостью модернизации государственного управления и повышение эффективности и результативности работы исполнительной власти.

Разработка данной проблемы способствует систематизации и углублению знаний по специальности, обобщению материалов, изучению их сущности и особенностей.

Степень научной разработанности тематики государственного управления и исполнительной власти достаточно велика как в теоретической, так и в конкретно-правовой литературе.

Значительный вклад в исследование проблем данного вопроса внесли российские ученые Атаманчук Г.В., Игнатов В.А., Козлова Ю.М., Коренева А.П., Овсянко Д.М.

Цель курсовой работы: найти и обозначить ресурсы, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотреть механизмы, которые способствуют этому, учитывая специфику нашего государства.

Основными задачами является:

- определить понятие и функции государственного управления;

- изучить особенности государственного управления в современной России;

- рассмотреть понятие, характерные черты, признаки и функции исполнительной власти;

- сделать анализ административно-правового статуса органов исполнительной власти;

- исследовать соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Объектом исследования является государственное управление и исполнительная власть.

Предметом исследования выступает анализ рассмотрения механизмов, способствующих в повышении эффективности работы государственного управления и исполнительной власти.

При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- изучение нормативно-правовой базы;

- изучение монографических публикаций и статей;

- аналитический метод.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятия "государственное управление" и "исполнительная власть" не являются тождественными. Между тем в настоящее время ведутся дискуссии по вопросу их положения относительно друг друга. Рассмотрим два данных понятия подробнее.

Государственное управление - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений[1].

Иначе говоря, государственная власть представляет собой деятельность государства по осуществлению его властной и иных функций всеми органами и структурами государственного управления.

Таким образом, государственное управление является деятельностью, осуществляемой уполномоченными структурами всех существующих ветвей и прочими организациями, обладающими административными полномочиями.

В соответствии с данным подходом, можно говорить о том, что государство и все его институты управляют общественными взаимодействиями и процессами. При этом они реализуют имеющиеся у них распорядительные полномочия. Если рассматривать государственное управление в узком смысле, то его можно охарактеризовать как определенное направление административной деятельности, касающейся осуществления исполнительной власти. В соответствии с этим подходом, оно определяется как обособленный вид работы, которая производится только соответствующими структурами. В этом случае воздействие на отношения в обществе со стороны других ветвей рассматривается отдельно. Исполнительную власть можно охарактеризовать как самостоятельное направление государственной власти. Она осуществляет распорядительную и административную деятельность через комплекс уполномоченных структур. Данная работа выполняется путем реализации специальных функций, полномочий средствами и методами, закрепленными в законодательстве.

Государственное управление имеет свои принципы, заключающиеся в идеях, научных положениях государственной деятельности.

Государственное управление представляет собой регулирующую деятельность власти в целом – исполнительных, представительных, судебных инстанций, прокуратуры и пр. В узком смысле оно представляет собой администрирование. На федеральном и региональном уровнях существуют уполномоченные структуры, которые осуществляют государственное управление, - органы исполнительной власти.

В рамках практического применения законодательства данная категория рассматривается в узком смысле. В этом аспекте выделяются следующие признаки госуправления:

1. Это административно-распорядительная деятельность, связанная с применением законов и прочих нормативных актов.

2. В рамках госуправления осуществляется и правотворчество. Оно состоит в том, что уполномоченные структуры в пределах их компетенции осуществляют самостоятельную разработку и утверждение правил поведения, обязательных для других участников общественных отношений. Вместе с этим они контролируют выполнение принятых предписаний, ведут правоохранительную деятельность.

3. Оно осуществляется везде, где появляется необходимость обеспечить реализацию законодательных актов, защиту свобод и интересов граждан, то есть в ключевых сферах общественной жизни.

4. Госуправление – непрерывная, планомерная, постоянная деятельность. Она основывается на объективных закономерностях реализации административных полномочий. Эта деятельность ориентирована на обеспечение публичных и частных интересов, свобод и прав граждан, безопасности и общественного порядка.

5. Оно осуществляется специально уполномоченными структурами. Они формируются как на региональном, так и на федеральном уровне.

Выделяют следующие группы принципов государственного управления:

а) социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равноправие всех без исключения перед законом, справедливость, законность);

Эта группа принципов характеризуется тем, что она распространяется на все сферы управленческой деятельности, а сами принципы закрепляются, как правило, в Конституции.

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный);

в) организационные принципы функционирования аппарата государственного управления (нормативность, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).

Основные принципы формирования системы государственного управления:

  • Принцип разделения властей – разделение власти на три составляющие – законодательную, исполнительную и судебную.
  • Принцип комплементарности - обеспечивает непрерывность в системе власти, равномерное распределение властных функций, выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.
  • Принцип субсидиарности - определяет, как будут распределяться, и перераспределяться полномочия между управленческими уровнями государственной власти, определяет, как органы должны исполнять свои полномочия и какую ответственность они несут перед населением.
  • Принцип суверенности - предполагает наличие независимости. То есть суверенность должна способствовать тому, чтобы государство в международных рамках было независимым.
  • Принцип демократизма - говорит о том, что население должно принимать участие при избрании органов власти.
  • Принцип гомогенности - преимущество федерального права над региональным. Этот принцип говорит о том, что региональное законодательство должно находиться в отношении соподчинения в отношении федерального.
    • СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Функции государственного управления представляют собой основные направления деятельности государственных органов, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и необходимые для достижения целей.

Они имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления.

В юридической науке нет единого мнения по поводу видов функций государственного управления.

Госуправление реализует следующие основные задачи:

1. Информационное обеспечение работы госструктур. В частности, речь о сборе, получении, обработке, анализе сведений, необходимых для административной деятельности.

2. Моделирование и прогнозирование системы госуправления, госорганов, стандартов работы.

3. Планирование. Оно представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на определение пропорций, направлений, темпов, качественных и количественных показателей развития определенных процессов в системе госуправления. В рамках планирования осуществляется разработка задач, направлений и целей административных реформ.

4. Организация. Она представляет собой формирование системы госуправления в соответствии с подходами и принцами, установленными законодательством. Организация предусматривает также определение структуры администрирующего и подведомственного элементов.

5. Распорядительство. Оно представляет собой оперативное регулирование административных отношений, которые возникают в связи с реализацией полномочий компетентными структурами и их служащими. Распорядительство предполагает обеспечение режима надлежащей деятельности в виде принятия соответствующих актов. Ими, в частности, являются приказы, указания, инструкции, правила и прочие. 6. Руководство.

Атаманчук Г.В. классифицирует функции государственного управления на1:

- внутренние (управление внутри государственной управляющей системы);

- внешние (влияние государственных органов на объекты управления);

- общие (отображающие существенные моменты управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль);

- специфические (отображающие особое содержание отдельных влияний).

По мнению Ю. М. Старилова, функции государственного управления классифицируются на два вида[2]:

1) функции государственного управления как управленческого права:

- обеспечительная;

- интеграционная;

- коммуникативная;

- охранительная;

- организационная;

- правотворческая;

- функция контроля.

Таким образом, государственное управление является деятельностью, осуществляемой уполномоченными структурами всех существующих ветвей и прочими организациями, обладающими административными полномочиями. Государственное управление реализует следующие основные задачи: информационное обеспечение работы госструктур, моделирование и прогнозирование системы госуправления, госорганов, стандартов работы, планирование, организация, распорядительство.

Существуют вертикальная и горизонтальная организация (разделение) власти.

Вертикальное разделение - это разделение на уровни власти, а горизонтальное - на ветви власти.

Уровни власти – разделение властей в соответствии с наделением их определенных полномочий – от высших звеньев управления к низшим. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности.

Ветви власти – горизонтальное разделение властей для поддержания демократического режима в стране. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную1.

Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими:

- границами;

- компетенцией, правами и обязанностями;

- аппаратом власти данного уровня.

Центральной проблемой вертикальной организации (разделения) власти является проблема оптимального определения системы мест. Оно основывается на 2-х принципах.

Принципе «однородности» выделяемого места – искусства установить размер территории места проживания людей так, чтобы на ней протекала сходная, однотипная группа процессов, которые можно было бы регулировать с помощью власти.

И принципы оптимальности величины места – искусства определения и установления границ места так, чтобы можно было одновременно «увидеть» протекающий процесс, охватить его властным воздействием, контролировать ход событий и «увидеть» результаты воздействия.

Горизонтальное устройство власти появляется вследствие вертикального разделения власти и означает организацию власти на каждом конкретном уровне. Оно появляется вместе с многоукладной экономикой, когда разнообразие форм и методов организации жизнедеятельности столь велико, что центр уже не успевает отслеживать возникающие здесь проблемы, большую часть вопросов относят к компетенции местной власти (самоуправления) и создают условия для решения их на местном уровне, формируя помимо органов государственной власти и органы самоуправления.

Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача компетенции, прав, имущества и средств самостоятельного решения местных проблем. Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (центральный аппарат и местные органы ведомств) и самоуправление.

ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

а) является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

б) выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

в) осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

г) обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

д) обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

е) организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

ж) ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

з) носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

и) имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

Цели исполнительной власти1:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств.

Функции исполнительной власти:

- исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

- правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

- обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

- регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

- нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

- охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства РФ;

- заместителей Председателя Правительства РФ;

- федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

2.2 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных

нормативных актах.

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства, осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.

В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

1. Объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти.

2. Субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.

К числу этих признаков относятся:

-официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

-осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

-возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

-наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

-органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

-контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

-состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;

-обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы1:

-официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

-компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;

-функции, цели и задачи деятельности;

-формы и методы деятельности;

-положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

-порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности. К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.

В учебной литературе их принято классифицировать:

1) по основаниям образования:

- образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

- создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

2) по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

- федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

- региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

- органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

3) по порядку образования:

- избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

- образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

4) по объему и характеру компетенции:

- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

- органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

- органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

- органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

- органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

5) по организационно-правовой форме:

o правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

6) по порядку принятия решений:

- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

- коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

7) по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

- основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

- вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

- Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

- Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Кон­ституцией Российской Федерации, конституциями рес­публик в составе России, федеральными законами и зако­нами субъектов Российской Федерации1.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1) Федеральные органы исполнительной власти Россий­ской Федерации:

- Правительство Российской Федерации;

- федеральные министерства;

- государственные комитеты Российской Федерации;

- федеральные комиссии России;

- федеральные службы России;

- федеральные надзоры России;

- иные федеральные органы исполнительной власти.

2) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов) - это:

- правительства республик и других субъектов феде­рации;

- администрации краев, областей, городов федерально­го значения, автономной области, автономных округов.

Правительство РФ — это коллегиальный орган, кото­рый возглавляет систему исполнительной власти РФ и из­дает административно правовые акты от своего имени.

Состав Правительства РФ:

- Председатель Правительства;

- Первые заместители Председателя;

- Заместители Председателя;

- Федеральные министры.

Министерство Российской Федерации является цент­ральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется мини­стром, который назначается на должность и освобожда­ется от должности также Президентом Российской Феде­рации по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функция­ми являются осуществление государственного управления и координация деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инст­рукции по вопросам, входящим в его компетенцию.

При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра - предсе­дателя, его заместителей и других руководящих работни­ков министерства.

Государственный комитет Российской Федерации явля­ется центральным органом федеральной исполнитель­ной власти, который на основе коллегиальности осуще­ствляет межотраслевое регулирование. Он образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Прези­дентом России.

К федеральным органам исполнительной власти относятся:

Федеральные комиссии России, например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергети­ческая комиссия Российской Федерации.

Федеральные службы России, к ним относятся:

- Государственная налоговая служба Российской Феде­рации;

- Служба внешней разведки Российской Федерации;

- Федеральная служба безопасности Российской Феде­рации;

- Федеральная служба России по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства:

- Российское агентство по патентам и товарным знакам;

- Российское космическое агентство;

Федеральные надзоры России:

- Федеральный горный и промышленный надзор России;

- Федеральный надзор России по ядерной и радиаци­онной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные службы, россий­ские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специаль­ные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции.

Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

Территориальные (региональные) федеральные органы.

К ним относятся действующие в пределах края, облас­ти: Государственная налоговая инспекция, управление ста­тистики, военкоматы и др.

К региональным федеральным органам относятся: ко­мандование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Субъекты федерации формируют свои систе­мы органов в соответствии с нормативно-правовыми акта­ми, устанавливающими общие принципы организации их органов государственной власти.

Таким образом, в рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

- руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);

- органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

2.3 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория исполнительная власть — политико-правовая, а государственное управление — организационно-правовая. Единственное, что их объединяет, — это исполнительская направленность1.

Рассматривая понятия «государственное управление» и «исполнительная власть», важно отметить, что существует в науке достаточно много точек зрения по поводу их соотношения.

Во-первых, понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» соотносятся как организационно–правовая и политико-правовая категории, поэтому государственное управление воспринимается как реально существующая деятельность, а исполнительная власть как ее составляющий компонент, который реализуется на практике только в рамках государственного управления.

Во-вторых, понятие «государственное управление» является более широким, чем «исполнительная власть». Исполнительная власть производна от государственного управления. Она зависима от нее, так как степень организации государственного управления определяет эффективность действия исполнительной власти. Однако и исполнительная власть оказывает влияние на систему государственного управления, потому что органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают воздействие на различные процессы в обществе.

Также важно отметить, что в науке есть мнение о том, что понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» равнозначные, так как замена одного из них другим была вызвана лишь изменением государственного режима и исторической эпохи. В советский период использовалось понятие «государственное управление», а принятая Конституция Российской Федерации 1993 года законодательно закрепила лишь понятие «исполнительная власть», однако это действие не изменило фактического содержания данной государственной деятельности.

Итак, исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющей собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть является по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление - организационно-правовой1.

Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Исполнительная власть призвана определить объём и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности.

С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти.

Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего её функциональную (исполнительную) направленность. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая вывод, можно отметить что, государственное управление является разновидностью социального управления.

Следует отметить, что вопрос о роли граждан и органов власти в процессе организации управления любого рода является приоритетным направлением изучения как в рамках представленного института, так и административного права в целом.

На сегодняшний день в Российской Федерации практически вся жизнедеятельность граждан регулируется при помощи правовых норм различных отраслей юридической науки. Это позволяет, прежде всего, государству осуществлять повсеместный контроль и диктовать свою волю.

При анализе специфики процесса управления стало понятно, что он является предметом административного права, так как вобрал в себя публичные черты. Таким образом, правовая отрасль существенно преобразилась.

На сегодняшний день административное право исходит именно от управления, так как оно считается основным предметом регулирования отрасли. Отсюда следует, что содержание, признаки и виды управления можно выделять, изучать и рассматривать в пределах административной науки.

Основываясь на концепции разделения властей, можно сделать вывод, что исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей в государстве, которая обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества); полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по осуществлению различного рода административного контроля; а также иногда и законодательные полномочия.

Исходя из определения исполнительной власти, представляется, что органом исполнительной власти является составная часть системы исполнительной власти, который действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства; осуществляет деятельность исполнительно-распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру; применяет присущие ему формы и методы деятельности1.

Следовательно, категории «орган государства» и «орган государственного управления» более широкие, нежели «орган исполнительной власти».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Исполнительная власть призвана определить объём и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности.

С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. №237.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019).

3. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

5. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 22-ФЗ (последняя редакция).

II. Иные официальные материалы

6. Аков Р. О. О целеустремленных системах. / Р.О. Аков. - М.: Формула права, 2009. – 152 с.

7. Атаманчук Г.В. Общая теория управления. / Г.В. Атаманчук. - М.: Норма, 2011. – 208 с.

8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство высшего управленческого персонала. / В.В. Гончаров. - М.: Норма,2007. – 32 с.

9. Игнатов В.А. Становление системы государственного и местного управления и самоуправления в современной России. / В.А. Игнатов. – М.: НОРМА, 2009 – 99 с.

10. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. / Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 2003 – 320с.

11. Коренев А.П. Административное право России: Учебник. / А.П. Коренев. – М.: «Щит-М», 2010 - 280 с.

12. Коржухина Т. В. История российской государственности. / Т.В. Коржухина. - М.: Право, 2005 – 145 с.

13. Кочетков А. Д. Эффективность системы государственной власти. / А. Д. Кочетков. – М.: Власть, 2011 – 67 с.

14. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. / Б.З. Мильнер. - М.: НОРМА: ИНФА, 2006 – 55 с.

15. Овсянко Д.М. Административное право. / Д.М. Овсянко 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2000 - 468 с.

16. Осипов В.И. Власть - проблемы государственного управления. / В.И. Осипов. - М.: Право, 2010 – 89 с.

17. Ю. М. Старилова Общее административное право: Учебник. / Ю.М. Старилова. – М.: Воронеж, гос. ун-та, 2007 - 848 с.

III. Диссертации, авторефераты диссертаций

18. Козырева, А.Б. Корпоративное правотворчество: теория и практика: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Анна Борисовна Козырева – Москва, 2016. – 231 с.

19. Матвеева, М.А. Теория правотворчества: методологические и концептуальные аспекты: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Мария Андреевна Матвеева – М., 2017. – 226 с.

20. Паулов, П.А. Факторный анализ современного российского законодательства: методологический и практический аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. / Павел Александрович Паулов – Краснодар, 2010. – 22 с.

[1] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. / Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 2003 – 320с.

1 Атаманчук Г.В. Общая теория управления. / Г.В. Атаманчук. - М.: Норма, 2011. – 208 с.

[2] Ю. М. Старилова Общее административное право: Учебник. / Ю.М. Старилова. – М.: Воронеж, гос. ун-та, 2007 - 848 с.

1 Коренев А.П. Административное право России: Учебник. / А.П. Коренев. – М.: «Щит-М», 2010 - 280 с.

1 Овсянко Д.М. Административное право. / Д.М. Овсянко 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2000 - 468 с.

1 Ю. М. Старилова Общее административное право: Учебник. / Ю.М. Старилова. – М.: Воронеж, гос. ун-та, 2007 - 545 с.

1 Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. / Б.З. Мильнер. - М.: НОРМА: ИНФА, 2006 – 55 с.

1 Игнатов В.А. Становление системы государственного и местного управления и самоуправления в современной России. / В.А. Игнатов. – М.: НОРМА, 2009 – 99 с.

1 Коржухина Т. В. История российской государственности. / Т.В. Коржухина. - М.: Право, 2005 – 145 с.

1 Аков Р. О. О целеустремленных системах. / Р.О. Аков. - М.: Формула права, 2009. – 152 с.

Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды