БЕЛГОРОД 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Оценка уровня продовольственной безопасности по показателям, предусмотренным в доктрине продовольственной безопасности……………...34
2.2. Оценка уровней удовлетворения потребностей в продовольствии, импортозависимость, импортозамещение………………………………………..46
2.3. Оценка экономической доступности продовольствия для групп
населения и субъектов российской федерации с разным уровнем доходов…...61
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНЮ УГРОЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Реформирование импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности России ……………………………………….70
3.2. Общая характеристика мероприятий по нейтрализации проблем и угроз продовольственной безопасности России………………………….……...76
Заключение…………………………………………………………………………83
Список используемой литературы……………………………………………......87
Приложения………………………………………………………………………...96
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Обеспечение продовольственной безопасности России» обусловлена следующими обстоятельствами.
В современных условиях глобализации экономик стран мира является важной потребность в своевременном обнаружении угроз экономической безопасности и проведении мероприятий по их нейтрализации.
Наиболее значимым становится продовольственный аспект безопасности. Все происходящее можно объяснить тем, что обеспечение населения всем необходимым для поддержания высоко уровня жизни ассортиментом продукции является главенствующей задачей руководства страны всех уровней.
Процесс включения РФ в общемировую торговлю в условиях множества реформ стал отправной точкой для бурного развития отечественного продовольственного рынка, что, в свою очередь, стало причиной излишней продовольственной зависимости России.
Потребность в соблюдении действующих правил ВТО на сегодняшний день вполне способна стать главной причиной разрушения целостности национальной продовольственной безопасности.
Следовательно, из всего вышесказанного можем сделать вывод о том, что продовольственная безопасность – это важный составной элемент национальной безопасности государства. Совершенствование системы снабжения населения продовольственной продукцией является важной социально-экономической проблемой для РФ.
Создание условий необходимых для обеспечения стабильности действующей продовольственной системы является ключевым направлением государственной политики в области экономики, так как включает в себя множество факторов различного характера (социальные, политические, экономические).
Уровень продовольственной независимости государства определяется уровнем функционирующего аграрного сектора.
Политика данного сектора должна быть связана с разработкой мероприятий, направленных на обеспечение наиболее благоприятных условий для отечественных сельхоз производителей.
В настоящее время в большинстве развитых стран сельскохозяйственное товаропроизводство рассматривается как важный фактор экономической и политической стабильности, как параметр государственной независимости и, следовательно, регулируется соответствующим образом.
Таким образом, вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности на сегодняшний день являются злободневными как для всей страны, так и для субъектов РФ и организаций, составляющих рабочее звено экономики страны.
Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов обеспечения продовольственной безопасности России, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма нейтрализации угроз продовольственной безопасности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение понятию продовольственная безопасность государства с различных точек;
-раскрыть сущность понятия продовольственная безопасность государства;
- выявить факторы, оказывающие влияние на уровень продовольственной безопасности государства, использую общепризнанные научные подходы;
- изучить действующий уровень продовольственной безопасности страны;
- провести исследование действующей нормативно-правовой базы в рамках обеспечения продовольственной безопасности России;
- подытожить и обобщить главные составляющей государственной политики обеспечения продовольственной безопасности.
Объектом исследования является продовольственная безопасность РФ.
Предметом исследования послужили экономические показатели и факторы, способные охарактеризовать уровень продовольственной независимости страны, а также ключевые задачи государственной политики и законодательства в рамках обеспечения продовольственной безопасности.
Теоретической основой исследования в рамках выпускной квалификационной работы послужили, научные публикации отечественных и зарубежных специалистов, а также нормативно-правовые акты РФ по теме исследования.
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, статистический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его научные плоды могут быть применены в учебном процессе для организации более глубокого представления об обеспечении продовольственной безопасности государства, а также в возможности использования выдвинутых и обоснованных положений в практической деятельности.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 99 страницах печатного текста, включает 11 рисунков, 23 таблиц, 3 приложения, 93 источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее цели, задачи, объект, предмет, методологическая база, практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы обеспечения продовольственной безопасности государства» раскрывается сущность и основы обеспечения продовольственной безопасности, обозначается ее место в системе национальной безопасности, указываются основы нормативно-правового обеспечения продовольственной безопасности, а также выявляются основные угрозы продовольственной безопасности РФ.
Во второй главе «Анализ продовольственной безопасности РФ» проводится оценка продовольственной безопасности и ее основных параметров, определяется комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности государства.
В третьей главе «Разработка мероприятий по снижению угроз продовольственной безопасности РФ» раскрываются основные проблемы и угрозы продовольственной безопасности, а также перспективы обеспечения продовольственной безопасности.
В заключении содержатся выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Решение продовольственной проблемы является обязанностью государства. В современных условиях при разработке аграрной политики государство должно руководствоваться как минимум уровнем гарантированного собственного производства жизненно важных продуктов. Для этого необходимо разработать и реализовать правовые, экономические, социальные, научно-технические и другие меры по обеспечению производства агропродовольственных товаров в достаточных количествах для населения Российской Федерации.
Отметим, что в процессе исследования все выделенные задачи выполнены, цель достигнута.
На сегодняшний день ключевой проблемой экономик всех без исключения стран является обеспечение их продовольственной безопасности. С уходом от натурального хозяйства зародились иные механизмы получения продовольствия, то есть данная проблема нашла свое решение.
Государство стало единственным возможным гарантом обеспеченности населения необходимым продовольствием. Для многих государств и на сегодняшний день актуальна проблема продовольственной самообеспеченности. И России не стала исключением. Всем известно, что 1990-ые годы ознаменовался большим спадом продовольственной безопасности, по причине невозможности государства обеспечить население продовольствием из-за развала АПК и отсутствия финансовых ресурсов для привоза продуктов питания в необходимом количестве.
В последнее десятилетие продовольственная проблема успешно решается Правительством РФ, сегодня сомнений в наличии необходимых продуктах питания и ресурсах не возникает. Но, важно учитывать будущие перспективы, так как основная часть продовольственных товаров импортируется, а в современных условиях натянутых экономических отношений России с крупнейшими странами важно заниматься восстановлением собственного сельского хозяйства.
Является общеизвестным факт о том, что 65% территории нашего государства мало пригодны для ведения сельского хозяйства. Однако, на таких территориях проживает очень мала людей, следовательно, недостатка средств пропитания быть не должно. Необходимо обратить внимание на то, что в пределах одного конкретного субъекта население также не способно покрыть потребности в продовольствии за счет собственного производства. Но, мы имеем огромные плодородные площади, которые способны воспроизвести продукцию не только для жителей региона-производителя, но и стать поставщиками для других суъектов РФ. Главная наша проблема заключается в том, что мы малоэффективно используем плодородные земли и ограничиваем объемы сельхоз производства.
Производителям довольно часто не хватает средств для поддержания нормального состояния основных фондов и проведения необходимой обработки почвы. Всему виной чаще всего является дисбаланс цен: за цены на топливо беспрестанно растут, а закупочные цены имеют обратную тенденцию. Цены на сельхоз оборудование растут опережающими темпами. Выручки от продажи производителям в основном не хватает, обостряется необходимость в кредитах. Ориентация сельскохозяйственной продукции на рынок часто не улучшает общую продовольственную ситуацию в стране. Сельскохозяйственные производители, заинтересованы в производстве более выгодной продукции.
Существует великое множество факторов, являющихся ориентирами развития сельского хозяйства на различных территориях: от естественных до религиозных, и их необходимо учитывать для правильной оценки сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольственной безопасности страны. Отметит также, что опыт последних лет доказывает, что стихийно созданный рынок не способен создать необходимое количество продуктов питания.
Необходимо обратить внимание на то, что в процессе написания выпускной квалификационной работы были изучены теоретические аспекты обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, проведен анализ современного состояния продовольственной безопасности РФ, разработаны рекомендации по совершенствованию системы обеспечения продовольственной безопасности государства, на основании чего можно сделать следующие выводы:
- обеспечение продовольственной безопасности должно стать одним из ключевых направление политики государства, поскольку оно охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. И именно от уровня продовольственной безопасности во многом зависит уровень национальной безопасности государства;
- необходимо преобразовать имеющиеся подходы и направления в развитии аграрного сектора. Первоочередной задачей реализации национального проекта «Развитие АПК» является создание максимально благоприятных экономических, правовых и социальных условий в аграрном секторе на региональном уровне и оказание реальной финансовой помощи сельскохозяйственным организациям, фермерам, собственникам личных подсобных хозяйств, которые в конечном итоге помогут в решении проблем продовольственной зависимости России от зарубежных стран;
- для обеспечения продовольственной безопасности как части национальной безопасности страны важно создание адекватных социальных условий для сельского населения. Резкий спад и отставание социальной сферы от наиболее процветающих стран могут вызвать социальные конфликты в обществе.
- в целях повышения эффективности государственного регулирования агропромышленного комплекса как фактора обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации необходимо:
- устранение ценовых диспропорций в процессе обмена между сельским хозяйством и его поставщиками материально-технических ресурсов, повышение платежеспособности жителей села, уровня и качества их жизни и работы;
- создание финансово-кредитного механизма, адекватного современным условиям и задачам развития аграрного сектора;
- принять реальные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия АПК, чтобы предприятия получали достаточные собственные средства для модернизации производства;
- проводить политику протекционизма, обеспечивать защиту отечественного сельхозпроизводителя за счет таможенно-тарифных и нетарифных мер, с учетом условий, налагаемых предстоящим вступлением России в ВТО.
- содействовать развитию интеграции, созданию крупных конкурентоспособных компаний, предоставлять государственным агропромышленным корпорациям-монополистам 60-70% бюджетных средств, выделяемых на отрасль.
Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность обеспечивается на основе следующих принципов:
- принцип экономического обоснования потребностей федерального государства в обеспечении страны продовольствием;
- принцип доступности всех граждан государства к пище в количестве, необходимом для активной полноценной здоровой жизни;
- принцип федерального, целевого, программного обеспечения (в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК») регулирования продовольственного рынка страны.
- принцип государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей.