Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Соревновательная деятельность пловца

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно курсовую соревновательной деятельности пловца

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется тем, что успех в соревновательной деятельности пловца обуславливается комплексом факторов, в том числе и уровнем технической подготовленности.

В практике многолетней подготовки пловцов уровень технической подготовленности исследовался по параметрам темп - длина "шага" в связи с динамикой показателей скорости высококвалифицированных спортсменов.

Главный раздел работы в технической подготовке заключается в совершенствовании продуктивности рабочих движений пловца. Их количественным выражением является длина шага, т.е. то расстояние, на которое продвигается пловец в результате одного цикла движений.

Предмет исследования – результаты соревнований высококвалифицированных пловцов на коротких дистанциях.

Объект исследования – параметры техники плавания высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в кроле на груди.

Практическая значимость – мониторинг кинематических и динамических параметров позволит рационально использовать функциональный потенциал пловцов.

Гипотеза исследования - предполагается, что зная вклад темпа движений и длины шага гребка, можно использовать в качестве ориентиров для повышения уровня технической подготовленности.

Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Темп, длинна "шага" и дистанционная скорость, как показатели эффективности соревновательной деятельности пловцов высокой квалификации

Известно, что успех в соревновательной деятельности пловца обуславливается комплексом факторов, в том числе и уровнем технической подготовленности.

Главный раздел работы в технической подготовке заключается в совершенствовании продуктивности рабочих движений пловца. Их количественным выражением является длина шага, т.е. то расстояние, на которое продвигается пловец в результате одного цикла движений. У высококвалифицированных пловцов (мужчины) эта величина нередко более 2,5 м при плавании кролем на груди.

Проанализировав рациональность элементов техники спортивного плавания кролем на груди, можно выявить, что пловцы высокой квалификации, находящиеся в состоянии хорошей спортивной формы, отличаются от новичков, прежде всего тем, что выполняют гребки гораздо эффективнее. У них в большей степени развито "чувство воды", а, это не что иное, как тонкое ощущение силы опоры, позволяющее выполнять эффективные гребковые движения.

В настоящее время наметилась тенденция к классическому стилю, более экономному по сравнению с силовым или темповым. Иначе говоря, предрасположенность к такому варианту техники, который позволяет спортсмену достигать высокие спортивные результаты не за счет максимального темпа в ущерб качеству гребковых движений, а, наоборот, путем снижения частоты движений с одновременным повышением их качества, что конкретно выражается в увеличении длины «шага».

Наблюдения за темпом, длинной «шага» и количеством движений ногами на дистанции показывают, что эти параметры техники плавания очень вариативны.

Известно, что при высоком уровне спортивного результата для успешной деятельности более определяющим условием является рациональное распределение скорости плавания, которое достигается путем выбора оптимального темпа и «шага».

В спорте высших достижений, показатели скорости плавания снижаются тогда, когда разброс показателей длинны "шага" и темпа увеличивается. Е.З. Липский [18] считает, что скорость плавания при этом растет за счет увеличения "шага", темп почти не изменяется.

По мнению Д. Каунсилмена [9,10], спортсмен должен научиться ощущать свой выбранный оптимальный темп, чувствуя, когда скорость для него будет недостаточна, а когда велика, чтобы удерживать ее на протяжении всей дистанции. Стоит отметить, что прохождение дистанции с равномерной скоростью поддерживается оптимальным "шагом", а не увеличением темпа. Но при этом не надо забывать, что показатели темпа и "шага" индивидуальны для каждого спортсмена.

По мнению Платонова В.Н [23,24] в плавании вольным стилем и баттерфляем при постоянном "шаге" прирост скорости объясняется увеличением темпа гребков, то в плавании на спине и брассом - за счет увеличения шага.

При темпе 20-30 циклов/мин., "шаг" у мужчин кролистов может составить 3 м, а у женщин - 2,7 м.

Иссурин В.Б [8], изучая параметры соревновательной дистанции на Олимпиаде 1976 года в Монреале, заключил: большей скорости при плавании на 100 м кролем на груди, по сравнению с плаванием на 200 м, соответствовало увеличение частоты гребков с 46 до 54 в минуту и уменьшение шага с 2,27 до 2,03метров. Сходные изменения темпа и шага отмечены у мужчин и женщин в плавании на 100 и 200 м на спине и брассом.

На коротких дистанциях (50 м на спине у женщин) результат зависит от темпа плавания. На более длинных дистанциях (например, 200 м, вольный стиль у женщин) один из секретов успеха заключается в способности контролировать и сохранять определенный шаг.

Удерживать постоянные соотношения данных показателей на дистанции практически невозможно. Поэтому необходимо строить тактику прохождения соревновательной дистанции таким образом, чтобы при изменениях темпа и "шага" оставалось неизменным рациональное соотношение этих величин.

В тоже время Мироненко Е.Н. [21] считает, что для кролистов спринтеров оптимальной длиной "шага" является длина тела спортсмена плюс 20% от этой величины. Например, для спортсмена с длиной тела 180 см оптимальная длина "шага" должна составлять 180 + 36 = 216 см. У пловцов стайеров длина "шага" может равняться длине тела или превышать ее на 10%. Аналогичную длину "шага" могут иметь спортсмены при плавании баттерфляем. У брассистов длина "шага" на 10% меньше длины тела. В плавании на спине длина "шага" может превышать длину тела на 25%. Исходя из данных показателей и планируемой скорости плавания, спортсмен может варьировать темпом и длиной "шага" на протяжении всей соревновательной дистанции.

1.2. Взаимосвязь технической и физической подготовленности в спортивном плавании

Во многих работах отмечена необходимость такого учета, как взаимосвязь уровня развития физических качеств с техникой движений в спортивном плавании[1,22,26].

По мнению авторов, возросший уровень силы реализуется в рамках более совершенной техники движений. Ряд авторов, для развития физических качеств и совершенствования технического мастерства, предлагает использовать специальные упражнения в воде и на суше [25,37,38].

Например, в собственном исследовании В.Б. Иссурин [8] пришел к заключению, что специально подобранные упражнения, выполняемые в воде, создают предпосылки для эффективного развития физических качеств и совершенствования техники плавания в более значительной степени, нежели упражнения на суше.

Можно установить немаловажные различия в координационной структуре при выполнении этих движений, изучивая соревновательные и специальные упражнения, выполняемых в воде и на суше. Установлено, что распределение мышечных усилий, а также скорость движений при выполнении упражнений на суше значительно отличается от соответствующих показателей при плавании.

Д. Каунсилмен [9,10] в своих работах отметил, что при динамическом и изометрическом режимах работы, не удается добиться такого положения, чтобы нагрузка, приходящаяся на мышцы, при выполнении упражнений на суше, соответствовала бы работе мышцы при плавании.

Гилев Г.А. [5] отмечает, что при выполнении упражнений на суше, с одной стороны, интенсивнее по сравнению с плаванием развиваются силовые качества пловца, а с другой - систематическое применение их отрицательно отражается на двигательном навыке основного упражнения.

В своей работе Ю.В. Верхошанский [3,4] справедливо отмечает, что методически правильным может быть лишь такой путь изучения спортивной техники, который основан на равноценном внимании выполнения упражнений, как на суше, так и на двигательном навыке основного упражнения.

С.М. Вайцеховский [2] предлагает к средствам специальной физической подготовке на суше относить те упражнения, которые схожие с плавательными движениями по им присущим двигательным структурам и характеру нервно-мышечного усилия; которые направлены на специализированное развитие основных групп мышц пловца и ведущих его функций организма.

М.И. Сайгин [27] отмечает необходимым сочетать выполнение упражнений на суше со специальными упражнениями в воде. Автор считает, что только при этом условии создаются предпосылки для формирования техники движения с учетом возросшего уровня физических качеств пловцов.

В результате исследований Г.А. Гилев [5,6] делает вывод о необходимости соблюдения при выполнении тренировочных упражнений принципа сопряженного развития физических качеств с одновременным совершенствованием спортивной техники обеспечив при этом условия для формирования рациональной структуры движений основного соревновательного упражнения с помощью вариативного метода тренировки и осуществления эффективного контроля (срочной информации) за правильностью выполнения тренируемых действий.

Имеющиеся работы, посвященные изучению взаимосвязи технической и физической подготовленности пловцов, позволяют заключить следующее: существует проблема переноса двигательных способностей развиваемых упражнениями на суше, на движения в воде, в подготовке юных спортсменов [4,16,17].

Очевидно, такая же проблема характерна и для многолетней подготовки юных пловцов, особенно в возрастном периоде 12-14 лет, когда не только закладывается фундамент технического мастерства, но и формируется прочная база разносторонней физической подготовки (что связано с большим объемом упражнений на суше)[5,16].

Прежде всего, интересно знать, в какой мере зависят друг от друга сила тяги на суше и в воде, а также, в какой мере пловец может согласовывать свои скоростно-силовые движения [37,38].

Таким образом, можно утверждать, что техническая подготовленность есть степень освоения пловцом системы движений (техники плавания), соответствующей особенностям конкретного способа плавания и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность пловца следует рассматривать в органическом единстве с его физическими, тактическими, психологическими возможностями, конкретными условиями проведения соревнований.

Результативность техники определяется следующими факторами: эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью.

В свою очередь, эффективность техники определяется её соответствием решаемым задачам и высокому конечному результату, уровню технической, физической и психической подготовленности. На каждом из этапов развития системы подготовки пловцов изыскивают многочисленные резервы повышения результативности спортивной техники. При этом речь идет не только о путях формирования эффективных индивидуальных вариантов спортивной техники в рамках сложившихся представлений о её рациональной динамической и кинематической структуре в конкретном способе плавания, а об изыскании принципиально новых вариантов плавания, выполнения старта или поворота.

Следует отметить, что одни спортсмены отличаются исключительно стабильными характеристиками техники на различных отрезках дистанции (темп и шаг движений, мощность отдельных гребковых движений и т.п.), другие поддерживают высокую скорость плавания за счет вариативности техники (рис 1). Как свидетельствуют приведенные данные, выдающиеся спортсмены, специализирующиеся на одних и тех же видах программы отличаются разными способностями к сохранению стабильной техники плавания. Особенно сложно сохранить постоянные характеристики техники при проплывании коротких дистанций, что связано с накоплением больших величин лак-тата и быстрым развитием утомления. С увеличением длины дистанции сохранить стабильность техники значительно легче. И если при проплывании дистанции 200 м вариативность темпа и шага выражена еще существенно, то на 400-метровой эти показатели достаточно стабильны на всех участках.

Рис.1 - Структура компонентов дистанции 200 м в плавании вольным стилем с различными результатами (a – 2.00.02, б – 1.58,57)

  • – скорость на 10метровом участке старта, м-с;
  • – скорость на участке дистанционного плавания (10-42,5 м), м-с;
  • – скорость на участке первого поворота (42,5-57,5 м), м-с;
  • – скорость на участке дистанционного плавания (57,5-92,5 м), м-с;
  • – скорость на участке второго поворота (92,5-107,5 м), м-с;
  • – скорость на участке дистанционного плавания (107,5-142,5 м), м-с;
  • – скорость на участке третьего поворота (142,5-157,5 м), м-с;
  • – скорость на участке дистанционного плавания (157,5-190 м) м-с;
  • – скорость на финишном участке (190-200 м), м-с;
  • – результат

Стабильность техники связана с её помехоустойчивостью, независимостью от внешних условий, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и соревновательная деятельность характеризуется большим количеством сбивающих факторов. К ним относится напряженная психологическая атмосфера крупных соревнований, обусловленная конкуренция; непривычные места соревнований и недоброжелательное отношение болельщиков; прогрессирующее по ходу дистанции утомление и др.

Следует учесть, что для достижения максимальной скорости при проплывании соревновательных дистанций необходимо добиться оптимального соотношения между темпом движений и шагом гребка. Исследование зависимости между максимальной скоростью и темпом показывает, что она носит сложный и существенно отличающийся для разных способов плавания характер. Применительно к каждому способу те или иные величины темпа обеспечивают максимальную скорость, естественно, что это же относится и к шагу гребка (Рис 2).

Рис 2. - Динамика скорости (1), шага (2), темпа (3), у М. Бионди на различных участках дистанции 50 м вольным стилем (результат 22.85)

Рис 3. - Динамика скорости плавания (1), шага (2), темпа (3) на дистанции 200 м плавании у мужчин (n=25)

Рис 4. - Зависимость скорости (1) плавания вольным стилем от соотношения шага гребка (2) и темпа движений (Schramm 1987)

Например, пловцы высшей квалификации, специализирующиеся на плавании вольным стилем, наивысших показателей скорости достигают при оптимальных величинах шага гребка значительно уступающих максимально допустимым (рис 4.)

Взаимосвязь между темпом, шагом и скоростью имеет различный характер для разных способов плавания, дистанций и спортсменов. Соотношение между этими параметрами существенно колеблется и на различных участках дистанции.

Вариативность техники определяется способностью пловца к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы, функционального состояния организма в каждый конкретный момент проплывания дистанции.

Вариативность техники, обеспечивающая её высокую результативность, предусматривает наличие не жестко закрепленного двигательного навыка, который часто формируется в спортивной практике, а исключительно лабильного, быстро и эффективно приспосабливающегося к состоянию и функциональным возможностям спортсмена в каждый конкретный момент преодоления соревновательной дистанции. Как показывают практический опыт и результаты научных исследований, стремление пловцов сохранить основные временные, силовые и пространственные характеристики спортивной техники на протяжении всей дистанции, как правило, приводит к значительному снижению скорости во второй её половине, а компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить высокий уровень скорости во второй половине дистанции.

Даже пловцы самой высокой квалификации не могут сохранить одинаковые двигательные характеристики в течение всей дистанции. Это предопределяет необходимость выделения в качестве одного из факторов, влияющих на уровень спортивного мастерства, вариативность двигательных навыков, обусловленную функциональным состоянием пловца в конкретный момент прохождения дистанции. При проплывании соревновательных дистанций, особенно тех, которые связанны с мобилизацией анаэробных вряд существенных характеристик координационной структуры движений претерпевает значительные изменения. Эти изменения носят компенсаторный характер и позволяют пловцам сохранить заданную скорость при прогрессирующем утомлении.

Вполне естественно, что многообразные изменения двигательных и вегетативных функций, происходящие на различных участках соревновательной дистанции, должны найти отражение при разработке средств педагогического воздействия. Методика тренировки должна находиться в соответствии с особенностями функциональных проявлений в процессе соревнований. К сожалению, систем педагогических воздействий, реализуемая в практике подготовки квалифицированных пловцов, предполагает моделирование условий соревнований в основном по внешним характеристикам упражнений (длина дистанций и отрезков, скорость их прохождения и т.п.). Не отрицая целесообразности такого подхода, в тренировочном процессе необходимо дополнительно моделировать и все те компенсаторные преобразовании в динамической и кинематической структуре движений, которые обеспечивают высокую и равномерную скорость на всех отрезках соревновательной дистанции.

Важным является факт, что достижение высоких показателей скорости при утомлении, а также при переходе к более длинным дистанциям обычно связанно с повышением темпа движений и уменьшением шага. Пловцы высокого класса отличаются исключительно развитой способностью к варьированию величин темпа и шага при одной и той же скорости. Например, в конце дистанции они часто увеличивают темп движений, что позволяет им поддерживать высокую скорость при уменьшающемся вследствие снижения силовых возможностей шага гребка (рис 4.). В то же время менее квалифицированные спортсмены, неспособные к существенным изменениям техники с учетом требований конкретной ситуации и сохраняющие относительно стабильный темп движений, теряют скорость во второй половине дистанции.

Экономичность техники как способность к рациональному использованию энергии на единицу выполненной работы является важной характеристикой спортивной техники, особенно применительно к средним дистанциям.

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования: изучение изменений основных кинематических и динамических характеристик техники плавания на дистанции 200 метров вольным стилем у высококвалифицированных пловцов.

Задачи исследования:

  • Изучить динамику основных параметров кинематических и динамических характеристик сильнейших пловцов мира и России на дистанции 200 метров вольным стилем.
  • Определить влияние отдельных компонентов технической подготовленности в соревновательной деятельности на дистанции 200 метров вольным стилем.
  • Изучить вклад параметров темпа движений и длины шага высококвалифицированных пловцов на дистанции 200 метров вольным стилем.

2.2. Методы исследования:

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:

  • Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы;
  • Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров;
  • Расчётные методы;
  • Методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы

Анализировалось содержание диссертаций, авторефератов, монографий, учебно-методических пособий, статей в сборниках научных трудов. Основное внимание уделялось освещению следующих вопросов: соотношение основных кинетических и динамических характеристик, актуальные вопросы технической подготовки пловцов. Всего было проанализировано 38 литературных источников.

Методы математической статистики

Для обработки полученных данных применялись стандартные методы математической статистики с расчетом средних значений, стандартных отклонений и средней ошибки.

Для определения взаимосвязи между показателями использовался парный коэффициент. Все статистические расчеты проводились с использование стандартного статистического аппарата программы Microsoft Excel.

Средняя арифметическая - хср

xi – вариант, n – число вариант ( I = 1, 2, 3 . . . n), или

Хср =х1+х2+. . . +хn / n

σ2 - дисперсия, σ2 = Σ(хi – хcp)2/ n – 1

σ – стандартное отклонение , σ2=№ σ2

±1 σ= 68,3%, ± 2 σ =95,5%,±3 σ = 99,7%

Sx= σ/ №n – ошибка средней, нормированное отклонение t = Xcp/Sx

T – критерий Стьюдента

Sd = № σ12/ n1+ σ22 / n2 - ошибка разницы средних, d = X1ср – X2ср,

Нормированное отклонение средней t = d/Sd

Уравнение регрессии y = a + bx

Нормальные уравнения для расчета линейных уравнений регрессии

Na + (Σ Xi)b = Σ y

(Σ Xi) a + (Σ Xi2) b = Σ Xi Yi

Расчет линейных уравнений методом Ньютона

Sb = σyx №1 – r2 /n – 2 – ошибка коэффициента регрессии,

Нормированное отклонение коэффициента регрессии t = b / Sb

V = σ 100 / Xср – коэффициент вариации

Коэффициент корреляции r = Σ (Xi – Xcp)(Yi – Ycp) /nσx σy

Sr = 1 - r2 / №n – ошибка коэффициента корреляции,

Нормированное отклонение t = r / Sr

Критерий Фишера F = σ1222

F = Σ(Y1 – Y1^)2 / Σ ( Y1 – Ycp) 2

2.3. Организация исследований

При анализе кинематических и динамических характеристик были использованы материалы, опубликованные на официальных интернет – сайтах международной федерации плавания (ФИНА) и Российской федерации плавания. Были взяты результаты финалистов в плавании на дистанции 200 метров у мужчин, показанные на Олимпийских играх 2016 года и Чемпионатах России 2018-2019 годов.

Расчет кинематических и динамических характеристик сильнейших пловцов России осуществлялся на Чемпионате России 2018-19 годов.

В ходе исследования проанализированные результаты были поделены на 2 группы: 1 группа - результаты ОИ-16, 2 группа - результаты ЧР-18/19.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

3.1.Соотношение основных кинетических и динамических характеристик

Кинематическая структура движений состоит из следующих характеристик движений: пространственных, временных и пространственно – временных.

  • Пространственные характеристики.

Пространственная техника физических упражнений характеризуются рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человек, обеспечивающим: целесообразное исходное положение перед началом движений, оперативную позу в процессе его выполнения и соблюдения оптимальной траектории движений.

Целесообразное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих действий, в частности их результативности. Особое требование в этом отношении предъявляется к спортивным стартовым положениям (низкий старт спринтера). Ряд исходных положений, принятых в физическом воспитании имеет самостоятельное значение для решения частых задач (исходное положение при выполнении общеразвивающих упражнений).

Не менее важна рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения. Она помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Так, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и этим способствуют быстрому передвижению.

Траектория движений – имеет существенное значение для эффективного выполнения физических упражнений. Траектория – это непрерывная линия, воображаемый след движущейся точки. По форме траектория движений может быть прямолинейной и криволинейной. Простейшие из криволинейных движений – вращательные движения (движения по окружности). В тех случаях, когда необходимо обеспечить наибольшую скорость какому – либо звену на коротком отрезке пути предпочтительна прямолинейная форма траектории.

Направление движений влияет на точность двигательных действий и на их конечный результат. В практике физического воспитания нужные направления движениям задают с помощью внешних пространственных ориентиров, таких как, разметка на дне бассейна. Также ориентации по плоскостям трехмерного пространства: в горизонтальной плоскости – вправо-влево; во фронтальной (вертикальной) – вверх-вниз; в сагиттальной (переднезадней) – вперед-назад; и промежуточное направление (вперед – вверх - вправо).

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Для увеличения подвижности в суставах, совершенствования эластичности мышц и связок применяются специальные упражнения на гибкость.

2. Временные характеристики движений.

К ним относятся: длительность движений, темп и ритм.

Длительность движения – это его временная мера, которая измеряется разностью моментов окончания и начала движения. Длительность движения (бега, плавания) определяет величину его взаимодействия (объем нагрузки).

Темп движений – определяется количеством движений в единицу времени. В циклических движениях темп можно измерять в количестве шагов в минуту или по продолжительности одного цикла в секунду.

Ритм движений – это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая порядок распределения усилий во времени и пространстве, нарастания и уменьшения их в динамике. Он определяется по соотношению частей движения: Т-1: Т-2: Т-3. Ритм движений характеризует, например, отношение фаз времени опоры ( отталкивания) и фазы времени полета в беге.

Для анализа соревновательной деятельности дистанция плавания была разделена на отдельные участки:

  • старт 15 метров,
  • поворот – 7.5 метров до поворота+ 7.5 метров после поворота,
  • участок чистого плавания – 10 метров,
  • финиш – 5 метров,
  • скорость на первом отрезке дистанции (10-42.5 м),
  • скорость на 7.5 метровом отрезке подплывания к поворотному щиту,
  • скорость на 7.5 метровом отрезке при отплывании от поворотного щита,
  • скорость на втором отрезке дистанции (57.5 – 92.5 м),
  • скорость на 7.5 метровом отрезке подплывания к поворотному щиту,
  • скорость на 7.5 метровом отрезке при отплывании от поворотного щита,
  • скорость на третьем отрезке дистанции (107.5 – 142.5 м),
  • скорость на 7.5 метровом отрезке при подплывании к поворотному щиту,
  • скорость на 7.5 метром отрезке при отплывании от поворотного щита,
  • скорость на четвертом отрезке 157.5 – 190 метров дистанции 7.5 (40 метров),
  • скорость на 10-метровом финишном отрезке.

На дистанции 200 метров существенно возрастает роль таких компонентов скоростно - выносливого и координационного характера, как скорость.

Рис.5 - Влияние различных компонентов соревновательной деятельности на спортивный результат (мужчины, дистанция 200 м вольным стилем),%

Прохождение каждого из участков фиксировалось по моменту пересечения его головой спортсмена с помощью установленных видеокамер. На участках чистого плавания фиксировались параметры темпа и шага.

Схема анализа характеристик темпа и шага на дистанции:

Отрезок 1

А) скорость старта 15 метров – t сек.

V - м/с; T – цикл/мин; L – шаг.

Б) участок чистого плавания – t*V/T*L

В) поворот – 7.5 метров до поворота и 7.5 после поворота

Отрезок 2

участок дистанции чистого плавания

7.5 до поворота – 7.5 после поворота

Отрезок 3

– участок чистого плавания -15 метров – 7.5 метров до поворота- 7.5 метров после поворота

Отрезок 4

– участок чистого плавания

Финиш - 5 метров

3. Пространственно – временные характеристики: скорость темпа измеряется отношением проеденного пути к затраченному на его преодоление времени (минимальная, средняя, максимальная). Ускорение – изменение скорости за единицу времени. Если скорость возрастает – ускорение положительное, а если уменьшается – отрицательное. При рабочем движении скорость тела повышается, а при подготовительном – уменьшается, создавая перепады внутри-цикловой скорости.

Причины изменения движений и их механизмы пловца в воде можно раскрыть с помощью динамических характеристик.

Они делятся на внешние и внутренние силы.

Внешние силы: сила тяжести тела, гидростатическая сила, гидростатическая сила, сила тяги, подъемная сила и гидродинамическое сопротивление.

Внутренние силы: силы мышечного напряжения и расслабления, реактивные силы.

Можно сделать вывод, что силы, которые способствуют продвижению тела пловца – движущие, а те, которые оказывают сопротивление продвижению – силы торможения.

3.2.Влияние отдельных компонентов технической подготовленности в соревновательной деятельности на дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов

Для того что бы наглядно увидеть влияние отдельных компонентов технического подготовленности в соревновательной деятельности на дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов, проанализированные результаты были записаны в таблицы 1-4, и показаны детально на графиках на рисунках 6-11.

Таблица 1 – Значения технико – тактических характеристик высококвалифицированных пловцов Олимпийских Игр 2016 года.

Таблица 2 – Значения технико – тактических характеристик высококвалифицированных пловцов Чемпионатов России 2018-2019 годов.

Каждая строка обозначает результаты пловцов: ОИ-16 – каждого финалиста, ЧР-18/19 – усредненные результаты финалистов.

v15 – скорость плавания на первых 15 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

v50’ – скорость плавания на первых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

v50’’ – скорость плавания на вторых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

v50’’’ – скорость плавания на третьих 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

v50’’’’ – скорость плавания на четвертых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

v10 – скорость плавания на заключительных 10 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Ffirst50 – темп движений на первых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Fsecond50 – темп движений на вторых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Fthird50 – темп движений на третьих 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Flast50 – темп движений на четвертых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Lfirst50 – длина шага гребка на первых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Lsecond50 – длина шага гребка на вторых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Lthird50 – длина шага гребка на третьих 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

Llast50 – длина шага гребка на четвертых 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем;

t200m – итоговое время финалиста на дистанции 200 метров вольным стилем.

Таблица 3 – Показатели технико – тактических характеристик финалистов Олимпийских Игр 2016 года.

Таблица 4 – Показатели технико – тактических характеристик финалистов Чемпионатов России 2018-2019 годов.

Для более детального разбора каждого компонента результаты каждых соревнований были поделены по местам, занятым на этих соревнованиях.

Для того, чтобы выяснить влияние такого компонента, как темп движений на дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов обратимся к рисункам 6 и 7.

Рис.6 - Темп движений на дистанции 200м вольным стилем высококвалифицированных пловцов ОИ - 16, цикл/мин.

Рис 7. - Темп движений на дистанции 200м вольным стилем высококвалифицированных пловцов ЧР - 18\19, цикл/мин.

Изучая динамику на этих графиках и сравнивая между собой, можно заметить, что в отличии от других, первое место ОИ-16 и ЧР-18/19 делает заметно меньший темп движений на протяжении всей дистанции. Обращаем внимание на то, что у всех спортсменов ОИ-16 и ЧР-18/19 отмечается общая тенденция к увеличению темпа движения первых участках отрезках дистанции и, в последующем, к сохранению набранного ими темпа движений.

Выяснение влияния шага гребка на дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов можно увидеть на рисунках 8 и 9.

Рис.8 - Длина шага на дистанции 200 м вольным стилем высококвалифицированных пловцов ОИ - 16, m.

Рис. 9 - Длина шага на дистанции 200 м вольным стилем высококвалифицированных пловцов ЧР - 18/19, m.

Можно заметить, что первый спортсмен ОИ-16 пытался удержать длину шага на первых 150 метрах дистанции, заметно прибавив на последних 50метрах дистанции, в то время как первое место ЧР-18 19 пыталось удержать скорость на протяжении всей дистанции, сделав акцент на третьи 50метров дистанции. В это же время, можно наблюдать у вторых мест, 3-4 мест и 5-8 мест обоих соревнований тенденцию к уменьшению длины шага на протяжении дистанции. На ЧР-18/19 прослеживается тенденция на удержание длины шага, но ее потери в конце дистанции. На ОИ-16 показана тенденция спада длины шага и увеличении ее на последнем отрезке дистанции.

На рисунках 10 и 11 можно наблюдать динамику скорости плавания во время прохождения дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов.

Рис. 10 - Скорость плавания на дистанции 200 м вольным стилем высококвалифицированных пловцов ОИ-16, м/с.

Рис. 11 - Скорость плавания на дистанции 200 м вольным стилем высококвалифицированных пловцов ЧР-18/19, м/с.

Наибольшая скорость плавания на дистанции 200 метров вольным стилем наблюдается на первых 15 метрах дистанции. Стоит заметить, что на первых 50метрах скорость так же высока относительно остальных скоростей на других отрезках дистанции. Скорость плавания от первого отрезка дистанции к четвертому отрезку дистанции падает, вторые, третьи и четвертые 50метров проходятся с близкой друг к другу скоростью плавания, а последние 10 метров дистанции проплываются с наименьшей скоростью по ходу дистанции.

На графиках, рисунок 10 и 11, видно, что первые места каждых соревнований имеют скорость немного выше остальных на практически всех участках дистанции.

3.3 Интеркорреляция темпа движений и длины шага в плавании пловцов высокой квалификации на дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов

Взаимосвязь темпа движений и длины шага относительно скорости на каждых 50ти метрах дистанции 200 метров вольным стилем можно показать с помощью корреляционного анализа. Были произведены расчетные методы результатов спортсменов, в ходе которых были получены следующие коэффициенты корреляции. Эти коэффициенты представлены в таблице 5.

Получившиеся корреляционные поля на рисунках представлены в Приложении 1.

Таблица 5. - Коэффициенты корреляции на отдельных 50 метрах дистанции 200 метров вольным стилем у высококвалифицированных пловцов.

ПЕРВЫЕ 50 МЕТРОВ

ВТОРЫЕ 50 МЕТРОВ

ТРЕТЬИ 50 МЕТРОВ

ЧЕТВЕРТЫЕ 50 МЕТРОВ

0,209603

-0,46317

-0,63288

-0,50957

Скорость от темпа движений

0,74192

0,726873

0,899377

0,887896

Скорость от длины шага

В таблице 5 проанализированы коэффициенты корреляции влияния темпа движений и длины шага относительно скорости на дистанции 200 метров вольным стилем у мужчин, участников финалов на Олимпийских играх 2016 и Чемпионатах России 2018-2019 годов.

На первых 50 метрах дистанции немаловажную роль играет то, как начнет спортсмен свою дистанцию. Поэтому наибольшее влияние темпа движений на скорость плавания оказывается именно на первых 50метрах дистанции. Так как более высокая скорость на более низком темпе позволяет грамотно разложиться на оставшуюся часть дистанции, на оставшиеся 150 метров.

Стоит обратить внимание, что скорость плавания будет падать с увеличением темпа движений по ходу дистанции, т.к. идет воздействие внутренних факторов – утомления. Поэтому оставшиеся 150 метров дистанции темп движений значительно снижается, но спортсмен пытается удержать его.

Мы можем наблюдать, как на вторых, третьих и четвертых 50 метрах дистанции при увеличении темпа движений, скорость плавания незначительно падает.

Наибольшее влияние темпа движений на оставшихся 150 метрах дистанции можем увидеть на третьих 50метрах дистанции. Спортсмен стремится сохранить темп движений, который он набрал после 100 метров дистанции, чтобы сохранить его на последний отрезок дистанции – четвертые 50 метров.

Рассматривая зависимость скорости плавания от длины шага, можно сказать, что на протяжении всей дистанции спортсмен старается сохранить длину шага, при этом, не потеряв в скорости.

Коэффициенты корреляции изменяются на каждом 50метровом отрезке дистанции незначительно. Но можно увидеть, что при проплывании третьих 50метров дистанции влияние длины шага относительно скорости становится больше, чем на остальных 50метровых отрезках. Спортсмен стремится сохранять длину шага по ходу всех 200 метров дистанции, однако на третьих 50метрах дистанции спортсмен старается набрать тот ход, ту длину шага и относительно высокую скорость, которую старается удерживать на заключительных, четвертых 50метрах дистанции; что мы можем увидеть в таблице - коэффициент корреляции третьих и четвертых 50метров дистанции близок между собой.

Выводы

  • Результаты анализа кинематических и динамических характеристик сильнейших пловцов мира позволили определить ориентиры для реализации функционального потенциала пловцов на Чемпионате России.
  • В динамике темпа движений на дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов наблюдается тенденция к увеличению темпа движений и его удержанию.
  • Динамика шага гребка показывает тенденцию к уменьшению его длины в заключительной части дистанции 200 метров вольным стилем высококвалифицированных пловцов.
  • Наибольшую скорость плавания при прохождении отдельных участков дистанции 200 метров вольным стилем демонстрируют на первых 15-ти метрах после старта.
  • Наибольшая взаимосвязь скорости от темпа движений наблюдается на 1-ых 50метрах дистанции (r=0,210, r= -0,463, r=-0,633, r=-0,510), а взаимосвязь скорости от длины шага – на 3-ьих 50 метрах дистанции (r=0,742, r=0,727, r=0,9, r=0,888) 200 метров вольным стилем.
  • При решении тактической задачи, направленной на одержании победы на дистанции 200 метров вольным стилем, необходимо сохранение оптимального темпа движений и шага гребка к концу дистанции.
Loading...

Последние статьи из блога

Рожа

Обучения школьников математике посредством решения задач

Особенность технологии обучения математике посредством решения задач

Актуальные проблемы торгового сотрудничества России и Египта

Речевой лаконизм: коммуникативный аспект

Теоретико-методические особенности познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции

Государственная пошлина в системе судебных расходов

Понятие, правовая природа и виды судебных расходов

История становления и развития института судебных расходов в гражданском процессуальном праве России

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле