Содержание..........................................................................................................................................................................................2
Введение..........................................................................................................................................................................................3
Основные понятия и определения в области промышленной безопасности..........................................................................................................................................................................................5
Роль и место промышленной безопасности в системе безопасности жизнедеятельности..........................................................................................................................................................................................7
Разработка механизма контроля системы обеспечения промышленной безопасности на производственном участке ООО Свеза Уральский..........................................................................................................................................................................................8
Проблемы внедрения систем управления промышленной безопасностью..........................................................................................................................................................................................12
Заключение..........................................................................................................................................................................................17
Список использованных источников..........................................................................................................................................................................................18
Принятие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стало основой при формировании новой отрасли российского законодательства по промышленной безопасности, которая появилась в новой редакции общеправового классификатора отраслей законодательства.
Законодательство по промышленной безопасности занимает одно из важнейших мест среди таких отраслей права, как экологическая и пожарная безопасность, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательство по охране труда, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрабатывался с учетом международного опыта регулирования отношений в данной области. Государства с развитой рыночной экономикой и страны ЕЭС успешно применяют на практике международные и национальные правовые акты, регулирующие отношения в области промышленной безопасности, к которым относятся Директива No82/501/ЕЭС «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Директива Севезо), система актов CIMAH по безопасности в промышленности (Великобритания) и др.
Принятие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» существенным образом изменило правовые отношения в области промышленной безопасности и потребовало разработки пакета подзаконных нормативных правовых актов, которые должны были раскрыть конкретные механизмы применения и использования тех или иных нормативных документов, направленных на снижение риска возникновения аварий при эксплуатации опасных объектов.
Приведённые в реферате данные будут полезны при разработке мероприятий, направленных на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, а также ликвидацию их последствий на опасных объектах.
Резкий прогресс развития производства на всех уровнях деятельности человека привёл к возникновению и эксплуатации опасных производственных объектов, представляющих потенциальную опасность для здоровья обслуживающего персонала, жизни и здоровья людей, находящихся в пределах функционирования этих объектов, а также имущества и среде их обитания.
На современном этапе развития промышленности остро стоит проблема организации работ по совершенствованию промышленной безопасности на опасных производственных объектах в целях недопустимости аварийных ситуаций при их эксплуатации.
В законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены следующие термины и понятия:
1. Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее – промышленная безопасность) – состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
2. Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
3. Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отключение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
4. Гражданская ответственность — возникшая по закону обязанность возмещать вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.
5. Идентификация опасных производственных объектов — отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
6. Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
7. Опасные производственные объекты — предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:
получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высоко-токсичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды);
используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
8. Признаки опасности объекта — один или несколько признаков, при наличии которых объект относится к категории опасных производственных объектов.
9. Страхование — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
10. Экспертиза промышленной безопасности — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему действующим требованиям промышленной безопасности.
11. Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Технологического надзора в составе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Система промышленной безопасности – совокупность мероприятий направленных на выполнение регламентов работы промышленных объектов с целью обеспечения безопасности обслуживающего персонала, прилегающих селитебных зон и элементов инфраструктуры.
Основные элементы системы промышленной безопасности приведены на рис. 1
Рис 1. Система промышленной безопасности
Персонал, эксплуатирующий опасный производственный объект – квалификация, уровень трудовой и производственной дисциплины - непосредственно влияет на безопасное функционирование объекта.
Ошибочные действия персонала, нарушение правил техники безопасности и требований промышленной безопасности могут явиться непосредственной причиной аварий. Одновременно аварии на опасном объекте в первую очередь представляют угрозу персоналу данного объекта.
Правовая и нормативная база – совокупность законодательных и нормативных актов, содержащих правила, нормы и требования промышленной безопасности. Состояние законодательной и нормативной базы определяется уровнем социально-экономических отношений в обществе.
Организационная структура управления включает государственные органы управления промышленной безопасностью; системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты; надзор и контроль за состоянием опасных производственных объектов, выполнением требований безопасности; совокупность методов и механизмов управления промышленной безопасностью.
Функционирование системы промышленной безопасности следует рассматривать, учитывая, что все элементы, образующие систему, существуют совместно и влияют друг на друга.
Этот механизм определяет принципы формирования, функции, задачи, организационную структуру и порядок функционирования системы управления промышленной безопасностью в ООО «СВЕЗА Уральский» (далее - Общество), а также устанавливает права, ответственность и функции подразделений Общества в сфере промышленной безопасности.
Под системой управления промышленной безопасностью (СУПБ) в Обществе понимают систему взаимосвязанных организационных и технических мероприятий в области промышленной безопасности; ее правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов Общества, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности подразделений к локализации и ликвидации последствий аварий, а также на формирование безопасных условий труда и производства с целью предотвращения инцидентов, несчастных случаев на производстве (производственных травм) и профессиональных заболеваний.
Субъектами системы управления промышленной безопасностью (органами управления) являются должностные лица и руководители Общества, осуществляющие практическую деятельность Общества в области промышленной безопасности, направленную на объекты управления.
Объектами системы управления промышленной безопасностью являются опасные производственные объекты, техническое состояние опасных производственных объектов, условия безопасности на рабочих местах, а также практическая деятельность всех работников Общества, его функциональных органов и служб всех уровней управления.
Целью создания системы управления промышленной безопасностью является обеспечение уровня промышленной безопасности и состояния охраны труда в Обществе, при котором риск возникновения аварий и несчастных случаев соответствовал бы сложившемуся уровню развития техники и технологии, состоянию развития общества.
Внедрение Системы управления промышленной безопасностью и охраной труда в Обществе позволит:
• создать наиболее рациональный механизм управления промышленной безопасностью и охраной труда;
• снизить риск возникновения аварий и несчастных случаев;
• добиться непрерывного повышения уровня промышленной безопасности и состояния охраны труда;
• добиться конкурентных преимуществ за счет соответствия международным требованиям в области промышленной безопасности и охраны труда.
Система управления промышленной безопасностью обеспечивает:
• определение целей и задач Общества, эксплуатирующего опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
• идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
• планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
• координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
• осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
• безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах;
• своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
• участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
• информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЫТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах, эксплуатируемых на комбинате и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
• до начала применения на опасном производственном объекте;
• по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
• при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
• после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.
ПОРЯДОК ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ
Идентификация опасностей и оценка риска возникновения аварий проводятся в процессе разработки Планов ликвидации аварий и при разработке (переработке) декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, а так же при разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта.
Анализ риска проводят в соответствии с порядком, установленным Руководством по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах» [8].
Процедура декларирования проводится в соответствии с РД 03-14-2005 [9]. В ООО «СВЕЗА Уральский» подлежит декларированию Опасный производственный объект II класса опасности «Площадка участка производства смол» per. № А48-11128-0003.
План ликвидации аварий разрабатывают в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [10].
После утверждения Концепции совершенствования системы Госгортехнадзора России в условиях либерализации экономики по инициативе и под руководством Госгортехнадзора России была развернута компания по проведению экспериментов по совершенствованию надзорной деятельности, созданию и внедрению СУПБ.
На протяжении многих лет в приказах, распоряжениях и постановлениях Госгортехнадзора России, практически на каждой конференции, на каждом семинаре, посвященном вопросам промышленной безопасности, декларировался тезис о перенесении акцента с надзора за соблюдением требований ПБ на надзор за СУПБ, о приоритетности направления по развитию СУПБ. Однако на практике, несмотря на постановку и проведение Госгортехнадзором России этого многолетнего эксперимента по разработке и внедрению СУПБ и надзору за ними, акцента перенесено не было, никаких требований к СУПБ принято не было – ни единых, ни частных.
Параллельно с проведением экспериментов делались некоторые попытки организовать нормативно-методическое обеспечение процесса внедрения СУПБ. Требования к СУПБ разрабатывались в течение нескольких лет, но так и не были оформлены в виде нормативного акта. Основное препятствие заключалось в разном подходе к статусу этого документа. Одни, в основном это были представители надзора, считали необходимым сделать этот документ обязательным для исполнения, другие, в том числе и разработчик – Научно-технический центр «Промышленная безопасность», - считали, что документ этот должен быть добровольным для применения, в соответствии с мировой практикой.
Многие организации в рамках проводимого эксперимента и по собственной инициативе разрабатывали и внедряли у себя СУПБ, но в результате отсутствия нормативной и методической базы, относящейся к СУПБ, получались совершенно разные системы, которые соответствовали уровню понимания проблемы конкретного разработчика такой системы и, несмотря на кардинальные различия, назывались одинаково – системами управления промышленной безопасностью.
В рамках проводимого Госгортехнадзором России эксперимента так и не были решены главные проблемы СУПБ – разработка и утверждение требований к СУПБ и создание механизма оценки соответствия СУПБ этим требованиям. Эксперимент, проводимый Госгортехнадзором России на протяжении нескольких лет, не привел к каким-либо конструктивным результатам.
Лишь в 2013 году в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были внесены изменения, регламентирующие, в частности необходимость создания СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I или II класса опасности.
В отличие от понятия СУПБ, которое отсутствовало на законодательном уровне, в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изначально было сформулировано понятие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ПК), а вслед за этим появились Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263, которые актуальны и в настоящее время. Эти Правила в значительной степени выполняли функции несуществующих требований к СУПБ. Даже определения ПК и СУПБ достаточно трудно отличить друг от друга.
В соответствие с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» система управления промышленной безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте определяют ПК следующим образом: производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Как видим, определения абсолютно идентичные. И система производственного контроля в организациях в значительной степени выполняет функции СУПБ, изначально находится под надзором и контролем Ростехнадзора, поддерживается комплексом соответствующей документации и процедурами, включающими периодическую отчетность по различным направлениям.
В отношении же СУПБ, в развитие требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 536 были утверждены Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, в которых установлен перечень необходимой документации СУПБ и ее содержания. Этим исчерпывается нормативная база, относящаяся к СУПБ.
Итак, в отношении ПК имеется достаточно налаженная и устоявшаяся система функционирования ПК, надзора и контроля за ней, чего нельзя сказать о СУПБ. Формальное наличие в организации, эксплуатирующей ОПО, перечисленных в Требованиях документов с регламентированными названиями не гарантирует эффективного функционирования СУПБ и не позволяет осуществлять полноценный надзор за функционированием таких СУПБ. По этой причине во многих организациях разрабатываются формальные документы СУПБ, отвечающие нормативным требованиям к их названию, предъявляемые надзорному органу, но реально не работающие. То есть отсутствует процедура оценки соответствия СУПБ ее назначению.
Таким образом, в настоящее время полноценное внедрение и функционирование СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, далеко от завершения и требует решения достаточно широкого круга проблем, таких как оценка эффективности СУПБ, независимая оценка соответствия, обратная связь в управлении и других вопросов, которым будут посвящены дальнейшие заметки.
Системообразующим фактором на современном промышленном предприятии является работодатель, определяющий структуру, технологию, организацию производства, направления финансовых потоков, а также систему обеспечения промышленной безопасности. Поэтому контроль за действиями работодателя по управлению промышленной безопасностью должен стать ключевым элементом эффективного механизма государственного регулирования СУПБ на предприятиях.
С целью достижения экономически обоснованного более высокого уровня безопасности, а также для осуществления эффективного контроля за действиями работодателей по обеспечению промышленной безопасности необходима разработка подконтрольными предприятиями программ развития системы управления промышленной безопасностью. Программа должна предусматривать:
• осуществление независимой экспертизы и сертификации действующей техники, технологии и организации - по фактическому риску аварий и травм;
• разработку, использование и развитие внутрифирменного стандарта безопасной и эффективной работы;
• алгоритм действий по достижению предприятием внутрифирменного стандарта.
1.Федеральный закон №116-ФЗ. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Принят Государственной думой 20.06.1997 г., Утвержден Президентом Российской Федерации 21.07.1997 г., с Изменениями.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. №536. Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью.
3. ГОСТ Р 54934-2012. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.
4. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
5. ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
6. ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело».
7. СТ-ОТБ-2-001-01. Стандарт «Обеспечение безопасного проведения подрядных работ».
8. Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах» (утв. приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 № 188).
9. РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений».
10. Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 года №781)