Оглавление
Введение………………………………………………………………………….….4
Глава 1. Теоретические основания изучения связи стилей семейного воспитания и фрустрации базовых потребностей……......…………………….…6
1.1. Подходы к определению базовых потребностей и фрустрации………....….6
1.1.1. Подходы к определению понятия «Фрустрация»…..……………………...6
1.1.2. Психологические теории потребностей…………………………….….…...9
1.1.3. Теория А. Маслоу………………………………………………………...….13
1.2. Стили семейного воспитания…………………………………………………18
1.2.1. Стили семейного воспитания в зарубежных теориях…………………......18
1.2.2. Стили семейного воспитания в теории Э. Г. Эйдемиллера….…………...24
1.3. Психологические особенности и основные потребности подросткового возраста………………..…………….....………………………………….…...…...30
Выводы по теоретической части……………………………………………….…35
Глава 2. Исследование взаимосвязи деструктивных стилей семейного воспитания и фрустрации базовых потребностей детей………………………...36
2.1. Рабочая концепция исследования………………………………………….....36
2.2. Программная часть исследования…………………………………...……….38
2.2.1. Организация исследования…………………………………………..……..38
2.2.2. Обоснование методов и методик……………………………...……………39
2.2.3. Обоснование и описание процедуры исследования………………………40
2.2.4. Обоснование и описание выборки…………………………………...……..40
2.2.5. Описание методов статистического анализа………………...…………….41
2.2.6. Анализ и обсуждение результатов………………………...………………..41
Выводы ……………………………………………………………………………..91
Заключение………………………………………………………………………….92
Список использованных источников…………………………………………..….94
Приложения………………………………………………………...…………….....97
Семья играет важную роль в формировании личности человека, усвоении им социальных ролей и адаптации в обществе. Детско-родительские взаимоотношения влияют на будущее ребенка, на формирование его поведения и личности. Зачастую причиной деструктивного поведения ребенка выступают его привычные реакции на стиль воспитания в его семье
У подростков могут возникать фрустрационные состояния, вызывающие препятствия для преодоления жизненных кризисов и достижения поставленных целей. Семья является одним из факторов удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка или подростка.
Так как подростковый возраст является наиболее пластичным, и ребенок в этом возрасте претерпевает личностные изменения, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений, в частности, стилей семейного воспитания и фрустрации базовых потребностей подростка позволяет нам с наименьшей травматичностью для личности простроить профилактические корректирующие мероприятия, направленные в зависимости от ситуации либо на изменение стилей воспитания родителей, либо на изменение отношения к ним подростка для того чтобы избежать фрустрации базовых потребностей и дальнейших последствий фрустрации.
Деструктивное поведение подростков разные авторы в своих работах связывают с фрустрацией потребностей. Несмотря на это в данной теме остается много неясного. Нет теоретической и практической информации о том, какие стили воспитания фрустрируются у подростков с деструктивным поведением и какие конкретно потребности фрустрируют реализуемые родителями стилях семейного воспитания. Данная работа посвящена заполнению пробелов в знаниях о фрустрации потребностей подростка и связи фрустрации с деструктивными стилями воспитания в семьях подростков.
Изучение фрустрации потребностей представлено в работах А. Маслоу, Н.Д. Левитова, С. Розенцвейга, Н. Майера, А. Налчаджяна, Дж. Долларда, К.И. Юровой, В. Франкла, Т. Дембо. Изучением базовых потребностей человека и влияние их на жизнь занимались Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Райан, Э. Деси, Г. Мюррей, К. Альдерфер, Д. Макклеланд, С.Б. Каверин. На изучение стилей семейного воспитания и их влияния на личность ребенка были направлены работы Э. Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис, Е. А. Личко, В. И. Гарбузова, А. Болдуина, Д. Баурминд, Э. Маккоби, Д. Мартина, Е. Шафера.
Объект исследования: фрустрация базовых потребностей подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь деструктивных стилей семейного воспитания и фрустрации базовых потребностей подростка.
Гипотеза исследования: чем более выражены деструктивные стили воспитания, тем больше выражена фрустрация базовых потребностей подростков.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь стилей семейного воспитания и фрустрации базовых потребностей подростков.
Задачи исследования:
1. Определить основные подходы к понятию потребностей и фрустрации потребностей.
2. Рассмотреть основные подходы к изучению стилей семейного воспитания и их виды.
3. Исследовать взаимосвязь деструктивных стилей воспитания и фрустрации базовых потребностей подростков.
При решении поставленных целей и задач нами были использованы общенаучные теоретические методы исследования: анализ полученной теоретической информации, метод классификации, методы сравнения, обобщения представленного материала в различных исследованиях по тематике нашей работы.
Для решения эмпирических задач мы использовали тестовые психодиагностические методики. Для анализа полученных результатов мы использовали статистические методы выявления корреляционной зависимости, а также сравнение статистических различий
В ходе эмпирического исследования были изучены стили семейного воспитания, а также отношение младших подростков к родительским методам воспитания. Была установлена закономерность между ними.
Фрустрация базовых потребностей ребенка приводит к девиантному поведению, неправильному развитию личности, формирует депрессивные состояния.
В ходе эмпирического исследования были исследованы стили семейного воспитания, а также отношение младших подростков к родительским методам воспитания.
В ходе исследования были выявлены как степень фрустрированности (удовлетворенности), так и вид базовых потребностей ребенка.
Для младшего подросткового возраста наиболее актуальны потребность в автономии, потребность в компетентности и социальная потребность, что подтвердилось при исследовании, т.к. значимые различия чаще всего встречались по шкалам потребности в автономии и потребности в компетентности.
Была установлена связь между стилями воспитания и фрустрацией базовых потребностей у подростков.
В виду того, что целью нашей работы было выявить взаимосвязь между деструктивными стилями воспитания и фрустрацией базовых потребностей младших подростков, мы выделили не только стили воспитания, как их описывают родители, но и исследовали оценку данных стилей самими подростками.
Исследование данной темы может быть продолжено в нескольких направлениях. Для дальнейшего исследования можно добавить выборку подростков с нормативными стилями воспитания и сравнить насколько уровень фрустрации потребности у подростков будет различаться при нормативных и деструктивных стилях семейного воспитания. В ходе нашего исследования была выявлено, что существует различие в воспитательных методах полных и неполных семей, но мы не занимались изучением данного вопроса. Дальнейшими исследованиями можно рассмотреть, как наличие или отсутствие отца в семье влияет на выбор деструктивного стиля воспитания, реализуемого родителями по отношению к подростку.