Содержание:
Введение………………………………………………….……………..….3
Заключение……………………………………………………………….95
Список использованных источников и литературы……………....103
Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием современного законодательства, как в РФ, так и по областям (в нашем случае, Ульяновская область). Этот материал требует систематизации, обобщения, осмысления, структуризации и предоставления его как единого комплекса знаний о законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ.
Существующие тенденции нашего законодательства в последние годы меняются из-за своих структур (иерархическая, федеративная, отраслевая). Например, в федеративной структуре российского законодательства изменения связаны прежде всего с вопросом совместного ведения Федерации и ее субъектов. Место основ законодательства занимают кодексы.
Если говорить об отраслевой структуре российского законодательства, то там заметны изменения в системе права. Однако, можно отметить, что в системе законодательства присутствует процесс соединения и разделения политических структур. Исходя из этого появляются новые отрасли законодательства об образовании, об охране здоровья граждан, сельскохозяйственное законодательство.
Законодательство – это деятельность государственных органов по изданию законов, а также комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений.
Деятельность любых коммерческих и государственных организаций опирается на законодательство. Но многие ли замечают, как постепенно меняется его структура? А между тем, это крайне важно для нашей повседневной работы. В СССР законодательство было таким, что все решения принимались на уровне федерального руководства. Сейчас большинство вопросов решается на двух или даже трех уровнях.
Поэтому, взяв данную тему для магистерского диссертационного исследования, я постараюсь показать какое современное состояние законодательства Ульяновской области и какие есть тенденции развития.
Целью нашей работы являлось: исследования современного состояния и тенденций развития законодательства Ульяновской области.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
определить современные проблемы наделения полномочиями председателя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
рассмотреть современное развитие законодательства Ульяновской области;
выявить перспективы развития современного законодательства Ульяновской области;
определить основные направления развития антикоррупционных мер, осуществляемых в России на муниципальном уровне Ульяновской области;
проанализировать тенденции развития современного законодательства Ульяновской области.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере развития законодательства Ульяновской области.
Предметом диссертационного исследования выступают нормы современного законодательства Ульяновской области и практика их применения; научные концепции и положения, содержащиеся в философской, юридической и исторической литературе по избранной проблематике.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный. А также сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно-логический, философский и другие. Использование указанных методов позволило осуществить анализ правового регулирования вопросов современного договорного права Китая.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использовать ее результаты при последующем научно-теоретическом изучении конституционно-правовых проблем уставного и конституционного законодательства субъектов РФ, проблем организации и деятельности органов судебной, исполнительной и законодательной власти в субъектах РФ.
Практическая значимость работы заключается в ее ориентированности на усовершенствование уставного законодательства Ульяновской области, которая в дальнейшем может быть использована депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, должностными лицами других исполнительных органов в практической работе во время разработки законопроектов. Так же могут служить основой для разработки курса лекций, которые посвящены уставному законодательству Ульяновской области на юридических факультетах заведений, а также использоваться при подготовке и повышении квалификации специалистов в области государственного образования.
Научная новизна работы заключается в том, что предложенная диссертационная работа представляет собой сравнительное научное исследование современного состояния и тенденций развития законодательства Ульяновской области. Анализ позволяет выработать рекомендации и предложения, направленные на совершенствование законодательства Ульяновской области.
Научная новизна исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Считается, что представительный или законодательный государственный орган власти субъекта РФ представляет собой постоянно действующий высшим и единственный законодательный орган власти субъекта РФ. Понятие "постоянно действующий" говорит о том, что представительный или законодательный государственный орган власти субъекта РФ свою деятельность должен осуществлять постоянно. При этом в практической сфере могут возникать ситуации, когда отсутствует законодательный (представительный) орган (самороспуск, роспуск представительного или законодательного органа, образование нового субъекта РФ). Но эти ситуации скорее являются исключением из правила. В этих случаях законодатель определяет четкий порядок действий для скорейшего устранения ситуации, когда законодательного (представительного) органа не (к примеру, устанавливаются сокращенные сроки проведения досрочных выборов). При этом понятие "постоянно действующий" не говорит о том, что состав этого представительного или законодательного органа не меняется.
2. Единство правовой системы федеративного государства обеспечивается согласованностью норм права регионального и федерального уровней. Это говорит о том, что в любом государстве, даже, если оно является федеративным, есть единая правовая система. У субъектов федерации нет своей правовой системы, которая была бы отдельной от федеративного государства. Они обладают правом лишь на собственное законодательство в рамках, которые установлены федерацией. После принятия Конституции РФ 1993 г., провозгласившей края, республики, области, города федерального значения, автономные округа и автономную область в качестве равноправных субъектов РФ, начался процесс бурного развития законодательства регионального уровня. Области, которые по Конституции РФ стали субъектами федерации, начали принимать свои уставы и согласно им - свое законодательство. В РФ возник новый вид законодательства - уставное законодательство. В качестве уставного законодательства области понимается устав и принятые по предметам собственного ведения области и компетенции области в предметах совместного ведения РФ и субъектов РФ областные законы, регулирующие отношения общественного характера, которые составляют предмет конституционного права России. Таким образом, в этой главе речь пойдет о законодательстве в узком его понимании. Уставное законодательство областей на сегодня наименее изучено в конституционно-правовой науке. В научных публикациях и диссертациях, в основном, рассматриваются нормативно-правовые акты федерального уровня. По этой причине уставное законодательство субъектов РФ в целом и отдельных областей требует своего научного изучения и осмысления.
К сожалению, опережающее правотворчество в РФ не получило должного развития. С одной стороны, субъекты РФ обладают широкими законодательными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов: им предоставляется право принимать согласно федеральным законам собственные законы и другие нормативно-правовые акты. Более того, они обладают правом опережающего правового регулирования. С иной стороны, федеральные законы по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов не так уж редко принимаются в качестве законов по предметам ведения РФ и не оставляют ее субъектам возможности для дальнейшего регулирования с учетом геополитических, национальных, экономических и других особенностей.
3. В условиях современной России, в нашем случае, в Ульяновской области вопрос противодействия коррупции стоит особенно остро. Если раньше коррупция воспринималась как некий второстепенный и криминальный элемент общественной жизни, то сейчас она в большой степени стала сутью не только общественной жизни, но и государственной политики. В последнее время можно отметить достижение некоторых положительных результатов в борьбе с коррупцией, в том числе и в области реализации ряда положений Национального плана противодействия коррупции. Однако в силу относительной новизны для России реализуемой стратегии противодействия коррупции, ряд ее аспектов до сих пор не получил должного теоретико-практического осмысления, в особенности это касается антикоррупционных мер, осуществляемых на муниципальном уровне Ульяновской области. Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных нормативных актов, специальной юридической литературы и материалов судебной практики.
В завершение отметим следующее.
1. Анализ законов субъектов РФ об обращениях граждан показал множественное дублирование в них положений федерального законодательства. Мы полагаем, что региональному законодателю надлежит воздержаться от принятия норм, совпадающих с положениями Федерального закона № 59-ФЗ или иных законов, регулирующих правовой институт обращений граждан.
Во-первых, это бессмысленно и нарушает правила юридической техники.
Во-вторых, противоречит ст. 3 Федерального закона № 59-ФЗ, согласно которой правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами и иными федеральными законами, а субъекты РФ могут лишь дополнять имеющуюся регламентацию отдельными гарантиями, направленными на защиту прав граждан.
Вместе с тем некоторые новеллы, принятые субъектами РФ в "свободном правовом поле", являются демократичными и прогрессивными. Поэтому практику установления повышенных стандартов защиты конституционного права на обращение следует приветствовать, тем более что опыт "перетекания" прогрессивных новелл из актов субъектов РФ в федеральное законодательство имеется.
2. Значимость и удельный вес законодательства субъектов РФ стремительно возрастает, заполняет своеобразный правовой вакуум, что должно, по нашему убеждению, способствовать реальному повышению эффективности деятельности представительных или законодательных государственных органов власти субъектов РФ, позволить упорядочить нормотворческий процесс в субъектах РФ, что благоприятно скажется на всем правовом пространстве России.
Стоит отметить, что каких-либо конкретных требований к кандидатам на должность члена правительства субъекта РФ, кроме наличия гражданства РФ, сейчас законодательно не установлено.
Мы предлагаем усовершенствовать данный процесс, изменив и дополнив федеральное и региональное законодательство.
1. Необходимо, чтобы каждый гражданин РФ, выдвигаемый в качестве кандидата на выборах главы субъекта РФ, был обязан составить список из трех кандидатур, одну из которых в случае его избрания главой субъекта РФ он назначит на должность председателя правительства субъекта РФ по согласованию с законодательным органом власти соответствующего субъекта РФ, если иное не установлено Конституцией (уставом) субъекта РФ.
Данный список следует вносить в соответствующую избирательную комиссию субъекта РФ одновременно со всеми документами, необходимыми для регистрации лица в качестве кандидата на должность главы субъекта РФ. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями председателя правительства субъекта РФ не может быть представлена разными кандидатами на должность главы субъекта РФ.
К документам, подаваемым в избирательную комиссию, необходимо приложить письменное заявление каждого кандидата о согласии участвовать в процедуре наделения его полномочиями председателя правительства субъекта РФ, в котором указываются Ф.И.О., дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы/службы, гражданство, информация о судимости, и представить сведения о принадлежащем ему и членам его семьи (несовершеннолетним детям) имуществе, их доходах/расходах за предыдущий год. Кроме того, каждый кандидат, включенный в данный список, должен составить финансово-экономическую программу деятельности будущего регионального правительства, рассчитанную на срок своих полномочий. Текст программы подлежит обязательному опубликованию в специальном номере центральной региональной газеты, а также должен быть размещен на официальном сайте соответствующей избирательной комиссии (в случае если глава субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ) или на официальном сайте законодательного органа власти субъекта РФ (в случае если глава субъекта РФ избирается депутатами законодательного органа власти субъекта РФ).
Для всех кандидатов на должность председателя правительства субъекта РФ обязательным должно стать их участие в предвыборных дебатах, не исключается их участие в выборах в качестве доверенного лица кандидата на должность главы субъекта РФ.
2. Необходимо законодательно закрепить требования, предъявляемые к кандидату на должность председателя правительства субъекта РФ. По нашему мнению, целесообразно установить следующие требования к кандидату:
а) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
б) возраст не моложе 30 лет;
в) обладание безупречной репутацией;
г) наличие высшего образования;
д) наличие опыта работы не менее пяти лет в области государственного или муниципального управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции;
е) постоянное проживание на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом (на день включения лица в список кандидатов).
Кандидат может быть как беспартийным, так и членом политической партии, от которой был выдвинут кандидат на должность главы субъекта РФ.
3. В случае если глава субъекта РФ председателя правительства назначает самостоятельно (без согласования кандидатуры с региональным законодательным органом власти), то решение о назначении на должность председателя правительства субъекта РФ вновь избранный глава субъекта РФ должен принять не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).
Если кандидатура на должность председателя правительства субъекта РФ должна быть предварительно согласована с парламентом субъекта РФ, то глава субъекта РФ свое решение принимает только после прохождения этой процедуры. В этом случае глава субъекта РФ может внести на рассмотрение законодательного органа власти субъекта РФ одну из трех кандидатур. При этом одна и та же кандидатура может предлагаться не более двух раз. Кандидатура на должность председателя правительства субъекта РФ должна быть одобрена большинством голосов от общего числа депутатов законодательного органа власти субъекта РФ.
Если глава субъекта РФ дважды предложил на рассмотрение одну и ту же кандидатуру, а законодательный орган власти субъекта РФ оба раза ее отклонил, то глава субъекта РФ проводит консультации с законодательным органом власти субъекта РФ с целью подбора кандидатуры, имеющей наибольшие шансы быть одобренной законодательным органом власти субъекта РФ. В случае если стороны не пришли к согласию, глава субъекта РФ вправе самостоятельно выбрать одну из двух оставшихся кандидатур и внести ее на рассмотрение депутатов регионального законодательного органа власти. Данный выбор правового регулирования обусловлен тем, что глава субъекта РФ в этой ситуации должен иметь определенное преимущество, так как он формирует свою рабочую команду в лице правительства субъекта РФ.
Стоит отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 184-ФЗ законодательный орган власти субъекта РФ не может досрочно прекратить свои полномочия (быть распущен) в случае трехкратного отклонения им кандидатуры на должность председателя правительства субъекта РФ, как это происходит на федеральном уровне при формировании Правительства РФ. В статье Закона дается исчерпывающий перечень оснований для роспуска законодательного органа власти субъекта РФ. Следовательно, процесс формирования правительства субъекта РФ может продолжаться до тех пор, пока не будут рассмотрены все три кандидатуры из списка главы субъекта РФ. И несмотря на это, мы не сторонники роспуска законодательного органа власти субъекта РФ, если такая ситуация возникнет. Решение данной проблемы мы видим в следующем. После трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства субъекта РФ глава субъекта РФ должен иметь право принять решение о назначении председателя правительства субъекта РФ самостоятельно. В этом случае на должность председателя правительства субъекта РФ назначается любой кандидат из списка, кроме кандидата, отклоненного дважды законодательным органом власти субъекта РФ.
4. В случае отставки правительства субъекта РФ (по решению главы субъекта РФ или выражения недоверия со стороны законодательного органа власти субъекта РФ) глава субъекта РФ должен быть свободен в подборе кандидатуры на должность председателя правительства субъекта РФ.
Все предлагаемые изменения и дополнения направлены на большую демократизацию всего процесса формирования и деятельности исполнительной власти в субъектах РФ.
Учреждение Уставного суда Ульяновской области позволило бы повысить роль и место судебной власти области в системе разделения властей и сделать эту ветвь государственной власти равноценной законодательной и исполнительной властям.
На основе проведенного анализа можно внести следующие изменения в Устав Ульяновской области:
а) определить юридическую силу Устава Ульяновской области и установить систему областного законодательства;
б) включить принцип разделения властей, как правовую основу организации и деятельности государственных органов власти Ульяновской области;
в) больше внимания уделить судебной власти Ульяновской области, поскольку она является равноценной ветвью государств и в обязательном порядке входит в правовую доктрину разделения властей;
г) определить полномочия Ульяновской области в предметах совместного ведения РФ и Ульяновской области;
д) установить основания и процедуру роспуска Законодательного Собрания Ульяновской области Губернатора.
Современное состояние законодательства Ульяновской области и тенденции его развития находятся на определенной стадии.
С одной стороны, наблюдается активное использование права законодательной инициативы, законодательной (представительной) и другими ветвями власти, что сделало возможным создание и модернизацию нормативной базы законодательства, охватывающего все стороны общественной и государственной жизни, отвечающего новым принципам общественных отношении и запросам построения жизни в РФ.
С другой стороны, встречаются попытки увеличения нормативно-правового массива ради его увеличения, когда нормотворческая активность государственных органов демонстрируется по своей инициативе без необходимости, что нередко приводит к противоположному эффекту — потере связи законодательства с реальным процессом, и первое развивается как бы самостоятельно, в отрыве от последнего. В законодательстве нарастают признаки несовместимости, разобщенности, даже избыточности нормативного вмешательства государства в общественные отношения, появляются отдельные законы невысокой общественной значимости. В таких случаях хаотичные изменения законодательства ведут к дальнейшей дестабилизации его системы и правовой системы в целом, утрачивается ощущение значимости регулирующего воздействия. Законодательные решения воспринимаются как неоправданные, несправедливые, в результате возникает недоверие общества к базовым институтам, к закону как фактору устойчивости правовой системы России, растет общественное недовольство.
Иными словами, тенденция количественного увеличения приводит к различным негативным качественным изменениям, к снижению уровня законодательной культуры, проблемам юридической техники, качества и эффективности законов, обеспечения их верховенства, доктринальной обеспеченности практической законопроектной деятельности.
В современной жизни общества требуется разработать и внедрить новые стандарты законотворчества — образцы правовой культуры в области организации и деятельности законотворческих органов, системы требований к качеству законопроекта, соблюдение которых предшествует созданию эффективного закона.
Итак, современное законодательство Ульяновской области играет ключевую роль в формировании гражданского общества. В первую очередь, хотелось бы отметить, что законодательство является неотъемлемой частью в жизни общества. Вся наша деятельность регулируется действующим законодательством, поэтому Правительство РФ, Правительство Ульяновской области, а также губернатор Ульяновской области и органы местного самоуправления стараются создать необходимые и удобные условия, для благополучия и расцвета нашего общества.
Конституция РФ также является инструментом развития Ульяновского законодательства. Поэтому нельзя недооценивать подлинной ценности законодательства как инструмента социального регулирования, заботы о личности и ее интересах, установления демократии.
Конституция России, установившая основные демократические принципы, должна находить свое продолжение и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Реализуя такой подход к сохранению и развитию конституционных достижений, потенциал российской Конституции может быть реализован в полной мере, тем самым будут реализованы цели наших регионов.