Красноярск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
стр |
||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. |
3 |
|
ГЛАВА I СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА СПРИНТЕРСКИЕ ДИСТАНЦИИ……………….. |
6 |
|
1.1 |
Специфика лыжных гонок на спринтерские дистанции…………. |
6 |
1.2 |
Периоды подготовки лыжников-гонщиков……………………….. |
7 |
1.3 |
Особенности специальной подготовки лыжников-гонщиков…… |
13 |
1.4 |
Методы специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции…………………………………………… |
15 |
1.5 |
Средства специальной подготовки лыжников-спринтеров……... |
22 |
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ |
26 |
|
2.1 |
Характеристика методов исследования…………………………… |
26 |
2.2 |
Организация исследования………………………………………… |
28 |
2.3 |
Результаты исследования и анализ полученных данных ………... |
30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... |
35 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из особенностей современного периода развития методики тренировки является заинтересованность тренеров и специалистов в творческом обновлении и распределении средств физической подготовки на основные и вспомогательные, в оптимальном планировании их сочетаний и соотношений тренировочных и соревновательных нагрузок на этапах годовых циклов тренировки в зависимости от квалификации, возраста и пола спортсмена для достижения максимального эффекта в преемственности и темпах ежегодного прироста общей специализированной и специальной физической подготовленности.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности спортсмена на этапах годовых циклов многолетней тренировки во многом зависит от применения новых, совершенствования известных основных и вспомогательных средств системы физической подготовки. Продуманная классификация физических упражнений в избранном виде спорта и специализации по признаку специфичности на основные и вспомогательные поможет тренеру целенаправленно планировать специализированную общую и специальную физическую подготовленность спортсменов.
В теории и практике лыжных гонок сведений о показателях функционального состояния спортсменов и различных видах подготовленности лыжников-спринтеров, влияющих на результативность соревновательной деятельности, встречаются лишь фрагментарно, так как они еще не были предметом детальных научных исследований. Следствием этого является отсутствие конкретных методик построения учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях [2].
С постепенным развитием спринтерских дисциплин специалисты начали выдвигать новые варианты построения тренировочного процесса, а также искать инновационные подходы в системе подготовки спортсменов. В связи с этим в национальных сборных командах различных стран стали происходить разделения в методике тренировочного процесса, так появились: «лыжники-спринтеры» и «лыжники-стайеры».
В настоящее время в лыжном спорте большинство научных работ посвящено подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся на длинных дистанциях [1,32,35]. А методическая литература и исследовательские публикации по подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся в спринте, практически отсутствуют.
Цель исследования – экспериментальное обоснование методики специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции юниорского возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить основы процесса специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции.
2. Разработать и внедрить в тренировочный процесс комплекс специальных упражнений, направленных на развитие спринтерских способностей.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование спринтерских способностей.
Объект исследования – тренировочный процесс лыжников-гонщиков юниорского возраста.
Предмет исследования – комплекс специальных упражнений, направленных на совершенствование спринтерских способностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленное использование специальных упражнений оказывает влияние на результат спринтерских гонок.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты наших исследований могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для тренеров и преподавателей, изучающих эту проблему, в целях повышения уровня развития специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции.
ГЛАВА I СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА СПРИНТЕРСКИЕ ДИСТАНЦИИ
1.1 Специфика лыжных гонок на спринтерские дистанции
В конце XX века с целью популяризации лыжных гонок, а также привлечения зрителей к экранам телевизора и на лыжные стадионы в программу Олимпийских игр, чемпионатов и Кубков мира были введены сразу несколько современных соревновательных дисциплин, в число которых входят индивидуальный и командный спринт [12].
В отличие от традиционных лыжных дистанций протяженность спринтерских дисциплин варьируется в пределах от 800 до 1800 метров, а сами гонки проводятся в один день и в несколько стадий:
– индивидуальный спринт – в 4 стадии (квалификация, четвертьфинал, полуфинал и финал);
– командный спринт – в 2 стадии (полуфинал и финал). Состав команды - 2 человека, каждый из участников преодолевает по 3 этапа, поочередно сменяя друг друга [12].
Впервые новые форматы соревнований по лыжным гонкам были проведены на этапах Кубка мира в 1996 году. В начале зарождения спринтерских дисциплин их бегали лыжники-гонщики, не обладавшие специфическими качествами, которых требовал новый формат соревнований.
В результате этого многие тренеры и спортсмены столкнулись с трудностями организации учебно-тренировочного процесса, так как лыжники-спринтеры должны обладать специфическими физическими качествами [24]:
– способностью поддерживать высокую соревновательную скорость в течение всех стадий соревнований и быстро восстанавливаться в условиях уменьшающихся промежутков отдыха между забегами;
– умением применять рациональную технику лыжных ходов и эффективно решать тактические задачи в условиях жесткой контактной борьбы.
Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификационного раунда, когда лыжники стартуют с интервалом 15 секунд и бегут круг 1,2-1,3 км (женщины) или 1,4-1,8 км (мужчины). Первые 30 лучших участников проходят в следующий круг и распределяются по четвертьфинальным забегам. В четвертьфинале, полуфинале и финале стартуют 6 человек. В следующий раунд проходят первые два спортсмена из каждого забега и два лыжника, показавшие лучшее время среди занявших 3-4 места. В финале участвуют 6 гонщиков, которые ведут борьбу за золотую медаль [4].
Командный спринт проводится как эстафета команд, состоящих из двух спортсменов, которые по очереди преодолевают дистанцию 1,5 км по три раза каждый, то есть всего 6 этапов. Соревнования начинаются с полуфинального раунда, где в каждом забеге стартуют 10-15 команд, и первые 5 из каждого полуфинала выходят в финал. Спортсмены передают эстафету в специально обозначенной зоне между кругами (на стадионе), не создавая помех участникам других команд. Эстафета - одно из самых захватывающих соревнований, в течении которого часто происходит смена лидера и поддерживается высокая скорость. Победитель – команда, которая пересечет линию финиша первой после 6 этапов [12].
1.2 Периоды подготовки лыжников-гонщиков
Подготовительный период.
Этот период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа [2].
1-й этап - весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют обще подготовительным). Он начинается с 1 мая, и у квалифицированных лыжников продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники [5].
2-й этап - летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста объема. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед ему и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. Такое повышение может иногда достигать около предельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП. Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достигнутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью и снижение достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП [7].
На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности. Обычно уровень развития специальных качеств определяется по результатам соревнований на лыжероллерах, в беге по пересеченной местности - все это проводится на различных стандартных дистанциях [37].
3-й этап - зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные районы) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в начале ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце декабря - начале января с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его скончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники на этом этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. В ходе занятий создается основа для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижения спортивной формы. За бесснежный период, несмотря на применение средств специальной подготовки, лыжники, даже хорошо владеющие техникой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие координационные ощущения, "чувство" лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводится значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации) [7].
В дальнейшем в связи с увеличением нагрузки, направленной на развитие скоростной выносливости, общий объем нагрузки снижается (но остается достаточно высоким), а интенсивность тренировок возрастает. На этом этапе параллельно развиваются и другие специальные качества - быстрота и сила. Помимо тренировок на лыжах проводятся занятия по ОФП. Основная их задача - поддержать достигнутый уровень ОФП. Изменение объема, интенсивности специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится в тесной взаимосвязи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями лыжников. Длительные тренировки с высокой интенсивностью в течение целого ряда занятий, не обеспеченные предварительной подготовкой, а также не соответствующие возрасту занимающихся, могут привести к перегрузке лыжников и в дальнейшем - к переутомлению. Тренировки на этом этапе должны быть построены так, чтобы лыжники достигли спортивной формы к окончанию этапа. На зимнем этапе подготовительного периода лыжники выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, т.е. никаких изменений в объеме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится [37].
Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода [37].
Соревновательный период.
Длится, примерно, с 1 декабря (1 января) в зависимости от квалификации спортсменов по 15 апреля и имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реализацию. На это время приходится ряд основных соревнований сезона, в которых лыжник должен показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта. Подготовка в соревновательном периоде строится на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка, как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительные волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции предстоящих [25].
Порой в календарном плане нет одинаковых интервалов между рядом соревнований. Кроме того, на отдельных стартах перед лыжником не ставится цель - показать наивысший результат, поэтому перед спортсменом стоит сложная задача - спланировать свою подготовку так, чтобы на общем фоне спортивной формы добиться ее наивысшего подъема именно в дни основных соревнований. Иногда между ответственными соревнованиями важно обеспечить восстановление и добиться затем нового подъема спортивной формы. Такие волнообразные чередования подъемов и некоторых спадов в развитии спортивной формы дают возможность показывать высокие результаты на всех ответственных соревнованиях длительного зимнего сезона. По существу, спортсмен должен находиться в спортивной форме 3,5 месяца. Важно, чтобы процесс сохранения спортивной формы и ее наивысших подъемов был управляемым, что обеспечивается вдумчивой, кропотливой совместной работой ученика и тренера. Хорошее знание своих возможностей и особенностей в подготовке обеспечит лыжнику высокие и стабильные результаты, как на протяжении всего сезона, так и в течение нескольких лет [23].
Переходный период.
Продолжается до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому годичному циклу подготовки хорошо отдохнувшими и сохранившими достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. У сильнейших лыжников после напряженного и длительного соревновательного периода планируется значительное снижение нагрузки - спортсмены должны хорошо отдохнуть. Если у лыжников в соревновательном периоде не было большого количества соревнований, и они не носили напряженный характер, то переходный период значительно сокращается или даже может быть отменен. Лыжники продолжают подготовку, увеличивая нагрузку в подготовительном периоде. В этот период основное внимание обращается на поддержание достигнутого уровня ОФП и частично специальной подготовки. Такая периодизация применяется при планировании тренировки лыжников-гонщиков различной квалификации. Сроки этапов, их продолжительность не являются догмой. Они могут меняться исходя из конкретных внешних условий календаря соревнований и особенностей подготовки спортсмена [5].
Возможны и другие варианты периодизации, которые связаны, прежде всего, с климатическими условиями. В северных и восточных районах страны, где продолжительная зима и низкие температуры, проводить полноценную подготовку весьма затруднительно. В таких районах используется другой вариант периодизации: соревновательный период делится на два этапа в начале зимы, когда морозы еще невелики, и в конце, когда они ослабеют, а снежный покров сохраняется долго. Между этими двумя соревновательными этапами занятия проводятся по программе подготовительного периода. В подготовительный период (летом) и переходный (весной) решаются те же задачи, что и в основном варианте периодизации, однако их сроки, учитывая продолжительное снежное время и растянутый соревновательный период, изменяются в сторону сокращения [11].
Все периоды и этапы тесно связаны между собой и по содержанию, характеру и волнообразности изменения объема и интенсивности нагрузки постепенно переходят один в другой. Поэтому точные сроки перехода от этапа к этапу и от периода к периоду носят несколько условный характер [2].
1.3 Особенности специальной подготовки лыжников – гонщиков
Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.
Физическая подготовка лыжников-гонщиков направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников [13].
Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся.
Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами гонки, повышению тактического мастерства занимающегося, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта [28].
Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения занимающимися определенного уровня общего развития [16].
Специальная физическая подготовка (СФП) лыжников направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта [37].
Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения, упражнения на тренажерах, передвижение на лыжероллерах. При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжных ходов. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков [32].
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств [36].
Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.) [23].
1.4 Методы специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции
Развитие специальных физических качеств у лыжников-гонщиков достигается путём применения определённых методов тренировки: равномерного, переменного, повторного, интервального, соревновательного и контрольного [14].
Равномерный метод.
Характеризуется длительным и непрерывным выполнением тренировочной нагрузки в циклических упражнениях (в беге, в передвижении на лыжероллерах, лыжах и т.п.) без изменения заданной интенсивности от начала до окончания работы. Учитывая особенности передвижения на лыжах по пересеченной местности, когда при преодолении подъемов интенсивность работы, как правило, увеличивается, а при спусках падает практически до нуля, термин "равномерный" весьма относителен. В указанных условиях поддержать заданную интенсивность бывает не только трудно, но порой и просто невозможно. В этом случае понятие "равномерный" несколько условно - оно характеризует только общую направленность работы. Лыжники при таком задании стараются передвигаться по возможности с одинаковой интенсивностью [37].
При равномерном методе лыжники могут передвигаться с различной (заранее запланированной), но постоянной интенсивностью - слабой, средней, а порой и сильной (главное - сохранить ее в течение всего передвижения). Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости. Вместе с тем его используют при передвижении по слабопересеченной местности и равнине (где легче сохранить "равномерность" нагрузки). В переходном и подготовительном периоде его применяют в начале для постепенного повышения работоспособности. С этой целью можно использовать разнообразные средства циклического характера: бег, передвижение на лыжероллерах, плавание, гребля, езда на велосипеде [32].
На снегу равномерный метод широко применяется при изучении и начальном совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, при восстановлении двигательных навыков, частично утраченных в бесснежное время года, а также для постепенного "втягивания" в работу в специфических условиях на первом снегу (т.е. для повышения общей работоспособности). В тренировке новичков равномерный метод используется значительно чаще, чем в подготовке квалифицированных лыжников. Но порой даже сильнейшие лыжники используют равномерной метод как средство активного отдыха между интенсивными и объемными нагрузками в отдельные тренировочные дни, а также после напряженных соревнований. Равномерной метод можно использовать и для развития специальной выносливости, в этом случае повышается интенсивность, но сокращается продолжительность работы [7].
Переменный метод.
Заключается в постепенном изменении интенсивности при прохождении заданной дистанции на лыжах в течение какого-либо времени. Отличительной чертой этого метода является плавное изменение интенсивности - от средней и порой до околопредельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности [2].
Планируя применение переменного метода, тренер дает лыжнику задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с повышенной (заданной) интенсивностью. Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности (как правило, ускорения выполняются в подъемы). С ростом тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки в целом постепенно увеличивается, но практически не бывает предельной. Вместе с тем, исходя из задач подготовки, тренер может дать точное задание по количеству отрезков, их интенсивности и распределения по ходу дистанции. Учитывается и определенный рельеф тренировочного круга дистанции. Например, на стандартном 3-километровом тренировочном круге планируется прохождение всех подъемов (любой длины и крутизны, какие включены в данный круг) с сильной интенсивностью. Спуски являются в данном случае интервалами отдыха, а участки равнины проходят со средней интенсивностью [11].
При оценке нагрузки учитывается общий километраж, пройденный за занятие, количество ускорений в подъемы и километраж (сумма), пройденный в ускорениях. Переменный метод позволяет исключительно широко варьировать величину и характер нагрузки в зависимости от возраста, задач подготовки, уровня тренированности лыжников-гонщиков [32].
В зависимости от интенсивности и других компонентов переменный метод может быть направлен на развитие специальной или общей выносливости. В определенной мере при соответствующих изменениях в компонентах он может способствовать и развитию быстроты, но это не главное его назначение (быстрота лучше развивается повторным методом). Переменный метод ввиду его значительной универсальности достаточно широко применяется лыжниками-гонщиками любой квалификации и возраста (новичками-юношами и взрослыми спортсменами высших разрядов) [32].
Повторный метод.
Заключается в многократном прохождении заданных отрезков с установленной интенсивностью. Все эти параметры заранее планируются тренером. Однако интервал отдыха между повторениями жестко не регламентируется, иногда его продолжительность определяется самочувствием спортсмена. В любом случае он должен быть достаточен для восстановления с тем, чтобы лыжник мог повторить каждый следующий отрезок с заданной интенсивностью. Интенсивность прохождения планируется из поставленных задач. Повторный метод (на коротких отрезках) применяется в основном для развития быстроты (скорости). В этом случае интенсивность прохождения бывает предельной. Однако повторный метод можно спланировать так, чтобы он способствовал развитию специальной выносливости, - в этом случае длина отрезков увеличивается, а интенсивность снижается до сильной [13].
Этот метод для развития указанных качеств получил широкое распространение практически на любом этапе тренировки в годичном цикле и в многолетней подготовке. Количество повторений в одном занятии зависят от поставленных задач, а также от возраста и подготовленности лыжников и т.п., а длина отрезков и интервалы отдыха остаются, как правило, постоянными. При подготовке к определенным дистанциям (при развитии специальной выносливости) общая сумма отрезков, проходимых в одно занятие, может составлять две трети для гонок на 10 и 15 км и около половины дистанции на 3 км [25].
При развитии скорости повторение отрезков обычно продолжается до тех пор, пока спортсмен в состоянии поддерживать максимальную скорость. В том случае, если скорость быстро снижается (после нескольких повторений), что обычно бывает у новичков и лыжников низших разрядов, с целью достижения необходимого (достаточно большого) объема тренировочной нагрузки целесообразно использовать серийное повторение отрезков. В этом варианте после нескольких повторений интервал отдыха заметно удлиняется. Затем вновь выполняется серия прохождений с установленным (обычным) интервалом отдыха. Таким образом можно выполнить несколько серий. В зимних условиях отдых между повторениями проводится в виде медленного передвижения, лучше в месте, закрытом от ветра. Это позволяет, с одной стороны, предоставить спортсмену отдых, а с другой стороны, медленное передвижение поддерживает возбудимость центральной нервной системы. Лыжник в этом случае может начать новое пробегание отрезка сразу с полной скоростью. При развитии специальной выносливости отдых обычно сокращается, и порой лыжники повторяют каждый следующий отрезок на фоне некоторого не довосстановления, что, естественно, не только повышает нагрузку, но и дает больший эффект для развития этого качества [20].
Прежде чем приступить к развитию специальной выносливости повторным методом, целесообразно провести несколько тренировок на развитие качества переменным методом. Однако все это должно базироваться на предварительном развитии общей выносливости равномерным и переменным методами [13].
Интервальный метод.
Характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха. При тренировке интервальным методом лыжник передвигается непрерывно по лыжне (кругу), чередуя участки со сниженной и повышенной интенсивностью. Интенсивность (повышенная) контролируется по частоте сердечных сокращений. В каждом занятии она бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она может изменяться от сильной до околопредельной. Длина отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью, зависит от задач, поставленных на данное занятие, возраста и подготовленности лыжников. Однако чаще всего применяются укороченные (или средней длины) отрезки. Точная регламентация продолжительности отдыха (снижение интенсивности) в различных тренировках позволяет тренеру изменять направленность нагрузки и величину воздействия [7].
Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости. Он чаще всего используется в тренировке квалифицированных лыжников и только после того, как будет достигнут определенный уровень развития общей и специальной выносливости за счет применения других методов переменного и повторного. Строго ограниченные интервалы отдыха (не более установленного времени) создают определенную психическую напряженность. Порой каждый следующий отрезок, проходимый с повышенной интенсивностью, приходится начинать на фоне некоторого не довосстановления. Эта "жесткость" интервального метода несколько ограничивает его применение в тренировке юношей [7].
Тренировки этим методом следует проводить под строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью в конце интервалов отдыха. Сразу после окончания интенсивной работы частота пульса должна быть в пределах 160-170 уд./мин, а в конце отдыха - 120-140 уд./мин. Для увеличения общего объема нагрузки в тренировочном занятии можно использовать интервальный метод в серийном варианте. В этом случае частота пульса в конце отдыха между сериями может составлять 100-120 уд./мин. В качестве примеров интервальной тренировки можно привести: 1) чередование повышенной нагрузки (1,5-2 мин) со снижением интенсивности (1-2 мин); 2) повышенная интенсивность (4-5 мин), снижение интенсивности (относительный отдых) (2-2,5 мин). В приведенных вариантах указанное чередование повторяется многократно при сохранении постоянного интервала отдыха. Количество повторений зависит от задач тренировки, возраста, подготовленности и квалификации лыжников, периода и этапа подготовки [37].
Могут быть и другие варианты проведение тренировок интервальным методом. Если в силу недостаточной тренированности лыжники не в состоянии поддерживать заданный режим, то после нескольких повторений можно удлинить интервал отдыха примерно в 2-2,5 раза, а затем вновь перейти к запланированному режиму (сочетанию временных отрезков нагрузки и отдыха). Это так называемый серийный вариант интервального метода. Для точного проведения запланированной работы необходимо специально подбирать тренировочные круги с необходимой длиной подъемов и спусков. Обычно интенсивное передвижение планируется при преодолении подъемов [26].
Соревновательный метод.
Это проведение занятий или контрольного соревнования в условиях, максимально приближенных к обстановке важнейших соревнований сезона. Он характеризуется соревновательной интенсивностью и требует от лыжника полной мобилизации всех своих возможностей. На определенных этапах подготовки этот метод может играть роль основной формы занятий (подготовки), например в период вхождения в спортивную форму незадолго до основных стартов сезона или в периоды между ответственными стартами сезона, когда их разделяет значительный промежуток времени. В таких случаях соревновательный метод используется для поддержания на высоком уровне спортивной формы [32].
Соревнования при достижении определенного уровня тренированности играют важную роль в развитии специальной подготовленности лыжников, дальнейшего совершенствования техники и тактики, в воспитании специальных волевых качеств, а главное, в достижении наивысшей спортивной формы. Соревнования имеют большое значение для дальнейшего совершенствования тактики лыжника-гонщика, приобретения опыта в борьбе с различными противниками и в разнообразных условиях. Однако в подготовке юных лыжников соревновательный метод применяется в ограниченном количестве. Здесь очень важно уделить большую часть времени технической и физической подготовке [2].
Контрольный метод.
Применяется для проверки подготовленности лыжника-гонщика на различных этапах и в периодах годичного цикла. С этой целью проводятся заранее запланированные испытания по одному или целому комплексу упражнений. Контроль за ростом подготовленности и уровнем развития отдельных физических качеств проводится регулярно, в течение всего года, но чаще всего в конце месячных циклов подготовки или в конце этапов периодов.
1.5 Средства специальной подготовки лыжников-спринтеров
В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых и физических качеств, обучения технике и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении физических качеств во время тренировки, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое [37].
В качестве основных средств специальной подготовки лыжников-гонщиков рекомендуют собственно-соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений и специальные подготовительные упражнения, включающие элементы соревновательных действий [23].
К вспомогательным средствам физической подготовки относятся обще-подготовительные и специально-подготовительные средства без элементов соревновательных действий [32].
Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы [2]:
1. Упражнения основного вида лыжного спорта - лыжных гонок, избранных как предмет специализации. В эту группу входят все способы передвижения на лыжах (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты и т.д.). Все эти упражнения выполняются в различных вариантах и разнообразными методами.
2. Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.
В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.) [2].
3. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах [2].
В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения. В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств [2].
В тренировке лыжников - гонщиков на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости и скоростно-силовым качествам. Специальные упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта. В лыжных гонках для совершенствования элементов техники способов передвижения на лыжах используются имитационные упражнения и передвижение на лыжероллерах. Передвижение на лыжах в летнее время по заменителям снега широкого распространения не получило [7].
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Характеристика методов исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1.Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: периодам подготовки лыжников-гонщиков, особенностям специальной подготовки лыжников-гонщиков, средствам и методам, специфики соревнований в лыжном спринте.
2. Тестирование. В эксперименте были использованы контрольные упражнения для выявления специальной физической подготовки лыжников-гонщиков юниорского возраста.
В упражнениях измерялось время прохождения дистанций в секундах, все дистанции проходились коньковым стилем.
3. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент создает возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование, создаются экспериментатором. Или могут, поэтому многократно повторяться, частично или полностью изменяться. Это позволит глубже и разностороннее познавать изучаемое явление.
Мы в своем исследовании применили данный метод с целью проверки эффективности применения разработанной методики и организации тренировочного процесса с расширенным применением специальных упражнений, направленных на совершенствование спринтерских способностей лыжников-гонщиков.
4. Методы математической статистики широко применяется для обработки полученных в ходе исследования данных, их логический и математический анализ для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.
При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:
1. Показатели среднего арифметического Х.
В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины для каждой группы в отдельности:
где Хi – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.
2. Дисперсию по формуле:
3. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле:
4. Для оценки достоверности различий средних показателей использовался t критерий Стьюдента:
где n - объем выборки, сумма, х, у - экспериментальные данные, Sx, Sy -дисперсии.
С помощью методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом
2.2 Организация исследования
В эксперименте приняли участие 10 лыжников юниорского возраста по лыжным гонкам в городе Братске.
Работа проводилась с сентября 2020года по январь 2021 года и состояла из трех этапов:
Подготовительный сентябрь-октябрь (изучение литературы).
На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме, проводились беседы с тренерами и спортсменами, подготавливалась база для проведения педагогического эксперимента.
На втором этапе проводилось само исследование, проходило оно с ноября по февраль.
Всего в эксперименте приняло участие 10 лыжников-спринтеров юниорского возраста. Спортсмены были поделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 5 человек в каждой. Испытуемые в контрольную и экспериментальную группу подбирались примерно с одинаковым уровнем спортивной подготовки.
Эксперимент проводился в течение трех месяцев (ноябрь 2020г – январь 2021г.) на учебно-тренировочных сборах. Контрольная группа тренировалась по общепринятому плану тренировок, а в тренировочный план экспериментальной группы были включены специальные упражнения, направленные на развитие специальной подготовки лыжников с учетом специфики лыжного спринта.
Лыжный спринт представляет собой вид лыжных гонок, ориентированный на прохождение короткой дистанции (800-1800м). На протяжении гонки спортсмену необходимо поддерживать не только высокую соревновательную скорость, но и суметь максимально ускориться на небольших отрезках дистанции. Поэтому в тренировочный процесс лыжников экспериментальной группы были включены специальные упражнения, учитывающие требования спринта.
Методика применялась на учебно-тренировочных сборах в осенне-зимний период подготовки лыжников. Тренировочный микроцикл состоял из 6 тренировочных дней и 1 дня отдыха. В каждом микроцикле 3 дня в неделю применялись специальные упражнения, направленные на совершенствование спринтерских способностей лыжников.
Комплекс упражнений следующий:
1. Отрезок 100 м с максимальной скоростью на лыжах по равнине одновременно двухшажным ходом (15 повторений).
2. Отрезок 100 м с максимальной скоростью на лыжах по равнине без палок (15 повторений).
3. Отрезок 70 м с максимальной скоростью на лыжах в гору одновременно бесшажным ходом (15 повторений).
4. Отрезок 70 м с максимальной скоростью на лыжах в гору одновременно двухшажным ходом (15 повторений).
5. Отрезок 70 м с максимальной скоростью на лыжах в гору одновременно одношажным ходом (15 повторений).
6. Прыжковая имитация 60 м попеременным двухшажным ходом в подъемы с палками с максимальной скоростью (15 повторений).
Упражнения выполнялись как каждым спортсменом индивидуально, так и присутствовала работа в парах и тройках. Все упражнения выполнялись с максимальной скоростью.
Анализ данных январь.
Включал обработку и обсуждение результатов за время эксперимента, определения и формирования выводов и рекомендаций по освещаемому вопросу, оформление работы.
2.3 Результаты исследования и анализ полученных данных
Для определения уровня специальной подготовки лыжников на спринтерские дистанции, у лыжников-гонщиков были проведены контрольные тесты:
- в октябре 2020г. Проводилось для определения уровня специальной подготовки лыжников контрольной и экспериментальной групп.
- в январе 2021г. Повторное проведение контрольного тестирования спортсменов контрольной и экспериментальной групп. На основании проведенного исследования, проводился математический подсчет данных и их обоснование.
Испытуемые выполняли следующие тесты:
Тест 1: Отрезок 150 м равнинного рельефа на лыжах (8 повторений).
Тест 2: Отрезок 800м разного рельефа (подъем и спуск) на лыжах (8 повторений).
Тест 3: Контрольная тренировка на лыжах 1500м (4 повторения с интервалом отдыха 5 минут).
Итоговые результаты предварительного эксперимента (ноябрь 2017 года) представлены в таблице 1.
Таблица 1 ‑ Результаты контрольной и экспериментальной групп в предварительном тестировании.
Тесты |
ЭГ |
КГ |
Тэксп. |
Ттаб. |
Хср.±m (сек.) |
Yср.± m (сек.) |
|||
Отрезок 150м равнинного рельефа на лыжах |
18,7±0,25 |
18,5±0,26 |
0,44 |
2,57 |
Отрезок 800м разного рельефа (подъем и спуск) на лыжах |
123,2±1,80 |
122,6±1,50 |
0,26 |
2,57 |
Контрольная тренировка на лыжах 1500м |
221,0±3,08 |
220,2±2,52 |
0,20 |
2,57 |
Как видно из таблицы 1 показатели проведенного тестирования до эксперимента у контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.
В экспериментальной группе был применен комплекс специально подобранных упражнений для совершенствования спринтерсиких способностей Результаты повторного эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 ‑ Результаты контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента.
Тесты |
ЭГ |
КГ |
Тэксп. |
Ттаб. |
Хср.±m (сек.) |
Yср.± m (сек.) |
|||
Отрезок 150м равнинного рельефа на лыжах |
16,6±0,37 |
17,9±0,21 |
2,96 |
2,57 |
Отрезок 800м разного рельефа (подъем и спуск) на лыжах |
116,2±0,80 |
120,8±1,50 |
2,71 |
2,57 |
Контрольная тренировка на лыжах 1500м |
209,6±2,11 |
218,8±2,58 |
3,02 |
2,57 |
Как видно из таблицы 2, результаты контрольной и экспериментальной групп после проведения повторного тестирования достоверно различаются. У экспериментальной группы наблюдается больший прирост результатов по отношению к контрольной.
Изменение результатов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента представлены на рисунках 1-3.
Рисунок 1 – Прирост результатов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в тесте 150м равнинного рельефа на лыжах.
На начальном этапе исследования достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой в тесте 150 м равнинного рельефа на лыжах выявлено не было. В контрольной группе после эксперимента прирост результата составил 0,6 сек., в то время как в экспериментальной группе прирост составил 2,1 сек.
Рисунок 2 – Прирост результатов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в тесте 800м разного рельефа (подъем и спуск) на лыжах.
На начальном этапе исследования достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой в тесте 800 м разного рельефа (подъем и спуск) на лыжах выявлено не было. В контрольной группе после эксперимента прирост результата составил 1,8 сек., в то время как в экспериментальной группе прирост составил 7 сек.
Рисунок 3 – Прирост результатов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента на контрольной тренировке на лыжах 1500м.
На начальном этапе исследования достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой на контрольной тренировке на лыжах 1500 м выявлено не было. В контрольной группе после эксперимента прирост результата составил 1,4 сек., в то время как в экспериментальной группе прирост составил 11,4 сек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В ходе изучения литературы мы раскрыли основы процесса специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции.
Специальная физическая подготовка (СФП) лыжников направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта [48].
Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения, упражнения на тренажерах, передвижение на лыжероллерах. При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжных ходов. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков [43].
2. Мы внедрили экспериментальный комплекс упражнений, направленный на повышение уровня специальной подготовки лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции юниорского возраста.
3. Выявили эффективность разработанного комплекса специальных упражнений, направленного на совершенствование спринтерских способностей, что подтверждает гипотезу нашего исследования.. Наблюдается значительный прирост показателей физической подготовленности у экспериментальной группы лыжников по отношению к контрольной после эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ