Москва, 2021
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Девиации у молодежи и их профилактика. 6
1.1 Понятие технологии профилактики. 6
1.2 Процесс развития девиации у представителей молодежи. 7
Глава 2. Опыт социально-педагогической работы с девиантной молодежью в России и за рубежом.. 10
2.1 Исторические аспекты развития профилактической работы.. 10
2.2 Технологии работы с девиантной молодежью на примере ГБУ ЦСПСиД «Сокол». 15
2.3 Формы и методы профилактической работы с девиантной молодежью.. 19
Заключение. 22
Список использованных источников и литературы.. 23
Молодежь является основным трудовым, репродуктивным, научным, оборонным потенциалом страны, поэтому вопрос девиации среди данной социальной группы является чрезвычайно острым. Молодежь (возрастные рамки от 14 до 35 лет [2]) составляет 30% от трудоспособного населения, которого в России насчитывается около 56% [24], что выдвигает вопрос о девиации на первый план. Здоровье несовершеннолетних и молодежи является приоритетным направлением [1] в развитии государства, а так как девиации затрагивают все компоненты определения здоровья (физическое, психическое и социальной благополучие [4]), то данная проблематика требует рассмотрения в рамках данной курсовой работы.
Единого определения девиантного поведения нет, поэтому мы будем рассматривать девиантное поведение как отрицание фактически сложившихся путем культурно-исторического развития норм и стандартов поведения. Девиации подразделяют на аддикции (зависимости), делинквентность (криминагенность) и собственно классические девиации. К девиантному поведению относятся: алкоголизм, табакокурение, наркомания (аддикции), преступность, проституция, экстремизм (делинквентность), суицидальное поведение, буллинг и кибербуллинг (достаточно новое понятие) и др. Также иногда к аддикциям относят игровую зависимость в ее широком спектре.
Степень научной разработанности. Вопросами профилактики девиантного поведения занимались многие исследователи. Так, Попова Н.В., Баянкина Д.Е. поднимают вопрос коррекции отклоняющегося поведения путем введения в жизнь молодежи физической активности и спорта, отвечающего интересам молодёжи, воспитывающего физические, эстетические, нравственные и волевые качества [13].
Коповая О.В. рассматривает активно появляющиеся новые виды девиантного поведения, связанного с развитием информационного пространства [8]. Для молодежи социальные сети сейчас - новая платформа в попытках «реализовать» себя и поднять свою самооценку при помощи нетривиальных средств, с которыми психологи и педагоги работают давно.
Чухрова М.Г., Пронин С.В., Елинская Я.А. предлагают в качестве работы с потенциальными девиантными лицами использовать новые психофизиологические скрининговые технологии, которые позволят выявить различного рода девиации: употребление ПАВ, пассивную агрессию или аутоагрессию (суицидальное поведение), делинквентность [18].
Гафиатулина Н.Х., Латышева А.Т., Самыгин С.И. в качестве метода профилактики девиантного поведения предлагают вовлечение молодежи (групп риска и в целом) в волонтерскую деятельность, что будет способствовать сплочению молодёжи как социальной группы и позволит контролировать культурно-мотивационный фон [6].
Новопашина В.Л., Конанова Е.И. рассматривают методы социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков в сети учреждений дополнительного образования (кружковая деятельность), учитывая распространенность в образовательной среде открытого и косвенного буллинга, а также кибербуллинга в интернете [10].
Цель исследования: изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения молодёжи.
Задачи исследования:
Объект исследования: социально-педагогическая работа с молодежью.
Предмет исследования: технология профилактики девиантного поведения молодежи.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный метод.
Профилактика девиантного поведения – одно из актуальнейших направлений в социальной работе с молодёжью. В нашей работе мы рассмотрели понятие профилактики девиантного поведения и его виды, сделав вывод, что наиболее оптимальной деятельностью семьи, педагогов, социальных работников и государства является предупреждение первичного случая девиации, так как последующая реабилитация молодёжи потребует большего количества ресурсов.
Также мы определили группы риска развития девиантного поведения и описали процесс развития девиации.
Нами был рассмотрен российский богатый исторический опыт профилактики девиантного поведения, выделены особенности профилактики делинквентного поведения за рубежом.
На примере ГБУ ЦСПСиД «Сокол» ознакомились с направлениями деятельности по профилактике девиантного поведения.
Мы предполагаем, что в связи с цифровизацией общества и всех процессов будет целесообразно проводить часть профилактической работы в социальных сетях, но это должны быть не сухие факты, вброшенные в информационное пространство, но интересный и привлекательный контент.