Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования физико-математических задач с практическим содержанием на уроках математики. 5
1.1. Понятие задачи с практическим содержанием.. 5
1.2. Роль практических задач при обучении математике. 9
Глава 2. Методика использования практических задач на уроках математики. 18
2.1. Алгоритм составления практико-ориентированных задач. 18
2.2. Примеры практических заданий с физико-математическим содержанием.. 20
Глава 3. Практические задачи физико-математического содержания в литературных произведениях. 25
3.1 Роль практических задач физико-математического содержания в литературных произведениях. 25
3.2. Практические задачи в литературных произведениях. 27
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36
В методической литературе, в официальных указаниях Министерства просвещения и в практике лучших учителей, большое внимание уделяется воспитательной задаче обучения математике, формированию и развитию мышления детей, выработке рациональных качеств мышления (порядка, точности, сжатости, схематизации). Особое значение при этом приобретает выработка общих и специальных методов решения задач, формирование умений и навыков математической обработки различных фактов из реальной жизни. Наука и жизнь требуют от школы не только сообщения определенных познавательных фактов своим воспитанникам, но и систематического ознакомления их с идеями и методами науки, передачи им интеллектуального опыта человечества.
Актуальность проблемы использования задач с практическим содержанием в курсе математики не вызывает сомнения, так как условия естественного развития личности учащегося наиболее полно реализуются в случае, когда обучение раскрывает взаимосвязь математики не только с другими науками, но и с жизнью.
Объектом настоящего исследования является процесс обучения математике в старшей школе.
Предметом исследования является методика использования задач с практическим содержанием на уроках математики в старших классах.
Целью исследования является изучение роли практических задач физико-математического содержания на уроках математики в средней и старшей школе.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Для достижения поставленных целей и решения задач исследования использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической, учебно-методической и математической литературы; анализ содержания программ, учебников математики базовой школы и сборников прикладных задач по математике. В литературе имеются публикации по рассматриваемой теме. Можно назвать таких авторов: А.С. Бикеева, Л.В. Виноградова, М.В. Егупова, О.Н. Приютко, В.И. Берник, И.М. Смирнова, В.А. Смирнов, С.К. Соболев, Н.А. Терешин, И.М. Шапиро, Л.Г. Шестакова. В работах названных авторов дано определение прикладных задач (Н.А. Терешнин), определение практических задач (В.И. Берник), определение задач с практическим содержанием (И.М. Шапиро), описаны требования для таких задач и мотивация обучения (И.М. Шапиро, С.К. Соболев), функции практических задач и этапы их решения.
Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены на уроках математики в старших классах для мотивации деятельности школьников на уроках математики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения.
На данный момент специалисты занимаются разработкой концепции, основная идея которой заключается в усилении практического аспекта подготовки учеников путем интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических навыков, что, безусловно, должно повысить эффективность знаний, приобретенными учениками.
Стоит отметить, что основной целью практических занятий является подготовка учеников к решению проблем, которые могут возникать на их пути в процессе их жизнедеятельности.
Для эффективной реализации подхода практического обучения математике открываются большие возможности для задач практического содержания.
Обучение с использованием практических упражнений приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычные формулировки, связь с жизнью, междисциплинарные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любви и творческой активности. Школьники фиксируют процесс поиска решения проблем. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Наполнение учебных материалов задачами, близкими к жизни, требует, с одной стороны, предметной разработки таких задач, с другой - создания специальных приемов для работы с ними.
Систематическая работа по решению и разработке практико-ориентированных задач и использование разнообразных методик обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету.
Подводя итоги, можно сделать определенные выводы.
На уроках необходимо объяснить школьникам, чему они учатся для решения практических задач. Во-первых, основной целью решения таких проблем является формирование способности решать проблемы, с которыми каждый может столкнуться в реальной жизни.
Во-вторых, важной целью решения практических задач является показать школьникам важность и практическую необходимость изучения математики.
В-третьих, решение практических задач в краткосрочной перспективе может быть успешно подготовлено к ОГЭ и ЕГЭ, а в перспективе будет полезно в любой профессии или хобби.
В-четвертых, необходимо показать школьникам, что даже великие писатели не обходили математику стороной, поэтому математику можно найти в литературных произведениях и проверить достоверность данных фактов лично (или даже выявить ошибки).
В заключение следует отметить, что каждый из нас должен работать таким образом, чтобы, решив проблему, школьники хотели решить другую, более интересную и более сложную задачу, как образовательную, так и жизненно важную.