Москва 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОНА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ |
7 |
1.1 Организация муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством |
7 |
1.2 Управление финансированием в сфере жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования |
12 |
ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВ Г.П.СОВЕТСКИЙ |
17 |
2.1. Общая характеристика сферы жилищно-коммунальное хозяйство г.п. Советский |
17 |
2.2. Субъекты муниципального управления сферой жилищно-коммунальное хозяйство и их полномочия |
24 |
2.3. Основные проблемы управления жилищно-коммунальное хозяйство в г.п. Советский |
32 |
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОГ.П. СОВЕТСКИЙ |
37 |
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления сферой жилищно-коммунальное хозяйство в отделе городского хозяйства г.п. Советский |
37 |
3.2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций |
41 |
3.3. Мероприятия по решению проблемы неплатежей п.г. Советский ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
46 53 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
55 |
Россия, согласно Конституции РФ, является социальным государством, в котором главным направлением политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из данных условий выступает обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно – коммунальными услугами.
В связи с проводимыми на протяжении последних десяти лет реформами основные цели и направления политики в сфере жилищно-коммунальное хозяйство претерпели серьезные изменения. В частности, произошло принципиальное изменение функций государства в управлении жилищно-коммунальное хозяйство, что выражается в постепенном переходе от бюджетного финансирования к 100% - ой оплате коммунальных услуг населением, стимулировании различного рода структурных изменений и инноваций.
На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, которая оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Качество и стоимость жилищно – коммунальных услуг выступают важнейшими характеристиками обеспечения стабильности и устойчивости развития национальной экономики, которые оказывают непосредственное влияние на качество жизни граждан.
Однако, на сегодняшний день состояние жилищно-коммунальное хозяйство можно охарактеризовать как кризисное, что обусловлено рядом причин. В частности:
- неэффективностью действующей системы управления;
- неразвитостью конкурентной среды;
- проблемой хронических неплатежей за жилищно – коммунальные услуги и пр.
Систему управления жилищно-коммунальное хозяйство можно представить как единый механизм, в котором каждая часть выполняет предназначенную ему функцию, находящуюся в тесной взаимосвязи с функциями других элементов. На современном этапе управление жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низкой эффективностью и не позволяет решать стратегические и текущие задачи развития.
Актуальность исследования обусловлена тем, что жилищно-коммунальное хозяйство занимает особое место в системе жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, от реформирования которых в значительной степени зависит социально-экономическая ситуация в России.
Недостаточное внимание к проблемам управления и обеспечения устойчивости комплекса жилищно-коммунальное хозяйство может иметь достаточно негативные последствия, так как отсутствие тепла, воды и прочих коммуникаций непосредственным образом создает угрозу для жизни и здоровья населения.
Проводимые в настоящее время преобразования в сфере жилищно-коммунальное хозяйство ориентированы, в первую очередь, на создание рыночных организационно – финансовых механизмов модернизации и реформирования жилищно– коммунального хозяйства страны, а также развитие предпринимательства и формирования института частно– государственного партнерства.
Таким образом, в современных условиях первостепенной становится проблема разработки эффективной системы управления в сфере жилищно-коммунальное хозяйство, опирающейся на рыночные механизмы хозяйствования, при одновременном сохранении значительной части материальных активов данной отрасли в собственности государства.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию управления жилищно-коммунальным хозяйством городского поселения Советский ХМАО – Югра (далее по тексту – г.п. Советский).
Указанная цель работы достигается посредством постановки следующих задач:
- рассмотреть управление жилищно-коммунальное хозяйство на муниципальном уровне;
- изучить основные аспекты управления финансами в сфере жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне;
- проанализировать основные направления реализации основных задач реформирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
- дать общую характеристику сферы жилищно-коммунального хозяйства г.п. Советский;
- провести анализ субъектов муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий;
- выявить основные проблемы управления жилищно-коммунального хозяйства г.п. Советский;
- разработать мероприятия по совершенствованию сферы жилищно-коммунального хозяйства г.п. Советский.
Объектом исследования является управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне.
Предметом исследования является муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством г.п. Советский.
Информационную основу для написания настоящей работы составили нормативно– правовые акты РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные рассматриваемой проблеме, статьи из научных и периодических изданий, а также источники сети Интернет.
На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие основные выводы.
Жилищно-коммунального хозяйства представляет собой тип производства, который характеризуется замкнутостью на потребностях, формируемых на заданной территории, и ограниченностью тем пределом, который определяется масштабами указанных потребностей в соответствующих услугах на определенной территории.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства в отличие от других хозяйствующих субъектов не могут являться самостоятельными производителями, то есть самостоятельно определять формы, масштабы и объемы своей деятельности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функционирование предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства жестко привязано к ограниченной инфраструктуре, ограниченной определенной территорией.
Финансы предприятий коммунальной формы собственности обладают рядом специфических черт, обусловленных особенностями форм собственности и хозяйствования. В частности, в связи с тем, что имущество подобных предприятий находится в собственности местных органов самоуправления, для финансирования деятельности их привлекаются также и средства местных бюджетов.
Нормативно-правовое регулирование жилищно-коммунального хозяйства основывается на жилищном законодательстве.
Анализируя показатели использования ресурсов и капитала отдела городского хозяйства Администрации г.п. Советский можно сделать выводы о том, что практически по всем показателям наблюдалось снижение эффективности их использования.
Можно сделать вывод о положительной динамике показателей, харакетризующих финансовые результаты деятельности Администрации.
В качестве мероприятий по совершенствованию формирования и использования бюджетных финансовых ресурсов на предприятиях коммунальной формы собственности были предложены:
- организация взаимовыгодного сотрудничества с коммерческими банками по поводу размещения свободных остатков средств;
- привлечение банковский сектор с финансированию крупных инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства