Нягань 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 6
1.1 Понятие и значение службы маркетинга на предприятии. 6
1.2 Место службы маркетинга в системе управления предприятием.. 12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ОАО «558 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД». 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». 19
2.2 Организация службы маркетинга на ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». 22 2.3 Предложения по совершенствованию службы маркетинга на ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». 28
2.4 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по совершенствованию службы маркетинга ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 42
Отдел маркетинга является одним из основных подразделений в структуре управления современного предприятия. Вместе с другими подразделениями (финансовым, производственным, технологическим) отдел маркетинга включен в единый процесс, ориентированный на удовлетворение потребностей рынка и извлечение прибыли. Отдел маркетинга, прежде всего, осуществляет адаптацию предприятия к постоянно меняющимся условиям ведения бизнеса и потребностям клиентов. Именно это ставит интересы рынка выше индивидуальных интересов деятельности компании для достижения эффективных результатов.
Отдел маркетинга также участвует в разработке стратегии развития производства и продаж, готовит отчеты о рыночной ситуации для принятия управленческих решений, координирует действия всех остальных отделов, помогает отделу продаж в его работе по продвижению продукции.
Количественный состав отдела маркетинга напрямую зависит от размера предприятия и сферы его деятельности. Чем больше ассортимент товаров, чем больше конкурентов, тем большую роль играет реклама, тем многочисленнее должен быть внутренний отдел маркетинга.
Актуальность данной темы заключается в том, что маркетинговая служба создает научно и практически доказанную базу для принятия решений, квалифицированных аппаратом управления компанией и ее топ-менеджментом. Использование маркетинговых стратегий направляет всю производственную и хозяйственную деятельность предприятий и предприятий на удовлетворение потребностей рынка, что объединяет потребности каждого потребителя.
Объектом исследования курсовой работы является маркетинговая деятельность ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
Предметом исследования является изучение организации службы маркетинга на предприятии.
Цель курсовой работы изучить совершенствование организации службы маркетинга на предприятии. Задачами исследования являются:
1. Раскрыть понятие и значение службы маркетинга на предприятии.
2. Изучить место службы маркетинга в системе управления предприятием.
3. Провести анализ организации службы маркетинга на ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
4. Разработать предложения по совершенствованию службы маркетинга ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
5. Рассчитать экономическую эффективность разработанных предложений на ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
Методы исследования: наблюдение, описание наблюдаемых явлений, их классификация, логический функциональный, опросный.
Анализируя теоретические аспекты работы, следует отметить, что совершенствование организации службы маркетинга на предприятии достаточно подробно рассмотрена в литературных источниках, среди которых наиболее значимое мнение имеют работы таких авторов, как Секерин, В.Д., . Котлер, Ф., Умавов, Ю.Д., И.В. Липсица, Жабина, С.Б и другие.
В условиях рыночных отношений существенными обстоятельствами эффективной работы предприятия является не только действенное и непрерывное обеспечение производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами в необходимом количестве, должного качества и по приемлемым ценам, но и нацеленность производства на выпуск востребованной рынком продукции. По своей сути решение данных задач является сложным процессом, что объясняется целым рядом причин, но прежде всего это конкурентная борьба. В лидеры выходит тот, кто умеет не только выстраивать эффективные связи для обеспечения производства материальными и иными ресурсами, но и рационально пользоваться ими, а также создать выгодные условия для сбыта своей продукции. Решением указанных вопросов на предприятии и занимается отдел маркетинга.
Таким образом, из представленного выше материала сделаны следующие выводы:
1. Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения предприятия. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями.
2. Процесс организации деятельности службы маркетинга невозможен без четкого определения маркетинговых функций каждого подразделения и единого центра управления маркетинговой деятельностью на предприятии. Как правило, это роль возлагают на специальные маркетинговые подразделения, которые организуются согласно целям, задачам и специфике деятельности предприятия.
Совершенствование организация службы маркетинга рассмотрено на материалах ОАО «558 АРЗ».
На сегодняшний день ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» является ведущим авиаремонтным предприятием оборонного сектора экономики Республики Беларусь. Здесь проводится активная работа по наращиванию партнерских отношений с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время заключены договоры и контракты с ведущими предприятиями авиационной промышленности Российской Федерации, сотрудничество с которыми позволяет успешно решить задачу по ремонту АТ как в интересах Республики Беларусь, так и в интересах третьих стран. Сильные стороны ОАО «558 АРЗ»: монополист на национальном рынке; квалифицированный персонал; высокое качество выполнения предоставляемых услуг; долгосрочные рыночные связи в странах дальнего зарубежья; организация качественного обслуживания заказчиков; тематические семинары для партнеров.
На ОАО «558 АРЗ» маркетинговые функции выполняет отдел анализа рынка, рекламы и протокола (ОАР, РиП).
Отдел ОАР, РиП – самостоятельное структурное подразделение предприятия, подчиняющееся непосредственно начальнику управления военно-технического сотрудничества (УВТС). Отдел возглавляется начальником, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора по представлению начальника УВТС.
Отдел анализа рынка, рекламы и протокола (ОАР, РиП) также занимается разработкой фирменного стиля предприятия и использованием его элементов во всём, что имеет отношение к заводу: от корпоративной визитки и бланка договора до оформления офиса, гостиницы, кафе и фирменной одежды для сотрудников.
Основной функцией отдела АР, РиП является рекламная деятельность: это, прежде всего размещение рекламы в специализированных изданиях как в Республике Беларусь, так и за рубежом, участие предприятия в военно-промышленных выставках, изготовление и использование в презентационных целях рекламной и сувенирной продукции, а также рекламных презентаций и роликов.
Все эти мероприятия способствуют не только повышению имиджа предприятия во внешней среде, но и, что не менее важно способствуют улучшению внутреннего климата на предприятии. В конечном итоге все эти мероприятия способствуют формированию высокой внутренней, корпоративной культуры.
Но для получения максимального эффекта от деятельности предприятия важно постоянно разрабатывать мероприятия по совершенствованию организации службы маркетинга и таковыми являются:
− пересмотр стратегии развития отдела маркетинга;
− проведение работ с персоналом для корректирования организационной культуры, улучшение взаимодействия с клиентами;
− разработка плана маркетинга;
− внедрение в маркетинговую деятельность интернет-технологий и в связи с этим введение новой должностной единицы, а именно интернет-маркетолога.
Следовательно, в результате перевода одного специалиста отдела АР,РиП на должность интернет-маркетолога на ОАО «558 АРЗ» общая экономия составит 8968,88 р.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что деятельность службы маркетинга представляет собой программно-целевое управление деятельностью предприятия по формированию портфеля заказов и реализации продукции, ориентированное на определение и удовлетворение потребительского спроса, эффективное товародвижение, обеспечение рентабельной работы и развитие хозяйствующего субъекта.