Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Роль и место Боливии в интеграционных процессах в латинской Америки (1825-2017 гг.)

В наличии
1 000 руб.

Купить уникальную диссертацию Роль и место Боливии в интеграционных процессах в латинской Америки (1825-2017 гг.)

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

АП 84

Москва - 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ........................................................................................................11

1.1 Этапы процессов интеграции в Латинской Америке..................................................... 11

1.2 Подходы CEPAL и группы Рио к интеграции Латинской Америки.............................. 21

1.3 Роль CELAC в углублении в интеграции Латинской Америки...................................... 32

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОЛИВИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ...................................................................................................................... 39 

 2.1 Формирование АСН............................................................................................................. 39 

2.2 Деятельность Боливии в МЕРКОСУР................................................................................ 61

2.3 УНАСУР – новая структура................................................................................................ 73

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БОЛИВИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ..........................................................................................................82

3.1 Территориальные проблемы Боливии с Чили ...................................................................82

3.2 Проблемы коренного населения Боливии...........................................................................97

3.3 Экологические проблемы Боливии....................................................................................110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................130

БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................................................................138

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы представленной работы определяется необходимостью глубокого научного анализа основных приоритетов и тенденций, преобладающих во внешней политике Боливии в условиях происходящих интеграционных процессов в странах Латинской Америки.

Особую актуальность данная проблематика приобретает в настоящее время в условиях социально-политической дестабилизации стран Латинской Америки и влиянием на них Североатлантического альянса под эгидой США, стремящихся не допустить суверенизации государств и распространения на них политического и экономического влияния.

Политическая нестабильность и проблемы региональной интеграции в странах Латинской Америки является одной из наиболее актуальных тем в современной политологии. Из-за неспособности государств в обеспечении устойчивого развития общества возникали массовые социальные протесты, которые становились причинами последующих за ними политических кризисов. Так, например, в Боливии, с активизацией общественных движений и этнических противоречий, повлекших разрушение сложившейся системы, этот вопрос сейчас стоит особенно остро.

В настоящее время специфику боливийского политического процесса определяет крайняя дезорганизация и фрагментарность гражданского общества. С колоссальным социальным неравенством усугубляются факторы полиэтничности и многоукладной экономики.

Во многих странах Латинской Америки стремление к демократическим преобразованиям привело к децентрализации государственной власти, диспропорции регионального развития и формирование новых политических структур, сопровождающихся развитием национальных противоречий и конфликтов[1].

Процессы реформирования экономической сферы проходили в рамках неолиберальной политики. К наиболее ярким примерам обозначенных изменений в начале XXI века относится смена модели развития в Боливии, причинами которой оказалось усиление влияния индейского социума.

С избранием Эво Моралеса, который явился первым в истории страны президентом-индейцем, начался новый этап борьбы коренных народов за культурную самобытность и равноправие.

В связи с извечным противостоянием индейских народов, составляющих большинство населения, и потомков европейских завоевателей, в условиях диспропорций регионального развития происходит углубление конфликта между западными и восточными провинциями как различными этнокультурными общностями.

В начале XXI века наблюдается процесс укрупнения интеграционных объединений Латинской Америки, обусловленный процессом становления идейных основ континентальной интеграции.

Главам государств, к которым относится Перу, Боливия, Колумбия, Венесуэла и Эквадор, которые являются представителями различных политических сил и национальных экономических интересов, была отведена ключевая роль в формировании современной модели политической и экономической интеграции, устойчивость которой может быть обусловлена факторами взаимного влияния между государствами региона.

Феномен «левого поворота» в Латинской Америке[2], в частности в Боливии, находится сегодня в стадии активного изучения в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Коренное население латиноамериканских стран в течение длительного периода являлось одним из наиболее притесняемых слоев населения и, естественно, никаким образом не участвовало в политической жизни своих государств.

Боливия пытается играть важную роль как в региональном измерении, так и в контексте многополярного мира.

Но с приходом нового президента Боливии, являющегося представителем именно коренного населения, в очередной раз было показано, что в Латинской Америке произошла настоящая социальная революция

В условиях образования новых мировых экономических центров и политико-экономических кризисов начала XXI века в связи с текущими политическими процессами андского региона, включающего содружество стран Латинской Америки в составе Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу, требуется изучение и переоценка происходящих процессов с учетом современной политической, экономической и информационной составляющей.

С исследованием предпосылок и специфики интеграционных процессов в странах Латинской Америки возможно появление основы для понимания и анализа современного международного процесса всего континента[3].

Объектом диссертационного исследования являются векторы и специфика современной внешней политики Боливии в региональном и международном измерении[4].

Предмет исследования – роль Боливии в интеграционных процессах в странах Латинской Америки.

Хронологические рамки исследования включают временной период с момента освобождения Боливии Симоном Боливаром в 1825 г. и до 2019 г. – современного этапа.

Целью диссертации является изучение роли Боливии в интеграционных процессах путем анализа современного положения страны и ее проблем в интеграции Латинской Америки.

Исходя из поставленной цели, в диссертационной работе предполагается решение следующих задач:

  • Рассмотрение теоретических аспектов интеграционных процессов в странах Латинской Америки и изучение этапов процесса интеграции;
  • Изучение подходов CEPAL и группы Рио к интеграции Латинской Америки;
  • Исследование роли CELAC в углублении в интеграции Латинской Америки;
  • Изучение деятельности Боливии в Андском Сообществе Нации (АСН);
  • Изучение деятельности Боливии в интеграции МЕРКОСУР;
  • Исследование деятельности Боливии в сообществе УНАСУР;
  • Рассмотрение трудностей и проблем территориального характера Боливии с точки зрения взаимодействия в интеграции;
  • Изучение этнологических проблем Боливии, связанных с правами коренных народов Латинской Америки и пути их решения в интеграции;
  • Исследование экологических проблем Боливии и направлений их решения с точки зрения интеграции Боливии.

Методы исследования. В рамках системного анализа автором применены следующие методы исследования:

  • Структурно-функциональный метод с целью изучения феномена внешней политики Боливии, – страны, представляющей собой целостное явление в современных международных отношениях.
  • С помощью системного подхода будет произведена попытка выявления принципов внешней политики изучаемого государства: внутренней логики соподчинения и взаимосвязи основных элементов системы, ее структуры, направленности и формата проявления в Боливийском обществе.
  • С помощью проблемно-хронологического подхода будет использован метод конкретно-исторического анализа в сочетании с контент-анализом документов изучаемой страны и ее внешней политики.

Степень изученности темы исследования. В процессе написания работы использовались источники на русском, испанском и английском языках. Среди них – подборки сборников документов, монографий, публицистических материалов, интернет-источников и других[5].

Российская историография. При подготовке диссертации был изучен ряд научных работ российских исследователей, в которых рассматриваются модели региональной экономической интеграции в Латинской Америке.

Так, в монографии А.А Лавут «Поиски латиноамериканской модели» были рассмотрены модели региональной экономической интеграции, которые возникли на различных этапах развития этого процесса. Современный этап интеграции определен как «плюралистический регионализм», характеризующийся многообразием группировок, моделей, концепций интеграции[6].

Монография «Неевклидова политика: трансформация политических процессов в Латинской Америке» доктора политических наук А.А. Слинько[7] посвящена детальному анализу политических режимов в Латинской Америке, с учетом новой региональной расстановки сил после левого транзита, произошедшего в ряде государств.

Известной отечественной исследовательницей М.Л. Чумаковой[8] был внесен неоценимый вклад в изучение Латиноамериканского опыта модернизации: итоги экономических реформ первого поколения.

Тема правящей партии МАС была рассмотрена в работе А.Л. Чернышева[9], в которой ученый исследовал итоги электоральных процессов в Боливии 2014-2015 гг., в результате которых движение к социализму (МАС) остается главной политической силой страны.

В книге «Многоликая Боливия. Политический процесс в полиэтническом государстве» старшим научным сотрудником ИЛА РАН Т.А. Воротниковой было произведено исследование этнических и социальных факторов поляризации боливийского общества, которые явились причинами политической дестабилизации государства. Автором был произведен комплексный анализ особенностей электоральных процессов в боливийском обществе, а также рассмотрены перспективы дальнейшего политического, социального и этнокультурного развития страны.

Также необходимо выделить работы В.Л. Хейфеца и Д.А. Правдюка[10], в которых были рассмотрены боливийско-чилийские отношения в контексте «морской проблемы» Боливии.

Отечественные исследования, посвященные политическим трансформациям и экономическим изменениям, произошедшим в Латинской Америке в начале XXI века, были произведены доктором экономических наук Давыдовым В.М. [11], Кузнецовым Д.А[12], Евдокимовым А.И[13].

Среди отечественных научных центров следует выделить Институт Латинской Америки РАН (ИЛА РАН), специалисты которого опубликовали ряд коллективных работ, рассматривающих широкий комплекс проблем по внутри- и внешнеполитической проблематике стран Латинской Америки. Необходимо отметить вклад сотрудников ИЛА РАН в развитие отечественной латино-американистики, а также в развитие истории международных отношений.

Так, В.М. Давыдовым в монография «Латинская Америка в мировой политике»[14], были рассмотрены некоторые аспекты деятельности ОАГ. В данном фундаментальном исследовании охватываются практически все основные направления внешнеполитической деятельности латиноамериканских республик.

Центральное место в исследовании проблемы «левого поворота» в странах Латинской Америки занимают многочисленные публикации отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить коллективные труды и работы В.П. Сударева[15] , К.Н. Брутенца[16] и др.

И.К. Шереметьев[17], доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИЛА РАН на основе трудов Пребиша[18] сделал немало для выяснения причин как отстающего развития латиноамериканских стран, так и присущих им социальных недугов.

Следует выделить труды М.Л. Чумаковой, в которых было произведено исследование проблем социально-политической нестабильности и формирования новой партийной системы В Боливии на фоне кризиса управляемости и демонтажа прежних институтов власти[19]

Зарубежная историография.

Концепции зависимости, или зависимого развития стран Латинской Америки были заложены выдающимся латиноамериканским экономистом Раулем Пребишем (1901-1986)[20]. Рауль Пребиш выделяет накопление капитала как ключевой момент в развитии экономики. Он отмечает тот факт, что периферии свойственна «тенденция к воспроизводству обездоленности»[21].

С историей восхождения Э. Моралеса к вершине власти связан выпуск книги аргентинского публициста Мартина Сивака[22].

Экологические, климатические и природные проблемы Латинской Америки и Боливии в частности рассматривает в своих работах Филипп Фернсайд[23].

Нольте Детлеф в своей работе[24] рассматривает последствия распространения и дублирования региональных организаций в Латинской Америке. В своей статье автор рассматривает противоположные взгляды на этот процесс.

Испаноязычные исследователи из Испании и Латинской Америки, среди которых можно выделить Эдуардо Форно[25] и Жилберто Паувельс[26], авторы уделяют много внимания изучения проблем окружающей среды в Боливии.

Вопросы конкуренции между разными интеграционными группами в своих работах рассматривают Аругай и Морено[27], также авторы изучают достижения групп и сравнивают особенности деятельности ОАГ и УНАСУР.

Вопросы взаимных отношений между Боливией, Чили и Перу в ключе интеграции в том числе изучались А.А. Кирога[28].

Вопросы, связанные с изменениями во внешней политике Боливии с момента прихода к власти Эво Моралеса и до 2013 г. с учетом дипломатии ООН и основных двухсторонних соглашений, рассматривает Н. Чеппи[29].

Источниковая база диссертационного исследования.

При разработке темы автором был использован широкий спектр источников на испанском, английском и русском языках, многие из которых впервые вводятся в научный оборот на русском языке.

В диссертации комплексно были рассмотрены официальные документы, законодательные акты, двусторонние и многосторонние соглашения Боливии, которые были изданы в XXI веке, а также появившиеся после левого транзита в странах Латинской Америки.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации была предпринята попытка комплексного исследования интеграционных процессов Латинской Америки с выявлением в них роли Боливии. Комплексный и системный анализ современной боливийской политики и дипломатии, участия страны в интеграционных группировках и те возможности, которые получает Боливия от участия в интеграции был проведен с учетом тех проблем, которые являются актуальными для страны с точки зрения территориальных, экологических и этнологических особенностей региона.

Теоретическая значимость диссертационного исследования подтверждается тем, что совокупность полученных автором результатов, научных выводов и положений вносит определенный вклад в изучение Боливии и ее роль в регионалных организациях в Латинской Америки. Содержательная часть работы представляет научный интерес в концептуальном осмыслении концепция «buen vivir» в Боливии, «левый поворот», «социализм XXI века» в странах Латинской Америки (на примере Боливия). Тезисы, выводы и содержательная часть диссертации способствуют пониманию внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на формирование внешнеполитических приоритетов Эквадора

Практическая значимость работы связана с возможностью применения полученных результатов при подготовке учебных курсов по общей политологии, международной политике и международным отношениям, представления теории международных институтов для прогнозирования политических процессов западного полушария и применения их материалов в освещении международных отношений. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на 9 параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

[1] Воротникова Т.А.Политический процесс в полиэтническом государстве: опыт Боливии конец XX - начало XXI вв. URL:http://www.dslib.net/polit-instituty/politicheskij-process-v-polijetnicheskom-gosudarstve-opyt-bolivii-konec-xx-nachalo.html (Дата обращения 16.02.2019 г.)

[2] Левые в современной Латиноамериканской Америке: http://ir.vsu.ru/periodicals/pdf/latin_politics/4.pdf (Дата обращения 16.02.2019 г.)

[3] Песцов С.К., доктор политич. наук Современный международный регионализм:сравнительная историческая динамика . Автореферат дисс./ С.К. Песцов. - Владивосток: МГУ им. Г.И. Невельского, 2004. - 268 с.

[4] Ващенко Ю.В. Внешняя политика Боливии в эпоху интеграции: проблемы и противоречия URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/803/aftoreferat/9KNL5wkdWh.pdf (Дата обращения 27.02.2019г.)

[5] Воротникова Т.А. «Большая игра» Эво Моралеса: хроника поражений и побед // Латинская Америка, № 1, 2009. C. 28-36. (0,5 п.л.)

[6]А.А.Лавут «Поиски латиноамериканской модели» URL: http://naukarus.com/poiski-latinoamerikanskoy-modeli (Дата обращения 6.04.2019г.)

[7] Слинько А.А. Неевклидова политика: трансформация политических процессов в Латинской Америке: монография. Воронеж: Науч. кн., 2010. 118 с.

[8]Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. В двух частях. Часть 2. Под ред. М.Л. Чумаковой. М.: ИЛА РАН, 2009. с. 440.

[9] Чернышев А.Л. Электоральные процессы 2014-2015 гг. в Боливии: теряет ли MAS поддержку после девяти лет у власти? // Латинская Америка. 2015. № 12.

[10] Хейфец В.Л., Правдюк Д.А. Современные чилийско-боливийские отношения в контексте поиска решения «мороской проблемы» Боливии// Латинская Америка. 2015. № 9

[11] Беспрецедентный сдвиг в политическом ландшафте региона// Латинская Америка. 2007. № 7. С. 12 – 22.

[12] Кузнецов Д.А. Особенности и перспективы латиноамериканской интеграции на современном этапе URL: https://mgimo.ru/library/publications/osobennosti_i_perspektivy_latinoamerikanskoy_integratsii_na_sovremennom_etape_/ (Дата обращения 1.03.2019г.)

[13]Евдокимова А.И. Интеграционные процессы в странах латинской америки: проблемы и перспективы URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-protsessy-v-stranah-latinskoy-ameriki-problemy-i-perspektivy (Дата обращения 17.02.2019г.)

[14] Латинская Америка в современной мировой политике. Отв. ред. д.э.н. В.М. Давыдов. – М.: Наука, 2009. – 581 с.

[15] «Левый поворот» в Латинской Америке. Отв. ред. Сударев В.П. М.: ИЛА РАН, 2007. 216 с.

[16] Брутенц К.Н. Латинская Америка без Доктрины Монро// Латинская Америка. 2015. № 9.

[17] Шереметьев И. К. «Левый поворот» в Латинской Америке. М.: ИНИОН РАН, 2008. 132 с.

[18] И.К.Шереметьев ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: РЕГИОН СОЦИАЛЬНЫХ КОНТРАСТОВ URL:http://naukarus.com/latinskaya-amerika-region-sotsialnyh-kontrastov (Дата обращения 1.03.2019г.)

Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? [Сокр. пер. с исп. под ред. и с предисл. В.В. Вольского, И.К. Шереметьева]. - М.: ИЛА РАН, 1992. - С. 201.

[19] Чумакова М. Л. Боливия в зоне риска. Аналитические тетради ИЛА РАН / под ред. М.Л. Чумаковой. №16, 2005. 76 с.

[20] Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? [Сокр. пер. с исп. под ред. и с предисл. В.В. Вольского, И.К. Шереметьева]. - М.: ИЛА РАН, 1992. - С. 201.

[21] Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? [Сокр. пер. с исп. под ред. и с предисл. В.В. Вольского, И.К. Шереметьева]. - М.: ИЛА РАН, 1992. - С. 201.

[22] Martín Sivak. Jefazo: retrato íntimo de Evo Morales, Buenos Aires, 2008, 336 p

[23] Philip Fearnside. Amazonia en peligro, 1989. Instituto Nacional de Investigaciones Amazónicas. – p. 219.

[24] 154. Nolte Detlef. Latin America’s new regional architecture: a cooperative or segmented regional governance complex? / EUI RSCAS; 2014/89; Global Governance Programme-126, 2014. Mode of access: URL: http:/cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/32595/RSCAS_2014_89.pdf?sequence=1 (last visited 1.03.2019).

[25] Eduardo Forno. Contaminación ambiental y actores sociales en Bolivia: Un balance de la situación. Environmental pollution and social groups in Bolivia: a situation assessment. 2009. URL: http:/www.scielo.org.bo/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1990-74512009000200001 (last visited 01.03.2019).

[26] Eduardo Forno-Gilberto Pauwles. Environmental pollution and social groups in Bolivia: a situation assessment. 2009. URL, http:/www.scielo.org.bo/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1990-74512009000200001 (last visited 01.03.2019).

[27] Arugay A. A., Moreno G. X. B. Competing Regionalisms?: The Role of the OAS and UNASUR in Bolivia's Constitution-drafting Process. – International IDEA, 2014.

[28] Quiroga A. A. Bolivia, Chile y Perú: hacia un futuro compartido. – Plural editores, 1999.

[29] N. Ceppi. La política exterior de Bolivia en tiempos de Evo Morales Ayma. – Si Somos Americanos, 2014, № 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования автором был сделан ряд следующих выводов.

Последние годы ознаменовались не только глубокими и политическими трансформациями в странах Латинской Америки, но и снижением влияния США на страны латиноамериканского региона, возросшей самостоятельностью государств Латинской Америки, появлением в регионе новых партнеров, оказывающих влияние на развитие региона (в первую очередь, Китая), активным процессом латиноамериканской интеграции

Был проведен анализ процесса интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна, его уровня сложности, различных механизмов и их значение для развития стран региона и благосостояния населения. В первую очередь автором был применен исторический анализ интеграционных процессов на уровне Северной Америки, Центральной Америки, Южной Америки и Карибского бассейна. Также была изучена политическая составляющая опыта каждого интеграционного механизма; выявление достижений, трудностей, вызовов и перспектив, в отличие от геополитического состава региона. Результаты показывают, что процесс интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна занял десятилетия. Это был долгий процесс с успехами и неудачами. В процессе интеграции пришлось преодолевать сложные ситуации, что привело к поиску решения таких проблем, как: социальное неравенство, изменение климата, продовольственная безопасность, справедливость, демократия, участие граждан, коррупция.

Интеграционные процессы в Латинской Америке постоянно обновляются в связи с актуальной политической и экономической ситуацией в мире и с достижениями в разных сферах развития человечества. Существует множество региональных и субрегиональных организаций интеграции и согласия. Самым последним интеграционным процессом является Тихоокеанский альянс. В число региональных организаций входят MERCOSUR, CAN, CARICOM, UNASUR, SICA, ALBA и CELAC.

МЕРКОСУР был основан 26 марта 1991 года по Договору Асунсьон. Он состоит из Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая, и Венесуэлы – страны, которая присоединилась в качестве полноправного члена в 2012 году. На Бразильском саммите в декабре 2012 года Боливия подписала Протокол о присоединении к этой организации. В июле 2015 года Боливия была принята в качестве полноправного члена союза. МЕРКОСУР объединяет 75 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) Южной Америки. Европейский союз (ЕС) стремится договориться с МЕРКОСУР о соглашении в отношении ассоциации, которое, помимо укрепления сотрудничества и политического диалога между двумя блоками, включает в себя соглашение о свободной торговле.

Андское сообщество наций (CAN) состоит из Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу. Это самый старый интеграционный процесс в регионе (начался в 1969 году). Большим достижением CAN стало создание зоны свободной торговли, которая была завершена в январе 2006 года. В 2004 году было подписано соглашение о свободной торговле CAN-MERCOSUR (Соглашение об экономическом дополнении). Колумбия, Эквадор и Перу также являются ассоциированными членами МЕРКОСУР. С другой стороны, Перу и Колумбия подписали Соглашение о свободной торговле (Multipart Agreement) – уже предварительно согласованное с ЕС.

В 2013 году был запущен процесс восстановления CAN, основанный на концентрации деятельности вокруг конкретных приоритетов (коммерческая интеграция, МСП, электроснабжение, гражданство Анд) и институционального упрощения. Временное председательство в настоящее время осуществляется в Колумбии. Испания имеет статус наблюдателя в интеграции с августа 2011 года.

Карибское сообщество составляют пятнадцать стран, большинство из них являются бывшими британскими колониями и, следовательно, англоязычные, одиннадцать из которых являются острова: Антигуа, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монсеррат (Британская колония), Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Суринам (бывшая Голландская Гайана), Тринидад и Тобаго и Гаити, хотя последние временно покинули его в период между 2004 и 2006 годами. Двенадцать стран Карибского сообщества, а также Республика Доминиканская Республика подписала Соглашение об экономической ассоциации (EPA) с ЕС в 2008 году. В настоящее время Багамские Острова временно председательствуют в Карибское сообщество.

УНАСУР. Саммит впервые был проведен на острове Маргарита (Венесуэла) 17 апреля 2007 года в качестве наследника Южноамериканского сообщества наций (CSN). Он состоит из двенадцати стран Южной Америки: Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гайаны, Перу, Суринама, Уругвая, Венесуэлы и Парагвая. УНАСУР представляет собой организацию политического соглашения, общая численность населения которого составляет 392 млн человек, а его площадь составляет более 17 млн км2. Уругвай руководит временным секретариатом с декабря 2014 года. Генеральным секретарем является колумбиец Эрнесто Сампер.

Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA) – это инициатива, выдвинутая Венесуэлой для интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна, основанная на солидарности и взаимодополняемости национальных экономик. Это было предложено президентом Венесуэлы Уго Чавесом в качестве альтернативы зоне свободной торговли для Америки (FTAA), продвигаемой Соединенными Штатами. Он был создан в 2004 году по соглашению, подписанному в Гаване Венесуэлой и Кубой. В последующие годы к группе присоединились Боливия, Никарагуа, Гондурас, Доминика, Эквадор, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, Сент-Люсия, Суринам и Сент-Китс и Невис. В январе 2010 года Гондурас покинул блок, а в октябре 2010 года Сирия стала «союзником». Гаити имеет особый статус гостя.

Тихоокеанский альянс (AdP) определяется как группа "глубокой интеграции", является одним из интеграционных процессов, который привлекает все больший интерес в настоящее время. Хотя это экономическая и коммерческая структура, политический импульс необходим для ее успеха. Созданный в 2011 году и официально утвержденный в июне 2012 года, с подписанием Рамочного соглашения Тихоокеанского альянса, он образован Мексикой, Колумбией, Перу и Чили. Дополнительный протокол к Рамочному соглашению был подписан главами государств 10 февраля 2014 года на саммите в Картахене. Будучи экономическим блоком, AdP объединяет более 214 миллионов человек и составляет 37% от общего ВВП стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Коста-Рика и Панама являются кандидатами на вступление в Альянс. В настоящее время насчитывается 32 государства-наблюдателя от Тихоокеанского альянса. Испания была первой европейской страной, которая получила этот статус 17 ноября 2012 года. Тем самым Испания вновь подтверждает свои связи с четырьмя странами и с организацией, которая прочно вошла в число бесчисленных американских организаций. Примером такого интереса является участие президента Рахоя в VII саммите. Временное президентство остается в Перу до июля 2016 года.

Сообщество латиноамериканских и карибских государств (CELAC) является представительным союзом политического консультирования, сотрудничества и интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна, который объединяет постоянной основе тридцать три страны Латинской Америки и Карибского бассейна на основе исторического наследия так называемой группы Рио. СЕЛАК был учрежден в декабре 2011 года на саммите стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Каракасе. По взаимно разделяемому мнению его членов союзу не хватает административных органов; высшей инстанцией является Саммит глав государств и правительств, который ежегодно собирается в стране, где действует временное президентство.

Боливия в интеграционных процессах стремится к тесным и продуктивным взаимоотношениям с другими странами Южной Америки. Ряд особенностей в развитии Боливии определяют ее положение и стремления. Так, особое географическое положение, определяемое как «сердце Южной Америки», самым прямым образом указывает на необходимости контактов и налаживания связей с соседями. И с политической, и с экономической точки зрения ее географическое положение требует участия в интеграционных процессах региона. Это же определяется и часть Боливийской международной доктрины, в которой Боливия в соответствии с положениями и ориентирами развития определяется как «страна контактов». Этот геополитический девиз возник еще в 1930-х гг., когда министр иностранных дел Боливии Луис Фернандо Гуачалла произнес такую фразу: «Боливия – это страна контактов (точек соприкосновения), а не столкновений (противоречий) (…)». Нужно отметить, что исторически Боливия и ее дипломаты всегда принимали меры, направленные на усиление ее интеграции в каждом из регионов.

Таким образом, помимо нескольких двусторонних договоров по различным вопросам, Боливия является членом трех экономических блоков – ALADI, CAN, MERCOSUR – и двух политических блоков: Союза государств Южной Америки (UNASUR) и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Кроме того, она является членом экономико-политического блока, такого как ALBA-TCP. Соответственно, полноправное членство в интеграционных блоках позволит Боливии сделать важный шаг в консолидации исторической парадигмы своей доктрины во внешней политике, которая заключается в углублении ее связей со странами Запада и Востока.

В рамках интеграционных связей Боливии автором были изучены проблемы страны в интеграционных процессах Латинской Америки. Так были выделены следующие проблемы:

  • Территориальные проблемы Боливии и Чили.
  • Проблемы коренного населения Боливии.
  • Экологические проблемы Боливии в интеграции со странами региона.

Отношения между этими странами Южной Америки были обострены достаточно длительное время и начались после обретения независимости стран в начале 19-го века, причиной послужил спора о коридоре Атакама. Отношения ухудшились после того, как Боливия потеряла свое побережье в пользу Чили в конце 19-го века во время Тихоокеанской войны, став страной, не имеющей выхода к морю. Тем не менее, Боливия по-прежнему продолжала требовать суверенного выхода в Тихий океан.

Чили и Боливия поддерживали только консульские отношения с 1978 года, и странам не удавалось провести территориальные переговоры о поиске решения проблемы боливийского выхода к морю. В 2012 году территориальный спор стал более серьезным, и президент Эво Моралес подал иск в международный суд на Чили в 2013 году, положив начало новому обострению отношений между обеими странами. В октябре 2018 года суд Гааги вынес решение, в котором он отвергает все аргументы Боливии, направленные на то, чтобы заставить Чили вернуться за стол переговоров.

Проблемы, связанные с этим вопросом, являются актуальными не только для Боливии, но и для всех стран и народов Латинской Америки. К сожалению, процесс притеснения коренного населения в регионе сложился исторически, а интеграция народов и признание их прав продолжается в регионе и до сих пор. Одним из наиболее важных аспектов Постоянного форума по вопросам коренных народов Организации Объединенных Наций является обсуждение путей развития демократий, которые стимулируют политическую интеграцию коренных народов.

Крайне важно, чтобы всем людям, коренным народам было гарантировано всестороннее участие в политической сфере и активное принятие решений. Это важно для преодоления исторического неравенства и дискриминации. В Латинской Америке и Карибском бассейне коренное население составляет около 50 млн человек, что эквивалентно примерно 10 % населения. В двух странах, Перу и Гватемале, коренные жители составляют почти половину населения, а в Боливии они превышают все 60 %. Именно поэтому для Боливии решение проблем в этой области является важным ориентиром в развития государства.

Проблемы мультикультурализма являются частью проблем, требующих решения в процессе строительства демократии в регионе. Устойчивость демократий здесь в значительной степени зависит от способности государств обеспечивать эффективность соблюдения прав человека. В рамках интеграционных блоков и при участии Организации Объединенных Наций этот процесс будет проистекать все более конструктивно и эффективно. Усилия латиноамериканских стран в отношении признания и соблюдения прав коренных народов являются реальным доказательством того, что социальные и политические меры для установления мультикультурной демократии будут способствовать развитию человеческого потенциала всего региона.

Ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата по-разному влияют на экономику и жизнь людей, начиная от снижения урожайности сельскохозяйственных культур из-за засух или наводнений, заканчивая воздействием на здоровье и ненужными расходами в системе здравоохранения, необходимости реконструкции систем инфраструктуры, вызванной «природными катастрофами», все более часто случающимися в Латинской Америке.

Большая часть латиноамериканского общества (75 %) признают опасность проблем, вызванных ухудшением состояния окружающей среды и изменением климата, и в большинстве случаев (83 %) считают, что это является последствиями человеческой деятельности.

Решение проблемы изменения климата имеет приоритет над многими другими, существующими в латиноамериканских обществах, даже в ущерб экономическому росту. Автором были изучены последствия деятельности в Боливии, выявлены конкретные проблемы в сфере защиты окружающей среды, рассмотрена нормативно-правовая база и деятельность в рамках интеграции. Однако, по нашему мнению, требуется пересмотр аспектов экологического менеджмента в регионе, особенно в контексте межрегионального сотрудничества. Стоит отметить, что шаги в процессе движения к решению проблем и вызовов сегодня являются очень значимыми и позволяют надеяться на возможность позитивного влияния политики в области экологии для смягчения последствий и адаптации к изменению климата.

Таким образом, можно заключить, что наряду с активным участием в интеграционных объединениях с другими странами Латинской Америки, Боливия сегодня активно развивает многостороннее сотрудничество, активно участвует в интеграции и поиске решений сложившихся сегодня актуальных проблем для эффективного развития общества и государства.

Уникальность
84
Loading...

Последние статьи из блога

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ