2022г
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………..........4
Глава 1. Региональное управление и территориальное планирование: сущность, функции, роль в экономике……………………………………………………………………….7
Глава 2. Особенности территориального планирования и размещения розничных сетей в регионах…………………………………………………35
2.1. Эффективная пространственная организация розничных торговых сетей как необходимое условие устойчивого развития региона..................35
2.2. Территориальные различия в размещении крупнейших розничных сетей в России………………………………………………………………….37
2.3.Методические подходы к размещению и развитию розничных торговых сетей в условиях рыночной экономики………………………………………44
Глава 3. Перспективы пространственного развития и размещения розничных сетей Московского региона………………………………………53
3.1.Основные направления развития розничной торговой сети Московского региона…………………………………………………………………………53
3.2.Пути совершенствования пространственного развития и размещения розничных торговых сетей Московского региона…………………………58
Заключение…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………64
Приложение 1………………………………………………………………… 65
В последнее время Российская Федерация постоянно находится в трансформации социально-экономического устройства. Поэтому возникают запросы на переосмысление изменившейся реальности. На первый план выходят такие понятия как устойчивое развитие, развитие регионов, эффективная пространственная организация. Это важные задачи для экономики любого государства.
Устойчивое развитие регионов – общепризнанная научно обоснованная концепция на этапе современного становления цивилизации. Она предусматривает удовлетворение социально-экономических экологических потребностей жителей, а также защиту будущих поколений. В этом очень важную роль играет розничная торговля – одна из ключевых отраслей экономики. Розничная торговля – завершающий этап цикла общественного производства, обеспечивающий физическую и экономическую доступность товаров и услуг для различных категорий граждан на всей территории страны. Поэтому пространственная организация региональной розничной торговой сети (РРТМ) имеет особо важное значение для повышения доступности получения как можно большего ассортимента товаров и услуг для жителей различных регионов, что чрезвычайно важно для составляющей устойчивого развития.
Таким образом, сказанное свидетельствует об особой важности изучения и исследования пространственного развития и размещения розничных торговых сетей, в частности, Московского региона, чем и был предопределен выбор темы автором данной курсовой работы.
Автор ставит перед собой цель, на основе изучения территориальных различий в размещении крупнейших розничных сетей и пространственного развития и размещения розничных сетей в Московском регионе провести комплексный анализ основных направлений пространственного развития розничной торговой сети Московского региона, а также путей их совершенствования.
Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
Объектом являются розничные сети.
Предмет исследования – пространственное размещение и развитие розничных сетей в Московском регионе.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также, формально-логический и системно-структурный методы исследования.
Степень изученности проблемы невысокая. Существует мало работ, которые конкретно посвящены изучению территориальному развитию и размещению розничных сетей в регионах.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких ученых как Альфреда Вебера, Алаева Э.Б., Баранского Н.Н., Колосовского Н.Н., Некрасова Н.Н. и др. Последние исследования концепции устойчивого развития посвятили такое ученые как С. Бобылей, Б. Данилишин, Л. Мельник, Т. Галушкина. Теоретические аспекты территориальной организации торговли исследовали Кристаллер В., Леш А., Серебряков С.В. и др.Использованная литература в курсовой работе состоит из монографий, научных статей и учебников. Несмотря на значительное количество исследований вопросы, связанные с пространственной организацией РРТМ в плоскости устойчивого развития региона, где она функционирует, сегодня недостаточно разработаны.
Структура курсовой работы состоит из трех глав с параграфами, введения, заключения и списка использованной литературы.
Рассмотрев вопросы регионального управления, территориального планирования, эффективной организации и размещения розничных торговых сетей на территории России и в отдельном Московском регионе можно сделать следующие выводы:
1. Устойчивое развитие регионов ведет к развитию розничных торговых сетей, что в свою очередь ведет к развитию регионов.
2. Развитие регионов идет через так называемые «полюса роста», которые затем превращаются в «оси роста», «тоннели роста».
3. Толчок к быстрому развитию региона и розничной торговли ведет завод на территорию лидера рынка розничной торговли, что спровоцирует так называемую «диффузию инноваций» и бурный рост региона.
4. Регионы и розничные сети развиты неравномерно по территории Российской Федерации. В основном развиты Центральный Федеральный округ, Московский регион.