Оглавление
Введение.......................................................................................................................... 3
1. Правовые основы развития исполнительного производства в современный период.............................................................................................................................. 5
1.1.Предпосылки возникновения действующего института исполнительного производства в Российской Федерации.................................................................... 5
1.2. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве................................................................................................................ 9
2. Роль Федеральной службы судебных приставов России в развитии исполнительного производства в современный период........................................... 12
2.1. Основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов России...................................................................................................... 12
2.2. Особенности осуществления Федеральной службой судебных приставов России принудительного исполнения судебных и иных актов государственного принуждения.............................................................................................................. 19
3. Актуальность развития исполнительного производства в Российской Федерации......................................................................................................................................... 24
3.1. Проблемные вопросы исполнительного производства.................................. 24
3.2. Направления совершенствования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве........................................................................... 32
Список использованных источников.......................................................................... 43
Актуальность исследования. Правосудие эффективно только тогда, когда решения судов не только своевременно выносятся, но и исполняются в установленные законом сроки. Защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебные акты не исполняются в установленные сроки. На этот случай законодателем должны быть предусмотрены эффективные механизмы принудительного исполнения судебных актов.
В государстве эффективное и своевременное исполнение судебных решений является показателем успешного функционирования судебной системы, а также государственных органов в целом. Без реального исполнения судебных решений на практике невозможно осуществить защиту нарушенных прав. Безупречное с юридической точки зрения судебное решение сводит на нет его не эффективное исполнение, поскольку таким решением не гарантируется ни быстрое ни полное восстановление нарушенных прав, ни происходит предупреждение противоправного поведения в будущем для иных лиц.
В настоящее время отсутствуют реальные гарантии исполнения судебных решений. Стоит отметить, что недостаточная эффективность исполнительного производства обусловлена множеством факторов - как объективных, так и субъективных: высокая загруженность судебных приставов- исполнителей, отсутствие должного материального и технического оснащения, низкое денежное довольствие, отсутствие автоматизации работы между судебными приставами и иными государственными органами, в том числе надлежащего электронного документооборота. Все это препятствует эффективному исполнению решений суда, что в свою очередь ставит под сомнение осуществимость основных конституционных прав и свобод граждан.
Современная система принудительного исполнения, установленная российским законодательством, функционирует неэффективно. Большая часть исполнительных листов возвращается взыскателям в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, за счет которого было бы возможно удовлетворение интересов взыскателя в полном объеме. Бумажная волокита, которая имеет место быть в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов с каждым годом увеличивается, происходит ущемление прав взыскателей на восстановление нарушенных прав[1, С.49].
Решение проблемы эффективного исполнения решений судов органами принудительного исполнения очень важно, поскольку позволяет судить об эффективности судебной власти в государстве и уважение к закону рядовых граждан и юридических лиц.
Без надлежащей работы органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов решение суда превращается в обыкновенную бумагу, которая декларативно провозглашает, что права физического или юридического лица были нарушены, но не гарантирует, что эти права будут восстановлены.
Цель исследования. Целью является общий анализ развития исполнительного производства, постановка и решение теоретических и практических вопросов и на этой основе предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в обозначенной сфере.
Задачи исследования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предпосылки возникновения действующего института исполнительного производства в Российской Федерации, проанализировать законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, исследовать основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов России, рассмотреть особенности осуществления Федеральной службой судебных приставов России принудительного исполнения судебных и иных актов государственного принуждения, выявить проблемные вопросы исполнительного производства, предложить направления совершенствования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, складывающиеся между участниками в сфере исполнительного производства.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают нормы гражданского и гражданско - процессуального права Российской Федерации, регулирующие исполнительного производства, а также опубликованные научные работы по теме исследования.
Методология исследования. Методологической основой выпускной квалификационной работы является общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений.
Теоретическая основа исследования составили Гражданский процессуальный кодекс РФ[2], Семейный кодекс РФ[3], Налоговый кодекс РФ[4], Федеральный закон «Об исполнительном производстве»[5], Федеральный закон «О судебных приставах»[6] и иные федеральные законы, а также исследования представителей науки гражданского права, общей теории права.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Радикальные экономические перемены в государстве в конце XX века побудили пересмотреть систему судопроизводства. С принятием в 1997 году законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», началось формирование службы судебных приставов. Сейчас, Федеральная служба судебных приставов, стала частью единой системы министерства юстиции и является ведомством, которое охватывает все регионы РФ и обеспечивает исполнительное производство.
Созданная система отечественного исполнительного производства должна развиваться и совершенствоваться с учетом новых социальных и экономических вызовов, а наука исполнительного производства обязана выработать и предложить новые современные концепции и эффективные меры принудительного и не принудительного исполнения судебных решений и актов иных юрисдикционных органов, чтобы обеспечить реализацию конституционного принципа исполнимости судебных решений и повышения авторитета судебной власти.
Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, занимающий важное место во всей системе федеральных органов исполнительной власти. К тому же данный орган отвечает за исполнение судебных актов и актов иных органов, а также обеспечивает порядок и охрану в судах судебной системы Российской Федерации.
Федеральная служба судебных приставов является органом принудительного исполнения, которая осуществляет специализированные функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством РФ «Об исполнительном производстве», по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а так же функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В настоящее время существует проблема эффективности исполнительного производства. Некоторые исследователи связывают это с «раздутым» законодательством, регулирующим исполнительное производство, с его пробельностью и отсутствием кодифицированного нормативного правового акта. Правовая природа норм, регулирующих исполнительное производство, носит комплексный характер. Количество источников законодательства об исполнительном производстве в Российской Федерации велико, их изучение и правоприменение представляют сложность как для студентов юридических факультетов, так и для работников Федеральной службы судебных приставов.
Разрозненность законодательства, отсутствие единого кодифицированного акта сказываются на эффективности реализации прав и обязанностей субъектов исполнительно права. Кодификация, в дальнейшем не только сможет решить сложившиеся в отрасли проблемы, но и качественно развить ее. В подавляющем большинстве стран кодификация исполнительного законодательства не проводится.
У Российской Федерации имеется достаточно опыта в проведении кодификации законодательства, принято большое количество кодексов. Однако качество этих законодательных актов невысоко. Все это свидетельствует о низком уровне юридической техники. В настоящее время выявлено несколько проблем кодификации законодательства об исполнительном производстве. Неэффективность работы законодателя в направлении кодификации исполнительного производства. В российском законодательстве большое количество разрозненных нормативных актов, в которых часто нарушена логика. Более того, иногда они противоречат друг другу. Тем не менее законодатель принимает новые акты, не задумываясь о структурном преобразовании старых законов приведении их к общему знаменателю.
Отсутствие правовой регламентации и методики процесса кодификации. Эта проблема не может не сказаться на процессе кодификации. Нет какого-либо акта, регламентирующего круг полномочий субъектов, условия осуществления и процесса кодификации.
Эффективность принудительного исполнения прямо связана с совершенством юридической техники. Имеется прямая зависимость между уровнем юридической техники и степенью эффективности действия норм. Исполнительное право — молодая отрасль права в Российской Федерации. Но за непродолжительный период времени законодатель смог «раздуть» регулирование исполнительного производства. А несистемность и противоречивость не может не сказываться на главной цели — эффективном исполнении. Для выхода из системного кризиса необходимо, во-первых, разработать на федеральном уровне правила, критерии и методы, способные стать нормативной базой для такого процесса, как кодификация.
Во-вторых, необходимо определить, в каком направлении будет происходить этот процесс. В настоящее время нет единого понимания природы исполнительного права. С принятием кодифицированного акта — Исполнительного кодекса РФ в системе законодательства, регулирующей принудительное исполнение, должны произойти положительные изменения. Именно с принятием Исполнительного кодекса РФ должен произойти рывок в улучшении количественных и качественных показателей исполнительного производства.