Введение..........................................................................................................................................................................................3
Сущность фототерапии.....................................................................................................................................5
Психотерапевтические функции фотографии..........................................................................................................................................................................................7
Технология фототерапии в социальной работе с семьей..........................................................................................................................................................................................10
Заключение..........................................................................................................................................................................................19
Список литературы..........................................................................................................................................................................................20
В последнее время психология детства и подросткового возраста испытывает на себе изменения целого ряда социокультурных факторов развития, среди которых наиболее значимы: социально-экономические преобразования, трансформация института семьи, уход в прошлое дворовых игр, разрастание сети компьютерных игр с неформальными партнёрами, отсутствие цензуры и резкое сокращение детских теле- и радиопередач, возрастание агрессивного информационного потока средств массовой информации и др. Как следствие, множатся формы психической дезадаптации в детском и подростковом возрасте.
Многочисленные социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что у большинства взрослых, не говоря уже о детях, отсутствуют знания, навыки и современные социально-адаптивные стратегии поведения, ведущие к сохранению здоровья и успешной самореализации.
Особый интерес фототерапия представляет для подростков с девиантным поведением. Фототерапия отвечает некоторым особенностям трудных подростков. Для них, в частности, характерно обостренное чувство «я», из-за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальных коррекционных занятий, воспринимается ими как небезопасное. Фототерапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание им фотоснимков может рассматриваться как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает подростку ощущение собственной силы и значимости. Важное значение при этом имеет возможность самостоятельного выбора объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.
В работе с детьми и подростками фототерапия помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки. Фотографирование ребенка способствует повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.
Фототерапия прекрасно работает и как диагностическая техника: попросите несколько детей рассказать об одном и том же фото (о чужом фото), какие чувства оно вызывает? О чем эта фотография? Каждый ребенок расскажет о своей актуальной проблеме или потребности. Можно попросить принести самые приятные и самые неприятные фотографии и попросить рассказать о каждой, а также найти какие-то закономерности в каждой группе. Диагностируемый сам найдет основную проблемную зону и свои ресурсы. фототерапия подросток самооценка забота
Различные варианты фототерапии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу.
Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:
1. Выделение себя из общей массы.
2. Поиск и нахождение идентичности.
3. Обретение чувства независимости - Я сам нахожу то, что представляет интерес, что, отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.
4. Обретение группы единомышленников.
5. Согласование Я-образов.
6. Творческое самовыражение и др.
В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-концепцию. Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки