Введение......................................................................................................................................................................................................2
Глава I. Теоретические основы управления развитием территории муниципального образования......................................................................................................................................................................................................4
1.1 Проектирование города и районная планировка......................................................................................................................................................................................................4
1.2 Влияние природно-территориальных условий на решение градостроительных задач......................................................................................................................................................................................................5
1.3 Распределение городской территории по видам использования......................................................................................................................................................................................................7
Глава II. Природно-климатическая характеристика исследуемой территории и анализ ее социально-экономического развития Новосибирска......................................................................................................................................................................................................20
2.1. Природно-климатическая характеристика......................................................................................................................................................................................................20
2.2. Характеристика земельного фонда Новосибирска......................................................................................................................................................................................................21
2.3. Управление земельными ресурсами и градостроительной деятельностью муниципального образования......................................................................................................................................................................................................25
2.4. Характеристика социально-экономического развития
Новосибирска......................................................................................................................................................................................................28
Глава III. Перспектива развития территории Новосибирска......................................................................................................................................................................................................30
3.1. Обеспеченность муниципального образования градостроительной документацией......................................................................................................................................................................................................30
3.2.Целевые программы по развитию территории......................................................................................................................................................................................................32
Заключение......................................................................................................................................................................................................35
Список использованной литературы......................................................................................................................................................................................................37
Список литературы......................................................................................................................................................................................................38
Градостроительство - это теория и практика планировки и застройки городов. В его основе лежат процессы урбанизации, характеризующие степень повышения роли городов в развитии общества. Градостроительство формирует планировочную организацию систем расселения и населенных мест, создает предпосылки их функционирования во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями. В силу этого градостроительство связано с осуществлением задач, направленных на повышение комфорта и качеств жизненной среды, развития производства, инфраструктур, рациональное использование и охрану природных ресурсов.
Градостроительство регламентируется градостроительным кодексом страны, охватывающим такие основные понятия как:
-градостроительная деятельность - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территории и поселений;
-градостроительная документация - документация о градостроительном развитии территорий и поселений, об их застройке;
-зонирование - деление территории на зоны при градостроительном планировании с установлением ограничений на определенные виды их градостроительного использования;
-объекты недвижимости н градостроительстве - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания и сооружения;
-инженерная, транспортная и социальная инфраструктура — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения;
-государственные градостроительные нормативы и правила, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации;
-градостроительный устав - закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок деятельности на его территории.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает градостроительные требования к условиям и порядку использования земель для градостроительной деятельности, разработки и реализации основ федеральной политики в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.
Объектами градостроительной деятельности являются: территория страны, субъектов Федерации, городов, других поселений.
Градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки соответствующей иерархии объектов градостроительной деятельности и градостроительной документации. Применительно к территории страны разрабатывается генеральная схема расселения; к частям территории страны, включающим в себя владения двух и более субъектов Федерации или их частей — консолидированные схемы градостроительного планирования. К субъекту Федерации или его части разрабатываются территориальные комплексные схемы планирования их развития (схемы и проекты районной планировки); к городским и сельским поселениям - генеральные планы; к части городов - проекты детальной планировки и проекты застройки это обусловило актуальность работы.
Цель исследования изучение управления городскими территориями на примере города Новосибирск.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы управления территориями;
2) привести характеристику города Новосибирск;
3) изложить схему управления города Новосибирск;
4) обосновать развитие территории на основании градостроительной документации;
5) проанализировать планы и программы развития города Новосибирск на перспективу на основании градостроительной документации;
6) сформулировать выводы и предложения по управлению городом Новосибирск управления.
Наиболее общей методической основой гpaдостроительного проектирования является необходимость учета факторов, параметров, функций, предопределяемых каждым из уровней проектно-градостроительных работ. Основой разработки генпланов городов являются, таким образом, принципиальные решения схем и проектов районной планировки.
В практике проектирования существуют два вида работ по районной планировке:
схема районной планировки - масштаб 1:100000-1:300000 -охватывает субъект Федерации в целом;
проект районной планировки - масштаб 1:25000-!: 100000 -разрабатывается на часть субъекта Федерации.
Основными задачами разработки схем районной планировки являются:
-определение перспектив развития и размещения на территории области, края, республики промышленности и других видов производства;
-разработка предложений по интегрированному функциональному зонированию территории;
-определение перспектив развития городских и сельских поселений (новых и реконструируемых);
-определение перспектив водообеспечения, водоотведения, энергоснабжения, развития транспортных и инженерных коммуникаций;
-разработка мероприятий по восстановлению и улучшению природных ландшафтов.[5, c.22]
Основные задачи проектов районной планировки сводятся:
-к выявлению площадок благоприятных для промышленного, гражданского строительства и отдыха населения;
-к разработке детального функционального зонирования территории;
-к определению перспектив размещения новых предприятий и реконструкции существующих;
-к определению перспективной численности населения района, его городов и поселений;
-к разработке мероприятий по инженерной подготовке и инженерному оборудованию территорий;
-к разработке мероприятий по охране окружающей среды.
В градостроительном проектировании используют следующие графические материалы районной планировки[6, c.32]:
-проектный план со всеми функциональными зонами, городами и другими поселениями, инженерными и транспортными коммуникациями;
-схему охраны природы и защиты территорий от опасных геологических процессов;
-другие схемы, иллюстрирующие принятые решения.
Используются и материалы пояснительных записок к районной планировке, содержащие сведения и проектные предложения по территории, промышленности, сельскому хозяйству, населению и трудовым ресурсам, расселению, жилищному фонду, учреждениям отдыха, транспорту, энергоснабжению, водоснабжению и канализации, охране и улучшению окружающей среды, строительной базе и сырьевым ресурсам.
При выборе территории для строительства городов учитывают: требования всех видов строительства к величине и качеству участков; условия благоприятного взаимного расположения основных функциональных зон будущего города; инженерной подготовки и инженерного оборудования территории, требования охраны природы и окружающей среды, экономики. [2, c.7]
В основе эффективного решения всех этих проблем лежит анализ природно-территориальных условий, в составе которого рассматриваются природно-климатические, ландшафтно-архитектурные и антропогенные факторы.
В процессе анализа природно-климатических факторов исследуются: рельеф, гидрология и геология местности; заболоченность и затопляемость; карст, овраги; инсоляция, температурно-влажностный и ветровой режимы.
Благоприятными по условиям рельефа являются территории с уклонами 0,3-5% для промышленного и 0,5-10% для жилищно-гражданского строительства.
По геологическим условиям благоприятны грунты с допускаемым давлением 2,0-2,5 кг/см2 для промышленного и не менее 1,5 кг/см — жилищного строительства. [10, c.18]
По гидрографическим условиям благоприятны территории, не имеющие заболоченности и с уровнем фунтовых вод на глубине не менее 3 м для жилищного и 7 м для промышленного строительства.
Территория города должна нормально инсолироваться, быть хорошо проветриваемой и в то же время защищенной от постоянных сильных ветров.
При анализе ландшафтно-архитектурных факторов выявляются: элементы естественного ландшафта, характеризующие архитектурноком позиционный потенциал территории (открытые пространства, водоемы, элементы рельефа); памятники истории и культуры; размещение любых видов построек; условия восприятия проектируемой и прилегающих территорий.
При анализе антропогенных факторов оценивается уровень загрязнения воздушной среды, загрязненность поверхностных вод, уровень шума, электромагнитная радиация, другие экологические нарушения.
На основе изучения и обобщения результатов, анализа приведенных факторов дается суммарная оценка окружающей среды, на основе которой разрабатывают рекомендации для проектирования. В них определяются: возможности функционального использования отдельных участков; необходимые инженерные мероприятия по подготовке территории, защиты как населения, так и природной среды от неблагоприятного воздействия тех или иных факторов; выявляются территории, пригодные или непригодные для застройки, благоприятные для размещения зон отдыха; определяются ведущие элементы ландшафта, основные видовые точки; выявляются развиваемые на основе лесных массивов лесопарки, другие элементы территории.
Город включает систему различных территорий, используемых для организованной застройки и благоустройства. Территория города по видам использования разделяется на следующие основные зоны: промышленные, жилые, парковые, специальные административного, учебного или физкультурного назначения, участки сооружений железных и автомобильных дорог и аэродромов, территории складов, территории, отводимые под санитapно-защитные зоны, а также территории коммунальных сооружений.
Территории пригородных зон крупных городов практически также имеют целевое назначение для конкретного города.
Наличие заранее определенных по назначению территориальных зон способствует упорядочению использования территории города, позволяет целесообразно разместить однородные его элементы и наиболее экономично использовать городские земли.
Весь земельный фонд городов и поселков в нашей стране занимает площадь около 7 млн. га, из которых на долю городов приходится около 4,5 млн. га. По мере роста городов соотношения отдельных территорий изменяются, увеличиваются площади территорий, застроенных жилыми зданиями. [9, c.44]
Экономичность в определении размеров и использовании различных зон во многом зависит от понимания функций, выполняемых каждой зоной в системе города.
Основным принципом градостроительства является полная возможность размещать отдельные зоны города по заранее продуманным планам их перспективного развития и в комплексе создавать генеральные схемы или генеральные планы территориальной организации городов. Целью территориального зонирования городов является прежде всего удовлетворение потребностей населения в здоровых условиях жизни. Взаимное размещение отдельных зон исходит из условий создания наибольших удобств транспортного сообщения одних зон города с другими.
Действующие в градостроительстве принципы территориальной организации городов оказывают влияние на условия жизни населения города. Они также играют существенную роль в экономическом развитии всего города и рациональном использовании земли. Эти принципы применяются на строгой научной основе, исходящей из практики градостроительства.
Существуют следующие системы организации городской территории[5, c.22]:
а) система, при которой городская территория состоит из одного сплошного массива;
б) Система, представляющая собой совокупность взаимно связанных городских образований;
в) Система, при которой основному (крупному городскому массиву сопутствует несколько значительно меньших городских образований, находящихся от основного массива на близком расстоянии и связанных с ним общностью экономических и культурно-бытовых отношений.
Каждая система требует соответствующего зонирования территории.
Конфигурация плана городов в сильной степени зависит от естественных (природных) условий его территории.
Система зонирования зависит в первую очередь от природных условий территории, а кроме того, от условий организации транспортной связи между элементами города.
Транспортным связям принадлежит ведущая роль в решении вопроса о композиции плана города. Наличие городского и пригородного транспорта, сроки его сооружения, скорость сообщений могут решающим образом определить целесообразность того или иного планировочного приема в размещении зон. Организация городской территории должна давать возможность свободного развития основных зон города, особенно промышленной и жилой за счет ранее предусмотренных резервов территорий. Особо тщательное исследование производится по оценке природных условий территории с точки зрения градостроительных требований. Эта оценка позволяет определить активные или пассивные инженерные мероприятия при осуществлении градостроительных процессов и в конечном счете предопределяет экономичность принятого решения.
Россия отличается большим разнообразием естественных условий в различных географических районах.
В практике отечественного градостроительства сложилось определенное отношение к естественным условиям той или иной территории:
а) максимальное использование имеющихся положительных качеств естественносложившихся природных условий;
б) активное их преобразование в целях благоустройства территорий различного назначения. В частности, правильная оценка рельефа и понимание возможностей его использования гарантируют от многих ошибок в городском строительстве.
Благоустройство рельефа города и приспособление его к инженерным, архитектурным и иным требованиям носит название «вертикальной планировки». Основной задачей вертикальной планировки является построение проектной поверхности городской территории для:
а) застройки (определение участков с недопустимо крутыми склонами, с рельефом, ограничивающим длину зданий, и локализа
ция участков, не удобных для застройки по рельефу, определение наиболее важных для создания силуэта города точек рельефа);
б) улиц (определение участков, не пригодных по рельефу для прокладки улиц) и установление наиболее выгодных трасс городских магистралей;
в) организации поверхностного стока (исследование водоразделов и выявление возможных трасс для коллекторов ливневой и хозяйственно-фекальной канализации).
Вертикальная планировка осуществляется с наибольшим сохранением естественного рельефа и с наименьшим объемом земляных работ. Во всех случаях преобразования рельефа следует учитывать необходимость сохранения почвенного покрова для зеленого строительства.
Мероприятия по вертикальной планировке должны, как правило, осуществляться до застройки районов города.
Благоустройство рельефа весьма разнообразно по приемам: искусственное создание рельефа при сплошной подсыпке территории, организация рельефа в условиях обвалования затопляемой территории, вертикальная планировка при гористом рельефе и другие случаи.
Практика градостроительства показывает, что почти нет территорий, полностью не пригодных для городской застройки. Многие города развивают новое строительство на весьма неблагоприятных территориях, осуществляя предварительно мероприятия по их инженерной подготовке и благоустройству. С другой стороны, нет и территорий, полностью пригодных для застройки в их естественном состоянии. Любые территории требуют осуществления на них обязательных элементов инженерной подготовки – вертикальной планировки и организации поверхностного водоотвода. Освоение неудобных территорий оказывается возможным благодаря применению новых методов работ и прогрессивной техники для их выполнения.
Следует отметить, что города, расположенные на территории с резко выраженным пересеченным рельефом, всегда имеют крайне изменчивые термические и ветровые условия. Проветривание улиц в этих условиях становится сложным, что учитывается при их трассировании.
Наиболее жесткие условия предъявляются к рельефу территорий, отводимых для промышленности и железнодорожного транспорта, требующих минимальных уклонов поверхности. На второе место следует отнести жилые районы, которые хотя и могут располагаться на территории со значительными уклонами, но за счет некоторых неудобств как в начертании уличной сети, вынужденной приспосабливаться к рельефу, так и во внутренней органзации микрорайонов и кварталов. На третье место следует отнести территории, предназначенные для парковых зеленых зон, так как они несравненно более свободны в выборе рельефа, пересеченность которого при умелом использовании улучшает общее впечатление от ландшафта.
Материалы вертикальной планировки необходимы для взаимного расположения по высоте отдельных зданий, сооружений и подземных сетей. С помощью вертикальной планировки можно создать наиболее выразительный силуэт застройки районов.
Застройка городов угольных и нефтеносных районов должна учитывать условия размещения строительства на территориях, где залегают полезные ископаемые. Города, расположенные в районе высокой сейсмичности, требуют проведения городского строительства с учетом условий сейсмостойкости зданий и сооружений.
В связи с постройкой гидроэлектростанций и связанного с этим подъема уровня воды в реках приходится прибегать к обвалованию городских территорий.
При застройке в районах, где наблюдаются карстовые явления, нельзя не учитывать границы действующего карста с тем, чтобы заблаговременно исключить опасные зоны из участков, подлежащих застройке. В условиях овражистых территорий определяются мероприятия по борьбе с развитием оврагов и по их градостроительному использованию – устройству прудов, садов и т, д.
Всегда следует учитывать необходимость проведения агролесомелиоративных мероприятий на заболоченных территориях, в радиусе не менее 3 км от жилья. Это необходимо для борьбы с возможными очагами малярии.
Особенно сложны мероприятия по борьбе с оползневыми явлениями, представляющими собой медленное перемещение (скольжение) земляных масс под влиянием поверхностных и подземных вод. Эти явления характерны главным образом для городов, расположенных на берегах рек и морей. Под влиянием оползней происходит разрыв водопроводных, канализационных и других сетей, повреждение дорог и разрушение фундаментов, а затем самих зданий, мостов, набережных. Оползневые явления крупного масштаба, совершающиеся к тому же внезапно, вызывают деформации сооружений, находящихся в сфере действия оползня.
Для городов в горных районах характерны сели – грязевые потоки, обладающие большой разрушительной силой. Масса селевых потоков состоит из воды, большого количества рыхлообломочных материалов, различной величины валунов, обломков скал и иногда деревьев.
Мероприятия по борьбе с селевыми потоками всегда требуют крупных затрат, ибо носят комплексный характер (создание запруд, облесение склонов, устройство сооружений, задерживающих и направляющих селевой поток, и т. д.).
Первостепенное значение имеет выбор новых территорий для застройки с обязательной их технической и экономической характеристикой. Эта характеристика должна включать не только инженерную оценку территории, но и стоимость мероприятий по инженерной подготовке (вертикальной планировке, понижению уровня грунтовых вод, устройству новых улиц, организации транспорта и т. д.).
Для разных территорий одного города могут быть различные технико-экономические характеристики. Как правило, первоочередная застройка должна размещаться на территориях, требующих наименьших затрат на их освоение. Для перспективного строительства могут быть предусмотрены территории, требующие длительной подготовки для их использования.
Размещение промышленных предприятий в плане города и определение необходимых для них территорий представляет собой одну из главных градостроительных задач. Правильному ее решению должно быть уделено особое внимание, ибо от этого непосредственно зависят санитарный режим города и удобства транспортных внутригородских сообщений.
В интересах города всегда желательно наиболее компактное расположение жилых и промышленных территорий; это уменьшает общие расходы на освоение городской территории.
Промышленные предприятия должны отделяться друг от друга и от жилых районов города специальными санитарно-защитными зонами. Предприятия следует располагать, как правило, с подветренной стороны относительно жилых районов.
Для российских городов существуют обязательные нормы ширины санитарно-защитных зон между промышленными объектами и жилыми зонами. Эти нормы устанавливают пять классов вредности промышленных предприятий, которым соответствует ширина санитарной-защитной зоны в 1000, 500, 300, 100 и 50 м. Степень вредности предприятия устанавливается государственными санитарными органами. [4, c.54]
Для предохранения рек от загрязнения грузовые склады и промышленные предприятия, находящиеся вблизи водоемов, следует располагать ниже жилых районов и зон отдыха по течению реки. Кроме того, необходимо исключить выпуск производственных вод в водоемы без их предварительной очистки.
Особое внимание следует уделять использованию береговой полосы рек, озер и морей для жилой застройки и организации парков и пляжей («выходам города к воде»).
Очень велика в жизни города роль городского транспорта. Он соединяет город и отдельные его элементы с внешним миром, служит средством для доставки и перевозки пассажиров и грузов. Выделение для транспортных устройств места в пределах городской территории является комплексной задачей. Для правильного разрешения этой задачи необходимо учесть грузооборот и пассажирооборот города в целом, размещение предприятий и складских территорий, а также систему уличной сети.
К хозяйству головных устройств путей сообщения общегосударственного значения относятся:
а) пассажирские и товарные станции с депо и мастерскими;
б) аэропорты и площадки для вертолетов;
в) портовые сооружения – речные и морские причалы и пассажирские вокзалы;
г) районы крупных складов;
д) вводы автомагистралей в города.
Железнодорожные станции, депо, мастерские и другие сооружения, а также полотно железнодорожных путей на территории города размещаются в полном соответствии с правилами и техническими условиями на основе специально составленных проектов.
Трассы железнодорожных путей на территории города и застройку прилегающей территории проектируют с учетом восприятия города из окон железнодорожных вагонов. Границы полосы отчуждения железных дорог, проходящих в городе, желательно оформлять зелеными посадками.
Аэропорты и аэродромы размещаются за пределами жилых зон и мест отдыха населения на расстоянии, определяемом специальными нормами, и должны быть связаны с городами благоустроенными путями сообщений, а в некоторых случаях – вертолетными линиями.
Размеры аэропорта принимаются в соответствии с проектом. При отсутствии проекта можно принимать для ориентировочных подсчетов длину взлетно-посадочных полос 4000 м, ширину до 60 м, площадь аэропорта от 300 до 800 га. За пределами летного поля аэродрома следует предусматривать специальные «зоны воздушных подходов». Границы зоны воздушных подходов устанавливаются в каждом отдельном случае специальными нормами в зависимости от типов эксплуатируемых самолетов.
В зонах воздушных подходов строительство зданий и сооружений определяется специальными правилами, которыми регулируется их высота и расстояние от аэродрома, по согласованию с Главным управлением гражданского воздушного флота.
В городах, расположенных на берегах водоемов – морей, озер и рек, существенное значение в общей структуре городского плана имеют устройства для водного транспорта – морские и речные порты. В частности, строительство гидроэлектростанций, связанное с созданием крупнейших водохранилищ, потребовало интенсивного строительства портов, зачастую в условиях уже сложившихся городов.
Морские порты располагаются либо непосредственно на набережных океанов и морей, либо в морских устьях рек.
В планировке портового города необходимо возможно большее разделение пассажирских и грузовых потоков, связанных с портом; должны быть улицы, ведущие из города в пассажирский и грузовой районы порта.
Общие размеры территории порта и его отдельных частей определяются специальными расчетами, исходящими из его годового грузооборота, пассажирооборота, видов перерабатываемых грузов, длительности навигационного периода и размеров судов.
Автомобильные и железные дороги, пересекающие города на насыпях и эстакадах, желательно устраивать среди широких полос зелени, с параллельно идущими городскими улицами.
При проектировании городов следует предусматривать архитектурно-художественное оформление въездов в город у железнодорожных вокзалов, пристаней, аэропортов и на автомагистралях. Решение въездов в город должно учитывать значение первого впечатления, производимого городом на человека, в силу чего на улицах-въездах рекомендуется устраивать сооружения в характерных для каждого города архитектурных формах. Перед вокзалами и пристанями устраивают площади и скверы с хорошо продуманной организацией транспортного и пешеходного движения.
Размер территорий, занятых под жилые районы, целиком зависит от плотности населения, которая в свою очередь определяется принятым процентом застройки, этажностью жилых зданий, размещением обслуживающих учреждений и т. п.
Зонирование жилых районов производится также и по высотности застройки.
Выбор территорий для жилых зон делается с учетом:
а) максимального использования рельефа застраиваемой территории;
б) создания наилучших условий для проветривания и инсоляции жилой застройки, а также обязательной изоляции ее от транспортных магистралей;
в) обеспечения всеми видами современного инженерного оборудования и благоустройства каждого жилого района.
Кварталы административных учреждений, имеющих областное, краевое, республиканское, общегородское или районное значение, размещаются на специальных территориях. Эти кварталы и отдельные здания располагаются обычно в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных учреждений (Дворцов культуры, театров и т. д.) и зданиями торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей.
До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые связывают между собой отдельные зоны города. При построении принципиальной сети магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и малые коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных улиц между отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям.
Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудо вого тяготения (крупных заводов, вокзалов и т. п.).
Принципиальная сеть магистралей, построенная только по транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек. Поэтому проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако с учетам окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от города.
Размещение и размеры отдельных площадей в современных городах, помимо условий планировки всего города в целом, определяются также наличием на этих площадях крупных административных и общественных зданий.
Зеленые насаждения должны представлять собой единую систему, связанную функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые зелеными насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В составе жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в промышленную зону входит озеленение самих промышленных площадок. В пригородной зоне располагаются загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий является до известной степени условной и не дает оснований рассматривать зеленые массивы города как разобщенные элементы.
Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых массивов в плане города и глубокий ввод их в жилые районы. Размещение зеленых массивов в плане города должно решаться с учетом естественных условий территории, отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой зоне, должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. Следует однако иметь в виду, что санитарно-гигиенический эффект в улучшении микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы реки не обеспечивает наилучшего решения задачи озеленения города. Значительно больший эффект имеет размещение зелени на гребнях холмов, крутых и приподнятых над городом склонах террас и т. д.
При всех обстоятельствах весьма желательна непрерывность зеленых полос, которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь города, обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными парками и лесопарками.
Пригородная зона тесно и непосредственно связана с городом в производственном, бытовом и культурном отношениях. Она представляет собой совокупность территорий, прилегающих к городу и используемых для:
а) размещения загородных коммунальных предприятий технического оборудования города: водозаборных устройств, канализационных очистных сооружений и т. п.;
б) организации отдыха городского населения, включая парки и лесопарки, открытые водоемы, и т. п.;
в) промышленных предприятий, прилегающих к городу и непосредственно связанных с ним;
г) добычи и производства местных строительных материалов;
д) сельскохозяйственных предприятий для производства сельскохозяйственных продуктов, с использованием отходов хозяйства города.
Для отдыха населения выделяются территории, на которых создаются лагеря отдыха, летние дачи и дачные поселки.
В схеме перспективного размещения учреждений пригородной зоны крупного города должны быть установлены возможности создания санаторно-курортных зон и намечены зоны отдыха районного и общегородского значения.
В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные элементы транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями), предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее значение и связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые, ценные сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и пр.
Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего удобствами транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств, топографией местности и составам земельных угодий.
Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные здания и сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям технического оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории, сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим устройствам и т. д.
Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение в первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей, устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений. Этот способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в градостроительном процессе.
В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет следующие основные цели:
а) вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных линий;
б) перестройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми зданиями, путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного типа со всеми видами благоустройства;
в) увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и бульваров;
г) расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для движения тупиков и переулков;
д) реконструкцию общегородского центра с изоляцией его от движения больших потоков транспорта;
е) реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города сортировочных и технических станций;
ж) реставрацию памятников старины и архитектуры.
Основные задачи органов местного самоуправления по градостроительной деятельности определены Федеральным законом №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительным Кодексом Российской Федерации. На слайде 2 представлены вопросы местного значения и полномочия муниципальных районов относящиеся к градостроительной деятельности, такие как создание условий для инженерного обеспечения, для предоставления транспортных услуг, организации дорожной деятельности и организация размещения рекламных конструкций. Также представлены полномочия районов выполняемые в соответствии с Градостроительным кодексом. Это:
- подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;
- утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
- утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов[14, c.77].
Новосибирск стоит в центре материка, на большом отдалении от морей и океанов, постоянное воздействие которых смягчает погодные условия.
Континентальному климату города свойственны короткое, но теплое лето, долгая суровая зима. Новосибирск весь год доступен вторжениям арктического воздуха. В зимние сезоны над городом часто останавливается азиатский антициклон, в итоге формируется сухая холодная погода . В летние сезоны с юго-запада к городу подступает континентальный воздух, активизируется деятельность циклонов.
Первые дни зимнего периода приходятся на начало ноября, последние - на конец марта. Снег укладывается на землю в начале зимнего периода, не сходит он весь сезон, оттепели в городе кратковременны и нечасты. К декабрю на Оби обычно завершается ледостав, хотя в последнее время отмечаются годы, когда и в первой декаде декабря на реке нет льда. В декабре-феврале температура колеблется в интервале -15...-20° C, возможно ее падение до -35° C. Марту присущи существенные колебания температур: днем греет солнце, подтаивает снег, после захода солнца температура падает до -30° C. Зимы последних десятилетий в Новосибирске стали мягче - синоптики связывают это явление с глобальным изменением климата.
Солнечная весна радует горожан своим появлением в начале апреля, обычно она сухая - осадков весной почти также мало, как в зимний сезон. Температура повышается быстро - до 8-12 градусов за месяц, достигая в конце апреля +14...+20° C. Для природной зоны, в которой стоит город, свойственно явление, называемое "голая весна" - после исчезновения снега и прихода тепла трава не растет еще приблизительно пару недель. Это природное явление обусловлено промерзанием земли в зимний период до 2 м вглубь, поэтому требуется время для ее прогревания. В конце мая воздух из Арктики - частый гость в городе, он несет с собой похолодания, заморозки.
В июне в город приходит короткое, но насыщенное лето. Воздух разогревается до +17...+25° C, в июне-июле одну-две недели стоит жара до +30° C и более. Наиболее теплым месяцем признан июль, в котором ни разу не было заморозков. До августа часто идут ливни, за лето на Новосибирск проливается больше 30% осадков от общегодовой нормы 460 мм. В августе воздух охлаждается, в конце месяца заморозки горожан уже не удивляют.
В начале сентября тепло еще не уходит из города, часто температура подскакивает до +18...20° C, но в начале следующего месяца температура падает до +5° C, льют промозглые дожди, затем с неба начинает сыпать снег. Стабильный снежный покров лежит на земле с первых декад ноября - в город приходит суровая сибирская зима
Новосибирск является стабильно развивающимся городом, одним из лучших регионов для бизнеса. Объем рынка недвижимости постоянно увеличивается, растет рынок земельных участков Новосибирска и области. Покупка земельного участка остается выгодным вложением капитала.
Средняя удельная цена предложения земельных участков в Новосибирске составляет 3,95 тыс. р. за 1 м2., что на 12 % меньше, чем в 1 квартале. Сравнивая с докризисным максимумом, можно наблюдать, что средняя удельная цена уменьшилась на 45,8 %.
В общем объеме предложений земельных участков в Новосибирске наибольшая доля в структуре приходится на удаленные районы и районы, граничащие с центром. При этом по сравнению с началом года, в 2,8 раз увеличилось количество предложений участков в НСО. За пределами Новосибирска предлагаются крупные земельные участки - в основном, это земли сельскохозяйственного назначения, участки, предназначенные для строительства дачных и садовых поселков и под строительство производственных и логистических центров. В отдаленных районах и районах, граничащих с центром, чаще всего предлагаются земли под строительство производственно-складских комплексов и под строительства зданий по обслуживанию автомобилей - автозаправочные станции, комплексы технического обслуживания. В основном эти участки расположены вдоль федеральных трасс или рядом с основными магистралями города. Центральный и Железнодорожный районы обладают высокоразвитой инфраструктурой, что делает привлекательными девелоперские проекты. Земельные участки здесь в основном предназначены для строительства административных зданий и многофункциональных комплексов. Расположение этих объектов характеризуется удобными транспортными потоками во все районы города.
На рисунке 1 показаны цены на землю по районам города в 3 квартале 2021 года
Рисунок 2.1 - Средняя цена земельных участков по районам, тыс. р. за 100 м2
По сравнению с началом года, повышение средних удельных цен предложения земельных участков наблюдалось в трех районах: в Дзержинском, Октябрьском районах (на 30 % и 49 % соответственно, вблизи с активными строительными площадками ведущих строительных компаний города) и в Первомайском районе (на 74 %, что связано с увеличением числа предложений земельных участков в промышленных зонах со всеми коммуникациями). В остальных районах средние цены или показали заметное снижение, или незначительное повышение.
В 3-м квартале 2021 г. основной объем предложения (54 %) составляют участки средние по площади-от 0,1 до 0,25 га, от 0,5 до 1 га и от 0,25 до 0,5 га, имеющие удобный подъезд, поскольку находятся недалеко от крупных транспортных магистралей. Они же показывают наиболее высокие средние удельные цены. В то же время категория больших участков - от 5 до 10 га и свыше 10 га является наименее представленной в структуре предложения по объему - по 4 %. Если не брать в расчет участки больших размеров расположенных в удаленных районах, то средний размер предложения земли в городе составляет 0,6 га [5].
Большинство предложений - это участки для строительства производственно-складских комплексов, зданий административного значения и участки под строительство автосервисов. Следует заметить, что в докризисный период участки под строительство СТО и складских помещений также превалировали, а в кризис наибольшая доля приходилась на земли под строительство административных зданий.
На рисунке 2 показаны цены по назначению земли в 3 квартале 2021 года
Рисунок 2 - Средняя цена земельных участков по типам, тыс. р. за 100м2
Наиболее высокие средние удельные цены наблюдаются для участков, предназначенных для строительства административных зданий и многоквартирных жилых домов. Большинство предложений участков в Центральном и граничащих с центром районах обладают развитой инфраструктурой и стабильно высоким потоком людей. На рынке наблюдается увеличение предложения участков с готовой проектной документацией под строительство объектов жилой и коммерческой недвижимости. Есть участки, практическое освоение которых уже началось (подведена часть или все коммуникации, с недостроем на той или иной стадии). Примечательно, что цена на земельные участки под малоэтажное жилищное строительство в Новосибирске и НСО относительно низкая. В продажу предлагаются очень разные с точки зрения освоения участки - часть из них - земли поселений с подведенными коммуникациями, но большинство - земли сельхоз назначения или лесные массивы без коммуникаций.
Предложений на рынке земельных участков хватает, но найдут ли они своих покупателей - сказать трудно. По данным Главного управления Банка России по Новосибирской области, на ипотечном рынке региона работает все больше кредитных организаций, (за 9 месяцев текущего года число кредитных операторов выросло вдвое), но одними банковскими кредитами застройщикам не обойтись. Нужна поддержка государства, заинтересованность в развитии и софинансирование собственников и стратегических инвесторов [5].
В 2016-2017 году был очень активный рост рынка коммерческой недвижимости. Окупаемость проектов составляла 5-7 лет, поэтому привлекала многих инвесторов. Спекулятивные вложения в земельные участки могли приносить доход в несколько сотен процентов годовых. Поэтому строительные компании скупали земли «впрок», появлялись все новые и новые строительные площадки. Для вложений привлекались не только собственные средства, но и кредитные ресурсы.
Рынок земельных участков Новосибирска наиболее «просел» в кризис и до сих пор не восстанавливается. Об этом свидетельствует обзор итогов минувшего года, подготовленный аналитическим центром компании «Сибакадемстрой Недвижимость» По данным аналитиков, на конец 2021 года средняя удельная цена предложения земельных участков в Новосибирске составляла 3,95 тыс. р. за 1 м2., что на 13 % меньше, чем в конце 2020 года. По сравнению с докризисным максимумом средняя удельная цена уменьшилась на 45,8 %. Наиболее высокие средние цены на земельные участки наблюдаются в Железнодорожном районе. В 2021 году повышение цен на земельные участки наблюдалось в трех районах: в Дзержинском, Октябрьском - на 30 % и 49 % и в Первомайском районе - на 74 %. В первых двух случаях аналитики связывают рост с активной застройкой районов рядом ведущих строительных компаний, а в последнем - с увеличением числа предложений участков в промышленных зонах с полным набором коммуникаций. Наиболее высокие средние цены наблюдаются для участков под административные здания и жилые высотки. При этом участки под малоэтажное строительство предлагаются почти вдвое дешевле, чем год назад. Ещё ряд аналитических таблиц связанных со стоимостью м2 строящегося жилья приведены в Приложении А. В настоящее время жилые дома активно строятся, темпы строительства на данный момент больше чем в 2020 г и 2021 г. поэтому спрос на земельные участки под строительство жилых домов в городе Новосибирске есть. Благодаря различным программам государственной поддержки люди могут себе позволить покупку жилья, в основном недорогого, о чём свидетельствует статистика .Более половины всех сделок проходят в ценовой категории до 1,5 млн. р., что при текущих ценах соответствует «средней» квартире в 38 м2. Надо заметить, что в ближайшие месяцы эта тенденция продолжится: среди заявок от покупателей новостроек 56% приходится на желающих купить однокомнатные квартиры .
Мэром Новосибирска подписано постановление, утверждающее Положение «О градостроительном зонировании территории города Новосибирска». Начиная с 2001 года, вся территория Новосибирска будет разделена на зоны в соответствии с назначением: функциональным, строительным, ландшафтным.
По функциональному назначению различаются следующие виды зон: рекреационные, общественно-деловые, жилые, производственные. Сюда же относятся зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов. По строительному назначению зоны разделяются в зависимости от плотности и высоты застройки. Виды зон по ландшафтному назначению определяются в зависимости от организации поверхности земли (застроенные зданиями, незастроенные с искусственным покрытием, с растительным покровом и водные), в процентах от площади участка.
При определении видов функционального, строительного и ландшафтного назначения зон должны соблюдаться требования сохранения объектов историко-культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.
Согласно постановлению, разработкой документации по зонированию будет заниматься главное управление архитектуры и градостроительства мэрии. На сегодняшний день уже выполнен первый этап - определены зоны индивидуального жилищного строительства во всех районах Новосибирска. Корректировка схемы зонирования проводится регулярно раз в восемь лет либо раньше срока, если вносятся предложения со стороны мэра Новосибирска или городского Совета депутатов.
Современный Новосибирск подразделяется на 10 административных районов. Официального административного деления районы не имеют. Однако исторически сложилось неофициальное деление каждого района на жилмассивы, микрорайоны и посёлки в черте города. Это деление довольно условное: не все жилмассивы имеют определённые границы, и эти границы не всегда совпадают с официальными границами районов. Численность населения и площадь административных районов Новосибирска на 1 января 2020 года.
Таблица 1 - Численность населения и площадь административных районов Новосибирска
Район |
Площадь, км² |
Население, чел. |
1. Дзержинский |
41,3 |
166 318 |
2. Железнодорожный |
8,3 |
62 494 |
3. Заельцовский |
83 |
141 317 |
4. Калининский |
46,2 |
186 495 |
5. Кировский |
52 |
173 837 |
6. Ленинский |
70,3 |
283 757 |
7. Октябрьский |
57,6 |
200 182 |
8. Первомайский |
71,7 |
76 215 |
9. Советский |
76,7 |
134 020 |
10. Центральный |
6,4 |
74 286 |
Дзержинский район.
Первоначальное название района — Ипподромский, затем—Горнозаводской. В современных границах — с 1980 г.
Протяженность на восток — 5,5 км, на север — 5 км.
Основные улицы: пр. Дзержинского, Авиастроителей, Кошурникова, Бориса Богаткова.
Железнодорожный район.
Основные улицы: Вокзальная магистраль, Ленина, Челюскинцев, просп. Димитрова.
По территории проходит более 80 улиц и переулков. Общая протяженность улиц - 42 км.
Заельцовский район.
Протяженность на восток – 7.8 км, на север более 4 км.
Основные улицы: Дуси Ковальчук, Красный проспект, Жуковского, Кропоткино.
В районе действует 2 станции метрополитена, автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты.
Калининский район.
Протяженность на восток 7 км на север 5 км.
Основные улицы: Богдана Хмельницкого, Учительская, Объединения, Курчатова.
Общая протяжённость 75 км.
На территории проходят троллейбусные, трамвайные, автобусные маршруты.
Кировский район.
Протяженность на восток — 8 км, на север — 7 км.
Основные улицы: Сибиряков-Гвардейцев, Зорге, Петухова, Немировича-Данченко.
Ленинский район.
Район выделен из состава Кировского района в декабре 1971
Протяженность па восток — 8 км, на север — более 8 км.
Основные улицы: проспект Карла Маркса, Ватутина, Титова, Станиславского, Станционная.
Октябрьский район.
Протяженность на восток — 5 км, на север — 9 км.
Основные улицы: Кирова, Восход, Бориса Богаткова, Большевистская, Никитина.
В районе действуют 2 станции метрополитена, 3 трамвайных, 12 троллейбусных и 23 автобусных маршрута.
Первомайский район.
Район расположен в южной части города Новосибирска на территории водораздела рек Обь и Иня. Центральная часть территории занята городскими лесами.
Советский район.
Протяженность на восток — 12 км, на север — до 10 км.
Основные улицы: Приморская, Часовая, Русская, проспекты Строителей, Академика Лаврентьева
В районе действует автобусные маршруты.
Центральный район.
Протяженность на восток — 1,5 км, на север — более 2 км.
Основные улицы: Красный проспект, Советская, Ленина, Гоголя.
В районе проходят: трамвайные, троллейбусные и автобусные маршруты, действуют 3 станции метрополитена.
Экономика Новосибирска характеризуется высокой степенью диверсификации, что обеспечивает ей устойчивость и высокую эффективность. Основными отраслями экономики являются промышленное производство, торговля, транспортировка и хранение, строительство, связь, наука и научное обслуживание.
Основные показатели социально-экономического развития города Новосибирска в 2018 — 2020 годах*
(по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области)
Таблица 2 - Основные показатели социально-экономического развития
*- без субъектов малого предпринимательства.
По оценке мэрии города Новосибирска, численность трудовых ресурсов в 2020 году составила 1 056,3 тыс. человек (65,2 % от численности населения города Новосибирска), численность занятых в экономике города — 800,3 тыс. человек.
Экономическими ресурсами развития Новосибирска как муниципального образования являются имущество, земля и финансовые средства. Главная задача управления и распоряжения муниципальной собственностью и городскими землями — повышение эффективности использования, привлечение доходов в бюджет города, выработка и реализация единой политики в области земельных и имущественных отношений, направленной на решение вопросов местного значения и на перспективное развитие города.
Документами, регулирующими градостроительную деятельность на территории города, являются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Новосибирской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, генеральное территориальное планирование, градостроительная и землеустроительная документация, градостроительный кадастр, мониторинг объектов градостроительной деятельности.
Градостроительная документация может разрабатываться на конкурсной основе.
Градостроительная документация подлежит рассмотрению архитектурно-градостроительными советами при органе архитектуры и градостроительства администрации выборочно (в зависимости от значимости проектируемого объекта строительства).
Утвержденная в установленном порядке градостроительная документация представляет собой правовой акт, исполнение которого обязательно для всех субъектов градостроительной деятельности.
Внесение изменений в утвержденную градостроительную документацию любого вида осуществляется только по решению органов, утвердивших соответствующую градостроительную документацию, при условии ее опубликования и проведения обсуждения с участием населения, интересы которого затрагиваются в результате таких изменений.
Градостроительная документация является собственностью заказчика и после ее утверждения один экземпляр безвозмездно передается в соответствующий орган архитектуры и градостроительства администрации области для регистрации и хранения.
Для разработки градостроительной документации
1. Градостроительное планирование развития территории области осуществляется посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории области, частей территории области, территорий муниципальных образований и об их застройке.
2. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории области включает в себя:
а) территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории области;
б) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов области (за исключением случаев, когда район является муниципальным образованием);
в) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития пригородных зон;
г) территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования.
3. Градостроительная документация для территорий муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
4.Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий муниципальных образований включает в себя:
а) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (в случаях, когда район является муниципальным образованием), сельсоветов области, иных муниципальных образований, объединяющих в своих границах несколько поселений;
б) генеральные планы городских и сельских поселений;
в) проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;
Дополнительно к основной градостроительной документации могут разрабатываться и иные виды градостроительной документации: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития групп районов или групп муниципальных образований; проекты планировки зон нефтегазодобычи; проекты планировки промышленных узлов; схемы упорядочения существующей застройки в промышленных районах; проекты планировки пригородных зон, технополисов, групповых систем населенных мест; генеральные планы национальных парков; схемы развития отдыха и туризма; проекты реконструкции районов исторической застройки, охраны памятников истории и культуры; схемы развития транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, монументального художественного и рекламного оформления территорий муниципальных образований, защиты территорий от опасных геологических процессов и другие виды градостроительной документации, уточняющие и конкретизирующие решения, заложенные в основной градостроительной документации.
Положения дополнительных видов градостроительной документации должны быть основаны на положениях основных видов градостроительной документации и не вступать в противоречие с ними.
Финансирование разработки дополнительной градостроительной документации осуществляется за счет средств заказчиков.
Программа «Формирование современной городской среды»
В целях улучшения условий проживания населения города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169, Методическими рекомендациями по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 – 2022 годы», утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 № 691/пр, .руководствуясь Уставом города Новосибирска.
Приоритетными направлениями деятельности по гармонизации городской пространственной среды, улучшению архитектурного облика Новосибирска, совершенствованию градостроительного искусства, городского дизайна и ландшафтной архитектуры являются:
создание гармоничной и сомасштабной человеку архитектурно-пространственной среды;
комплексное благоустройство, озеленение, цветовое и световое оформление города.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469 утверждены Правила благоустройства территории города Новосибирска, содержащие необходимый и достаточный набор инструментов, способствующих совершенствованию состояния городской среды.
Показателем уровня благоустройства территории города Новосибирска является состояние дворовых территорий, общественных территорий, архитектурного облика города Новосибирска, индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения.
Муниципальная программа "Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска" на 2018 - 2022 годы
Масштабная инвентаризация земель и земельных участков в городе Новосибирске не проводилась за всю его современную историю, в связи с чем у органов местного самоуправления отсутствуют достоверные, актуальные данные об использовании земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска, что является существенным ограничением для обеспечения их эффективного использования. Так, по имеющейся в настоящее время информации, из всей площади территории города Новосибирска площадь сформированных и переданных правообладателям земельных участков составляет 45%.
Программа направлена на решение имеющихся проблем и повышение качества и эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами на территории города Новосибирска, а также на комплексное решение задач, поставленных органом местного самоуправления города Новосибирска.
Реализация Программы позволит вовлечь земли и земельные участки, расположенные в границах города Новосибирска, в гражданский оборот, в том числе в результате выявления бесхозяйных, неиспользуемых, используемых без правоустанавливающих документов, используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием
земельных участков, а также систематизации и актуализации планово-картографических материалов и иных данных в отношении земель и земельных участков.
Для решения обозначенных задач применяется программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, который позволяет проводить планомерную работу по формированию благоприятных условий для повышения эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами на территории города Новосибирска, а также контролировать исполнение мероприятий Программы для достижения поставленной цели и определенных значений целевых индикаторов
Сокращение удельного веса муниципальных земель и увеличение частных сдерживает возможности градостроительной реконструкции, весьма существенно влияют на развитие планировочных структур городов. Меняются и принципы их технической эксплуатации - содержание застройки, благоустройство территорий, поддержание в рабочем состоянии конструкций зданий, инженерных систем и элементов внешнего благоустройства.
Городские власти стремятся избавиться от монополизма муниципальных жилищно-эксплуатационных служб. Для повышения эффективности пытаются создать конкурентную среду на рынке услуг за счет привлечения частных организаций.
Существует несколько форм управления эксплуатацией. Например, жилые здания могут эксплуатировать сами жильцы, объединившиеся в ТСЖ. Возможна и передача функций управления юридическому лицу, имеющему лицензию, которой подтвержден допуск к работам по техническому обслуживанию и текущим ремонтам.
При значительных объемах недвижимости прибегают к третьей форме - передаче функций управления муниципальным специализированным организациям, например Дирекции единого заказчика. Может быть принята и четвертая форма, когда функции управления на договорных началах берет на себя частная организация, владеющая соответствующей лицензией.
Привлечение к эксплуатации частных юридических и физических лиц требует от государства разработки единой технической и экономической политики.
Техническое нормирование должно определять качество услуг. Необходимо, во-первых, создать нормативные ограничения, с одной стороны препятствующие уменьшению ответственности поставщиков услуг. С другой стороны, нормативы должны гарантировать потребителям хорошее обслуживание в пределах заданных параметров независимо от региона и обслуживающей организации.
В современных условиях нужен всесторонне продуманный алгоритм решения градостроительных проблем.
Таким алгоритмом может служить градостроительное планирование, выполняемое на всех уровнях проектирования. Также необходим действенный контроль со стороны властей, проектно-планировочных и общественных организаций.
Техногенные преобразования, функциональное зонирование территорий и принятие решений о строительстве или трансформации отдельных объектов города нужно рассматривать прежде всего с точки зрения благоприятного разрешения существующих в нём социальных, санитарно-гигиенических и экологических проблем.
1. Алексеев, Ю. В. Эволюция градостроительного планирования поселений. В 2 томах. Том 1. Общие представления о градостроительстве, промышленная революция, индустриальное производство. Учебник / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2014. - 368 c.
2. Ботук, Б.О. Канализационные сети / Б.О. Ботук, Н.Ф. Федоров. - Москва: Машиностроение, 2015. - 342 c.
3. Евтюков, С. А. Пневмотранспортное оборудование в строительной индустрии и строительстве / С.А. Евтюков, М.М. Шапунов. - М.: ДНК, 2016. - 360 c.
4. Климухин, А. Г. Тени и перспектива / А.Г. Климухин. - М.: Стройиздат, 2012. - 200 c.
5. Крогиус, В. Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия / В.Р. Крогиус. - М.: Прогресс-традиция, 2015. - 408 c.
6. Крылов, Н. А. Радиотехнические методы контроля качества железобетона / Н.А. Крылов, В.А. Калашников, А.М. Полищук. - М.: Издательство литературы по строительству, 2013. - 380 c.
7. Лаппо, Г. М. Города России. Взгляд географа / Г.М. Лаппо. - М.: Новый хронограф, 2012. - 504 c.
8. Мелуа, А. И. Инженеры Санкт-Петербурга. Энциклопедия / А.И. Мелуа. - М.: Издательство Международного фонда истории науки, 2012. - 857 c.
9. Методика архитектурного проектирования. - М.: Издательство литературы по строительству, 2014. - 224 c.
10. Нойферт, Эрнст Строительное проектирование / Эрнст Нойферт. - М.: Архитектура-С, 2015. - 500 c.
11. Пейзер, Ричард Профессиональный девелопмент недвижимости. Руководство ULI по ведению бизнеса / Ричард Пейзер , Дэвид Гамильтон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 592 c.
12. Пледжер, Д. Техника сноса зданий / Д. Пледжер. - М.: Стройиздат, 2015. - 670 c.
13. Проект Россия. Парки, №69(03), 2013 (+ DVD-ROM). - М.: ООО "Объединенные проекты", 2013. - 276 c.
14. Пэйфу, Сюй Проектирование современных высотных зданий / Сюй Пэйфу и др. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2015. - 480 c.
15. Рекомендации по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ. - М.: НЦ ЭНАС, 2013. - 331 c.
16. Официальный сайт города Новосибирск https://novo-sibirsk.ru/
Приложение А
Районы города Новосибирска
Приложение Б
Приложение В