Будем благодарны если Вы поддержите проект
Содержание
Введение. 3
Глава 1. История возникновения и развития музыкального жанра – баллада. 5
1.1. История возникновения жанра баллада. 5
1.2. Баллада в музыкальном творчестве русских композиторов XIX века 9
Глава 2. Анализ и сравнение баллад русской и европейской. 13
2.1. Баллада как жанр в творчестве А.Н. Верстовского и М.И. Глинки. 13
2.2. Баллада в музыкальном творчестве композиторов Европы.. 18
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения молодого человека. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано Русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты. Музыкальные жанры как и жанры искусства также получают свое активное развитие, благодаря творчеству великих русских композиторов, таких как М.И. Глинка. П.И. Чайковский, А.Н. Верстовского и других.
В любом искусстве существует такое понятие как - жанр. В переводе с французского языка оно означает тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведений, который имеет свои отличительные черты, свое содержание, форму и назначение.
Развитие в творчестве русских композиторов такого жанра как баллада была своевременна и необходима, так как отражала время, в котором они творились.
В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки. Велика роль романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила».
В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантастических опер Н. А. Римского-Корсакова, в симфонических поэмах П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки».
Романтическое начало пронизывает сочинения А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Именно этими аспектами обусловлен выбор темы нашей работы. Предметом исследования является анализ и сравнение жанра вокальных баллад в творчестве русских и европейских композиторов конца XIX века.
Целью исследования мы определили выявление сходства и различий в построении и характеристики баллад в творчестве русских композиторов и композиторов Европы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение и выявить суть понятия балла применительно к музыкальному искусству;
- рассмотреть жанр баллады в творчестве русских композиторов на примере произведений А.Н. Верстовского и М.И. Глинки;
- проанализировать и сравнить баллады русских композиторов и композиторов Европы.
Структура работы подчинена логике изложения материала и состоит из введения, двух главах, заключения и списка использованной литературы.
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.
Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.
Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика — Л. Бетховена. Принципы романтизма утверждали выдающиеся композиторы разных стран. Ф. Шопен, Ф. Шуберт и другие.
Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки, основанный на последовательном преобразовании музыкальной мысли, порождающей внутри себя свою противоположность. Но романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более тесной их связи с образами литературы, других видов искусства. Это привело их к созданию программных произведений.
Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.
Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой — утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, баллады, оперы, а также балета. Эпоха романтизма, в которую творили М.И. Глинка, А.Н. Верстовский, П.И. Чайковский, а также Шуберт, Шопен, Э. Григ и другие великие композиторы наполняла духом всех, кто слушал и слышал их произведения. Духом полным торжества мысли и идей, так как, заставляла думать и творить.
Жанр баллады, который стал предметом рассмотрения нашего исследования, позволяет понять глубокие струны души композитора, создавшего это творение. Перед написанием курсовой работы нами были поставлены задачи, которые по нашему мнению раскрыты в полном объеме в процессе выполнения.