Будем благодарны если Вы поддержите проект
Введение..................................................................................................... 2
1. Теоритические аспекты логистических рисков в цепях поставок........ 4
1.1 Сущность и классификации рисков....................................................................... 4
1.2 Риски логистической и нелогистической природы.............................................. 6
2. Система управления рисками в цепях поставок на товарных рынках 11
2.1 Актуальные вопросы управления логистическими рисками............................ 11
2.2 Модель управления рисками в логистической цепи поставок на примере строительной отрасли.............................................................................................................................................. 26
2.3 Современные проблемы управления логистическими рисками в цепях поставок 31
Заключение.............................................................................................. 35
Список литературы................................................................................. 37
Актуальность темы исследования. Эффективность функционирования российской экономики в современных условиях хозяйствования во многом зависит от использования логистических методов управления в транспортной системе.
Управление рисками в логистической цепи поставок - сложная многоаспектная задача, решаемая в процессе выявления, оценки рисков и принятия мер по защите от них. В результате её решения, возможно сбалансировать потенциальные потери и выгоды, избежать дорогостоящих ошибок и обеспечить стабильную работу логистических цепей.
Отсутствие теоретических исследований в сфере управления логистическими рисками при перевозке грузов обусловило актуальность темы и ее практическое значение.
Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в развитии теоретических положений и разработке методических рекомендаций по управлению рисками в логистических процессах.
Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение выбранного комплекса задач, отражающих общую логику исследования:
- классификация логистических рисков;
- выявление факторов, влияющих на логистические риски;
- исследование аутсорсинга как эффективного способа уменьшения логистических рисков в цепях поставок;
- система оценки рисков в чрезвычайных условиях.
Объект исследования - материальные и сопутствующие им потоки в логистических цепях поставок товаров, функционирование которых сопряжено с рисками.
Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся в процессе рационализации управления логистическими рисками при перевозке грузов.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы, базирующиеся на современном классическом подходе теории рисков, исследовались и нашли отражение в трудах ученых Е.И. Алехина, А.Ю. Беликова, H.H. Брушлинского, Я.Д. Вишнякова, Н.И. Радаева, В.А. Романова, С.Р. Соколова, М.В. Терского, A.C. Шапкина, и др.
Вопросам формирования теории и методологии логистических рисков посвящены работы А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Г.Л. Бродецкого, М.Г. Григорян, Г.А. Кононова, И.А. Пузановой, Т.А. Родкиной, А.Н. Стерлигова, в том числе, на транспорте: A.B. Григорьева, Л.Б. Миротина, А.Ю. Михеева, K.P. Мхитарян, В.В. Троилина, В.П. Федько.
Несмотря на значительную теоретико-методологическую базу классификации логистических рисков, вопрос управления рисками прикладных видов деятельности, обеспечивающем значительный объем межконтинентальных перевозок грузов (товаров), изучен недостаточно.
Можно выделить две глобальные группы рисков: Риски макросреды, в которые входят риски расширенной цепочки поставок, а последние включают еще и операционные риски. [1]
Функциональные риски.
Риски макросреды оказывают влияние на всю цепочку поставок — это экономические кризисы, ограничения доступности сырья, политическая нестабильность, новые требования законодательства, стихийные бедствия. Риски расширенной цепочки поставок — риски поставщиков и их подрядчиков, риски компаний, предоставляющих услуги аутсорсинга, риски потребителей. Операционные риски (в собственной цепи поставок) — риски при планировании, закупках, производстве, запуске нового продукта, поставках.
Функциональные риски («смежных» бизнес-процессов, организации и инфраструктуры) — риски некорректной юридической, налоговой поддержки, подбора персонала, ІТ-поддержки.
И чем сложнее цепочка поставок, тем больше рисков нужно учитывать при ее управлении: зависимость от поставщиков сырья и услуг (например, логистических); зависимость от инфраструктуры; меньше времени реагирования на сбои в расширенной цепи поставок; больше цена любой ошибки управления SCM; IT. Стоимость рисков становится критичной для руководителей компаний, причем две третьих компаний испытали срывы в цепи поставок за последний год, что влечет за собой снижение доходности, увеличение простоев, задержки поставок, репутационные потери и т.д. По словам руководителей, наиболее критичными для компаний рисками стали скачки спроса (неготовность компаний справиться с резкими его снижениями и повышениями), увеличение затрат, упущенная выгода, повышение налогов, что привело к снижению маржи. Чтобы оптимизировать цепочку поставок, SCM успешно применяют комплексные технологии и методы оптимизации, такие как JIT, Lean 6 Sigma, Just in Time, аутсорсинг, интеграцию поставщиков и клиентов в «расширенной цепи поставок», мульти-канальные розничные цепи поставок и др. А для минимизации рисков используют:
Адаптивную цепочку поставок (производственно-логистическую сеть, в которой множество предприятий (изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли) взаимодействуют и используют все современные методы и технологии, чтобы сделать цепь поставок гибкой, устойчивой, эффективной и конкурентоспособной с целью повышения уровня сервиса, минимизации затрат и повышения прибыльности бизнеса). Планы действий на случай непредвиденных обстоятельств. Развитие многоцелевой рабочей силы (универсальные сотрудники эффективны во время изменения бизнес-среды и способны обеспечить рост компании). Развитие способности оперативно влиять на изменение спроса.
Гибкое перепланирование товаропотоков (продажи непосредственно зависят от спроса, который сейчас значительно колеблется, поэтому поставщикам нужно оперативно реагировать на эти изменения. В таких условиях компании, особенно поставщики скоропортящейся продукции, автоматизируют процесс планирования и проводят перепланирование каждый день, чтобы не допустить out of stock и overstock). Повышение возможности сохранять репутацию бренда. Развитие процессов SRM и CRM (система управления взаимодействием с клиентами становятся все актуальней). Участие в мероприятиях по лоббированию, чтобы установить нужные связи и повлиять на принятие выгодных официальных решений. Хеджировнаие (принятие мер, нацеленных на страхование рисков на финансовых рынках). При этом SCM нередко сталкиваются с различными сложностями, среди которых нужно отметить:
1) нехватку выстроенного межфункционального общения;
2) высокий уровень затрат на внедрение стратегий управления рисками;
3) нехватку информации о рисках, необходимой, чтобы оправдать инвестиции;
4) отсутствие прозрачности цепи поставок;
5) неготовность оценить выгоды от внедрения стратегий управления рисками;
6) отсутствие системы управления/владения рисками;
7) отсутствие система КПЭ, стимулирующей управление рисками;
8) нехватку поддержки высшего руководства компании;
9) отсутствие в компании определения рисков цепи поставок.[2]
Для цепи поставок конкретных товаров или се участника соответствует своя система рисков, которая формируется в зависимости от выполняемых логистических функций (транспортировка, складирование, управления закупками и т.д.), отраслевой принадлежности, масштаба деятельности (местный, региональный, национальный, международный, глобальный), применяемых технологий, выбранных стратегий развития и ряда других факторов.
В логистических системах и цепях поставок проявляются риски логистической и нелогистической природы. Логистические риски — это риски выполнения логистических операций в транспортировке, складировании, грузопереработке, управлении запасами и риски логистического менеджмента, возникающие на разных уровнях декомпозиции логистической системы.
Рис. 1.1. Стратегическая SCOR-карта цепи поставок (пример):
Нелогистические риски — это внешние по отношению к логистике предприятия риски, вызванные природно-естественными, экологическими, политическими, рыночными, социальными причинами, и риски, характерные для любой сферы менеджмента, связанные с причинением вреда основным фондам административно-управленческого назначения, несчастными случаями, увольнением и смертью персонала и др.
Рассмотрим риски, характерные для разных видов логистической деятельности и встречающиеся на практике. Анализ рисков произведен на основе изучения практики выполнения логистических операций рядом компаний.
Риски транспортировки. Значимость транспортировки в цепях поставок трудно переоценить, от нее зависит продолжительность выполнения заказа потребителя, надежность цепи поставок, затраты и многие другие параметры. Операции, выполняемые в транспортировке, сопряжены с различными рисками. Результаты анализа причин рисков транспортировки представлены в табл. 9.12.
Риски складирования. При выполнении логистических операций хранения, переработки, перемещения товаров на складе существуют объективные риски, аналогичные рискам транспортировки. Главным образом, это потери:
Эффективность логистических функций зависит от качества работы менеджеров, их квалификации, аналитических способностей, выбора методов принятия решений. Следовательно, часть рисков выполнения логистических функций являются субъективными по своей природе, зависящими от решений логистического менеджмента. Результатом действия этих рисков является прежде всего снижение дохода или рост расходов. Примером такой логистической функции является прогнозирование спроса или расхода.
Факторами риска в прогнозировании спроса являются:
Все перечисленные факторы риска могут привести к неточному определению прогноза спроса или расхода, что скажется па основных показателях эффективности логистической деятельности.
Таблица 1.1. Риски, возникающие при выполнении некоторых логистических операций[4]
Объект риска |
Риски логистических операций транспортировки |
||
перевозка (транспортирование) |
погрузка, разгрузка, перегрузка |
подготовка груза к перевозке |
|
Имущество, в том числе транспортные средства |
Повреждение, полная или частичная утрата. Причины: возгорание, авария (крушение, ДТП и т.д.), низкая квалификация водителя, противоправные действия третьих лиц |
Повреждение. Причины: ошибки персонала (водителей, грузчиков), падение Пауза |
|
перевозимые товары |
Повреждение, полная или частичная утрата, обесценение. Причины: авария, поломка транспортного средства, возгорание, неисправная тара, упаковка, неправильное размещение и крепление груза в транспортном средстве, противоправные действия третьих лиц, ошибки персонала |
Повреждение, обесценение. Причины: ошибки персонала, неисправность погрузочно-разгрузочной техники, нарушение технологии работ, кражи |
Повреждение, частичная утрата. Причины: пожар, неосторожность персонала, неисправность упаковочной техники, кражи |
Персонал |
Нанесение вреда жизни и здоровью водителя. Причины: возгорание, авария (крушение, ДТП и т.д.), противоправные действия третьих лиц |
Нанесение вреда жизни и здоровью водителя, грузчиков. Причины: падение груза, неисправность погрузочно-разгрузочной техники |
Нанесение вреда жизни и здоровью упаковщиков. Причины: пожар, неисправность упаковочной техники |
Ответственность |
Неизвестные на момент оценки лица, владелец груза (в случае привлечения логистического посредника). Причины: ДПТ, несоответствие массы или количества грузовых мест сопроводительным документам, ухудшение качества груза, нарушение сроков доставки |
||
Снижение дохода или прибыли, рост расходов |
Расходы на подачу подвижного состава в замену сломавшегося, штрафы за нарушение сроков доставки и т.д. |
Важность проблемы логистических рисков (или рисков в цепях поставок)[1] трудно переоценить. Так, результаты исследования, выполненного по инициативе корпорации Oracle[5], в России больше компаний-респондентов (77%) страдает от непредсказуемых сбоев (большая часть которых имеет искусственную природу) в «цепях создания ценности», чем в Европе (63%). При этом показатель производственных и строительных компаний – один из самых высоких (2-е место после транспортной отрасли, разделенное с предприятиями финансового сектора). Их российских респондентов лишь 29% заявили о том, что на их предприятии производится комплексная оценка рисков. Компании, которые сталкивались со сбоями в функционировании стоимостной цепочки в течение последних 12 месяцев, тратили в среднем 63 дня на то, чтобы восстановить нормальную работу после инцидента. Расходы компаний составляли в среднем 520 тыс. евро за инцидент и включали затраты, которые были связаны с потерянным сбытом и клиентами, отзывом товара с рынка, а также с мерами, предпринятыми для восстановления цепочки. В России эти расходы составляли 290 тыс. евро за инцидент, что ниже, чем в среднем по региону. Конечно, результаты такого исследования могут вызывать сомнения с точки зрения качественного состава респондентов (одинаковую анкету заполняли представители различных подразделений компании). Так же возникают вопросы по поводу вероятности различной интерпретации терминов и взаимосвязи параметров оценки. Однако подобные результаты подтверждает еще одно исследование, которое показало, что 75% респондентов не имеют полной информации о рисках и нарушениях в своей цепи поставок, причем это показатель сохраняется на протяжении нескольких лет.
Необходимо подчеркнуть, что приведенные выше исследования в основном ориентировались на изучение внешних, макро-рисков в цепях поставок. Альтернативные опросы выделяют в отдельную категорию риски связанные с операциями в цепях поставок. Так, в результате глобального исследования группы страховых компаний Allianz , проведенного в конце 2012 г., наиболее критичной из десяти важнейших рисков в бизнесе 2013 года была признана именно эта категория (Рисунок 1).
Рисунок 1 Top-10 бизнес-рисков 2013 года[6]
Такие результаты подтверждает исследование Deloitte. Опрос осуществлялся по группам рисков в цепи поставок. Наибольшую обеспокоенность респондентов вызывают риски, связанные с взаимодействием с партнерами по цепи поставок (63%), и «внутренние» риски, если суммировать результаты по важности рисков основных и обеспечивающих процессов в цепи поставок, реализуемых непосредственно фокусной компанией (46%+35%) – Рисунок 2. Наиболее часто отмечают проблемы, связанные с неопределенностью спроса и поведением конкурентов, и так же – ошибки при выполнении заказов и дефицит со стороны контрагентов (партнеров и поставщиков) в цепи поставок.
Рисунок 2 Ранжирование рисков в цепи поставок по степени значимости [7].
Большинство респондентов отмечают увеличение частоты (48% - рост, и 31% - незначительное увеличение/постоянство) и затрат (53% - рост, и 31% - незначительное увеличение/постоянство), связанных с наступлением рисковых событий. Здесь важно отметить еще один важный результат исследования: несмотря на то, что две трети компаний имеют программу по управлению рисками цепей поставок, только половина из их представителей считают ее эффективной. Связывают это в первую очередь с:
То, что даже лидеры глобального рынка не всегда эффективно управляют рисками в цепях поставок, свидетельствует еще одно исследование. По оценкам PWC за 2012 г. более 60% крупнейших глобальных компаний (из 209 исследованных) в результате сбоев в цепи поставок ухудшили показатели эффективности своей деятельности более чем на 3% (Рисунок 3).
Рисунок 3 Процент компаний, в цепях поставок которых сбои привели к ухудшению показателей эффективности более чем на 3%[8]
Целевых исследований рисков в цепях поставок, в т. ч. логистических рисков, компаний в России не проводится. Так, в ежегодном исследовании, «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний» вопрос о проблеме управления логистическими рисками не поднимается вообще. Косвенно проблеме контроля логистических рисков было посвящено «Исследование логистического контроллинга на российских предприятиях», выполненного в 2012-13 гг. Международным центром подготовки кадров в области логистики НИУ ВШЭ. В данном исследовании принимали участие и строительные организации (4%). На фоне высокой значимости задач контроля/снижения издержек, повышения уровня сервиса и скорости реакции логистики в компании, более чем в половине компаний система контроллинга отсутствует (54%), 31% компаний только делают первые шаги в данном направлении, при этом задачи по внедрению данной системы для оценки эффективности внутренней и внешней логистики отнюдь не являются приоритетными, занимая 9-е и 12-е места в «рейтинге» ключевых вопросов логистики (из 13). Кроме того, влияние управления логистическими рисками для улучшения основных показателей эффективности функционирования логистики в компании недооценено, о чем свидетельствует низкая важность таких целевых установок контроллинга как прозрачность логистических издержек и процессов, подготовка информации для принятия решений и минимизация рисков снабжения (Рисунок 4).
Рисунок 4 Важность целевых установок логистического контроллинга [9]
Первоочередными задачами управления рисками является идентификация и оценка рисков. Успешность решения данной задачи определяет эффективность всех последующих активностей: планирования реагирования на риск, мониторинга (измерения риска), реализации мероприятий (реакции на риск) и контроля. В связи с этим высокий уровень научно-методической базы управления рисками, и в первую очередь принятой терминологии и таксономии, во второй – методик идентификации причин и последствий риска, являются основным фактором повышения эффективности управления рисками в бизнесе.
Термин «логистический риск» за последнее десятилетие все чаще встречается в российской научной и аналитической литературе и уже прочно вошел в профессиональную лексику. Однако общепринятый подход к определению и таксономии данной категории, ее соотнесению с другими уже устоявшимися категориями рисков в бизнесе отсутствует. Зачастую такие понятия как «логистический риск», «риски в логистике», «риски (в) логистических систем (-ах)», «риски (в) логистической деятельности» и «риски (в) цепей (-ях) поставок» используются как синонимы. При попытках классификации логистических рисков рисковые ситуации в различных классификационных группах дублируются, классификационные признаки для выделения групп не выдерживаются, по одной или нескольким группам рисков могут быть отнесены и факторы, и источники, и причины риска, сама рисковая ситуация и ее последствия.
Так, в работе [10]риски в логистике определяются как «внешние факторы, влияющие на надежность системы. Сюда входят риски по надежности управления, надежности оперативного календарного планирования входящих и исходящих потоков, риски по оценке страховых (или нормативных) запасов».
Автор [11] определяет риск логистической деятельности (логистический риск используется в тексте как синоним) как ситуацию «возникновения потенциальных отказов (несоответствий) в бизнес-процессах по установленным событиям, критичность последствий которых, с позиции субъекта управления, исключает получение планируемого результата либо, наоборот, позволяет его превзойти при наличии альтернативных возможностей».
При рассмотрении проблемы рисков в теории логистики часто применяют существующие разработки риск-менеджмента, ориентируя популярные классификации экономических рисков к области исследования – конкретным участникам/звеньям логистических систем: поставщикам/ потребителям, провайдерам логистических услуг, производственным и торговым предприятиям, объектам производственно-логистической инфраструктуры, подразделениям. Так, по одному из мнений «логистические риски объединяют в себе различные виды рисков всех составляющих звеньев и элементов как в процессе изменения материальных, финансовых и информационных потоков, так и в процессе собственно управления рисками, возникающими в логистической системе»
Авторы [16] определяют границы логистических рисков в рамках совокупности коммерческих рисков, ограничивая их состав таможенными рисками, рисками срыва поставок, ущербами при выполнении логистических операций для каждого звена цепи поставок и т.д.. Так же выделяют специальные логистические риски, которые подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов и поэтому оговариваются в особых условиях договора страхования. При этом вне группы «логистические риски» выделяются «транспортные риски», которые, в свою очередь, разделяются на риски «каско» (источником риска являются транспортные средства) и «карго» (источником риска являются грузы, перемещаемые с помощью транспортных средств), которые некоторые авторы относят к категории логистических рисков. Так же авторами [16] был предложен подход к классификации рисков предприятия, основанный на логической цепочке «поток – процесс - системная характеристика - субъективный фактор» - основных составляющих экономической системы.
Попытка выделить «логистический риск» в отдельную категорию, дать определение этому термину и систематизировать виды логистических рисков в отечественной научной литературе была впервые предпринята в [4]. Так для формирования модели рисков логистики предлагается проводить работу по их выявлению на основе исследования технологии протекающих процессов в функциональных областях логистики и на разных уровнях логистического менеджмента с учетом разделения рисков на логистические и нелогистические. По мнению автора [4] «логистические риски – это риски выполнения логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций».
Автор [3] настаивает на вводе в научную базу логистики новой функциональную области логистики, а именно «логистику риска как теорию и практику управления потоками рисков на основе системного подхода». При этом рисковый поток определяется как «группа случайных ситуаций, возникновение которых связано с движением материальных или иных потоков и оказывающих влияние на характер потоковых процессов» . Риски в цепях поставок (и/или риски в логистических системах) классифицируются по «центрам риска», которыми выступают функциональные подсистемы (например, «складирование и хранение» и «сервис»), объекты инфраструктуры, ресурсы [11], а так же «в соответствии с процессным подходом» по уровням: операции, инфраструктура, звенья/узлы цепи поставок, логистическая система, окружение. Автором предложено использовать определение рисков в системах поставок как«фактор деятельности, характеризующийся определенными условиями возникновения, силой действия и ресурсного потенциала, выступающий одновременно индикатором, интегратором и регулятором состояния системы поставок. Риск представляет собой источник дополнительных возможностей, способ повышения конкурентоспособности системы поставок и ее субъектов путем устранения узких мест и концентрации на ключевых факторах успеха» [3].
Отечественными исследователями активно разрабатываются проблемы, касающиеся отдельных видов рисков, связанных с логистикой: транспортных (по видам транспорта, например, характерных для логистических предприятий, аутсорсинга логистики, снабжения, кадровых, управления запасами, складирования и пр. Для зарубежных исследователей данный этап уже пройден [16] – Рисунок 5. В большинстве научных и исследовательских работах используется термин «риск цепей поставок» (supply chain risk), а не «логистический риск» или его вариации, аналогичные рассмотренным выше. Различия в подходах зарубежных и отечественных исследователей можно объяснить точки зрения стадий развития концепций логистики и управления цепями поставок, характерных для научных центров и компаний разных стран.
Рисунок 5 Фокус исследования рисков в цепях поставок
Можно выделить два основных подхода к определению категории «риск цепей поставок»:
1) незапланированное изменение или нарушение потоков информации, материалов, продукции, денег между участниками цепи поставок (например, [5, 10]);
2) незапланированное ухудшение параметров функционирования (эффективности) цепи поставок
Т.е. вопрос различия терминов заключается в определении того, что является рисковым событием, что фактором риска, что его последствием. В зависимости от принятого определения выделяются и различные факторы (группы)/источники рисков цепей поставок. Предложенные классификации рисков цепей поставок призваны определить границы категории риска цепи поставок и выделить ее из множества других рисков в бизнесе.
Классификация рисков осуществляется исходя из воздействия факторов внешней и внутренней среды цепей поставок на тот или иной тип потока в цепях поставок:
Некоторые исследователи [3] относят проблемы искажения информации, наряду с решениями контрагента об изменении условий договора (в т.ч. повышение цен на продукты/услуги), о разрыве договора и смене потребителя, нарушения условий поставки сторонами, вовлеченными в процесс снабжения или распределения, к другой категории рискам в цепях поставок – рискам координации (взаимодействия между подразделениями компании, компанией и ее поставщиками, потребителями и другими контрагентами с целью обеспечения производства и доведения продукта до конечного потребителя по цепи поставок с максимальной выгодой для всех участников. Так же выделяются «инновационные риски» - риски сквозных процессов взаимодействия между фокусной компанией, ее поставщиками и клиентов, направленные на изыскание перспективных способов развития и обеспечения продаж продуктов или услуг. К данной категории относят риски выбора рынка/ рыночной стратегии, появления новых технологий, как производства основной продукции, так и сопутствующего логистического обеспечения (новые преимущества конкурентов по управленческим методам, операционным технологиям и затратам).
Согласно одной из классификаций рисков цепей поставок (Рисунок 6), основанной на первой предпосылке, источники рисков делятся на управляемые (на которые может оказывать влияние фокусная компания) и неуправляемые.
Рисунок 6 Источники риска цепей поставок [12]
Внешние риски:
Внутренние риски: