Москва – 2019
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговой системы Российской Федерации. 5
1.1 Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации. 5
1.2 Этапы реформирования налоговой системы.. 7
Глава 2. Анализ Российской налоговой системы и ее проблемы.. 14
2.1 Основные проблемы действующей налоговой системы и пути их решения. 14
2.2 Оценка влияния налоговой системы на экономику России. 17
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Приложение. 30
В настоящее время существует множество так называемых «экономических рычагов», с помощью которых государство может воздействовать на экономику. Среди них важное место занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов и выступает в качестве основы финансово-бюджетного механизма регуляции экономики государства. Государство широко использует налоговую политику, в том числе и для воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система – мощный инструмент управления экономикой в условиях рыночных отношений. Эффективное функционирование всего народного хозяйства зависит от того, насколько правильно построена система налогообложения.
Налоговая система – это некая совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, которые взимаются государством с граждан, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.
Налоги обеспечиваю взаимосвязь государственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия, а также призваны сгладить неравенства в доходах. Налоги определяют взаимоотношения предпринимателей, предприятий с государственными и местными бюджетами, банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов также можно регулировать и внешнеэкономическую деятельность путем привлечения иностранных инвестиций. За счет этого формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Благодаря налогам финансируется расходы на социальную сферу, которые изменяют распределение доходов.
Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать реализацию общественно значимых мероприятий, направленных на экономическое развитие, а также укрепление принципов социального равенства и партнерства. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы по теме «Особенности и проблемы Российской налоговой системы».
Объект исследования: налоговая система.
Предмет исследования: налоговая политика.
Целью курсовой работы является изучение Российской налоговой системы и ее проблемы.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития налоговой системы Российской Федерации;
2. Провести анализ Российской налоговой системы и ее проблемы;
3. Сделать вывод по изученной теме.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Рыночная налоговая система начала зарождаться в России еще в 2004-2005 годах. Введение этой совершенно новой для России системы проходило в достаточно жестких условиях. Политика, экономика – все это было в состоянии «перезагрузки». За долгие годы функционирования налоговой системы было внесено большое количество различных изменений и поправок в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее, современная налоговая система РФ структурно схожа с системами экономически-развитых стран Европы и Америки.
Налоговая система базируется на соответствующих нормативно-правовых актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Иными словами, определяются элементы налога. «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения», - статья 17 Налогового кодекса РФ «Об общих условиях установления налогов и сборов». При этом налоги в Российской Федерации должны устанавливаться исключительно законодательством о налогах и сборах. Данное законодательство РФ о налогах и сборах представлено в виде настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Налоговая система включает в себя следующие элементы:
Налоговые ставки подразделяются на:
Изменению подверглась структура налогов, направленная на минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность. В частности, согласно установленной в Налоговом кодексе налоговой системы отменены действовавшие ранее налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, приобретение автотранспортных средств, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, региональные, зональные и местные налоги и сборы на ввозимые или вывозимые товары (при перемещении товаров по территории России), а также ряд других налогов и сборов.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что важнейшей задачей правительства любой страны будет являться создание эффективной и стабильной налоговой системы, с соблюдением всех принципов налогообложения, способной обеспечить бюджетную устойчивость.
Реформирование налоговой системы и налогового законодательства в России началось еще в 2004 году. Был принят Закон №2118—1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и других нормативно-правовых актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов. Для этих законодательных актов характерна практическая невозможность их прямого непосредственного применения. Реализация данных законов и актов требовала принятия налоговым ведомством так называемых подзаконных актов, поясняющих порядок начисления и уплаты налогов. Насчитывалось порядка тысячи таких инструктивных документов, которые регулировали взаимоотношения и налаживали связь между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы о налогообложении содержались в многочисленных актах. Они были приняты в разные годы и отличались по своей юридической силе и отраслевой принадлежности. Последующее развитие российского налогового законодательства происходило по направлению всевозрастающего объема нормативно-правовых актов. Их становилось все больше, и они могли пояснить каждую деталь налогового законодательства.
Другая особенность отечественного налогового законодательства середины 90-х годов прошлого века заключалась в «сверхдинамизме» и постоянном изменении. Так, в каждый налоговый закон в среднем по 2 раза в год вносились изменения, дополнения и всяческие поправки, а в инструкцию по каждому конкретному налогу – 4-5 раз в год.
Такая поспешная кодификация, считавшаяся наиболее предпочтительной формой совершенствования налогового законодательства и обеспечивавшая комплексное решение проблем налогообложения, стала неизбежной и привела к созданию четкой и сбалансированной системы взаимосвязанных между собой нормативно-правовых актов различного уровня и направленности, содержащих нормы, цель которых была регулировать отношения в сфере налогообложения. Эти нормативные акты и представляют собой современную систему российского законодательства.
Переход к рыночной экономике в России сопровождался глубоким социально-экономическим кризисом. Из-за это в налоговой системе были выявлены следующие недостатки:
Перечисленные недостатки в большинстве своем обусловлены тем, что в течение первого этапа экономических реформ органы власти рассматривали налоги исключительно как средство формирования доходной статьи бюджета государства. т.е. делали акцент на их фискальную функцию.
Первые серьезные усилия по изменению налоговой системы были сделаны в 2009 году при обсуждении в Государственной Думе Налогового кодекса. Для первого этапа реформы налоговой системы характерным являлось также расхождение между декларируемым намерением снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему и реальными шагами в противоположном направлении.
Следующая попытка была предпринята в 2011 году. Она связана с обсуждением антикризисной программы правительства, которая декларировала уменьшение налогового бремени предприятий и перенос его на население. Некоторые предложения программы были реализованы. А именно: введен налог с продаж, отменена большая часть льгот по НДС, принят единый налог на вмененный доход. Но к сожалению ситуация не улучшилась. Сохранились довольно высокие налоговые ставки и многочисленные налоговые льготы. Более того, на период с 2004 по 2012 гг. (первый этап реформирования налоговой системы) была характерна существенная концентрация полномочий по использованию налоговых инструментов регулирования экономики на региональном уровне. Региональные власти имели право предоставлять льготы не только по региональным, но и по некоторым федеральным регулирующим налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.
Налоговое регулирование осуществлялось с помощью дифференцированных налоговых ставок и льгот, инвестиционного налогового кредита в целях сглаживания негативного влияния реформ на отрасли региональной экономики и социальной сферы, стимулирования развития приоритетных отраслей экономики, сокращения дифференциации между муниципальными образованиями. Наиболее активно регионы использовали налог на прибыль и на имущество предприятий.
Налог на прибыль является федеральным регулирующим налогом. На первом этапе региональные власти могли изменить ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, в диапазоне от 0 до 19%. Налог на имущество предприятий - региональный налог; федеральным законодательством для него установлена предельная ставка 2%. Широкое использование налоговых льгот приводило к существенному снижению поступлений в бюджеты на всех уровнях. Потери консолидированного бюджета в 2013 году в связи с предоставлением льгот составили более 200 млрд. руб.
В целом эффективность использования налоговых инструментов как на федеральном, так и на региональном уровнях оказалась невысокой всего из-за недостаточной проработки вопросов формирования и реализации налоговой политики, отсутствия научно обоснованной стратегии развития экономики России в целом и ее регионов, распыления налоговых льгот между многочисленными их получателями.
Следующий этап реформирования налоговой системы в России начался в 2012 году. 1 января была введена в действие Первая часть налогового кодекса РФ. На сегодняшний день в часть I НК РФ добавлены разделы, представленные в Таблице 1:
Раздел |
Наименование |
1 |
Общие |
2 |
Налогоплательщики плательщики Налоговые Представительство налоговых |
3 |
Налоговые Таможенные Финансовые Ответственность органов |
4 |
Общие исполнения по налогов сборов |
5 |
Налоговая и контроль |
6 |
Налоговые и за совершение |
Таблица 1. Разделы Налогового кодекса, отражающие структуру налоговой системы РФ
Позже, с 1 января 2014 г., начали действовать основные направления налоговой системы (часть II НК РФ). В нее были включены разделы о федеральных налогах, региональных и местных налогах и о специальных налоговых режимах. Структура налоговой системы Российской Федерации по своим основным параметрам соответствует налоговым системам развитых стран, где в качестве основного источника налоговых доходов является заработная плата граждан. В условиях крайне низких заработных плат и доходов населения такое построение налоговой системы не способно обеспечить финансирование бюджетной сферы на должном уровне.
Решение таких бюджетных проблем правительство ищет в сокращении бюджетных расходов, прежде всего за счет статей, так или иначе связанных с удовлетворением базовых потребностей человека в образовании, здравоохранении и т.п. Низкие доходы мешают замещению бюджетных расходов частными, что приводит к дальнейшей деградации социальной сферы.
Поэтому переход к единой налоговой ставке в 13% на доходы физических лиц вполне обоснован и понятен. Данное направление налоговой реформы получило широкую известность, и ее декларируемая цель состоит в создании условий для легализации «теневого» бизнеса. По мнению ряда экономистов, следует согласиться с тем, что в предшествующий период максимальная ставка подоходного налога в 30% была достаточно высока и отсутствие должного контроля со стороны государства за доходами и расходами населения способствовало формированию довольно широкого «теневого» сектора.
Если делать вывод о результатах второго этапа реформирования налоговой системы, можно выделить ряд недостатков:
Первый этап становления налоговой системы в России проходил в условиях преобладающей тенденции децентрализации государства. В результате на региональном уровне сконцентрированы большие полномочия по вопросам налоговой политики, которые использовались недостаточно эффективно.
Второй этап совпадал с тенденцией централизации, что привело к снижению налогового бремени за счет региональных и местных налогов. Результатом явился рост зависимости территориальных бюджетов от трансфертов со стороны федерального бюджета. В качестве положительного аспекта такой ситуации следует отметить появление больших возможностей у федерального центра по сглаживанию резкой территориальной дифференциации, а в качестве отрицательного – снижение интереса территорий к улучшению собственной доходной базы и рост иждивенческих настроений.
Таким образом, роль налоговой системы в современной экономике очень велика. Налоги – это не только основная часть дохода государства. Сегодня они выступают в качестве одного из основных инструментов регулирования не только экономической, но и социальной сфер. С помощью налогов государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием налоговой системы.
В современных политических, экономических и социальных условиях, имеющих тенденцию к постоянной изменчивости, еще не сформировалось единое мнение и понятие налоговой системы. Её задачи во многом зависят от политической, экономической и социальной обстановки в стране. Их изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы - изменяются ставки налогов и сборов, льготы налогов и сборов, их состав, методика расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования, характер работы налоговых органов. Налоговая система представляет собой систему взаимодействующих мероприятий и методов в области налогов и налогообложения.
Известно, что в федеративных государствах, к которым в том числе относится РФ, налоговая система трехуровневая. Целью такой иерархической трехуровневой налоговой системы является обеспечение баланса федеральной, региональной и местной власти посредством наделения их налоговой компетенции. Она должна предусматривать четкое разделение компетенции органов власти каждого уровня в налоговых отношениях.
Однако именно в федеративном государстве налоговая система потенциально содержит противоречие. Оно заключается в проблеме прав по установлению налогов и сборов между государством и ее субъектами.
Налоговая система на сегодняшний день должна быть справедливой, простой для восприятия и понимания, иметь четкую структуру и возможность подстраиваться к постоянно меняющимся политическим, экономическим и социальным условиям. От того, насколько успешно функционирует налоговая система зависит результативность принимаемых государством экономических, политических и социальных решений.
В то же время, между государством и субъектами налоговой системы возникают противоречия: государство заинтересовано в максимизации поступлений в бюджет, а для налогоплательщика – минимизация взимаемых налогов. В данной ситуации справедливо будет искать «золотую середину», что и делает государство.
Множество других, не менее важных проблем, требующих немедленного решения, продолжают оставаться в налоговой системе. Среди них: проблемы в законодательстве, налоговом администрировании и контроле и в области взимания самих налогов и сборов. Наверно, самой актуальной проблемой до сих пор остается проблема четкого толкования норм налогового законодательства РФ, расплывчивость отдельных пунктов и положений.
Следует построить четкую систему обработки экономико-правовой и законодательной базы, поскольку при исчислении налогов обязательным условием является соблюдение норм налогового кодекса и законодательства, которые вследствие частой изменчивости экономических, политических и социальных условий, тоже имеют тенденцию к изменению. Более того, планируется введение новых налогов, таких как экологический налог и налог для самозанятых. Это в свою очередь подтверждает нестабильность законодательной основы страны в сфере налогообложения. А незнание и несоблюдение налогового законодательства и недостаточная правовая обеспеченность порождают налоговые риски как со стороны государства, так и со стороны субъектов налоговой системы.
Следующая, не менее важная проблема налогового законодательства выражается в действии помимо основного налогового законодательства (Налоговый кодекс РФ) многочисленных подзаконных актов, идеи которых зачастую противоречат основному закону. Это очередной пример противоречия между государством и налогоплательщиками.
Основной критерий, по которому можно судить о состоянии налоговой системы страны и ее субъектов – это уровень собираемости налогов. Он показывает эффективность функционирования и действие все налоговой системы и сопряженных с ней налоговых органов. Собираемость налогов зависит от уровня задолженности, т.е. П = О – З, где П – объем поступивших налогов, О – объем налоговых обязательств, З – прирост задолженности.
Важнейшей задачей налоговой политики является повышение поступлений в бюджетную систему за счет налогов и сборов поскольку данный уровень собираемости недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Налогоплательщики стремятся снизить налоговое бремя, что приводит к снижению уровня собираемости и пагубно влияет на налоговую систему страны.
Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. Среди инструментов данного контроля выделяют налоговые проверки и налоговый учет. От уровня грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему РФ.
В части первой НК РФ указаны формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. Налоговое законодательство также предусматривает отсрочки или рассрочки, если налогоплательщик не в состоянии своевременно уплатить налог по определенным причинам. Помимо этого, с помощью инвестиционного налогового кредита можно также изменить сроки уплаты налогов.
В целях обеспечения устойчивости бюджетов и снизить риски налоговых поступлений предлагается окончательно отказаться от установления новых льгот, включая освобождения от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения по региональным и местным налогам.
Все вышеупомянутые проблемы, требуют незамедлительного решения. Первоочередной задачей финансовых и налоговых органов, безусловно, должно стать повышение роли налоговых поступлений в системе доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы может стать оптимизации системы налоговых льгот.
Налоговая система РФ выступает в качестве одного из наиболее эффективных инструментов для регулирования экономических отношений. Подавляющее большинство видят в налогах лишь фискальный смысл, забывая о том, что налоги являются универсальным инструментом воздействия на экономику и все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.
Налоговые поступления являются основной статьей пополнения бюджетов всех уровней.
Анализ макроэкономических данных социально-экономического развития России в постсоветский период показывает, что после глубокого экономического кризиса в 1998 году начался период восстановления экономики и выведения ее должный уровень.
Особое место занимает ВВП России и его сравнение с зарубежными странами. Кризис 1990-х годов изменил место российской экономики в мире. Вклад России в мировой ВВП сократился с 3,4% в 1991 году до 1% в 2009 году.
Россия намного отстает от западных стран, особенно от США. Колоссальный разрыв в уровнях жизни даже превысил тот, который был в ХХ веке. Однако, темпы роста нашей экономики существенно опережают темпы развития почти всех развитых стран, но уступают как отдельным развивающимся странам, так и некоторым странам с переходной экономикой.
Итак, налоговая система – это мощный инструмент управления экономикой. Главная цель налоговой системы заключается в мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из негативных последствий кризисных явлений является сокращение налоговой базы по основным налогам, что поспособствовало сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет. Доходы консолидированного бюджета в период с 2009 по 2017 годы можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1 - Поступление налогов в бюджеты различных уровней в 2009-2017 гг., млрд. руб.
Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что налоговые доходы государства менялись волнообразно. Следует отметить, что снижение налоговых доходов обуславливалось двумя причинами: резкое сокращение налоговых баз при падении цен на нефть и другие экспортные товары и неспособность налоговой системы адаптироваться структурным изменениям в экономике после девальвации.
Для анализа современной налоговой системы необходимо провести анализ поступлений налогов в консолидированный бюджет в разрезе конкретных налогов. За последние годы основную часть поступлений в бюджет составили: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц. Вырос процент налоговых поступлений, которые лежат в основе насыщения государственного бюджета.
Также увеличилось поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ. Увеличение специфических ставок акцизных сборов – вот что обуславливает такой рост. Но в то же время, платежи по НДС сократились, вследствие перехода с 1 января 2016 года на новый порядок исчисления и уплаты данного налога.
Изменения, которые произошли в налоговой сфере РФ, в первую очередь обусловлены тем, что инфляция и ее рост и снижение темпов экономического роста оказываю довольно сильное влияние на доходы, получаемые именно от прямых налогов. Одним из главных критериев оценки выступает отношение изменения отдельных налоговых доходов и относительное изменение ВВП в номинальном выражении.
Косвенные же налоги оказывают огромное влияние на структуру и уровень цен. Помимо увеличения нагрузки на налогоплательщиков, они оказывают прямое воздействие на финансовое состояние предприятий, что в конечном итоге значительно снижает их конкурентоспособность. Современные налоговые реформы, проводимые в последние годы, не затронули так таковых основ налога. Была лишь снижена основная процентная ставка (с 28% до 18%). Введение в России двух ставок НДС – основной и пониженной – должно способствовать более гибкому ценообразованию. Изменение ставок НДС должно затронуть, прежде всего, интересы потребителей и способствовать снижению цен на многие товары, но в итоге это должно способствовать росту уровня потребления. Подобная практика вполне успешно применяется в Европейском Союзе.
Помимо всего прочего, налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса (потребительские и инвестиционные расходы) и на совокупное предложение. Отметим, что снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса. Так из-за увеличения располагаемого дохода растут потребительские расходы, а из-за роста величины прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций – растут инвестиционные. Все это ведет к сдвигу кривой AD вправо (в положение AD2; рис.2а), что объясняет рост реального ВВП (Y1 -> Y*). Эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с безработицей, стимулируя деловую активность и повышая тем самым уровень занятости. Но вместе с ростом ВВП снижение налогов способствует росту цен (P1 -> P2) и поэтому является мерой, которая провоцирует инфляцию.
Рост налогов ведет к обратным процессам – снижению потребительских и инвестиционных расходов, сокращению совокупного спроса, снижению уровня цен и объема выпуска (рис.2б). Поэтому в период инфляции, в качестве антиинфляционной меры для стабилизации экономики выступает увеличение налогов.
Рис.2 – Воздействие изменения налогов на совокупный спрос
LRAS - долгосрочная кривая совокупного предложения.
SRAS - краткосрочная кривая совокупного предложения.
Р – цена
Y - ВВП
Ни для кого не секрет, что для фирм налоги выступают в качестве издержек, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов – к росту деловой активности и объема выпуска. Один из основоположников концепции «экономики предложения» Артур Лаффер выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость (рис. 3). За основу анализа Лаффер взял уравнение налоговой функции
Tx = t*Y,
Где Tx – сумма налоговых поступлений в бюджет, t – ставка налога, Y – уровень деловой активности. Он рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.
Рис.3 – Кривая Лаффера
Экономист показал, что существует оптимальная ставка налога, при которой налоговое поступление достигает своего максимума. Если, к примеру, увеличить ставку (до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода (Y). По его мнению, влияние снижение налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционные характер.
Таким образом, налоги выступают не только в качестве основного источника доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и одним из важнейших стабилизаторов экономики. Кроме того, они имеют прямое влияние на совокупный спрос и совокупное предложение и играют важную роль в экономическом росте, действуя как в краткосрочном, там и в долгосрочном периоде.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с ролью налогов и налоговой системы в целом в экономике страны.
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в соответствии с законом и сопутствующими нормативно-правовыми актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения, по механизму расчета и взимания и по их роли в формировании доходной части бюджета.
Налоговая система представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также комплекс налоговых отношений и налоговых мероприятий между государством, с одной стороны, налогоплательщиками, в том числе агентами (субъектами), с другой стороны.
Из анализа данной работы, все сказанное обуславливает объективную необходимость пристального внимания к современному состоянию налогообложения и ее системы в целом. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-техническому совершенствованию производства, сбалансированию на паритетных началах всех форм собственности.
Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательство приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.
Нами выявлено, что повышение налоговых ставок акцизов может привести к нелегализованному сбыту продукции, безакцизному сбыту продукции. Так, повышение ставки налога на доходы физических лиц спровоцирует введение двойной бухгалтерии и выдачу заработной платы в «желтых конвертах». Имеет место быть отрицательная динамика поступления налога на добавленную стоимость. Это связано с предоставлением налоговых вычетов. Поэтому повышать ставку налога на добавленную стоимость пока не стоит. По налогу на добычу полезных ископаемых следует ввести дифференцированную ставку налога. Что касается снижения ставки налога на прибыль организации до 24% (ранее 24%) а период экономического кризиса, то это не сильно повлияло на состояние доходной части бюджетов. Считаем более разумным введение налоговых льгот, которые существовали ранее по налогу.
Отметим, что снижение поступлений по таким федеральным налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц может быть вызвано применением специальных налоговых режимов, так как с их введением отменяются указанные налоги.
Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 2015.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. 2015.
3. Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов//СПС «Консультант Плюс».
4. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс».
5. Агузарова Л.А. Тенденция институциональной адаптации предпринимательских структур//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН.—2013.—№ 1. – 230 с.
6. Агузарова Л.А. Пути укрепления доходов местных бюджетов в дотационном регионе (на материалах РСО-Алания) //Финансовое право и управление.—2017.—№ 4. – 521 с.
7. Агузарова Ф.С. Об изменениях российского налогового законодательства// Финансы и кредит.—2014.—№ 21. – 541 с.
8. Агузарова Ф.С., Тезиева М.Р. Налоговые льготы как механизм стимулирования инновационной деятельности экономики // В сборнике: Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире: экономико-правовые аспекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России и др.; Под общей редакцией: Э.В. Соболева, С.И. Берлина, В.В. Сорокожердьева. 2014. -230 с.
9. Балаева Д. А. Экономическое развитие региона: современный аспект //Право и инвестиции.—2017.—№ 3-4. – 236 с.
10. Дадашев А.З. Налоговый фактор финансово-экономической безопасности государства// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.—2016.—№ 33. – 415 с.
11. Дзагоева М.Р. Влияние налоговой политики региона на инвестиционную активность предприятий// Управление экономическими системами.—2016.—№ 37. – 652 с.
12. Козаева О.Т., Сугарова И. В. Косвенные налоги в России и перспективы их развития// Terra Economicus. 2017. Т. 11. № 3-3. – 236 с.
13. Козаева О.Т. Налоги с физических лиц: оценка и пути оптимизации// Terra Economicus. 2017. Т.11. № 3-3. – 415 с.
14. Пансков В.Г. Новые подходы к теории и практике налогового администрирования// Международный бухгалтерский учет.—2014.—№ 10. – 632 с.
15. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации//Экономика. Налоги. Право.—2017.—№ 4. – 745 с.
16. Сугарова И. В. Экономический потенциал-основа формирования налогового потенциала региона// Право и инвестиции. 2017. № 3-4. -325 с.
17. Токаева С.К. Экономическое развитие региона и пути укрепления налогового потенциала// Право и инвестиции.—2017.—№ 3-4. -325 с.
18. Впервые зарегистрированный малый бизнес в России освободят от налогов.-//официальный сайт новостей "ПРОНЕДРА".- URL:http://pronedra.ru/money/2015/04/08/rossija-malyi-biznes-nalogi.
19. Малый бизнес в России. Статистика не радует. 01.03.2015. - //Сайт бизнес Консалтинг. URL:http//artistconsalt.com/maly-biznes-v-rossii-2017-statistika-ne-raduet.
20. Общие положения по применению общепринятой системы налогообложения. 27.05.2015.-//Бухгалтерский учет и налоги. URL:http://www.businessuchet.ru/content/document_r_BA05873D-906C-4450-AAED-90D7226F8CA6.
21. Проведено органами государственной статистики во исполнении ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ от 24.07.2011 г. " URL:http://rgs.ru.
22. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику
Приложение
Приложение 1