Ростов-на-Дону
2022г.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты реализации социального сопровождения социальных услуг в РФ 6
1.1. Нормативно-правовое регулирование сферы социальных в РФ 6
Глава II. Анализ социального сопровождения социальных услуг в РФ 23
2.1 Наиболее значимые проблемы в сфере социального сопровождении 23
2.2 Направления совершенствования социального сопровождения в РФ 30
Глава III. Организация информационного пространства социального сопровождения 34
3.1. Работа со СМИ, целевое и адресное информирование граждан 35
3.2. Организация учета данных по социальному сопровождению граждан 41
3.3. Опят межведомственного взаимодействия при социальном
сопровождении 47
Заключение 56
Библиографический список 60
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на обеспечение гражданам условий для достойной жизни, а также их свободного развития. Это является государственной целью и программой деятельности, ориентированной (на уровне Конституции) на социальную природу функционирования. В то же время существует тесная связь между демократическим и правовым характером государства и его социальной целью. Целью положений Конституции Российской Федерации является создание посредством политики государства максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, которые могут обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/помощь нуждающимся. бедные, а также социально незащищенные.
Положения Конституции Российской Федерации, в которых указаны положения ее социальной природы и политики, уточняются и развиваются в довольно разветвленной системе федеральных законов, указов президента и подзаконных нормативных правовых актов. Такие федеральные законы включают:
- Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021)и др.;
Социальное сопровождение как форма поддержки и помощи гражданам определена в статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Социальная поддержка позволяет государству поддерживать семьи и отдельных лиц, сохраняя при этом их способность функционировать в социальном плане, развивать ресурсы членов семьи и жить в знакомых условиях.
В нынешних экономических и социально-политических условиях роль и значение социальной поддержки значительно возросли. Часто учреждения и институты социального обслуживания являются единственными структурами, к которым обращается человек, у которого есть надежда получить поддержку и помощь в решении своих жизненных проблем.
Необходимость совершенствования методов социальной поддержки и возникающие вопросы правовой поддержки социальной поддержки обусловили повышенный интерес многих специалистов к решению этих проблем. Объектом исследования является социальное сопровождение, предоставляемое в РФ.
Предметом исследования является деятельность социальных служб по социальному сопровождению.
Целью данного исследования является изучение социального сопровождения при предоставлении социальных услуг.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты реализации социального сопровождения социальных услуг в РФ;
2.Ознакомиться с теоретическими и нормативно-правовыми основами организации предоставления социального сопровождения населению в РФ.
3.Проанализировать проблемы, возникающие при социальном сопровождении граждан;
4.Рассмотреть уровни и этапы социального сопровождения социальных услуг;
5.Проанализировать наиболее значимые проблемы в сфере социального сопровождения в РФ;
6. Описать опыт межведомственного взаимодействия при оказании социального сопровождения.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме.
Степень изученности проблемы заключается в том, что социальное сопровождение основано на работах исследователей в социально-правовой сфере, в работах которых рассматривались вопросы, связанные с социальными услугами и социальным сопровождением.
Интерес к формированию и функционированию системы социального сопровождения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Например, основы организации социальной защиты населения описаны в трудах таких авторов, как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и другие.
Рассматривают экономические основы социальной защиты населения В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова и другие.
Основные направления и принципы социальной работы рассмотрены в работах авторов А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и других. Научная новизна работы заключается в том, что она раскрывает плюсы и минусы формирования и функционирования системы социальной поддержки в Российской Федерации, а также предлагает предложения по ее оптимизации.
Работа состоит из введения, трех глав , заключения и библиографического списка.
Социальная поддержка - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизни и развитие естественных способностей человека, а также создание условий для предотвращения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека и семьи для активизации резервов тишины, формирования новых навыков прививать способность самостоятельно решать возникающие проблемы.
Социальная поддержка включает в себя элементы обучения и развития способностей человека, семьи для дальнейшего повышения их социального статуса, умение самостоятельно разрабатывать собственные подходы, социальные технологии и практики, предлагаемые специалистами в социальной сфере.
Социальная поддержка осуществляется социальными работниками, психологами, учителями и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.
Принципы социальной поддержки изложены в ряде законодательных и нормативных актов. Основным правовым актом, регулирующим отношения в сфере социальных услуг и социальной поддержки, является Федеральный закон "Об основах социальных услуг гражданам в Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Вышеупомянутый закон устанавливает рамки деятельности всех учреждений системы социальных услуг, включая федеральные и государственные органы власти, государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг.
В зависимости от специфики и серьезности проблем существуют такие уровни социальной поддержки, как адаптивный, базовый, кризисный, чрезвычайный.
Социальная поддержка является наиболее важной составляющей социальной деятельности, суть которой заключается в укреплении позитивных и нейтрализации негативных тенденций в жизни и деятельности клиента.
Несмотря на активное содействие социальной поддержке, существует ряд препятствий и возможных рисков, которые ограничивают ее развитие.
Отношения в сфере социальной поддержки граждан регулируются правовыми актами различных отраслей права, и мы должны говорить о межотраслевом, всеобъемлющем регулировании. Административное право распространяется, например, на отношения между федеральными органами исполнительной власти и организациями социальной службы, находящимися под их юрисдикцией, а также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, это касается взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций. На отношения финансирования социальной поддержки влияют финансовое законодательство и отношения предоставления гражданам определенных видов социальной поддержки и социальных услуг – нормативные правовые акты в области жилищного, семейного, трудового права, законодательство о социальном обеспечении и занятости населения. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо объединить некоторые формы и виды социальной поддержки, а также ввести в эту область более современную терминологию.
Для разработки и внедрения социального мониторинга необходимо межведомственное сотрудничество между различными органами исполнительной власти. В Москве накоплен большой опыт в этой области.
Межведомственное сотрудничество в Москве осуществляется в следующих формах:
- обмен документами и (или) информацией для признания гражданина, нуждающегося в социальных услугах, социальных услугах и социальном сопровождении;
Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве».
- помощь по вопросам, возникающим в результате признания гражданина нуждающимся в социальных услугах, оказание социальных услуг, социальная поддержка.
- Создание координационных и консультативных органов, рабочих групп для осуществления скоординированных действий, связанных с признанием гражданина, нуждающегося в социальных услугах, оказанием социальных услуг и социальной поддержкой.
- обмен документами и (или) информацией осуществляется через государственные информационные системы города Москвы в электронном виде или на бумаге.
При анализе законодательства можно условно разделить межведомственное взаимодействие на три этапа:
- первый этап взаимодействия проводится на этапе выявления нуждающихся;
- второй этап взаимодействия происходит на этапе признания гражданина или семьи, нуждающейся в социальных услугах или социальной поддержке;
- третий этап взаимодействия осуществляется непосредственно при оказании социальных услуг и социальной поддержки.
Анализируя опыт Москвы в межведомственном сотрудничестве, следует отметить, что этот опыт применим и в других субъектах Российской Федерации, в том числе в Ростовской области.
Совершенствование механизма социальной поддержки требует достижения социальной гармонии, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, а также сокращения социального неравенства. Меры по решению этих задач должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства и семьи в области повышения уровня жизни и качества жизни населения и создание общества равных возможностей в России. Это, в свою очередь, требует модернизации и развития сектора социальных услуг, а также целевых программ для бедных и привилегированных слоев населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки, отвечающей потребностям современного общества, реализующей функции социального развития, помимо социальной защиты и социальной поддержки, и создающей доступные механизмы "социального лифта" для всех, включая социально уязвимые группы населения