СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………. |
3 |
1 Теоретические основы стратегического менеджмента ……………… |
4 |
1.1 Понятие и сущность стратегического менеджмента ………………. |
4 |
1.2 Принципы, функции и концепции стратегического менеджмента |
8 |
2 Современные тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента …………………………………………………………….. |
14 |
2.1 Основные тенденции развития стратегического менеджмента на современном этапе …………………………………………………… |
14 |
2.2 Перспективы развития стратегического менеджмента в российских компаниях ………………………………………………… |
22 |
Заключение ……………………………………………………………… |
26 |
Список использованных источников …………………………………... |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «стратегический менеджмент» в практике менеджмента появилось относительно недавно. Стратегический менеджмент, в первую очередь, направлен на рост и выживание крупных компаний, но сейчас, когда малые фирмы играют столь важную роль в отечественной экономике, их потребности в стратегическом менеджменте больше игнорировать нельзя.
В высококонкурентной и быстро меняющейся среде фирмы должны не только ориентироваться на внутреннее положение дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им идти в ногу с изменениями, происходящими в их среде.
На сегодняшний день становится крайне важным внедрить такое управление, которое обеспечит адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение потребительских настроений, усиление конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологии, изменение роли человеческих ресурсов и ряд других причин привели к резкому повышению значимости стратегического менеджмента.
Не существует единой стратегии для всех фирм, как нет и единого универсального стратегического менеджмента. Каждая компания по-своему уникальна, поэтому и процесс разработки стратегии для каждой из них уникален, т.к. зависит от положения компании на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристики предоставляемого товара или услуги, состояния экономики, культурной среда и многих других факторов.
Стратегическому менеджменту уже десятки лет уделяется большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в Российской Федерации этой экономической дисциплине должное внимание не уделяется до сих пор.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется тем, что на сегодняшний день стратегия является основополагающим стержнем в управлении компанией, которая должна обеспечить устойчивое экономическое развитие фирмы, повышение конкурентоспособности её продукции и услуг.
Целью исследования является изучение теоретических основ стратегического менеджмента, а также выявление его основных тенденций и перспектив развития.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются следующие:
- изучить теоретические основы стратегического менеджмента;
- проанализировать основные тенденции развития стратегического менеджмента на современном этапе;
- выявить перспективы развития стратегического менеджмента.
Объектом исследования является стратегический менеджмент. Предметом – его основные тенденции и перспективы развития.
При написании реферата были использованы следующие методы и приемы: анализ и синтез, аналитический метод, табличный метод, метод обобщения, сравнения, описания, наблюдения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных, посвященных вопросам развития стратегического менеджмента.
Эмпирической базой исследования послужили материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущностью стратегического менеджмента заключается в формировании и реализации стратегии развития компании на основе постоянного контроля и оценки происходящих изменений в её деятельности с целью сохранения способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильности. Стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу – планирование осуществляется в пределах временного горизонта от 5 лет и более. В рамках стратегического менеджмента необходимо организовать и осуществить взаимодействие между различными функциональными подразделениями фирмы, обеспечить единую политику осуществления хозяйственной деятельности внутри компании.
В функции стратегического менеджмента входит осуществление непрерывных взаимосвязанных действий по выработке средств и методов воздействия и их реализация применительно к решению конкретной задачи. Для эффективного менеджмента функции должны образовывать единый комплекс, охватывающий весь спектр деятельности фирмы. Основными функциями стратегического менеджмента можно назвать планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Значение менеджмента в рамках современной жизни компаний велико. Так, грамотно построенная система стратегического менеджмента является основой её успешного развития. Стратегический менеджмент является действенно ориентированной системой, которая включает процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем, осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, т.к. при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Без чёткой и эффективной стратегии развития любая компания – это не бизнес, а набор активов, отягощенных пассивами. Стратегия развития определяется в результате изучения внешней среды и возможных внутренних перспектив её деятельности с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации компании на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующей или плановой позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Стратегический менеджмент на современном этапе продолжает расширять свои рамки. Теперь он направлен не только и не столько на технологические аспекты производства, сколько на культурные, институциональные, познавательные и эвентуальные. Важным относительно самостоятельным объектом стратегического менеджмента является определение и конфигурация партнерств; расширяется сфера применения стратегического менеджмента; расширяются рамки его субъектов. Стратегический менеджмент всё больше становится непрерывным процессом.
Современная теория и практика стратегического менеджмента существенно отличается от первичных его концепций. При этом он продолжает динамично развиваться, что, в свою очередь, является основой успешного функционирования и дальнейшего процветания тех фирм, которые используют современные достижения в теории и практике менеджмента.