ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………......………………………………………....3
Глава 1. Развитие памяти младших школьников.............................................................................7
1.1. Психологическая характеристика памяти.....................................7
1.2. Особенности развития памяти младших школьников...................13
Глава 2. Развитие памяти младшего школьника как условие его успешности в обучении ........................................................................21
2.1. Критерии и показатели успешности обучения младших школьников..............................................................................................21
2.2. Роль памяти в успешности обучения младших школьников.........24
2.2. Описание деятельности педагога по развитию памяти младших школьников............................................................................................................29
Заключение……….....………………………………………………………......34
Список литературы……………………………………………………….........36
Приложение..........................................................................................................40
Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Разница между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. В практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. На сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, при её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель - философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнова, и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л.С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.
Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Поэтому развитие памяти у детей, особенно в младшем школьном возрасте, является актуальной проблемой, ведь учебная деятельность выдвигает для ребенка все новые требования. Практика современного общения нуждается в решении проблем эффективной переработки большого объема материала и быстрого, точного извлечения его из памяти в ситуации разнообразных задач [2,c.248].
Одни исследователи (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин) делают вывод о том, что функция памяти имеет большое значение для процесса усвоения знаний, другие (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев) полагают, что органическая основа функции памяти никак не влияет на успешность обучения. Недостатки же памяти, которые наблюдаются у детей с пониженной успеваемостью, связывают с недостатками развитии мышления детей. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель: теоретически обосновать и изучить развитие памяти младшего школьника.
Объект: ребенок младшего школьного возраста.
Предмет: условие успешности обучения младшего школьника посредством развития памяти.
Задачи:
1. На основе изучения и анализа психолого - педагогической литературы рассмотреть проблему развития памяти младших школьников, раскрыв психологическую характеристику памяти.
2. Раскрыть особенности развития памяти младших школьников.
3. Раскрыть критерии и показатели успешности обучения младших школьников.
4. Выявить роль памяти в успешности обучения младших школьников.
5. Описать деятельность педагога по развитию памяти младших школьников
Методологическую основу исследования составили работы отечественных психологов и педагогов, изучавших проблему влияния памяти на успешность обучения детей, а именно, концепция развитии памяти П. П. Блонского, деятельностная теория памяти Л.С. Выготского, теория учебной памяти Д.Б. Эльконина.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал в рамках курсовой работы по проблеме развития памяти младшего школьника.
Практическая значимость: определены методы и средства по развитию памяти у разных групп младших школьников, которые могут использовать в своей работе учителя начальных классов и студенты специальности Преподавание в начальных классах.
Структура работы: исследование включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У младших школьников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью.
Проблема изучения и развития памяти младших школьников до сих пор актуальна. Её необходимо изучать глубже, несмотря на то, что вышло огромное количество научных трудов по данной проблеме. Содержание и характер учебного процесса со временем изменяется, меняются методы и средства обучения, к тому же современные дети, их память значительно отличаются от памяти детей предыдущего поколения. У современных детей объём и структура памяти существенно изменились по сравнению с детьми того же возраста середины XX века. Это связано с изменением образовательных программ, с появлением целого комплекса развивающих программ, с активным развитием СМИ, появлением компьютеров, Интернета. Детям доступно гораздо больше разнообразной информации, которую они запоминают из-за её интересности, увлекательности. Активнее идёт развитие непроизвольного и после произвольного внимания, что играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника и делает более эффективными его познавательные процессы, в том числе, память.
Память имеет решающее значение в учебном процессе и оказывает существенное влияние на успеваемость младших школьников; у учащихся с хорошей памятью (с преобладанием логической памяти, с развитой произвольной памятью) успеваемость высокая и наоборот.
В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «память» в психолого-педагогической литературе, рассмотрели, а также выделили особенности развития памяти в младшем школьном возрасте, выявили критерии и показатели успешности обучения младших школьников.