Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Основания приобретения и утраты гражданства в РСФСР и РФ: сравнительный анализ

В наличии
0 руб.

Скачать курсовую Основания приобретения и утраты гражданства в РСФСР и РФ: сравнительный анализ

Категория: Курсовые работы

Скачать


Иркутск

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические

 положения об институте гражданства…...………………………………..5

Глава 2. Основания приобретения и утраты гражданства в РСФСР……………………………….9

Глава 3. Основания приобретения и утраты гражданства в РФ……………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………………………….23

Перечень использованной литературы………………………………………………………………..24

Введение

В настоящее время институт гражданства это некое звено между суверенитетом и свободой личности. В непосредственной взаимосвязи стоят права, независимость и прямые обязанности лица, их размер и сущность.

Гражданство считается неотъемлемым посылом для лица, владеющего разными конституционными и иными правами и независимостями, который возлагает на него круг обязанностей, закрепленные в Конституции и остальных нормативных актах, и оберегающего его права и круг интересов не только лишь в определенном государстве, да и за границей дипломатически и иных учрежденных в межгосударственных конфигурациях взаимодействия.

Нормативно-правовые акты о гражданстве решают ряд животрепещущих законодательных вопросов, которые возникают в связи с переменой политических, финансовых, общественных и остальных форм государственной и публичной организации, преодолением ее ненатуральной самоизоляции и формирование взаимоотношений с иными государствами и общностями.

Необходимо подчеркнуть, что право лица на гражданство занимает особую роль в числе главных конституционных прав и независимостей. В первую очередь, это соединено с тем, что фиксирование законотворцем объём прав, свобод и обязательств конкретно соединены с наличием стабильной законодательной взаимосвязи личности и страны.

Целью курсовой работы является комплексное изучение законодательной базы приобретения и окончания гражданства в Российской Федерации и РСФСР.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические положения об институте гражданства;

- рассмотреть основания приобретения и утраты гражданства в РСФСР;

- определить основания приобретения и утраты гражданства в РФ;

- сделать выводы по курсовой работе

Объектом курсовой работы выступает комплекс публичных отношений, которые выражают долговременную законодательную связь лица со страной, которая обретает собственное проявление в их обоюдных правах и обязательствах.

Предметом курсовой работы считается конституционно-правовая природа права на гражданство, комплекс конституционно-законодательных общепризнанных мерок, которые регулируют основания получения и окончания гражданства РФ и в РСФСР.

Основными методами курсовой работы являются диалектический метод познания, метод системного анализа, сравнительного анализа, герменевтический и другие общенаучные методы познания.

Структура курсовой работы основывается на целях и задачах. Складывается из введения, трех глав, заключения и перечня примененной литературы.

Глава 1. Теоретические положения об институте гражданства

Гражданство представляет из себя институт конституционного права, определяющий нрав и характерные черты отношений лица и страны. А именно, наличие гражданства Российской Федерации считается ключевой предпосылкой к обладанию полным объемом прав, независимостей, которые были предоставлены страной, и одновременно полным размером обязательств, которые были предусмотрены Конституцией России и функционирующими нормативно-правовыми актами.

В процессе исторического развития РФ представление и суть института гражданства изменялись. Не глядя на то что, исследование и изучение этого института находит свой отблеск как в нашей, так и заграничной научной литературе вопрос развития определения гражданства до настоящего времени остается животрепещущим.

По мнению большинства ученых данный институт права является достаточно новым, так как появился во время буржуазных переворотов и развития буржуазных стран, как следствие этого, его не знали, как рабовладельческие, так и феодальные страны.[1]

В русских учениях конституционного права гражданство общепринято расценивать, как крепкую и постоянную политико-правовую связь между народом и страной, согласно которой на лицо распространяется государственная власть, как на территории страны гражданином которой он является, так и за её границами. Подобное определение института гражданства возникло в конституционном праве относительно давно.

По мнению учёного - юриста С.С. Кишкина гражданство это такое понятие, которое включает в себя личную связь гражданина со страной, которая предусматривает возможность наделения предоставленного лица элементами законодательной и политической системы государства[2].

JI. Дьяконов, считает, что институт гражданства это присущность какого-либо лица к определённому государству. Данное понятие не дает точную характеристику определения гражданства. Невозможно рассматривать институт гражданства как принадлежность к государству, нужно и необходимо учитывать черты взаимосвязи, выраженных в правах и обязательствах.

В то время как, некоторые научные работники в осмысление гражданства как законодательной взаимосвязи лица и гражданства отмечают общественно - политический нюанс. А именно, Ю. А. Петров отмечает то, что гражданство - это не только правовая, но и политическая связь, которая проявляется в том, что на гражданина применяют и правовые и прочие социальные институты, при помощи которых проявляется политическая власть.

С. А. Авакьян описывает гражданство как естественное состояние, свойственное любому человеку, а его отсутствие у личности скорее редкий случай, чем правило.[3]

В итоге, определение понятия гражданства, также его содержания считается сложной и важной научной задачей, которая нуждается в разрешении. Наличие в научной литературе различных дефиниций, объясняются сначала тем, что в его содержании возникают изменения, что считается характерным состоянием развития всякого действа. Сущность гражданства и его перемены во времени и пространстве зависят от исторических предпосылок формирования, как страны, так и условиям его абстрактного восприятия и правового регулирования. В итоге, при рассмотрении смысла определений понятия гражданства появляется вопрос про то, как полно воспроизведено изучение в имеющейся реальности.

Исследовав и изучив многосторонние представления учёных, касательно определения гражданства, почти все государствоведы устанавливают институт гражданства как крепкую законодательную связь между человеком и страной, которая выражена в обоюдных правах и обязательствах. Подобный метод к осознанию гражданства употребляется законотворцем в ФЗ «О гражданстве» от 31 мая 2002 года. При этом, невообразимо представить структуру воплощения прав и обязательств в отношениях граждан - государство при нехватки двухсторонней ответственности.

Рассматривая вопрос о теоретических положениях института гражданства, необходимо рассмотреть принципы гражданства. Они находят свое с отражение в Конституции РФ, а так же в Федеральном законе.

К основным принципам российского гражданства относятся:

1. Единый и равный характер гражданства вне зависимости от оснований его получения.

2. Пребывание гражданина России за границами Федерации не прекращает его гражданства РФ.

3. Гражданин ни как не может быть лишен гражданства России или права изменить его

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству

5. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами правом без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации

6. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами РФ, предоставляется защита и покровительство.

7. Заключение и расторжение брака между гражданином Российской Федерации части и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц.

Любой из вышеперечисленных принципов является неотъемлемой частью российского гражданства и содержит в себе отличительные черты, необходимые для более точного и полного понимания их.

Рассмотрим более детально данные принципы. Принцип единства и равенства гражданства России. Этот принцип характеризуется в взаимосвязи с федеративным устройством нашей страны. Российская Федерация – это единая страна, в котором действует единый принцип гражданства. Это означает, что во всех субъектах России действуют одинаковые признаки гражданства. Субъекты Российской Федерации не могут устанавить свое гражданство. ст. 71 Конституции РФ относит гражданство к исключительной юрисдикции Российской Федерации, что в свою очередь подтверждает принцип единства российского гражданства. Принцип равенства означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет одинаковые права и обязанности независимо от того, каким образом гражданство приобретается. Закон кроме того учитывает, что ограничения в оценке прав людей в отношении вопросов гражданства из-за общественной, расовой, государственной, языковой либо религиозной принадлежности ни как не обязаны восприниматься во внимание.

Принцип запрета лишения гражданства России и права изменить его. Данный принцип является также значимым как и все остальные. Ни один человек не должен быть принужден к получению или прекращению гражданства той или иной страны. Если гражданство является устойчивым, это не означает, что лицо, принадлежащее к определенному гражданству, вынуждено остаться. Запрет на лишение гражданства обусловлен двусторонним характером отношений между гражданством. Таким образом, прекращение этих отношений возможно только с согласия сторон. Таким образом, гражданин Российской Федерации обладает возможностью воздержаться от гражданства, и стать гражданином иной страны, либо возобновить гражданство РФ.

Принцип сохранения гражданства, этот принцип заключается в сохранении россиянами своего гражданства при проживании или пребывании за границей.

Принцип не возможности быть изгнанными за границу России или быть выданным иностранному государству. Как показывает история, практика применения высылки за взгляды и мнения не согласованные с политикой государства имела место быть в отечественной истории. В настоящее время законодательно закрепляется не возможность высылки гражданина РФ. Данный принцип также выражается в невозможности выдачи другому государству.

Принцип защиты и покровительства обязывает Российскую Федерацию предоставить защиту своим гражданам, которые находятся за пределами ее территорий.

Российская Федерация проводит активную политику по сокращению без гражданства путем поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, которые проживают в России.

В итоге, можно совершить последующее умозаключение по данному вопросу. Не стоит выделять важные и главные принципы, они выражаются в конкретных ситуациях. Поскольку принципы российского гражданства отражают сущность этого института, являются исходными началами, действуют непосредственно, они призваны продемонстрировать степень свободы личности и ее взаимоотношений с демократическим государством.

Глава 2. Основания приобретения и утраты гражданства в РСФСР

В научной литературе есть разнообразные расклады касательно зарождения института гражданства в Российской Федерации. М. В. Верлен-Бевз и В. В. Полянский берут за основание формирование законодательства о гражданстве октябрь 1917 года, избегая действовавший прежде правопорядок касательно института подданства, ратифицируя, что с октября берёт своё начало не только формирование законодательства о гражданстве, но и этапы возникновения новой страны на территории бывшей Российской империи. Изучив нормативно-правовые акты о подданстве, нельзя выразить согласие с суждениями представленных учёных, так как в период до 1917 года совершаются очевидные процессы развития, таким образом, формируется института гражданства.

Думается, что кардинальное преобразование института гражданства в РФ, сопряжены с учреждением в ней русской власти, которая упразднила понятие «подданный» и заменила его значением «гражданин». Термин «гражданство» установился в русском законодательстве с момента обращения «К россиянам от 25 октября 1917 года».

Утвержденный декрет ВЦИК 23 ноября 1917 года «Об уничтожении гражданских сословий и чинов», ликвидировал все без исключения сословия, сословные дробления, сословные льготы и ограничения, титулы, чины, звания и устанавливалось одинаковое для всего народа РФ наименование - «гражданин Российской Республики».

Вместе с этим, в некоторых нормативных актах советского периода, наблюдается использование термина «подданство». А именно, в статье 4 «Главного закона о социализации территории» от 27 января 1918 года сообщалось, что право пользования землёй не имеет возможности быть ограниченной, ни половой принадлежностью, ни национальностью, ни вероисповеданием, ни подданством.[4] Поэтому необходимо подчеркнуть позицию Н. В. Миронова, заявляющего следующее, что подобного рода отступления необходимо рассматривать как терминологический недочет законодательства, но никоем образом не попытку восстановления термина «подданство».[5]

Первоначальными нормативно-правовыми актами советского государства, регламентировавшие процедуру получения гражданства путём прошения либо представления были декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав гражданства Российской Федерации» и декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 года «О принятии иностранцев в гражданство России».

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года не разделял критерии приёма иноземцев в гражданство, касательно их социального положения в обществе.

Поэтому, каждый приезжий имел право стать гражданином Российской Федерации, если он пребывал в пределах РСФСР. Для этого ему требовалось обратиться с заявлением в Совет трудящихся, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, где необходимо было указать род собственной работы и проинформировать, не привлекался ли к суду за общеуголовные злодеяния, а если да, то за какие. Настолько упрощённый порядок стал следствием того, что в последствии революции в государстве обнаружилось полтора миллиона поляков и примерно два с половиной миллиона военнопленных из германской, австро-венгерской, болгарской, турецкой армий, которые были очевидцами и в том или ином случае непосредственными соучастниками революции.

Необходимость в разделении правил приёма зарубежных лиц возникла позже, была итогом и свойственной особенностью формирования республики и исходила из Конституции РСФСР 1918 года. Статья 20 Конституции РСФСР принимала возможность за местными Советами допускать в гражданство жителей других стран, которые прибывали на территории РСФСР, занимались работой, принадлежали к рабочему классу, или же к не пользующемуся сторонним трудом крестьянству, таким иноземцам обычно, предоставлялась возможность гражданства Российской Федерации без каких-либо формальностей, которые затрудняют функцию получения статуса гражданина Российской Республики.

Декрет СНК Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 22 августа 1921 года «О принятии иноземцев в гражданство России» детализировал критерии приёма зарубежных людей, проживавших в России и не принадлежали к рабочим массам, они имели возможность стать русскими гражданами лишь по заключению губернских исполнительных органов, в то время как, граждане других стран принадлежавшие к трудящимся рабочим и крестьянам и не использующие чужую деятельность, по прежнему в соответствии с нормами Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республик 1918 года брались в гражданство местными Советами. В случае если же, зарубежный гражданин во время возбуждения обращения пребывал за границей территории России, в таком случае решение проблемы о принятии в гражданство относится к Всероссийскому Центральному Комитет, который считался верховным органом государственной власти Советской Республики[6]. Вне зависимости от правил приёма в гражданство, личности предоставляли подписку об обязанности почтения и охраны от покушений на государственный строй Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

В нормативных актах советского учтена модель получения гражданства в порядке восстановления лица в прежнем гражданстве. В практике советского государства знакомы эпизоды, когда гражданами становились некоторые категории жителей, которые утратили гражданство в следствии происшествий, которые имели как внутренний, так и международный характер. Такого рода стали амнистии. Таким образом, в 1922-1923 гг. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет помиловал рядовых солдат белой армии и членов контрреволюционных движений. Ведомо, что декреты об амнистиях и восстановлении в правах советского гражданства использовались не только в Российской Советской Федеративной Союзной Республике, несколько декретов также были установлены на территории Республики Белоруссия и Украины.

Сложным и замудрённым вопросом института гражданства во время Советского Союза существовало лишение гражданства. Нормативно-правовые акты предусматривали потерю гражданства в следствии лишения личности гражданства согласно выводу компетентного органа государственной власти, или в случае выхода личности из гражданства в установленной последовательности. Подобная необходимость считалась результатом революционных событий, которые происходят в государстве, кроме того условиями гражданской войны.

28 октября 1921 года СНК РСФСР принял декрет «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей»,23 в соответствии с которым российского гражданства были лишены: служащие ведшие военные действия против режима советской власти, участвующие в организации контрреволюционной деятельностью, лица которые пробы- ли непрерывно за границей более 5 лет и в течение этого периода не получили от советских представительств заграничных паспортов до 1 марта 1922 года , а также лица выехавшие за пределы страны после 7 ноября 1917 года по собственному желанию, без разрешения органов власти Советской Республики.

Декретом от 1921 года предусматривалось право восстановления в советское гражданство. Под действие данной нормы подпадали лица, которые по собственному желанию служили в белой армии до 7 ноября 1917 года, самовольно выехавшие за границу. Они имели право ходатайствовать об этом до 1 июня 1922 года в представительства РСФСР за рубежом.

В конце 1922 года было образованно новое государство - СССР. В результате данного исторического события наступил новый этап в развитии законодательства о гражданстве. Первый Основной закон Советского Союза 1924 г. определил единое федеративное гражданство в сочетании с гражданством федеративных и независимых республик, которые вступали в её состав. Думается, что главным положением основного закона являлось право человека считаться гражданином союзной республики и в тоже время гражданином Советского Союза.

С этапа возникновения СССР высшие органы имели право регулировать вопросы в сфере союзного гражданства, а также в отношении прав жителей других стран. Основной закон Советского Союза предоставил возможность федеративным республикам принимать законы, регламентирующие проблемы гражданства, совместно с этим определила управляющую значимость в данной сфере со стороны главнейшего субъекта права - Союза Советских Социалистических Республик. Необходимо выделить, что республиканские нормы, которые бы упорядочили проблемы гражданства на базе указанной конституционной нормы, не были установлены федеративными республиками.

В соответствии с Положением о федеративном гражданстве 1924 года, в первый раз была внедрена норма, в соответствии с которой были установлены требования и основания, являющиеся значимыми и важными для признания личности гражданином одной из соответствующих республик и гражданином Советского Союза.

Так, гражданином СССР признавалось любое лицо, находящиеся в пределах территории союза, если не будет подтверждено, что оно является гражданином иноземного государства.[7]

Совместно с этим, Положение о гражданстве Советского Союза усложнил процедуру приёма в гражданство, который находился в зависимости от класса и контингента иностранных лиц. Таким образом, лица желающие поселиться в пределах Союза ССР в качестве сельскохозяйственных, промышленных иммигрантов, а равно принятие их в гражданство (реэмигрантов, репатриантов и лиц, которые возвращались в союз ССР на основании договоров с иностранным государством), устанавливалось отдельным законодательством Союза, которое должно было обеспечить суверенность союзных республик в данном вопросе (статья 8).

Упрощённый порядок приёма в советское гражданство был предусмотрен для иностранных граждан, занятых трудовой деятельностью и не пользующимся чужим трудом, принадлежащие к рабочему классу. Данную категорию иностранных граждан принимали в гражданство губернские, областные исполнительные комитеты, а в автономных республиках центральные исполнительные комитеты.

В 1924 году не были занесены изменения, регламентирующие процедуру потери прав советского гражданства, в следствии чего декрет СНЕС РСФСР от 28 октября 1921 года не утратил юридическую силу. Решения проблем о восстановлении в советском гражданстве были в коллективном ведении федеральных республик и Советского Союза, сама процедура возобновления гражданства, лиц утративших такое, выполнялось постановлением ЦИК ССР и ЦИК федеративных республик.

В Положениях о гражданстве Советского Союза 1930 и 1931 гг. были сохранены аспекты, в соответствии которым признавались гражданами Советского Союза всевозможные личности, которые проживали на территории Объединения ССР. Всё же, в отличие от Положения 1924 года условие о подтверждении того, что лицо считается заграничным уроженцем сохранилось за страной, ранее обязательства по доказыванию такого прецедента лежала на индивидууме. Устранены некоторые пробелы предшествующего акта. Таким образом, декларируемое прежде, однако ни как не используемое на практике потеря советского гражданства в конечном итоге обрело отчетливо установленный порядок и процедуру. Приём в гражданство, восстановление в гражданстве, выход из гражданства лиц, живших за рубежом, перешли в компетенцию Президиума ЦИК Советского Союза, в то время как Положение 1924 года предусматривало другую подведомственность данных проблем Президиумом ЦИК федеративной республики или же Президиумом ЦИК Советского Союза.[8]

Положение 1931 года установило упрощенную процедуру приёма в советское гражданство рабочих и крестьян, проживающих в Советском Союзе, а также в случае вхождения жителя другой страны в брачный союз с советским гражданином. Этот документ вновь увеличил зону ответственности федеративных республик в задачах регламентации гражданства.

Последующей стадией в формировании института гражданства, стало принятие в 1936 г. Конституции Советского Союза. Главный закон страны отнёс решение проблем о приёме в гражданство к зоне ответственности Президиума Верховного Совета Советского Союза и к компетенции Президиума Верховного Совета союзных республик, однако проблемы выхода из гражданства и его потеря находились в редкостном ведении Президиума Верховного Совета ССР. Принятый на её основе Закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 года, определил круг лиц, являвшихся советскими гражданами. К таковым относились:

1) Личности, состоявшие в гражданстве Российской империи вплоть до 7 ноября 1917 года и не утратившие советское гражданство;

2) Лица, получившие советское гражданство в установленном законом порядке[9].

Законодательством 1938 г. был определён порядок изменения гражданства детей, таким образом, до 14 летнего возраста при изменении гражданства родителей, путём выхода из гражданства СССР либо его приобретении дети получали гражданство родителей. В возрасте же от 14 вплоть до 18 лет для перемены гражданства детей нуждалось их одобрение, исходя из этого, за уроженцем в возрасте 14 лет признавалось возможность решать вопросы своей гражданской принадлежности.

Впервые в истории советского законодательства было введено понятие состояние без гражданства. К таковым относились лица, проживающие на территории СССР и не являющиеся в силу закона гражданами данного государства, а также не имеющие доказательств, принадлежности к зарубежному гражданству (статья 8). Подобные нововведения были направлены на повышение политического и правового значения статуса советского гражданства. В соответствии с данным законодательным актом 1938 г. лишались гражданства лица, по приговору суда, в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР (статья 7). Упрощенная процедура приёма в гражданство был отменён, кроме того закон не содержал норм, которые регламентировали бы процедуру восстановления лиц в гражданстве Союза ССР, федеративных и независимых республик.

Установленная в 1977 годы Конституция Советского Союза отнесла решение проблем о приёме в советское гражданство, выходе из гражданства либо его лишении к зонам ответственности Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с 33 статьей главного закона 1 декабря 1978 года был принят Закон «О гражданстве СССР», отразивший изменения, произошедшие в отношениях страны с личностью и включивший в себя положения заключённых в послевоенный этап интернациональных соглашений.[10]

Он утвердил общее союзное гражданство и в первый раз выделил, что оно является одинаковым вне зависимости от оснований его получения. Закон ввёл запрет на экстрадицию русских людей в заграничные страны, и кроме того зафиксировал концепцию непризнания двойного гражданства за своими гражданами. Институт лишения гражданства Советского Союза остался, но с детальной регламентацией его оснований. Подобными причинами считались действия, «порочащие высокое звание гражданина Советского Союза и наносящие вред престижу и общегосударственной защищенности Советского Союза». Еще было замечено положение о том, что пребывание за рубежом не влечёт автоматической потери гражданства.

Заключительным документом советского периода о союзном гражданстве стал Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 года. С его принятием многие исследователи отметили демократизацию законодательства в данной сфере. Закон дал определение, согласно которому гражданство трактовалось как политико-правовая ассоциация лица с государством. Впервые закреплялось право на гражданство, воспрещалось произвольное лишение гражданства.[11] Возможность лишения гражданства сохранилась, но при этом сократились основания применения данной меры и сужен круг лиц, к которым данная санкция могла быть применена.

Таким образом, можно сказать, что порядок приобретения и утраты гражданства в РСФСР положило начало развитию института гражданства в России. Первый нормативный документ в области гражданства не разграничивал правила приёма иностранцев в гражданство, относительно их социального положения в обществе.

Глава 3. Основания приобретения и утраты гражданства в РФ

Получение гражданства – это предусмотренное ФЗ приобретение физическим лицом российского гражданства по признаку или основанию, подходящим одному из положений закона. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ может получаться в нескольких случаях:

а) В результате признания;

б) По рождению (филиация);

в) В системе записи;

г) В следствии приема в гражданство (натурализация);

д) В результате возобновления в гражданстве Российской Федерации (реинтеграция);

е) Путем выбора гражданства (оптации) при заметный изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными есть договорами Российской Федерации.

Новый Закон о гражданстве, который вступил в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований таким приобретения отечественного гражданства не показывает те, которые были показаны в пунктах «а» и «в»[12].

Признание гражданства в качестве основания для возможности получения не было ни как предусмотрено в прошлом законодательстве. Предыдущие законы содержали общее правило гражданства, т.е. давали ответ на вопрос о том, кто же всё-таки считается уроженцем страны. Как правило, приобретение такого статуса происходило по двум основаниям: во-первых, признание гражданства и, во-вторых, приобретение гражданства в порядке, установленном данным законодательством. Признание гражданства означало законодательное решение по вопросу о том, кто из лиц, являющихся гражданами этого государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняет этот статус.

В соответствии с предыдущим Положениям гражданами Советского Союза признавались все без исключения личности, которые находились на территории Советского Союза, так как ни как не подтверждена их принадлежность к гражданству иной страны. При принятии действующего закона о гражданстве Российской Федерации никак не существовало причин для того, чтобы можно было выделить признания гражданства из причин его получения.

В ст.2 установлено, что гражданами России являются лица, приобретшие гражданство в соответствии с настоящим законом, а норма о признании гражданства включена в статью об основаниях его приобретения. Российский закон не имел возможности применить форму признания гражданами лиц, которые состояли в её гражданстве на день вступления в силу Закона. Данное разъясняется тем, что гражданство Российской Федерации за все её пребывание в составе Советского Союза не обладало правовым оформлением. В этот период функционировал общий удостоверяющий личность документ уроженца Советского Союза, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни оспорить прецедента принадлежности к гражданству Российской Федерации. По этой причине в Законе признание гражданства приобрело необыкновенную форму и отмечено как основание получения гражданства.

Согласно ст. 13, гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на её территории, на день вступления в силу настоящего закона, если в течение года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Означает, факторами признания представились несколько свойств, таких как владение гражданством Советского Союза и непрерывное пребывание на территории Российской Федерации. По сути дела, это считается неким «нулевым вариантом», так как по факту не довелось принимать какие – либо меры для того, чтобы подтвердить гражданство.

Приобретение гражданства при рождении считается общепризнанной базовой основой для получения гражданства. Например, если мы возьмем большинство государств, то можно сделать вывод, что большинство граждан являются гражданами при рождении. Получение гражданства при рождении (филиация) означает, что гражданская ассоциация человека с государством происходит от самого рождения.

При получении гражданства по рождению используется пара главных принципа. Во-первых, принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством опекунов независимо от места его рождения. Во-вторых, это принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, ориентируется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от того гражданами какого государства являются опекуны. Непосредственно в Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей используется оба принципа, но преобладающим является принцип «права крови». Это значит, что независимо от места рождения ребенок обретает российское гражданство, если его оба опекуна или единственный опекун являются гражданами РФ, а также, если один из его опекунов имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, место его нахождения неизвестно. В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния без гражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует обозначить, что в такой ситуации ребенок имеет право приобрести гражданство страны, гражданином которого является второй опекун, однако если законодательство этого государства не учитывает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• Если два опекуна (или единственный опекун), проживающие на территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются опекуны (или единственный опекун), передают ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае если место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, закон дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация считается наиболее часто встречаемым и простым основанием получения гражданства, не требует какой – либо особой операции. Оно базируется на двух классических принципах: «праве крови» (jus sanguinis) и «праве почвы» (jus soli). По воззрению Е.Г. Моисеева данный принцип является основным[13]

Закон о гражданстве установил и такое новое основание, как приобретение гражданства РФ в порядке регистрации (ст.18). Регистрирование – это облегченная процедура получения гражданства. Она не связана с трудными процедурами, сопутствующими решению при приеме в гражданство, которое оформляется Указом Президента Российской Федерации. Регистрация выполняется надлежащими органами внутренних дел.

Одной из причин получения гражданства иностранцев и лиц без гражданства служит приём в гражданство. Так как прием в гражданство затрагивает субъектов, которые не имеют права на гражданство определенной страны, это не обязанность страны, а его возможность, документ беспрепятственного усмотрения со стороны правительства, которое всегда способно опровергать данное. Получение гражданства Российской Федерации в следствии доступа к гражданству не означает, что каждый субъект, подавший заявление в компетентное правительство, может стать уроженцем России. Предоставление гражданства на указанной основе является законом государства, к которому оно применяется, если лицо удовлетворяет определенным конкретным обстоятельствам. Эти обстоятельства включают, в частности, присутствие определенного времени пребывания в государстве и знание русского языка, а также наличие источника средств к существованию.

Касаемо термина «натурализация», одним стоит заметить, что его российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием проживающего в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Разрабатывая каждое из двух понятий в приведенном выше термине, необходимо сослаться на Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ( ст.13), в котором говорится, что право на получение российского гражданства соответствует с общей процедурой для иностранных граждан и лиц без гражданства, когда им исполнится 18 лет. Перечисленные лица могут направиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации при условии, если:

а) Живут на территории Российской Федерации со дня получения вида на проживание в течение 5 лет непрерывно. Период проживания на территории Российской Федерации является постоянным, в случае если субъект выезжает за пределы Российской Федерации с целью учебы или лечения не более чем на 3 месяца;

б) Обязуются личности соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

в) Имеют правомерный ресурс средств к существованию;

г) Направились в уполномоченный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) Обладают русским языком (процедура установления уровня познания устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).[14]

Закон предусматривает требования, которые смягчают прием в гражданство Российской Федерации, т.е. дают возможность на понижение отмеченных критериев, вплоть до полного исключения. Например, лицо, которое имеет особые отличия перед Россией, получает возможность на принятие в российское гражданство без выполнения обозначенных условий. Необходимый период проживания в Российской Федерации снижается вплоть до 1 года, в случае если имеется хотя бы один из последующих причин:

- рождение человека на территории РСФСР и гражданство прежнего Советского Союза;

- супружеское положение гражданина Российской Федерации не менее 3 лет;

- наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, которые имеют российское гражданство.

- наличие значительных заслуг в науке, технике и культуре, также присутствие профессии либо квалификации, представляющей заинтересованность для Российской Федерации.

- получение политического укрытия на территории РФ; признание лица мигрантом.

Упрощенный - привилегированный процесс получения российского гражданства, за исключением условий о предоставлении пятилетнего срока жительства в России для конкретной группы лиц.

Такая возможность предоставляется лицу:

• Кто имел хотя бы одного родителя, проживающего на территории Российской Федерации, и обладал гражданством этой страны.

• Владеющего гражданством Советского Союза, пребывал в странах, которые вступают в состав СССР, не получил гражданства этих стран и оставался личностью без гражданства.[15]

Закон России о гражданстве 2002 года анализирует восстановление гражданства как одну из обстоятельств приобретения российского гражданства. (п. «в» ст. 11).

Ещё один из методов получения гражданства РФ считается выбор. Гражданство Российской Федерации способна приобретаться в следствии выбора гражданства. Подобная модель используется при изменении государственной принадлежности территории и по иным основаниям, которые были предусмотрены межгосударственными договорами РФ. При принятии Республики Крым в состав Российской Федерации была применена оптация.

К иным обстоятельствам получения гражданства, предустановленными действующими нормативно-правовыми актами, причисляются усыновление, опекунство, договор родителей о российском гражданстве детей, предоставление привилегированного гражданства и др.

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ[16], каждый российский гражданин может поменять свое гражданство и, как следствие этого, прервать его, переходя в другое гражданство. Прекращение гражданства РФ обычно допускается лишь на основании добровольного волеизъявления (кроме детей, и недееспособных лиц, не владеющих свободой волей, и в случае принятия постановления об аннулировании гражданства лица в связи с представлением неверной информацией при получении). В текущее время нельзя отнять гражданство по заключению государственных органов Российской Федерации. Окончание гражданства Российской Федерации выполняется федеральным актом (указом Верховного Главнокомандующего Российской Федерации).[17]

Одним из методов прекращения гражданства считается выход из него, что означает вероятность уроженца в определенной последовательности прекратить связь с этой страной.

Закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» устанавливает, выход из российского гражданства вероятен на основе добровольного волеизъявления лица, как правило, в общем порядке (ст. 19). В этом случае постановление о выходе в соответствии с заявлением личности изучается Главой РФ. Физическое лицо должно предоставить документы о том, что нет задолженности. Выполнение требований, есть гарантия получения им зарубежного гражданства.

Ст. 20 Закона уточняет причины отказа уроженцу РФ в выходе из гражданства. А именно это обязательства, не выполненные перед РФ; привлечение в качестве виновного; в случае если не имеет другого гражданства и гарантий его получения.

От выхода из гражданства следует отличать утрату гражданства, которая обозначает окончание гражданства по заключению муниципальных организаций наперекор свободе этого лица. Причинами считаются: служба в вооруженных силах заграничных стран, государственная служба в заграничной стране, воплощение агрессивных действий по отношению к своей стране.

Условием прекращения гражданства считается вдобавок и ликвидация распоряжений приема в гражданство Российской Федерации. Предпосылкой считается получение гражданства на основании заведомо неверных суда данных и липовых бумаг.

Заключение

В следствии курсовой работы можно прийти к последующим заключениям.

Рассмотрены теоретические положения об институте гражданства, можно сказать что Гражданство – понятие политическое и обозначает формально закрепленное соглашение между индивидом и страной. Две стороны получают нужный перечень обоюдных прав и обязательств, кроме того правовой инструмент для их реализации. Также, индивид, в обмен на некое ограничение свободы и согласие проживать по стандартным поведенческим практикам, обретает в облике правительства, муниципальных и общественно-политических институтов формального «охранника» личных справедлив и независимостей.

Конституционно-правовой институт баз статуса человека отражает важные основные принципы, характеризующие положения человека в обществе и гражданстве, основа их отношения. Из этого мы можем сделать заключение о том, что гражданство является одним из компонентов правового статуса человека.

Изучен порядок приобретения и утраты в РСФСР и в Российской Федерации. Были рассмотрены все основания приобретения гражданства в РСФСР, основания прекращения гражданства в РСФСР.

Первоначальным важным актом о гражданстве был Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Он давал возможность иноземцу, живущему в пределах РСФСР, стать российским уроженцем.

Разграничили их различия с законодательством Российской Федерации. В настоящем действующем законодательстве действуют положения о приобретении гражданства более расширенного характера. Отношения, которые связаны с гражданством, носят размеренный характер. Обычно, они тянутся от рождения вплоть до самой смерти личности. Для их окончания имеется определенная процедура, которая не допускает расторжения их в односторонней последовательности государством. Вопросы о получении составляют вескую долю содержания права на гражданство. Стоит отметить, что развитие изучаемой связи лица и государства строилось на правиле накопления. Поясняя простыми словами, для приобретения русского гражданства была возможность не отказываться от иностранного гражданства. Инновационные нормативные утверждения, которые регулируют отношения между страной и народом, не считая того позволяют наличие взаимосвязи с двумя государствами.

Перечень использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  • «О защите прав человека и основных свобод: Конвенция: заключена в Риме» 04. 11. 1950 (ред. от 13. 05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. – Ст.163.
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; 2009. – 25 января; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 851.
  • «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 1995. - № 67.
  • Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция)// URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927.
  • «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» : указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 26. Ст. 2820.
  • Указ Президента РФ от 14 декабря 2002 № 1325 (ред. От 06 августа 2014) «Об утверждении Положения порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»// Российская газета. – 2002. – 19 ноября. - № 219.
  • Авакьян, С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб., 2003. – 250 с.
  • Витрук H.B. «Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе». - М.: Наука, 1979. - С. 36-39.
  • Дьяков JI. «Определение гражданства // Административный вестник. - 1925. -№ 9. - С. 13.
  • Ким Н. Е. Проблемы гражданства РФ в современном законодательстве» // Российское право на современном этапе. - 2017. - № 15. - С.85 - 88.
  • Кишкин С. С. Советское гражданство. - М.,1925. - С.5-10.
  • Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Юрид. лит.,-2011. - 584 с.
  • Лукашук И.И. Международное право: Учебник. Общая часть. Т. 1. М., 2011. – 339 с.
  • Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарий законодательств / В.Ф. Миронов, А.В. Миронов; Под общ. Ред. В.Ф. Миронова. – М.: Норма, 2003. – 508 с.
  • Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2013. – 703 с.
  • Черниченко, С.В. «Двойное гражданство и права человека в контексте взаимоотношений России с другими членами СНГ // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства». Москва, 1995.- 213 с.

Специальная литература

[1] Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: теоретические проблемы объективного права . М., 1972. С.75.

[2] Кишкин, С.С. Советское гражданство. М., 1925.С.4-6.

[3] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М., 2003. С.20.

[4] Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1967. С.205.

[5] Миронов Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР. М., 1957. С.76.

[6] СУ РСФСР. 1921. - № 62. - С.437.

[7] Положение о союзном гражданстве (утв. Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924) // URL: http://lawru.info/dok/1924/10/29/nl204076.htm.

[8] История советской Конституции (в документах) 1917—1956. М., 1957. С.234.

[9] Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. - № 111.

[10] Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. - № 49. С.816.

[11] Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. М., 2010. С. 181.

[12] Червонюк, В.И. Конституционное право России. М, 2004.С.104.

[13] Ануфриева, Л.П. Международное публичное право. М., 2009. С. 307.

[14] О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (ред. от 31 января 2014) // Российская газета. – 2002. – 05 июня. - № 100.

[15] О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (ред. от 31 января 2014) // Российская газета. – 2002. – 05 июня. - № 100.

[16] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря. ст. 445.

[17] Указ Президента РФ от 14 декабря 2002 № 1325 (ред. От 06 августа 2014) «Об утверждении Положения порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»// Российская газета. – 2002. – 19 ноября. - № 219.

Loading...