Содержание
Введение................................................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности организации................................................................................................................................................................6
1.1. Понятие, сущность и содержание маркетинга...........................................................................................................................................................................6
1.2. Маркетинговые исследования, проводимые в организации...........................................................................................................................................................................12
1.3. Методы исследования маркетинговой деятельности организации...........................................................................................................................................................................17
Глава 2. Оценка организации маркетинговой деятельности в ФК «Шинник»................................................................................................................................................................25
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации...........................................................................................................................................................................25
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации...........................................................................................................................................................................31
2.3. Анализ маркетинговой деятельность ФК «Шинник»...........................................................................................................................................................................42
Глава 3. Направления совершенствования управления маркетингом в ФК «Шинник»................................................................................................................................................................46
3.1. Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности организации...........................................................................................................................................................................46
3.2. Анализ социальных сетей ФК «Шинник»...........................................................................................................................................................................51
3.3. Эффективность предложенных мероприятий...........................................................................................................................................................................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................................................................................................................60
Учебники и монографии................................................................................................................................................................60
Периодические издания (журналы, статьи и т.п.)................................................................................................................................................................61
Интернет-ресурсы................................................................................................................................................................61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................................................................................................................................64
Актуальность темы исследования. Сегодня, в период, когда формируются и устанавливаются рыночные отношения, которые диктуют условия жесткой конкуренции, особенное внимание уделяется организации коммерческой деятельности. Переход к рыночной экономике подразумевает над собой поиск новых подходов и технологий в организации эффективной коммерческой деятельности, т. к. это является необходимым условием формирования коммуникационной стратегии предприятия.
Коммерческие предприятия функционируют для получения прибыли. В результате своей деятельности предприятие в конечном итоге получает товар (продукцию или услугу), которые впоследствии выводятся на рынок, где и реализуются. На современном рынке затруднительно продать товар, необходимо качественное сопровождение соответствующей разъясняющей информации о нем: о цене, возможностях, качестве, о том, какие свои проблемы покупатель сможет решить, приобретая товар и т. д.
Основной задачей любого предприятия - является привлечение клиентов. Но для достижения задач недостаточно найти свою аудиторию, важно удержать потребителя и установить долгосрочные отношения в условиях конкурентной борьбы. Поэтому в современных условиях развития экономики все большую актуальность для хозяйствующих субъектов приобретают вопросы маркетинговой деятельности. Предприятие должно знать и понимать свою целевую аудиторию, которая приобретает выпускаемую продукцию или оказывает услуги, определяя при этом более востребованные и актуальные для потенциальных клиентов. Исследования в сфере маркетинга, проводимые на предприятии, способствуют устойчивой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Основной идеей маркетинга в управлении предприятием состоит в долгосрочном и успешном функционировании субъекта на современном рынке и его способность удовлетворения потребности потребителей. При жесткой конкуренции на современном рынке требуется обеспечение качественного предоставления товаров и услуг потребителям, а для этого необходимо располагать информацией как о внешних факторах, так и о внутреннем потенциале предприятия. Маркетинг в современных условиях на предприятии способствует более эффективному решению задач повседневной деятельности хозяйствующего субъекта, что обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Основы исследования маркетинга заложены в трудах таких классиков как Филип Котлер, Теодор Левитт, Майкл Портер, Кевина Келлера и других. Вопросы управления маркетингом освещены в работах С.Н. Андреевой, Т.Г. Бутовой, А.М. Гаппаровой, Н.С. Гасановой, Т.П. Данько, А.Н. Жиратковой, Т.Р. Зелениной, А.А. Казакова, Т.Л. Коротковой, Е.В. Куницкой, О.Н. Лухтановой, А.С. Сориной и других.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления маркетингом в спортивной организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности организации;
дать оценку организации маркетинговой деятельности в ФК «Шинник»;
предложить мероприятия по совершенствованию управления маркетингом в ФК «Шинник»;
определить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ФК «Шинник».
Предмет исследования: система управления маркетингом в ФК «Шинник».
Теоретическая значимость работы заключается в изучении маркетинговой деятельности организации на примере ФК «Шинник» и условий ее совершенствования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ФК «Шинник» и руководителями других организаций для разработки проектов и программ развития, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности спортивной организации.
В работе использованы следующие методы исследования: изучение и обобщение, анализ литературы, метод сравнения и наблюдения.
Информационную базу исследования составили учебная литература по маркетингу, материалы монографий и периодической печати, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских журналов по теме исследования, а также информационные ресурсы сети Интернет. Кроме этого, в выпускной квалификационной работе были использованы данные ФК «Шинник», собранные первичные данные и их интерпретация.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, значимость совершенствования маркетинговой деятельности в организации, а также сформулированы цель и задачи работы, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены понятие, сущность и содержание маркетинга; охарактеризованы маркетинговые исследования, проводимые в организации; определены методы исследования маркетинговой деятельности организации.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика ФК «Шинник», проанализированы внешняя и внутренняя среда футбольного клуба.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности футбольного клуба и определена их эффективность.
Заключение содержит теоретические и практические выводы по результатам проведенных исследований.
Данная работа написана на 64 страницах (из них 1 страницы составляют приложение), включая 9 таблиц, 17 рисунков; с использованием 51 источников.
Основной задачей маркетинга в управлении предприятием является долгосрочное и успешное функционирование хозяйствующего субъекта на современном рынке и его способность удовлетворения потребности потребителей.
В выпускной квалификационной работе исследовано совершенствование системы управления маркетингом в спортивной организации.
В теоретической части работы рассмотрены понятие, сущность и содержание маркетинга; маркетинговые исследования, проводимые в организации и методы исследования маркетинговой деятельности организации.
С помощью маркетинга хозяйствующие субъекты продвигают товары и услуги. Основное содержание маркетинга заключается в комплексном исследовании целей и причин принятия решений участниками рынка в процессе взаимоотношений предложения и спроса. Основная задача маркетинга – реализация товара и формирование взаимовыгодных долгосрочных отношений с покупателями компании. Основной смысл маркетинговой деятельности заключается в преобразовании изменяющихся потребностей потребителей в прибыльные возможности предприятия. При этом основная цель маркетинговой деятельности заключается в создании потребительской ценности товаров путем предложения высококачественных решений, которые способствуют экономии усилий и времени, затрачиваемых покупателем на поиск и совершение сделки. Существует несколько видов маркетинга: ориентированный на товар или услугу и на потребителя. От видов спроса существует маркетинг: концентрированный, ремаркетинг, массовый, промышленный, пробный. Субъектами маркетинговой деятельности выступают непосредственные производители или обслуживающие их организации, предприятия-потребители или конкретный потребитель, предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, конкретные специалисты по маркетинговой деятельности.
Маркетинговые исследования являются комплексной системой сбора, обработки информации по разным аспектам маркетинговой деятельности для принятия управленческих решений. Основная цель маркетингового исследования на предприятии – это минимизация риска в процессе принятия управленческих решений. В задачи маркетинговых исследований входит изучение рынка, анализ сбыта, изучение продукции конкурентов, изучение ценовой политики и другое. Виды исследований подразделяются на количественные, качественные и смешанные. Маркетинговые исследования состоят из пяти этапов. Маркетинговые исследования бывают двух типов: потребительские и business to business (B2B).
Наиболее распространенные методы маркетинговых исследований – среди количественных: эксперименты и опросы; среди качественных: глубинные интервью, наблюдения, фокус группы. Большим потенциалом в маркетинговых исследованиях обладают инновационные подходы, которые с помощью Интернета в режиме онлайн приобретают практическое применение, что позволяет быстрее, дешевле, эффективнее проводить маркетинговые исследования и решать проблемные вопросы, связанные с ними. Для большей достоверного полученных результатов маркетингового исследования, хозяйствующим субъектам рекомендуется применение наряду с традиционными методами инновационные.
В практической части работы дана организационно-экономическая характеристика ФК «Шинник», проанализированы внешняя и внутренняя среды организации.
ФК «Шинник» – футбольный клуб, основными целями создания которого стало: популяризация и развитие футбола в Ярославской области, укрепление здоровья, организация активного досуга и отдыха, приобщение широких слоев населения к физической культуре и спорту. Анализ основных показателей, характеризующих финансовую результативность деятельности ФК «Шинник», показал их ухудшение в динамике 2021-2022 гг., что снизило эффективность деятельности клуба. Конкурентная среда футбольного клуба, с одной стороны, не отличается высокой напряженностью, однако вопросы привлечения зрителей на матчи решаются недостаточно эффективно, что говорит о необходимости изучения рынка и новейших тенденций и активной работы над новыми проектами. Внешняя среда содержит определенные возможности для развития футбольного клуба: дальнейшее развитие программы государственной поддержки; перспективы роста рынка; формирование у населения положительного отношения к занятиям спортом.
Результаты SWOT-анализа позволили выделить основные стратегические направления деятельности клуба: качественное улучшение организации коммуникаций с болельщиками, разработка и внедрение маркетинговых мероприятий, направленных на повышение посещаемости матчей. Помимо основной спортивной деятельности, футбольный клуб, в целях повышения лояльности существующих болельщиков и привлечения новых, заинтересован в предоставлении своим клиентам современного уровня сервиса. Одной из главных целей коммерческой деятельности футбольного клуба является организация эффективного взаимодействие с болельщиками и спонсорами.
В работе предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности футбольного клуба и определена эффективность предложенных мероприятий.
В качестве совершенствования маркетинговой деятельности ФК «Шинник» предложено внедрение системы CRM для управления маркетингом и работы с болельщиками. Внедрение системы позволит футбольному клубу реализовывать новые маркетинговые инициативы, создавать условия для активного участия болельщиков в деятельности клуба, вовлекая в общение и отдельных любителей футбола, и различные группы, и движения клубных фанатов. Для наиболее эффективной работы, футбольный клуб должен постоянно совершенствовать маркетинговые процессы в работе ФК «Шинник», а внедренная CRM-система позволит ему максимально выполнять эти задачи.