Орехово-Зуево
2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы преемственности организации в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы…………………………………7
Глава 2. Изучение проблемы преемственности в работе детского сада и начальной школы……………………………………………………………………………………59
2.1 Организация исследования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.П.Кочеткова села Пышлицы»………………………………………………………59
2.2 Анализ результатов исследования в МБОУ «СОШ с. Пышлицы»……………72
2.3 Методические рекомендации по преемственности в обучении дошкольников и учеников начальной школы…………………………………………………………….83
Заключение……………………………………………………………………………….93
Список литературы………………………………………………………………………96
Приложение 1. Анкетирование для оценки уровня преемственности в работе детского сада и школы по проблемам формирования здоровья детей
Приложение 2. Тест «Стандартная беседа Нежновой»
Приложение 3. Тест Пьерона-Рузера
Приложение 4. Тест «4-ый лишний» (по методике «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова)
Приложение 5. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасика
Приложение 6. Тест «Лесенка»
Приложение 7. Анкета «Развитие коммуникативных способностей»
Приложение 8. Документация для проведения диагностического исследования
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что обеспечение непрерывности дошкольного и начального общего образования на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогии выступало одной из самых важных проблем, которая прошла несколько этапов разработки. Так, в 50-60-х годах XX века в образование включаются психологии. Появляется так называемая теория амплификации, которую разработал психолог-педагог В.В. Запорожец. Суть этой теории состоит в опережении развития, обогащении. Уже на следующем этапе в 70-80-х годах этого же столетия появляется теория ведущих типов деятельности. Авторами данной теории являются Б.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, которые в каждом возрасте ребенка выделяют ведущий тип деятельности. В это же время появляется первичная вариативность образования. Школы начинают работать по разным системам. А в начале 80-х годов уже можно встретить первые программы дошкольного образования. Далее можно выделить этап, когда ребенок становится центром образования. Это период с 90-х годов и вплоть до 2003 года. Старый подход к преемственности отвергается, возникают новые идеи. Дошкольные образовательные учреждения ориентируют на подготовку детей к школе. Статустность педагога в 90-е годы рушится. Наблюдается развитие чрезмерной вариативности. Реструктуризация образной системы происходит с середины 2000-х годов. В XXI веке начинают разрабатываться стандарты в образовании. Так, в 2015 году были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, предполагающие преемственность в работе детского сада и школы. Так, важнейшим приоритетом российского образования становится целостность образовательной среды. Под преемственностью понимается взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предыдущего опыта в последующем (развитие не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из пройденных стадий). Таким образом, в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Преемственность в работе детского сада и школы должна существовать в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного и начального школьного образования. Целостность образовательной среды – это важный приоритет развития образования в России. Все вышесказанное требует нового взгляда на решение вопросов, связанных с преемственностью, который позволит дошкольному образованию обеспечить базовое развитие способностей ребенка, а начальной школе, на основе опыта детского сада, способствовать его дальнейшему личностному становлению.
Дошкольное образование и образование в начальной школе необходимо рассматривать как единый развивающий мир, в котором, развиваясь и обучаясь, живут общей жизнью дети в возрасте от трех до десяти лет. Это единое образовательное пространство, в котором идет непрерывный процесс развития, воспитания, обучения детей.
Так, в концепции непрерывного образования (дошкольного и начального звена) определяется ряд общих целей этих звеньев: воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей. В ней же перечисляются задачи дошкольной ступени и начальной школы, указываются психолого-педагогические условия для реализации непрерывного образования.
В дошкольной организации в качестве стратегической линии выступают развитие любознательности ребёнка, творческого воображения, коммуникативности. Начальная школа в данном направлении развивает познавательный интерес ребенка, его умений решать проблемные ситуации и т.д. При этом стремление приобрести знания и желание стать учеником следует относить к предпосылке возникновения мотивов к обучению.
Проблема преемственности возникает там, где ценности дошкольной образовательной организации и начальной школы не совпадают.
Главной задачей преемственности является построение единой содержательной линии между детским садом и школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу.
Анализ различных научных исследований, педагогических трудов показывает, что идея преемственности в обучении находит отражение в трудах А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и других. На современном этапе педагоги-психологи также уделяют много внимания проблеме преемственности. О ней пишут Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, М.И. Корнева, С.В. Козин, М.А. Маханева, В.Т. Кудрявцев и др. Вопросы преемственности отражены и в ряде нормативно-правовых документов.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод об актуальности выбранной темы и необходимости изучения проблемы обеспечения преемственности между детским садом и начальной школы в современных условиях.
Проблема исследования: пути организации преемственности детского сада и начальной школы.
Гипотеза исследования: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольной образовательной организацией и школой будет протекать успешно, если воспитатель планирует работу в системе, взаимодействует с педагогами школы, родителями, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, а также использует различные формы и методы работы.
Цель исследования заключается в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
Объект исследования: преемственность между дошкольной образовательной организацией и школой.
Предмет исследования: условия обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы.
Методы исследования: общетеоретические и эмпирические - анализ, синтез, определение, классификация, сравнительный анализ, систематизация, конкретизация, абстрагирование, опросные и анкетные методики, педагогическая диагностика, математико-статистические методы.
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.П.Кочеткова села Пышлицы».
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по преемственности в обучении дошкольников и учеников начальной школы, которая может быть использована в практике дошкольных образовательных организаций.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами работа имеет следующую структуру: введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено исследование особенностей преемственности в работе детского сада и начальной школы.
Именно построение единой содержательной линии между дошкольной организацией и начальной школой можно рассматривать в качестве главной задачи преемственности. Такая линия должна обеспечивать наименьшие психологические трудности для детей при переходе из детского сада в первый класс, эффективное обучение, развитие и воспитание детей. Кроме того, она предполагает сохранение согласованности и связи всей проводимой методической работы, ее компонентов.
Выделены три основных направления реализации преемственности между ДОО и начальной школой:
В качестве основания для реализации преемственности дошкольного и начального общего образования определено согласование целей и задач ДОО и начальной школы в обучении детей. Это в свою очередь, способствует формированию у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В ходе исследования выявлено, что преемственность в работе школы и детского сада является важной и сложной педагогической проблемой. Она предусматривает использование всех форм непрерывности, проверенных в преподавательской практике: изучение программ родственных связей, методы работы с ними, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск лучших путей улучшения учебной работы и интерес детей к знаниям и обучению деятельность.
Проведенный в работе анализ различных подходов к пониманию готовности ребенка к обучению, позволил выделить такие общепринятые составные элементы психологической готовности ребенка обучения в школе, как: 1) мотивационная (личностная) готовность; 2) эмоционально-волевая готовность; 3) интеллектуальная готовность; 4) коммуникативно-социальная готовность.
Проведено эмпирическое исследование, подчиненное цели определения содержания условий и возможностей решения проблемы преемственности в работе детского сада и начальной школы. В структуру исследования вошло:
В ходе проведенного исследования изучена документация МБОУ «СОШ с. Пышлицы» по преемственности, анкетирование специалистов ДОУ и начальной школы, разработан методический кейс, а также выполнены семь методик определения психологической готовности дошкольника к школе.
На основании изучения организации работы по преемственности между группами дошкольного образования и начальной школой МБОУ «СОШ с. Пышлицы», мы пришли к выводу, что в данной образовательной организации цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания. Сопоставление проводимой в МБОУ «СОШ с. Пышлицы» работы по преемственности с психолого-педагогическими условиями реализации непрерывного образования, отраженными в стандартах дошкольного и начального общего образования позволяет констатировать, что, во-первых, в МБОУ «СОШ с. Пышлицы» наблюдается единый психолого-педагогический методологический подход. Его можно проследить в ориентации школы на деятельностный подход. Выбор форм осуществления преемственности дошкольного и начального образования в МБОУ «СОШ с. Пышлицы» опирается на зону актуального развития и ориентируется на зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, вся деятельность предполагает учет возрастных психофизиологических особенностей детей. Во-вторых, МБОУ «СОШ с. Пышлицы» при реализации преемственности групп дошкольного образования и начальной школы придерживается единого структурно-организационного подхода, выраженного в совокупности требований к условиям реализации непрерывности образования. Таким образом, в МБОУ «СОШ с. Пышлицы» организация деятельности по обеспечению преемственности опирается на стандарты дошкольного и начального общего образования, основывающиеся на идеях Концепции непрерывного образования
Исследование показателей эффективности преемственности в работе групп дошкольного образования и начальной школы позволило определить выраженный средний уровень работы по мнению специалистов, а также средний уровень сформированности психологической готовности дошкольников к школе среди большинства воспитанников подготовительной группы МБОУ «СОШ с. Пышлицы». Значительное количество дошкольников по результатам исследования отметило высокий потенциал и лишь два человека имеют низкий уровень готовности к школе. Следовательно, можно говорить о том, что созданные в МБОУ «СОШ с. Пышлицы» психолого-педагогические условия позволяют обеспечить преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Предложены методические рекомендации по преемственности в обучении дошкольников и учеников начальной школы, в которых описана системная работа в данном направлении в рамках образовательной и воспитательной деятельности, являются практикоориентированными. Данные рекомендации возможно применять в деятельности дошкольных образовательных организации и начальной школы.