в работе нет списка литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ…………………………………….… |
6 |
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием……………………… |
6 |
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии…………………………………………….………………………… |
14 |
1.3. Характеристика фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии … |
20 |
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ……………………………………………………………… |
25 |
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей дошкольного возраста…………………………..………………..…… |
25 |
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей дошкольного возраста ……………………………………………………..… |
28 |
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ…………………………………… |
40 |
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии..… |
52 |
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии ........................................... |
60 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… |
68 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...………………….... |
70 |
ПРИЛОЖЕНИЯ.………………………………………………………………. |
79 |
Актуальность исследования. Как показывают последние исследования, проведенные в детских садах, более половины детей старшего дошкольного возраста имеют те или иные недостатки в речевом развитии. К частым диагностируемым нарушениям относятся, кроме дизартрии и дислалии, относятся ринофония и фонетико-фонематическое недоразвитие.
Среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи около половины имеют дизартрию и дислалию, а среди детей с фонетико-фонематическим недоразвитием чуть менее 35% старших дошкольников имеют псевдобульбарную дизартрию. Старшим дошкольникам, у которых обнаружено произносительное расстройство, необходима длительная, систематическая индивидуальная логопедическая помощь. Логопеды в специализированных группах проводят логопедическую работу, руководствуясь четким планом, который выглядит следующим образом:
ü на фронтальных, подгрупповых занятиях дети старшего дошкольного возраста вместе с логопедом изучают программный материал, ориентированный на коррекцию общего недоразвития речи;
ü на индивидуальных занятиях реализуется программа, направленная на коррекцию симптомов стертой дизартрии (произносительной стороны речи и просодики).
К сожалению, в современной логопедии отсутствует достаточная разработанность диагностических методик произносительных расстройств и методик коррекционной работы. По словам Е.Ф. Архиповой до сих пор актуальна, в связи с распространенностью дизартирии и дислалии, проблема дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии, организации логопедической помощи старшим дошкольникам, имеющим данные речевые нарушения.
На сегодняшний день требуется пересмотреть подходы, которые составляют основу коррекционно-логопедической работы, направленной развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией. Кроме того, необходимо повысить эффективность коррекционно-логопедической работы посредством лингвистической обоснованности последовательности развития навыков звукопроизношения и систематизировать лингвистический материал, чтобы соответствовать характеру и структуре нарушения.
На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях (в психологопедагогическом, нейролингвистическом, клиническом) [14].
Особенно детально в своих трудах ее описывали: К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, и др.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О.В.Правдина, Е.Ф.Архипова, М.С.Маргулис, Г.В.Чиркина, и др.
Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление [37].
Объект: фонетико-фонематическое недоразвитие.
Предмет: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель: исследование особенностей коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
1. Изучить онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Рассмотреть фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Раскрыть принципы, организация и методика логопедического обследования детей дошкольного возраста
5. Провести анализ результатов логопедического обследования детей дошкольного возраста.
6. Теоретически обосновать и определить принципы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
7. Выявить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез,
- сравнение,
- обобщение.
2. Методы экспериментального исследования:
- эксперимент;
- тестирование
Теоретико-методологические основы исследования: исследование основывалось на работах таких ученых как Г.С. Абрамова, Т.В. Башаева, Р. Гайссельхарт, П.Я. Гальперин, М.Г. Ким, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Р. Солсо, Е.В. Слизкова, Г.А. Урунтаева и др.
Выборка исследования – дошкольники (старшая или подготовительная группа) в количестве 30 чел. Из них 15 с дизартрией и 15 с нормой речевого развития.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по логопедии, а также для составления логопедических программ, направленных на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы содержит перечень работ авторов из 41 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Результаты теоретического и практического изучения проблемы показали, что фонетико-фонематические дефекты - это распространенные, ведущие в структуре нарушения речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, которое связано с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
у детей с речевой нормой формирование звукопроизношения последовательно проходит через ряд этапов. Перед тем как ребенок произнесет первые слова, у него наблюдаются крик, гуление и лепет. Первый этап речевого развития характеризуется несовершеннством и изобилием произносительных нарушений. Но, если развитие протекает нормально, то данные нарушения со временем исчезают, а звуковая сторона языка целиком формируется где-то к 4-5 годам жизни.
Дизартрия - это дефект произносительной стороны речи, причиной появления которой является недостаточность иннервации речевого аппарата. Основным нарушением при дизартрии является дефект звукопроизносительной и просодической речевых сторон, обусловленный органическим поражением центральной и периферической нервных систем. По степени тяжести дизартрия делится на легкую, среднюю и тяжелую.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут проявляться в различной степени, что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. При легких случаях наблюдаются отдельные искажения звуков, «смазанная речь». Для тяжелых - характерны искажения, замены, пропуски звуков, а также страдает темп, выразительность, модуляция, вследствие чего произношение отличается невнятностью.
Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены.
Полученные результаты диагностики звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня по показателям «нарушение произношения одного звука» и «нарушения произношения 2-3 звуков». Это свидетельствует о низком уровне развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с данной формой дизартрии.
На основе полученных в ходе диагностики данных нами была разработана и реализована программа, направленная на развитие навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Были выделены следующие направления работы:
По окончанию формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого явилось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного исследования подтвердили эффективность подобранной логопедической работы.