Содержание
Введение. 2
Глава I. Необходимость эффективного внутреннего контроля платежных операций страховой компании. 4
1.1 Особенности системы внутреннего контроля страховых организаций. 4
1.2 Подходы к организации внутреннего контроля платежных операций в страховой компании. 12
Глава II. Оценка действующей практики внутреннего контроля в страховых организациях. 20
2.1 Организация внутреннего контроля платежных операций в страховой компании. 20
2.2 Комплаенс-контроль в страховой организации. 27
2.3 Особенности технологии внутреннего контроля платежных операций в условиях автоматизации страховой деятельности. 35
Глава III. Совершенствование организации системы внутреннего контроля платежных операций страховых организаций. 41
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы финансового планирования как инструмента внутреннего контроля. 41
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий. 51
Заключение. 56
Библиографический список. 58
Вопрос внутреннего контроля как фактора повышения эффективности управления предприятием имеет большое значение для существующих предприятий (включая легкую промышленность), особенно в аспекте защиты от негативных экологических воздействий (принудительных мер). Предприятия конкурентных отраслей промышленности, перед которыми, в первую очередь, такая отрасль, как легкая промышленность, часто испытывают трудности и несут дополнительные масштабные издержки в связи с комплексом негативных влияний, происходящих из внешней среды. Отрицательный эффект усиливается в результате общего переходного характера внутренней экономики, несовершенства институциональной среды и т. д.
Тема внутреннего контроля обширна, интересна и особенно актуальна на современном этапе развития рыночной экономики. Узкое толкование понятия «контроль» может свести к массовым проверкам на многочисленных предприятиях. Хотя этот аспект, несомненно, важен, однако он является лишь одним из сторон более общей экономико-правовой проблемы. Результаты контроля чрезвычайно разнообразны: от замечания работающем до увольнения руководителей и потери активов предприятия, доведение его до банкротству. Он осуществляется отдельными людьми, отделами компаний и корпораций, на чердаках и в сараях, в лабораториях и на крупных предприятиях. Несмотря на существующие различия в методах и способах осуществления контроля, принятые различных управленческих решений, здесь оказывается много общего. Эти общие черты создают основу для проведения научных исследований проблем контроля, обосновывают необходимость наиболее рациональной его организации и осуществления.
Никому не известно, когда человек начал самом деле осуществления контроля. Во всяком случае, она начала заниматься им задолго до того, как впервые в истории был отмечен факт проведения таких исследований. но бесспорно одно, что уже «праруководители» находили все лучшие и лучшие способы контроля процесса производства. Возможно, египтяне даже имели свое собственное понимание системы внутреннего контроля.
В историческом обзоре авторы касаются многих сторон контроля, но при этом не дают конкретного определения предмета исследования.
Историческое развитие контроля со всей очевидностью показал, что есть большие потребности в организации внутреннего контроля в советское время которому не уделялось должное внимание.
Нынешние преобразования в экономике России характеризуется активной участием государства в реформах, проводимых. Такие изменения требуют всестороннего исследования процессов, происходящих в экономике предприятий. Особое место в этой ситуации занимает контроль. За последние 15 лет в экономике России произошли такие преобразования, которые могут сравниться с революционными событиями начала XX в. Монополия государственной формы собственности прекратила свое существование, а вместе с этим государственный контроль стал совсем другим, изменилась система внутреннего контроля.
Анализ последних исследований. События, имевшие место в начале XX в., заложили фундамент для системного изучения проблем контроля, в ходе которого нашли применение принципы экономических наук.
На базе эмпирических наблюдений проф. Ф.Ф. Ефимов создал теорию, в которой контроллер и производство связывались в единое целое. Обязанности должностных лиц и система оплаты труда должна была побудить руководителей всех уровней работать в точном соответствии с действующими инструкциями и эффективно. Проф. Ф.Ф. Ефимов объединил функции производственной деятельности с функциональными обязанностями и впервые отнес их в области профессионального контроля. [1,2]
В сферу непопулярных в советское время исследований включились Н.А. Белобжецький, П.И. Гайдук, В.Ф. Журко, М.И. Карауш, Л. Крамаровский, А.А. Шпиг, М.Я. Штейнман. В труда этих ученых были созвучны с научными исследованиями проф. Ф.Ф. Бутинця. Все названные авторы защитили докторские диссертации. Теория проф. Ф.Ф. Бутинця нашла своих сторонников и противников. Критики предполагали, что механистические взгляды проф. Ф.Ф. Бутинця, подкрепленные мнениями опытных специалистов, полностью дегуманизирует контроль, а другие видели в его «научном контроле» только логику, примененную к новой области исследований, что в тот период быстро развивалась.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является предприятие сферы страхования ООО «СК «Сбербанк страхование жизни».
Предмет исследования – формирование системы внутреннего контроля на предприятии.
Цель работы – разработка рекомендаций по организации и совершенствованию системы внутреннего контроля платежных операций в ООО «СК «Сбербанк страхование жизни».
Исходя из основной цели работы, задачами работы являются:
Теоретической и информационной основой написания работы явились труды ученых экономистов по проблемам внутреннего контроля, действующее законодательство Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы .
Эффективная система внутреннего контроля предназначена для обеспечения достижения целей и задач предприятий, чтобы предприятия могли достичь долгосрочных целей прибыльности и поддерживать надежную финансовую и управленческую систему отчетности. Кроме того, такая система будет способствовать соблюдению законов и нормативных актов, а также политики[предприятия в различных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур, а также снизить риск непредвиденных потерь или подорвать репутацию предприятия.
Система внутреннего контроля включает в себя: среду контроля, систему бухгалтерского и налогового учета, индивидуальный контроль, непосредственно применяемый на предприятии.
Контрольную среду следует понимать как практические действия руководителя предприятия, направленные на организацию и поддержание постоянного функционирования элементов системы внутреннего контроля:
1. Оптимизация организационной структуры предприятия с учетом осуществляемой им финансовой, экономической и экономической деятельности.
2. Организация и четкое разделение обязанностей и полномочий между всеми структурными подразделениями (службами) и работниками предприятия.
3. Непрерывное совершенствование методов управления предприятием.
4. Совершенствование кадровой политики на предприятии.
5. Порядок подготовки и представления бухгалтерской и налоговой отчетности для внешних пользователей и внутренних пользователей.
6. Организация и функционирование внутреннего внутреннего контроля.
7. Обеспечение соответствия финансовой, экономической и хозяйственной деятельности, проводимой предприятием, требованиями действующего законодательства.
Общество с ограниченной ответственностью СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» является 100%-ной дочерней компанией Сбербанка России, специализирующейся на программах рискового, накопительного и инвестиционного страхования жизни.
Лицензия 77 С 3692 от 25.08.2014. Развитие страхования жизни – одно из направлений деятельности Сбербанка, в рамках которого в начале 2012 года банк приобрел компанию по страхованию жизни, Генеральным директором которой в апреле 2012 года назначен Максим Чернин, председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни. В сентябре 2012 года компания была переименована в ООО СК "Сбербанк страхование" (а с июля 2014 года - в ООО СК «Сбербанк страхование жизни») и объявила о старте продаж добровольного страхования жизни заемщиков.
Контроль страховой деятельности направлен на выявление не только ошибок и погрешностей, а и сфер ответственности персонала, установление эффективности видов деятельности и ее корректировки. То есть контроль можно определить как совокупность специфических элементов системы менеджмента страховой деятельности, ведь по итогам контроля и на основании его результатов принимается значительная часть управленческих решений.
Если определять объектом контроля именно финансовую отчетность, то его методами станут внутренний и внешний независимый аудит финансовой отчетности, а также анализ ее данных. Целью проведения аудита является выражение независимого мнения аудитора о полноте и достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных аспектах; соответствие требованиям законов России, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъектов хозяйствования) согласно запросам пользователей. Данные бухгалтерского учета и финансовая отчетность субъектов страховой деятельности подлежат двойному аудиту: внутреннему и внешнему.
Необходимо сказать, что в кризис, в состоянии неопределенности, как в нынешней ситуации, для современных предприятий следует уделять большое внимание финансовому планированию. Ведь эффективная финансового планирования позволяет повышать контроль за затратами и, соответственно, эффективность внедрения процесса бюджетирования в компании.
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» должно постоянно совершенствовать систему финансового планирования, используя опыт крупных компаний. В результате стараний и серьезного отношения к планированию и бюджетированию развитие будет происходить в положительном направлении, тем более что степень неопределенности ситуации в стране и в регионе будет уменьшаться, появляется также цивилизованная маркетинговая информация.
В заключение проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что в целях совершенствования и повышения эффективности системы планирования и бюджетирования в ООО СК «Сбербанк страхование жизни» целесообразно сочетать жесткие ( привязанные к конкретным плановым периодам) и гибкие (не привязанные к определенным срокам действия и меняющиеся достаточно произвольно по мере изменений внутренних и внешних условий функционирования предприятия) системы планирования и бюджетирования.
При таком сочетании финансовые планы определяют базовые целевые установки по направлениям деятельности. Имея четкие базовые ориентиры, можно вносить предложения по корректировке бюджетов. Это позволяет снизить вероятность возникновения дорогостоящих последствий из-за ошибок, вызванных неудачным прогнозированием продаж, некачественной информацией при планировании и бюджетировании и т.д.