Введение. 3
Глава I. Экономико-географическая характеристика Республики Саха (Якутии) 5
1.1. Природно-климатические условия Республики Саха (Якутии) 5
1.2. Географическая типология районов Республики Саха (Якутии) 9
Глава II. Теоретическое обоснование понятия и кадастрового учета земельных участков. 14
2.1. Основные понятия и классификация земельных участков. 14
2.2. Нормативно-правовое регулирование земельных участков. 16
2.3. Порядок постановки на кадастровый учет земельных участков. 21
Глава III. Кадастровый учет и регистрация земельных участков села Антоновка Нюрбинского района Республики Саха (Якутии) 24
3.1. Порядок предоставления и постановки на кадастровый учет земельных участков. 24
3.2. Кадастровый учет земельных участков выделенных многодетным семьям.. 27
3.3. Выводы и предложения совершенствования кадастрового учета земельных участков. 34
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 41
Приложения. 45
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что отвод и постановка на кадастровый учет земельных участков является главным способом перевода земель из муниципальной и государственной собственности в частную.
Незаменимым базисом для всего, что нас окружает, являются земельные участки, на которых располагаются здания, различные объекты инфраструктуры, элементы благоустройства урбанизированной среды, сады, луга и пашни на пригородной территории и за её пределами.
Издавна земельные участки играли большую роль в жизни человечества, и сейчас их значение не ослабевает. Земельные участки являются важными элементами правоотношений, как частных, так и публичных. Вследствие этого, регулирование таких правоотношений происходит посредством правовых норм, закрепленных в законодательных актах различных отраслей права.
Представляется верным рассмотреть столь важный и многогранный объект права как земельный участок через призмы гражданского, земельного и градостроительного законодательства, так как именно они содержат правовые нормы.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов государственного кадастрового учета и регистрации земельного участка, а также разработка предложений совершенствования кадастрового учета земельных участков.
Основными задачами данной работы для реализации установленной цели являются:
1.Изучить природно-климатические условия Республики Саха (Якутии);
2.Рассмотреть теоретическое обоснование понятия и кадастрового учета земельных участков;
3.Ознакомиться с нормативно-правовое регулирование земельных участков;
4.Рассмотреть порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, находящегося в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства
5.Проанализировать этапы кадастрового учета земельных участков выеденных многодетным семьям;
6.Разработать рекомендации по совершенствованию кадастрового учета земельных участков.
Предметом исследования работы является государственный кадастровый учет и регистрация земельного участка.
Объектом исследования выступает кадастровый учет земельных участков выеденных многодетным семьям на примере Республики Саха (Якутии), Нюрбинский район, село Антоновка, местность «Кыталыктаах».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные конкретные рекомендации по совершенствованию кадастрового учета земельных участков могут быть использованы на практике.
В качестве информационной базы исследования были использованы нормативно-правовые документы, правовые акты российского законодательства. Изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских исследователей, которые в своих научных трудах касались выше обозначенной проблематики.
Теоретической базой исследования являлись труды отечественных исследователей, таких как Анисимов А.П., Бандорин, Л.Е., Высоковский, А.А., Дианова, В.Ю., Землякова, Г.Л., Ковалева, Е.Л. и другие.
Методологической базой исследования являлись такие научные методы, как методы эмпирического исследования (компаративистика, описание), общелогические методы и приёмы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, системный подход), а также контент-анализ правовых документов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Республика Саха (Якутия) является крупнейшим субъектом Российской Федерации (3083,5 тыс. км.2). Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Свыше 40% территории находится за Полярным кругом.
Численность постоянного населения на 2017 г. составляет 959,7 тыс. человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года национальный состав населения выглядит следующим образом (Федеральная служба государственной статистики, 2010): якуты (49,9%), русские (37,8%), эвенки (2,2%), украинцы (2,2%), эвены (1,6%) и другие национальности. Столь малая численность населения при большой площади региона несомненно сказывается на её плотности, которая составляет около 0,3 чел/км2, что является одной из самой низких в РФ. В Арктической части региона данный показатель равен 0,04 чел./км2.
Для региона несколько десятилетий характерен естественный прирост населения. В 2015 году коэффициент естественного прироста составил 8,6%, что на порядок выше среднероссийского показателя (0,2%). Однако сохраняется тренд миграционной убыли населения. Отрицательное сальдо миграции на 2015 год составило 5,5%о. Из 959,7 тыс. постоянного населения 482, 1 тыс. человек являются занятыми в экономике (Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2018).
Республика Саха расположена в северо-восточной части Евразийского материка. Площадь Якутии составляет 3,1 млн. кв. км, что является 1/5 часть территории Российской Федерации или 18,01%, по своим размерам превосходит все страны Европы. На рисунке 1.1 представлены Административные границы Республики Саха (Якутия).
Рисунок 1.1 - Административные границы Республики Саха (Якутия)[1]
Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением ее территории. С севера на протяжении более чем 4 тыс. км. Якутия омывается морями Северно-Ледовитого океана: Лаптевых и Восточно-Сибирским [2].
Большую часть территории занимают горы и плоскогорья - на их долю приходится более 2/3 поверхности Якутии, и лишь 1/3 это низменности. Самая высокая точка - гора Победа (3147 м) - находится на хребте Черского. Весь юг Якутии занят Алданским нагорьем.
Его средние высоты составляют 700-1000 м, что частично определяет более суровый климат района по сравнению с северной Центральной Якутией. Её отметки составляют всего 100150 м. Исследуя рельеф над вышесказанным нагорьем, можно увидеть, что над его поверхностью возвышаются отдельные гольцы и целые гряды пологих гор с высотами до 1500-2000 м. По мере движения на юг, к Становому хребту, местность в целом повышается. Если же рассматривать водораздел между Леной и Вилюем, то можно увидеть, что там отметки плавно повышаются до 300-500 м. [3].
На западе республики, в нижней части бассейна Олёкмы, одновременно в верхней части бассейна Вилюя занимает центральное место пологоувалистая равнина. Высоты здесь не выходят за пределы 500-700 м. С севера бассейн Вилюя окаймляют чуть более поднятые увалы, получившие название Вилюйских гор. В центре Анабарского щита, который образуют на северо-западе докембрийские породы, выходящие на поверхность, отметки достигают 500-600 м (к краям отметки снижаются). К морю Лаптевых Якутия выходит плоской низменной тундровой равниной, весьма молодой по возрасту (отметки не превышают нескольких десятков метров).
Различия рельефа довольно сильно сказываются на климате Республики Саха, кроме того, является дополнительным фактором к общему фону - северное географическое положение.
Природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия является самым холодным из обжитых человеком регионов планеты, на её территории расположен населенный пункт Оймякон, где по незарегистрированным данным в 1924 году была зафиксирована температура минус 71 °С. Еще С.В. Обручевым, было установлено, что полюсом холода является не Верхоянск, как считали раньше, а именно Оймякон.
Республика попадает под влияние резко континентального климата, который в свою очередь отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Зимой здесь отчетливо выражено действие внутриазиатской области высокого давления (вторжения, смягчающие климат, циклонов почти исключены), кроме того, для этого времени года характерно безветрие, сухость воздуха, безоблачность неба, это способствует сильному выхолаживанию земли. В самый холодный месяц - январь, средние температуры около минус 50 °С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах - котловинах, впадинах и других понижениях до -70 °С) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии. Но для жителей Якутии морозы при 30-40 °С переносятся несравненно легче, чем 20-25 °С градусные морозы в европейской части страны, а зависит все от различия в коэффициенте влажности воздуха [4].
За суровые зимы жители получают компенсацию в виде теплого, солнечного лета, хотя и не продолжительного. Это время года малооблачно и сочетается с длительностью светового дня. По данным Гвоздецкого Н.А. (1963), два с половиной месяца наиболее жаркие, средние температуры составляют плюс 19 °С, наивысший показатель доходил до +38 °С. Но, несмотря на приветливость лета в континентальном климате Якутии, ночью практически во всех районах наблюдаются заморозки, они определяются рельефом, а также микрорельефом.
Эта территория России знает лишь два сезона - долгую зиму и короткое лето. Переходные периоды весны и осени весьма коротки.
Все вышесказанные особенности климата более характерны для центральной части Якутии. Однако, например, в прилегающей территории к Северному Ледовитому океану, степень континентальности ослаблена. Зима, несмотря на более высокие широты, заметно мягче; лето - прохладнее, чем в Центральной Якутии.
Почти вся территория Якутии, расположенная на суше, представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону ее прерывистого распространения.
Слой вечной мерзлоты оказывает влияние на многие географические процессы. Он образует как бы ледяную броню, отделяющую поверхностные воды от залегающих в глубине подземных, подмерзлотных вод. Также важным считается то, что проникающие в почву пары воздуха конденсируются и создают дополнительный источник увлажнения для засушливых почв Якутии.
Так же можно отметить еще одну характерную особенность климата Якутии - малое количество осадков. Это связано с континентальностью климата. Среднегодовое количество осадков достигает с усилием 200 мм. [5]. Поэтому для Якутии характерна малоснежная зима и скудность осадков в летний период, а так же их нерегулярность.
Якутия - один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озерных (свыше 800 тыс.) районов России. Общая протяженность всех ее рек составляет около 2 млн. км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд. кВт. Крупнейшие судоходные реки: Лена, Вилюй, Алдан, Колыма, Индигирка, Олёкма, Анабар и Яна.
Главным стержнем республики, обеспечивающим развитие хозяйства, является река Лена со своими притоками. Якутия занимает большую часть ее бассейна, площадь которого составляет 2 490 000 км , из них на исследуемый регион приходится около 65% [33]. Весной происходят бурные паводки, так как вследствие наличия вечной мерзлоты уменьшается потеря воды на просачивание, и повышается поверхностный слой.
Республика включает в себя 35 административных единиц: 34 улуса и 1 город республиканского значения. В основу типологии районов легла «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года», где административные данные были сгруппированы в следующие основные пространственные структуры (Правительство Республики Саха (Якутия), 2017):
1.Арктическая экономическая зона - Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Кобяйский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский районы;
2.Западная экономическая зона - Ленский, Мирнинский, Олекминский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский и Сунтарский районы;
3.Центральная экономическая зона - Якутск, Намский, Хангаласский, Горный, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Таттинский районы;
4.Восточная экономическая зона - Усть-Майский, Оймяконский, Томпонский районы;
5.Южная экономическая зона - Алданский, Нерюнгринский районы
В нашей типологии Кобяйский улус был перемещён из Центральной экономической зоны в Арктическую по причине схожести показателей с улусами арктической зоны. На рисунке 1.2 представлены экономические зоны Якутии.
Рисунок 1.2 - Экономические зоны Якутии. Составлено автором по материалам: (Правительство Республики Саха (Якутия), 2018 г.)
Арктическая зона включает в себя северные группы улусов, большая часть из них находится к северу от Полярного круга (66,5622° с.ш). Это самая многочисленная по количеству районов зона, в которую входит 14 административных единиц.
Занимая площадь около 1716,7 тыс. км2 или 56% территории Якутии, на ней проживает лишь 9% населения республики (81,6 тыс. чел.). Громадная территория и небольшое число жителей обуславливает низкую плотность населения - 0,05 чел/км2 - самая низкая из пяти рассматриваемых зон.
Доля городского населения составляет всего лишь около 38%, что говорит о преобладании сельского населения. В некоторых улусах имеется значительная доля малочисленных народов Севера, которые сохраняют свой традиционный образ жизни и хозяйствование. Например, в Анабарском, Булунском, Жиганском Оленёкском улусах эвенки составляют более четверти от общего количества населения в перечисленных районах; относительно крупные доли эвенов наблюдаются в Усть-Янском, Эвено- Бытантайском, Нижнеколымском, Момском, Булунском, Аллаиховском районах. В Арктической зоне отмечается высокая рождаемость - 9,7 человека на 1000 жителей.
Арктическая зона имеет наименьший объём основного фонда. Основной фонд представляет собой часть имущества организаций, подлежащая для производства товаров и оказания услуг. На 2014 год он составил около 28 063 млн. руб., что составляет всего 2% от основного фонда Якутии. Из указанного объёма около 2,6% составляет основной фонд сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; 0,5% - добыча полезных ископаемых; 0,14% - обрабатывающие производства. По объёму грузов и грузообороту на 2014 год доли составили всего 6% и 10% соответственно.
Западная экономическая зона включает в себя семь улусов ЮгоЗападной части Якутии, охватывая 1/5 часть всей территории республики - 611 тыс. км2. По численности населения доля чуть больше - 24%, что составляет 228 тыс. человек. К наиболее крупным населённым пунктам можно отнести г. Мирный (34,4 тыс. чел.), г. Ленск (23,7 тыс. чел.), п. Айхал (13,4 тыс. чел.), г. Удачный (11,6 тыс. чел.), г. Вилюйск (10,7 тыс. чел.), г. Нюрба (9,9 тыс. чел.), г. Олёкминск (9,2 тыс. чел.). Средняя плотность населения примерно соответствует среднему показателю по Якутии - 0,37 чел/км2.
Западная Якутия обладает половиной основного фонда республики, а именно 682 520 млн. руб. Более 63% объёма приходится на добычу полезных ископаемых. По объёму грузов и грузообороту доли рассматриваемой территории составляют 29% и 27% соответственно.
Западная Якутия обладает самой длинной сетью дорог с твёрдым покрытием, длина которой составляет около 3400 км. Но всё же большую часть территории занимают зимники - 57% от общей длины.
Центральная экономическая зона является лидером практически во всех экономических характеристиках, занимая всего лишь 6% территории Якутии. Она насчитывает девять административных единиц. Роль столицы - города Якутска - в показателях рассматриваемой зоны весьма ощутима.
Численность населения составляет около 498 тыс. человек, что составляет более половины населения всего региона. Данное обстоятельство, а также относительно небольшая площадь обуславливает, выделяющуюся среди других экономических зон, плотность населения, которая составляет 2,82 чел/км.2. Этот показатель будет увеличиваться в дальнейшем по причине большого естественного прироста (11%) и положительным миграционным приростом. Доля городского населения составляет 65,7%.
Центральная Якутия имеет 27% основного фонда республики, составляющая более 372 млрд. руб. Из них 27% относится к производству и распределению электроэнергии, газа и воды. По видам экономической деятельности на данное образование приходится 92% республиканского фонда обрабатывающих производств; 64% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды; около половины фонда сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.
Восточная экономическая зона состоит из трёх районов юговосточной части республики - Оймяконский, Томпонский и Усть-Майский улусы. Эти улусы занимают 323,3 тыс. км2. На 1/10 части Якутии проживает всего лишь 30 тыс. человек - на 100 км2 приходится 9 человек. К крупным населённым пунктам можно отнести п. Хандыга (6,4 тыс. чел) и п. Усть-Нера (5,9).
Основной фонд Восточной Якутии незначителен, составляет всего 3% общего фонда региона. Значительные ресурсы сосредоточены в добыче полезных ископаемых. За 2014 было перевезено 1311 тыс. тонн грузов.
Одним из позитивных факторов для социально-экономического развития мезорайона является наличие приличной доли в общей длине дорог с твёрдым покрытием при относительно небольшой территории. Длина дорог с твердым покрытием здесь составляет 2400 км.
Алданский и Нерюнгринский районы образуют Южную экономическую зону, охватывая 8% территории и 12% населения. Крупные населённые пункты - г. Нерюнгри (58,1 тыс. чел), г. Алдан (21,1 тыс. чел), п. Чульман (8,6 тыс. чел), г. Томмот (7,3 тыс. чел) Нижний Куранах (5,6 тыс. чел). Доля городского населения является самым высоким среди остальных экономических зон - 95,3%.
На юг Якутии приходится 18% основного фонда региона. В структуре экономической зоны выделяется добыча полезных ископаемых. Всего же в ней концентрируется 23% фонда сельского хозяйства, 26% энергетики, около 9% добычи полезных ископаемых. По объёму грузов и грузообороту доля юга равна 14% и 20% соответственно.
В целях проведения результативного научного исследования необходимо, прежде всего, уточнить, что понимается под тем или иным термином, используемым в научной работе.
Земельный участок – это тоже вещь. Он удовлетворяет определенные потребности, имеет количественные и качественные характеристики, вполне материален, обладает телесностью и качествами доступности для обладания.
По мнению А.В.Германова, земельный участок – вещь, поддающаяся отдельному - обособленному и исключительному - человеческому господству. По отношению к управомоченному субъекту земельный участок выступает как объект прав. Поэтому «юридическая квалификация земельного участка всегда зависит от того, какое место правовой порядок в системе объектов гражданских прав отводит земельному участку, формирование которого исторически и рационально предопределено как выделение из целого (земельный массив) части (конкретный земельный участок)»[6].
Данное рассуждение приводит нас к выводу, что земельный участок – это вещь, следовательно, на него распространяется действие вещного права.
Однако О.И.Крассов не согласен с такой позицией[7]. По его мнению, земельный участок – это, прежде всего природный объект и природный ресурс. Также О.И.Крассов видит в признании земельного участка вещью противоречие ч. 2 ст. 9 Конституции РФ[8].
Данное положение Конституции РФ содержит норму о том, что земля, наравне с другими природными ресурсами, может быть в различных формах собственности. На наш взгляд, нахождение земли на праве собственности, то есть распространение на неё вещного права, только подтверждает возможность определения земли как вещи.
Следовательно, и земельного участка, как части земли, обособленной определенными границами и имеющей конкретное местоположение. О.И.Крассов приводит в подтверждение своей позиции п. п. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, однако в данной норме содержится указание на землю, в том числе, как недвижимое имущество, объект прав. Что касается соотношения терминов «вещь» и «имущество», то статья 128 ГК РФ называет имущество в качестве элемента перечня объектов. Представляется верным, что «вещь» – это обозначение части, а «имущество» - это обозначение целого. Этот тезис подтверждается толкованием статьи 130, абзаца 2 пункта 2 статьи 132 ГК РФ.
Далее О.И.Крассов в своей монографии пишет о том, что вовлечение в товарный оборот – это не повод признавать землю «только вещью» и не признавать её природным ресурсом и объектом природы[9]. Данная мысль исследователя отражает глубинную сущность его позиции: он не против признания земли вещью, но только в том случае, когда не будет игнорироваться её первоначальное назначение, приоритетная ипостась.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит дефиниции земельного участка и каких-либо указаний на его основные свойства.
Важно также, что в качестве объекта тех или иных прав в ГК РФ упомянуты не только земельные участки (ст. 130, 132, 216, 261 и т.д.), но и земля как таковая (ст. 126, 129, 209, 214 и т.д.)[10]. Представляется верным, что термин «земля» употребляется в ГК РФ как синоним «природного ресурса» нежели объекта частных прав, указывая на публичные образования как на «собственников» земли.
Таким образом, земельный участок это материальный объект, являющийся недвижимой вещью. Важно не забывать, что земельный участок - не только объект гражданского оборота, но и природный объект, природный ресурс. Это оставляет определенный отпечаток на его правовой сущности, обусловливает множество нюансов участия земельного участка в гражданском обороте, в хозяйственной деятельности субъектов права.
В первую очередь важно отметить, что гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников отношений, которые им регулируются (п. 1 ст. 1 ГК РФ). В отличие от ГК РФ, земельное законодательство «регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)» (ч. 1 ст. 3 ЗК РФ). Таким образом, акты гражданского и земельного законодательства регулируют различные правоотношения, часто основанные на противоположных принципах.
Дефиниция земельного участка, отраженная в ЗК РФ, со временем претерпевала изменения. Рассмотрим наиболее важные аспекты данной эволюции. В редакции от 25.10.2001 содержалось такое определение земельного участка: «Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке».
С точки зрения В.А.Лапача, определение земельного участка, которое было дано в первоначальной редакции ЗК РФ (ч. 2 ст. 6 в редакции от 25.10.2001) было несовершенным, так как неизвестное определялось через неизвестное[11].
Необходимо было указать качественные параметры и пространственные границы слоя почвы, чтобы можно было составить точное представление о земельном участке. Что касается конкретики в описании границ земельного участка, то, по мнению В.А.Лапача, следует урегулировать данный вопрос по аналогии с нормой Закона РФ «О недрах»: земельный участок как геометризованный блок почвенного слоя [12].
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[13] в статью 6 ЗК РФ был введен пункт 3, согласно которому «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи». На данный момент пункт 3 остается неизменным.
В российском законодательстве до 01 марта 2015 г. существовало определение земельного участка. Оно было дано в ст. 11.1 ЗК РФ и гласило, что «земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами». В редакции от 25.10.2001 данной статьи не было, она введена ФЗ от 22.07.2008 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»[14]. Однако ст. 11.1 ЗК РФ утратила силу, согласно ФЗ № 171.
На данный момент, земельный участок должен обладать определенными признаками, дабы являться объектом права.
Основное требование – индивидуализация земельного участка. Это выявление его особых характеристик, с помощью которых можно отличить один объект права от другого, что в нашем случае важно. Особенно при спорах о наложении границ земельных участков и при их пересечении.
Непосредственно само понятие «земельный участок», которое содержалось в ст. 11.1 ЗК РФ включало в себя только один индивидуализирующий признак – границы участка. Пункт 3 ст.6 ЗК РФ, введённый ФЗ № 171, говорит о других характеристиках. Представляется верным, что границы могут остаться среди таких признаков, так как п.3 ст.6 ЗК РФ упоминает о «части земной поверхности», а она, чтобы быть отделенной от остальной земной поверхности, должна иметь границы.
До 01.01.2017 действовал п.7 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»[15], в соответствии с которым местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, «то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части»[16]. Статья 22 (ч. 8) ФЗ № 218 говорит о том, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
На данный момент также существуют реестры границ. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 218 в них отражаются сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях.
Также данный реестр содержит сведения об административно-территориальном делении, прохождении Государственной границы РФ, об утвержденном проекте межевания территории, о береговых линиях (границах водных объектов).
Значимым признаком индивидуализации (а О. И. Крассов и вовсе называет его основным) является местоположение, поскольку «это обстоятельство обусловливает привлекательность земельного участка как объекта права собственности, его рыночную стоимость»[17].
Следующий индивидуализирующий признак – площадь. Она также влияет на его стоимость, как и местоположение.
Значит, основные индивидуализирующие признаки земельного участка как объекта права: местоположение, площадь и границы. Они устанавливаются при проведении государственного кадастрового учёта.
Ранее в понятие земельного участка был включен «почвенный слой». О нём говорил п.2 ст.6 ЗК РФ. Но, представляется, что можно согласиться с А. В. Германовым: «такой признак… имеет значение скорее для экологического законодательства»[18], потому что использование земельного участка, к примеру, для строительства сводит значение почвенного слоя к нулю. При добыче полезных ископаемых почвенный слой вообще полностью ликвидируется на участках разработок.
Позиции относительно индивидуализирующих признаков земельного участка:
1. Определенное установление имущества возможно путем наличия данных о границах (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2010 года, утвержденный постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010).
Предварительный договор купли-продажи земельного участка должен содержать данные о границах этого участка, позволяющие определенно установить отчуждаемое недвижимое имущество.
Следовательно, одним из индивидуализирующих признаков земельного участка являются сведения о его границах. Благодаря наличию таких сведений, субъекты права смогут точно идентифицировать его на местности.
2. Определение ВС РФ от 22.11.2016 № 8-КГ16-21 говорит о том, что площадь является одной из уникальных характеристик земельного участка. В данном решении суд ссылается на ныне утративший силу п.п. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ № 221, однако такая норма сейчас содержится в п.п. 9 п. 4 ст. 8 ФЗ № 218.
Данная правовая позиция актуальна и подтверждает необходимость наличия сведений о площади земельного участка для его индивидуализации в качестве объекта права.
3. Местоположение земельного участка - также важный признак для индивидуализации. Кроме географической значимости такой информации, она несет и иные смысловые нагрузки: от местоположения зависит стоимость земельного участка (доступность развитой инфраструктуры, престижность, наличие иных условий, делающих именно этот земельный участок привлекательным для инвесторов).
На данный момент ЗК РФ упоминает о местоположении земельного участка, как о той информации, которая должна быть указана в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка (п. 2 ч. 4 ст. 11.10 ЗК РФ). Также данная информация обязательно указывается, когда речь идет о предмете аукциона (п. 4 ч. 21 ст. 39.11 ЗК РФ). То есть информация о местоположении земельного участка тоже является индивидуализирующей характеристикой.
Таким образом, из вышесказанного следует, что ЗК РФ и ГК РФ регулируют разные правоотношения. Однако это не означает какого-либо противостояния или глобального противоречия отраслей права.
Нормы, содержащиеся в правовых актах земельного и гражданского права, призваны дополнять друг друга, органично регулируя весь спектр правоотношений.
Дефиниция земельного участка серьезно менялась в течение нескольких лет, сейчас для индивидуализации данного объекта права ему необходимы границы, площадь и местоположение. Важно учитывать правовые позиции высших судов, чтобы правильно и точно понимать, какой набор признаков на данный момент является необходимым для земельного участка как объекта права.
Глава 2 ФЗ № 221, содержавшая порядок ведения государственного кадастра недвижимости, ныне утратила силу. Сейчас в ФЗ № 218 закреплена дефиниция государственного кадастрового учета недвижимого имущества: это «внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)» [19].
То есть это определенные технические действия по отображению сведений о каждом земельном участке в определенном реестре. Представляется, что такой учет носит в большей степени информационную функцию, чем функцию по наделению земельного участка свойствами объекта права. Уже имея определенные свойства, данный объект отображается в государственной информационной системе – государственном кадастре недвижимости.
Определение государственного кадастра недвижимости содержалось в части 2 статьи 1 ФЗ № 221, которая на данный момент утратила силу (с 01.01.2017 в соответствии с ФЗ № 361). Легальная дефиниция данного понятия отсутствует. Кадастр – это реестр, систематизированный свод[20]. Реестр, в соответствии с толковым словарем С.Ожегова, - это опись, письменный перечень[21].
Реестр объектов недвижимости (далее ФЗ № 218 именует его кадастром недвижимости) – это составная часть единого государственного реестра недвижимости (ч. 2 ст. 7 ФЗ № 218). О содержании кадастра недвижимости подробно говорит ст. 8 ФЗ № 218.Толкуя положения законодательства можно прийти к выводу, что это хранилище определенной информации об объекте недвижимости, свод сведений, но это вовсе не обязательный инструмент для создания объекта права.
В соответствии с ФЗ № 218 для регистрации прав на земельный участок необходимы заявление (кроме случаев, установленных ФЗ № 218), а также документы, перечень которых зафиксирован в ч. 2 ст. 14 ФЗ № 218. Причем сейчас данный перечень является единым как для государственного кадастрового учета, так и для государственной регистрации прав.
Предполагалось, что проект ФЗ «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России, не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.08.2013) установит конституирующее значение кадастрового учёта для существования земельного участка. В данном законопроекте закреплена норма следующего содержания: «С 1 января 2018 года запрещается любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации». Однако данный законопроект так и остался проектом, воплощения в качестве федерального закона он не нашел до сих пор.
Таким образом, на основании приведенных выше норм ЗК РФ, доктринальных позиций можно сделать вывод, что постановка на кадастровый учет носит информационную функцию. Земельный участок – это объект права вне зависимости от проведения в отношении него кадастрового учета. Субъект права может владеть и пользоваться таким объектом, однако отчуждать его он не в праве при отсутствии постановки на государственный кадастровый учет в силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться на основании:
1.Решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2.Договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3.Договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
5.Договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В рамках нашего исследования земельный участок был выдан многодетной семье в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, осуществлялось без проведения торгов. Порядок предоставления состоял в следующем:
1.Подготовка схемы расположения земельного участка;
2.Подача гражданином в администрацию сельского поселения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3.Администрация, в свою очередь принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 земельного кодекса. Если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то;
4.Гражданин обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка;
6.Осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В условиях рыночной экономики, каждый земельный участок должен иметь юридическое значение как объект государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации. Полная и достоверная информация о земельных участках необходима для успешного функционирования оборота земель.
Механизм защиты прав владельцев недвижимости, включая землю, должен быть, основан на системе государственного кадастра недвижимости, и, в частности, систему регистрации земли.
Государственный кадастр недвижимости, как ведущий элемент информационной системы, обеспечивает сбор налогов и платежей за землю и другое недвижимое имущество, и является основой для функционирования других реестров.
Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.
Целью создания государственного кадастрового учета является обеспечение гражданского оборота недвижимости. Для реализации целей государственного кадастрового учета важной задачей является мониторинг цен на недвижимость. Знание реально сложившихся на текущий момент рыночных цен позволяет, в частности, реально оценивать кадастровую стоимость объектов недвижимости и является основой используемой на сегодняшний день методики кадастровой оценки.
На официальном сайте Росреестра в разделе «мониторинг рынка недвижимости» содержаться сведения о зарегистрированных сделках с объектами недвижимости, в частности, с земельными участками.
Задачами создания государственного кадастрового учета служат:
1.Обеспечение гарантий прав собственников;
2.Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;
3.Эффективное и рациональное использование недвижимости.
Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет состоит из следующих этапов:
1.Возникновение необходимости в постановке земельного участка на кадастровый учет – образование земельного участка в порядке раздела, объединения, перераспределения, при выделе или при образовании земельных участков из земель в государственной / муниципальной собственности и пр.;
2.Подготовительный этап – выбор кадастрового инженера, проведение кадастровых работ, изготовление межевого плана;
3.Подача в орган кадастрового учета заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет вместе с необходимыми документами;
4.Выдача органом кадастрового учета или МФЦ заявителю расписки о получении документов;
5.Проверка предоставленных заявителем документов и принятие органом кадастрового учета решения о постановке на учет или об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка;
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
1.Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
2.Такой земельный участок располагается в пределах водоохраной зоны, санитарно - защитной зоны или образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
3.Впорядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или до - лей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
4.Площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;
Постановка на кадастровый учет земельного участка производится на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов. Сама процедура постановки земельного участка на кадастровый учет в Росреестре осуществляется без взимания платы с заявителя.
Датой завершения кадастрового учета является день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о присвоенном земельному участку кадастровом номере.
Сведения об объекте землеустройства: земельный участок, расположенный: Российская Федерация, Республики Саха (Якутии), Нюрбинский район, село Антоновка, местность «Кыталыктаах». Генеральный план села Антоновка Нюрбинского района РС(Я) в масштабе М 1:5000 представлен в приложении А.
Вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Местоположение: земельный участок ЗУ площадь 1500 кв. м расположен - Российская Федерация, Республики Саха (Якутии), Нюрбинский район, село Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» уч.№ 69
В качестве исходных материалов при проведении работ использовались:
1.Заявление о предоставлении земельного участка в собственность многодетной семье с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства (Приложение Б);
2.Справка о составе семьи (Приложение В);
3.Справка о предоставлении земельного участка как многодетно семье на основании закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 г. 969-З № 847-IV на территории, с. Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» уч.№ 69 (Приложение Г);
4.Договор № МН-2018/17 о безвозмездной передачи земельного участка в общую совместную собственность (Приложение Д);
5.Акт приема-передачи земельного участка № МН-2018/17 от 30.10.2018 года (Приложение Ж);
6. Распоряжение о предоставлении земельного участка от 30.10.2018 г. (Приложение И).
Работы выполнялись в несколько этапов:
-подготовительные работы;
-разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
-определение проектных границ земельного участка;
-составление проектного плана земельного участка;
-расчет площади земельного участка.
Результатом выполненных работ является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Приложение К).
Вся землеустроительная деятельность была выполнена в соответствии с техническим заданием, а также законодательными и нормативными правовыми актами, такими как:
1.Земельный Кодекс Российской Федерации;
2.Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации», утв. ПП РФ от 04.04.2002г. № 214;
3.Положение о согласовании и утверждение землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утв. ПП РФ от 11.07.2002г. № 514;
4.Положением о контроле за проведением землеустройства», утв. ПП РФ от 26.04.2002г. № 273;
6.Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утвержденные Росземкадастром от 17.02.03г.;
7. Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства», утв. Росземкадастром от 17.02.03г.;
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регулирует порядок государственной регистрации прав на земельные участки, а также сделок с ними. Государственная регистрация осуществляется на основании заявления правообладателя.
В федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, подается заявление, с приложенным к нему необходимым пакетом документов. Перечень этих документов определяется тем, кто подает эти документы, и с какой целью. Если заявитель является физическим лицом, то ему необходимо к заявлению приложить документ, удостоверяющий личность; документы, содержащие описание земельного участка (план земельного участка); документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, к этим документам относятся акты, договоры, свидетельства.
Если же заявитель является юридическим лицом, то пакет документов включает в себя свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав организации, решение о назначении руководителя, схема расположения земельного участка, протокол о намерениях.
В заявлении, поступившем от заказчика, а конкретно от физического лица Федоровой О. В., указана просьба о межевания земельного участка, подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления в собственность с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
1.Проектирование границ земельных участков:
Проект границ участка земли - это сведения по конфигурации участка с указанием его площади и правовых характеристик, установленная на основе геодезических измерений на местности (в натуре) и в соответствии с государственной нормативной документацией по формированию данного объекта недвижимости. Границы земельного участка определяются по результатам межевания.
Установление границ земельного участка требуется при первичных отводах земли, разделах земли, прирезке дополнительных площадей, изъятиях части площади, например, при прокладке через территорию уже сформированного и используемого публичного прохода или проезда, трассы газопровода, линии электропередач, телефонного кабеля или других линий, сетей, а также других объектов инженерной инфраструктуры.
При наличии или появлении публичных проходов или проездов, элементов инженерной инфраструктуры на территории, а также в случаях раздела земельного участка и определении при этом объектов совместного использования (например, колодец или въезд на участок или проход к своему хозблоку через чужую территорию и т.д.), межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, прогона скота через земельный участок, свободного доступа к прибрежной полосе и т.д. устанавливается сервитут (право ограниченного пользования чужой землей, то есть обременение земельного участка) без изъятия земельных участков.
При проектировании ведётся согласование границ земельного участкам с рядом контролирующих служб (местные органы власти, экологические, при необходимости - телефонные, газовые, дорожные, лесничества и др). Часть согласований с подачей соответствующих материалов в те или иные контролирующие службы выполняется на платной основе.
Порядок проведения согласования границ участка установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Границы участка утверждаются постановлением местного органа власти (области, района, города).
С учетом вышесказанного проект, определяющий границы земельного участка, - одна из важных составных частей документации на объект недвижимости. Чертеж границ земельного участка представлен в Приложении Л.
Проектирование границ отвода земельного участка в Республики Саха (Якутии), Нюрбинский район, село Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» производится на основании имеющегося каталогов, координат для участка.
В итоге площадь земельного участка находящегося в РС(Я) Нюрбинский район, село Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» - составила 1500 кв.м.
2.Составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории:
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполняется в масштабе 1:500, 1:1000, содержит штамп, в котором указаны отделы, контролирующие данный документ.
Схема расположения выполняется на двух листах: 1 лист — сама схема, 2 лист каталог координат. На схеме производится описание смежеств (указание номеров точек, по которым проходит та или иная граница и кто является смежным землепользователем на данной границе).
Для того чтобы подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо выполнить:
Камеральные работы:
1.На компьютере обрабатываются данные полевых работ в специальных программах, например, таких как AutoCAD, MapInfo и т. д.
2.Определяется территориальная зона, для того чтобы узнать подходит ли ваш земельный участок с определенным видом разрешенного использования для этой территории.
3.Заказывается кадастровый план территории и направляется запрос в Государственный кадастр недвижимости. На данный запрос должен прийти ответ в виде уведомления о том, что на участок нет кадастрового плана территории.
Наряду с этим производится запрос в ЕГРП (Единый государственный реестр прав), в ответ на который должен прийти ответ с содержанием о том, что за данным земельным участком права не зарегистрированы. После этого следует заказать справку о предварительной регистрации адреса объекта недвижимости, для того, чтобы присвоить адрес объекту.
4.На основании выданного кадастрового плана территории производятся проектные решения по образованию границ, выполненных в соответствующем масштабе и условных знаках.
5.Также необходимо показать примерное местоположение земельного участка на ситуационном плане.
6.Схема распечатывается в 2-х экземплярах
В графическом материале представлена разработанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На ней указаны смежные землепользователи, поворотные точки границ земельного участка, ситуационный план в масштабе 1:10000.
В приложении М представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
3.Согласование границ земельных участков:
При проведении согласования местоположения границ необходимо:
1.Проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2.Обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3.Указать заинтересованных лицам подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Согласование местоположения границ проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае с межеванием земельного участка в РС(Я) Нюрбинский район, село Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» оформляется межевой план в результате работ по уточнению местоположения границ земельных участков.
В результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных землепользователей и вместе с составлением межевого плана оформляется акт согласования местоположения границ земельного участка.
Акт согласования местоположения границы земельного участка имеет следующий вид:
Кадастровый номер или обозначение земельного участка: ЗУ, площадь земельного участка 1500 кв. м., адрес: Республики Саха (Якутия) с. Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» уч.№ 69.
4.Межевание и формирование межевого плана для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет:
Межевание - это комплекс работ по установлению или восстановлению на местности границ земельных участков, включая границы административных территориальных образований с закреплением этих границ межевыми знаками установленного образца и определение координат поворотных точек.
Основанием для проведения межевания является задание или технический проект на выполнение работ (заявления физических или юридических лиц, заявление муниципалитета, либо решение суда).
Межевой план - это документ, составленный на основе кадастрового плана территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке, либо о части или частях земельного участка.
Цель составления межевых планов: постановка земельных участков на кадастровый учет. Межевой план состоит из текстовой и графической части.
В межевые планы включены сведения о земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Межевой план формируется на основании постановления главы администрации, либо на основании правоустанавливающих документов (как ранее учтенный земельный участок).
Форма и требования к подготовке межевых планов установлена Минэкономразвития России от 24.11.2008г. №412(приказ №412).
Чтобы сформировать межевой план нужно определить цель работ, подобрать необходимый шаблон и заполнить его по требованиям приказа №412, в приложения вложить постановление и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Приложение Д). Если же межевой план составлялся на том основании, что земельный участок считался ранее учтенным, в приложения входят правоустанавливающие документы (свидетельство о государственной регистрации права, государственный акт, выписка из хозяйственной книги).
Вся графическая часть составляется в AutoCAD.
Межевой план земельного участка представлен в Приложении Н. Данный межевой план выполнен по шаблону Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008г. №412 (приказ №412).
Таким образом, межевой план сдается в кадастровую палату. После этого заказчик получает кадастровый паспорт - документ, удостоверяющий постановку на кадастровый учет.
Для совершенствования кадастрового учета необходимо выявить проблемы, которые затрудняют проведение процедуры постановки на кадастровый учет максимально быстро, оперативно и в минимально короткие сроки. В настоящее время главной проблемой в сфере осуществления кадастрового учета является отсутствие необходимых сведений об объектах недвижимости, содержащихся в единой федеральной информационной системе недвижимости, или ненадлежащее качество этих сведений. Данная проблема обусловлена рядом причин, данные представлены на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Проблемы кадастрового учета земельных участков
1.Фрагментарность земельного кадастра. Сведения о большинстве земельных участков, зарегистрированных до 2000 года, не систематизированы и не внесены в Росреестр. Согласно последним данным Счетной палаты, проводившей проверку реализации программы по созданию ГКН, в общем, остались не включенными 39 % участков, а в отдельных районах данная цифра составляет 80 %
2.Отсутствие сведений об охраняемых территориях. В государственном кадастре практически отсутствуют сведения о зонах и полосах особого использования, построенных ранее 1990 - 2000 годов. Также есть вероятность того, что за это время население построило жилые или садовые строения, использование которых в данных районах и при дальнейшей регистрации этих объектов потребуется их снос.
3.Кадастровые ошибки и погрешности, содержащиеся в сведениях о недвижимых объектах.
К ним относят: опечатки, описки, арифметические и грамматические ошибки, также кадастровые ошибки, допущенные кадастровым инженером, подлежат обязательному исправлению на основании решения суда, органа Росреестра или заявления, поданного заинтересованным заявителем в установленной форме.
4.Не определен статус геодезических сетей. Ситуация с геодезическими центрами не урегулирована. До сих пор не определен их статус – сервитут, движимое или недвижимое имущество. Поэтому старые сети никем не охраняются, не стоят на балансе ни в одной организации и их рабочее состояние оставляет желать лучшего. Из-за этого огромная часть пунктов геодезических сетей утрачивается.
5.Стоимость кадастровых услуг. Порядок ценообразования и цены на кадастровые услуги современным законодательством не установлены. По отношению к общей стоимости объекта стоимость кадастровых работ доходит до 2 - 5 % . Такая довольно весомая финансовая нагрузка особенно сказывается на сельскохозяйственных, промышленных и нефтегазодобывающих организациях, в распоряжении которых находятся сотни земельных участков. Поэтому, на сегодняшний день только 20 % сельскохозяйственных предприятий провели кадастровый учет своих земель.
6.Устаревшие картографические данные.
В настоящий момент топографические карты значительно устарели, а материалы космической съемки в масштабе 1:5000 имеют точность в 5 раз ниже, чем соответствующие кадастровые работы, и не могут использоваться для создания цифровой картографической основы кадастра.
Таким образом, основой рассматриваемых проблем можно считать недостаточную и необъективную кадастровую информацию. В современных условиях развития общества информация является стратегическим ресурсом. К информационным ресурсам можно отнести возможности и средства обработки, способы хранения, распределения и потребления информации в различных производственных сферах, а также информационные блага, произведенные с помощью различных информационно - коммуникационных технологий. Информацию в кадастр недвижимости получают традиционными способами: методами наземной съемки, методами дистанционного зондирования (аэрокосмосъемки), путем мониторинга, обследования, обмеров и инвентаризации объектов.
Наиболее используемыми при кадастровом учете небольших земельных участков в последние годы стали беспилотные летательные аппараты. Качество материалов, получаемых при помощи БПЛА, соответствует требованиям, предъявляемым к кадастровой информации: полнота, достоверность, непрерывность, актуальность, точность и так далее.
Таким образом, в настоящее время для получения высокоточных кадастровых сведений большое значение имеет дистанционное зондирование, которое обеспечивает полноту и достоверность планово - картографического материала, позволяет получить массив данных об исследуемой территории.
Подводя итог исследованию можно сделать ряд следующих выводов. Земельный участок является недвижимой вещью, одним из основных объектов гражданского оборота. Однако это не просто товар, обладающий совокупностью полезных свойств, это объект природы, природный ресурс, особо значимый для всего человечества.
Содержащаяся в земельном законодательстве дефиниция земельного участка претерпевала серьезные изменения. На данный момент Земельный кодекс Российской Федерации говорит о том, что земельный участок – это часть земной поверхности, обладающая характеристиками для идентификации её как индивидуально определенной вещи. Такими характеристиками являются границы, площадь и местоположение земельного участка. При этом постановка на кадастровый учет носит информационную функцию.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости закреплен в ФЗ № 218, закреплена дефиниция государственного кадастрового учета недвижимого имущества: это «внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости».
Объектом исследования выступал кадастровый учет земельного участка выеденного многодетной семье на примере Республики Саха (Якутии), Нюрбинский район, село Антоновка, местность «Кыталыктаах».
Рассмотрев порядок постановки на кадастровый учет земельного участка в с. Антоновка, местность «Кыталыктаах» мы пришли к следующим выводам.
Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет состоит из следующих этапов:
1.Возникновение необходимости в постановке земельного участка на кадастровый учет – образование земельного участка в порядке раздела, объединения, перераспределения, при выделе или при образовании земельных участков из земель в государственной / муниципальной собственности и пр.;
2.Подготовительный этап – выбор кадастрового инженера, проведение кадастровых работ, изготовление межевого плана;
3.Подача в орган кадастрового учета заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет вместе с необходимыми документами;
4.Выдача органом кадастрового учета или МФЦ заявителю расписки о получении документов;
5.Проверка предоставленных заявителем документов и принятие органом кадастрового учета решения о постановке на учет или об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка.
Постановка на кадастровый учет земельного участка производится на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов. Сама процедура постановки земельного участка на кадастровый учет в Росреестре осуществляется без взимания платы с заявителя.
Датой завершения кадастрового учета является день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о присвоенном земельному участку кадастровом номере.
Также отметим ряд проблем кадастрового учета земельных участков, ими являются:
1.Фрагментарность земельного кадастра;
2.Отсутствие сведений об охраняемых территориях;
3.Кадастровые ошибки и погрешности, содержащиеся в сведениях о недвижимых объектах;
4.Не определен статус геодезических сетей;
5.Стоимость кадастровых услуг;
6.Устаревшие картографические данные.
Таким образом, основой рассматриваемых проблем можно считать недостаточную и необъективную кадастровую информацию. В современных условиях развития общества информация является стратегическим ресурсом. К информационным ресурсам можно отнести возможности и средства обработки, способы хранения, распределения и потребления информации в различных производственных сферах, а также информационные блага, произведенные с помощью различных информационно - коммуникационных технологий. Информацию в кадастр недвижимости получают традиционными способами: методами наземной съемки, методами дистанционного зондирования (аэрокосмосъемки), путем мониторинга, обследования, обмеров и инвентаризации объектов.
Наиболее используемыми при кадастровом учете небольших земельных участков в последние годы стали беспилотные летательные аппараты. Качество материалов, получаемых при помощи БПЛА, соответствует требованиям, предъявляемым к кадастровой информации: полнота, достоверность, непрерывность, актуальность, точность и так далее.
Таким образом, в настоящее время для получения высокоточных кадастровых сведений большое значение имеет дистанционное зондирование, которое обеспечивает полноту и достоверность планово - картографического материала, позволяет получить массив данных об исследуемой территории.
20.Гвоздецкий Н. А. Физическая география: [ученик для университетов] / Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. - М. : Гос. изд-во геогр. лит-ры, 2015. - 572 с.
32.Покшишевский В. В. Якутия. Природа - люди - хозяйство / В. В. Покшишевский. - М. :, 2017. - 200 с.
35.Словарь современных географических названий [Электронный ресурс] / Рус. геогр. о-во. Моск. центр ; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. - Электрон. дан. - Екб. : У- Фактория, 2016. - URL: http://www.igras.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).
36.Словарь Ожегова :[сайт]. – Режим доступа :http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/reestr/29539/ (дата обращения: 25.03.2019).
Приложение А
Генеральный план села Антоновка Нюрбинского района РС(Я) в масштабе М 1:5000
Приложение Б
Заявление о предоставлении земельного участка в собственность многодетной семье с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства
Приложение В
Справка о составе (многодетной) семьи
Приложение Г
Справка о предоставлении земельного участка как многодетно семье на основании закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 г. 969-З № 847-IV на территории, с. Антоновка, мкр. «Кыталыктаах» уч.№ 69
Приложение Д
Договор № МН-2018/17 о безвозмездной передачи земельного участка в общую совместную собственность
Продолжение приложения Д
Приложение Ж
Акт приема-передачи земельного участка № МН-2018/17 от 30.10.2018 года
Продолжение приложения Ж
Приложение И
Распоряжение о предоставлении земельного участка от 30.10.2018 г.
Положение К
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с. Антоновка, мкр. «Кыталыктаах»
Приложение Л
Чертеж границ земельного участка с. Антоновка, мкр. «Кыталыктаах»
Приложение М
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости
[1] Словарь современных географических названий [Электронный ресурс] / Рус. геогр. о-во. Моск. центр ; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. - Электрон. дан. - Екб. : У- Фактория, 2016. - URL: http://www.igras.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).
[2] Покшишевский В. В. Якутия. Природа - люди - хозяйство / В. В. Покшишевский. - М. :, 2017. - 200 с.
[3] Покшишевский В. В. Якутия. Природа - люди - хозяйство / В. В. Покшишев- ский. - М. :, 2017. - 200 с.
[4] Покшишевский В. В. Якутия. Природа - люди - хозяйство / В. В. Покшишев- ский. - М. :, 2017. - 200 с.
[5] Гвоздецкий Н. А. Физическая география: [ученик для университетов] / Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. - М. : Гос. изд-во геогр. лит-ры, 2015. - 572 с.
[6] Германов, А. В. Земельный участок в системе вещных прав / А. В. Германов. – М. : Статут, 2014. – С. 7.
[7] Крассов, О.И. Право собственности на землю в странах Европы : монография / О.И.Крассов. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. – С. 73.
[8] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. - (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – СПС «Консультант Плюс».
[9] Крассов, О.И. Право собственности на землю в странах Европы : монография / О.И.Крассов. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. – С. 75.
[10] Дианова, В.Ю. Земельный участок как объект права собственности / В.Ю.Дианова // Гуманитарные науки в XXI веке: материалы XXIV Международной научно-практической конференции (10.02.2015). – М. : издательство «Спутник +», 2015. – С. 194-197.
[11] Лапач, В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. - С. 312-313.
[12] Лапач, В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. - С. 312-313.
[13] О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 26 (ч. I). – Ст. 3377. – (в ред. от 31.12.2017). – СПС «Консультант Плюс». Далее по тексту – ФЗ № 171.
[14] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений [Электронный ресурс] : федер. закон от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 30 (ч. 1). – Ст. 3597. – (в ред. от 03.07.2016). – СПС «Консультант Плюс».
[15] О кадастровой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - № 31. – Ст. 4017. – (в ред. от 28.02.2018). – СПС «Консультант Плюс». Далее по тексту – ФЗ № 221.
[16] Лапач, В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. - С. 319.
[17] Крассов, О. И. Право собственности на землю в странах Европы : актуальные проблемы : монография / О. И. Крассов. – М. : Норма : Инфра-М, 2014. – С. 93.
[18] Германов, А. В. Земельный участок в системе вещных прав / А. В. Германов. - М. : Статут, 2014. – С. 13.
[19] Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). – СПС «Консультант Плюс»
[20] Словари и энциклопедии на Академике : [сайт]. – Режим доступа :https://encyclopediya_prava.academic.ru/2440 (дата обращения: 24.05.2019).
[21] Словарь Ожегова :[сайт]. – Режим доступа :http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/reestr/29539/ (дата обращения: 25.03.2019).