Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Значение костюмов в формировании образа персонажа на примере зарубежного кинематографа

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

Скачать курсовую на тему Значение костюмов в формировании образа персонажа на примере зарубежного кинематографа

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ГЛАВА 1. КОСТЮМ ГЕРОЯ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СТРОЯ ФИЛЬМА 6
2.1. Костюм как средство выразительности в образной системе фильма 6
2.2. Становление традиций искусства костюма в контексте истории кино 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОСТЮМОВ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 14
2.1 Символика цвета в дизайне костюма персонажей фильмов 14
2.2 Анализ костюмов голливудских персонажей 30
Заключение 34
Библиографический список 36

Введение

Актуальность исследования. Теоретический анализ развития искусства кинокостюма оказался гораздо менее активным, чем его практическое применение в художественной сфере. На протяжении продолжительного времени вопросы анализа костюмов оставались в тени. На сегодняшний момент тема искусства кинокостюма остается недостаточно исследованной, а проблемы, связанные с ним, подробно не рассмотрены, поскольку основная часть публикаций только касается этой темы поверхностно. Практически отсутствуют работы, посвященные анализу костюмов в кинематографе, и не имеется систематизации костюмов по жанрам кино, нет детального исследования воздействия костюма на восприятие зрителя; в монографиях, посвященных работам кинорежиссеров, редко встречается даже фрагментарный анализ их взглядов на проблему кинокостюма, и возможную концепцию использования костюмов в их творчестве.
Между тем костюм — неотъемлемый элемент кинообраза: как образа конкретного героя, так и образно-художественного мира фильма в целом. Именно костюм создает первое впечатление о герое, выступая изначально как средство изобразительной выразительности. Практически нет режиссера, который не начинал бы создание образа героя с того, как он выглядит и во что одет. И здесь мы сталкиваемся с проблемой практически бесконечного разнообразия взглядов на костюм в кино, различных точек зрения, принципиальных позиций, вынужденных ситуаций подбора или создания костюма с учетом различных факторов.
В искусстве кинематографа костюм интерпретируется в контексте различных наук, таких как живопись, герменевтика, киноведение, философия и эстетика, что придает ему множественное значение. С помощью костюма в кино достигается выразительность и поиск гармонии в образах, открывая нам глубокий смысл бытия и мироздания.
Степень изученности темы. В сочинениях С. А. Герасимова, А. П. Довженко, Л. В. Кулешова, Г. М. Козинцева, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, С. М. Эйзенштейна, С. И. Юткевича и других основоположников отечественного киноискусства мы находим периодические упоминания о роли костюма в кино. Из немногочисленных исследований, посвященных истории и теории искусства костюма в кино, можно выделить работы Г. Г. Галаджевой. Важность профессии художника в кино подчеркивается в обобщающей монографии «Костюм на экране» 1975 года от В. А. Кузнецовой. Здесь акцент делается на костюме как ключевом компоненте изобразительного искусства. Однако исследование проблемы костюма не учитывает общий драматургический замысел произведения, что сильно ограничивает анализируемые аспекты.
Объект исследования - костюм в кино как компонент изобразительно-образной системы персонажа.
Предмет исследования - роль и место костюма в фильмах зарубежного кинематографа.
Цель исследования: изучить значение костюмов в формировании образа персонажа на примере зарубежного кинематографа.
Задачи работы:
1. Рассмотреть костюм как средство выразительности в образной системе фильма.
2. Описать становление традиций искусства костюма в контексте истории кино.
3. Проанализировать символику цвета в дизайне костюма персонажа.
4. Провести анализ голливудских персонажей.
Теоретическая значимость работы. Результаты и выводы исследования имеют большое значение в исследовании образности костюма в кино, предметно-пространственной среды фильма и природы кинематографа в целом.
Практическая значимость работы. Разработанные исследования могут найти применение не только в научной сфере, но и в практической деятельности. Они могут быть востребованы при создании образовательных материалов, тренировке персонала в сфере киноиндустрии, обучении художников, операторов и других специалистов кино. Полученные результаты можно применить не только в анализе кинематографа, но и в изучении смежных областей искусства.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.

ГЛАВА 1. КОСТЮМ ГЕРОЯ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СТРОЯ ФИЛЬМА

2.1. Костюм как средство выразительности в образной системе фильма

В фильме костюм самым значимым образом совершенно необходим для нас. Он — важнейшая часть изображения не только персонажа, но и всего художественного мира фильма. Это и есть то, с чего начинается восприятие героя: первое впечатление, подчеркивающее и выделяющее внешность персонажа. Когда персонаж впервые появляется на экране, мы получаем о нем множество информации, как осознанно, так и подсознательно, что помогает нам лучше понять как его, так и сюжет картины. Именно костюм воплощает художественное замысел кино, выступая одним из основных элементов его образности.
Важность атмосферы и окружающей обстановки превышает значение, придаваемое авторскому замыслу и его раскрытию.
Важно понимать, что каждый режиссер имеет свою уникальную концепцию персонажей, но их облик и характер в значительной степени определяются трудом художника. Работа художника в фильме включает в себя создание общего облика героя, его характеристики в мире кинематографии и стилистические особенности воплощения образа в пластике. Кроме того, развитие визуального стиля героя через создание его костюма играет важную роль. Этот процесс представляет собой непрерывную задачу, которая требует постоянного творческого развития .
Существует множество подходов к выбору костюмов для кино и различных точек зрения на этот процесс. Важную роль играет общее впечатление, которое необходимо создать, а также текстура тканей и форма костюма. Следует учитывать соответствие кадру, стилистике жанра и исторической эпохе действия. Также необходимо адаптировать детали костюма под характер персонажа и внешность актера важно учитывать, в общем, различные факторы, вызванные ситуациями .
В каждом костюме прячутся разные уровни восприятия – у каждого свой выбор культурных символов. Некоторые видят в нем отражение повседневной жизни, другие обращают внимание на форму, а кто-то сразу замечает цвет и узор. В современной одежде, наполненной разнообразием стилей, сложно уловить глубинные корни культуры, связанные с историей, географией, религией. Но если говорить о исторических костюмах, то в них легко увидеть влияние общекультурных ценностей и религиозных традиций.
Понимание общественного положения и личности человека, изменив аспект одежды, возникает во время интуитивного восприятия культурных символов, показанных на экране. Костюмы могут быть использованы режиссерами в различных художественных законах, включая символический реализм и условную имитацию реальности, их декодирование происходит на уровне знаковой цитатности до того момента, пока не остаётся ничего, кроме охватывающей реальности культурных кодов .
Режиссеры-реалисты в кино оказались очень требовательными к костюму из-за разнообразия ситуаций, изменчивости смыслов и разнообразия действий персонажей на экране.
В мире кинокостюмов ключевым фактором становится история. Каждая запечатленная вещь или предмет, входящий в комплект костюма, приобретает важное значение. Реалистичность и соответствие стилю и характеру действия играют не такую уж важную роль. Костюм в кино требует аутентичности и достоверности, чтобы вызвать подлинные эмоции и полное восхищение у зрителей. Необычные детали могут привести к отклонению впечатления и отвлечь внимание от сюжета героя .
Костюм в кино — это не просто украшение, а скрытая символика, которая передаёт идеи через эстетику. Фильмы наследуют традиции искусства, особенно живописи, и костюмы в них становятся частью этого наследия. Именно эта характеристика определяет костюм как важное средство художественного выражения. Визуальное пространство кино является плодородным почвой для разнообразных знаковых символов. Рассмотрим вертикальные структуры как основу для интерпретации смысла в кинофильмах.
Костюм символизирует мировоззрение и магическую сущность, соответствуя мифологическим элементам власти и религиозным убеждениям. Герою присущи признаки бытовой реальности, отображающие его связь с местом действия, социальным статусом и характером. Три основные функции символов в костюме сочетаются в трехчленной структуре, интегрируясь в поисках смысла жизни и отражая героя в его сущности и темпераменте.
При создании образа в живописи использовались разные приемы для активизации художественного пространства. Различные точки зрения художника, изменение крупности изображения и эффекты освещения играли важную роль. Когда меняется позиция съемочного аппарата, ракурс съемки и расположение в пространстве, само пространство становится более живым и динамичным, согласно исследованиям Р. Арнхейма, Б. Балаша и Л. Деллюка. С помощью монтажа добавляется ощущение движения, что приводит к появлению кинематографических приемов. Монтаж острит восприятие и структурирует внимание на значениях, сосредотачивая его .
Акцент на деталях открывает новый взгляд на художественное пространство и меняет восприятие костюма. Костюм можно рассматривать как сборник заметных и важных элементов изобразительности. Эти элементы определяют облик как основных, так и второстепенных персонажей, они являются одновременно типичными и уникальными, символичными и показательными. На экране костюм приобретает новое значение, начинает действовать как отдельный искусственный объект. Это не просто деталь, а ключевой элемент, который переосмысливает всю композицию.
В герое отражается ярко выраженное внешнее воплощение, что привлекает к себе особое внимание костюмов; знаковая система встречает нас в разнообразных, характерных для данного мира искусства контекстах.
Кинокостюм - это разновидность автобиографии главного героя на экране. Его значения и наследия из различных времен и культур отражаются в костюме, который организуется в соответствии с ритмом сюжета фильма.
Процесс развития костюма на экране бесконечен и динамичен, но следует отметить, что он происходит в постоянном изменении. Мы не можем всегда точно определить направления этого процесса, но можем выявить некоторые общие тенденции. Костюм в кино не просто статичная структура, а живой процесс формирования образа, который является неотъемлемой частью развития персонажа и, следовательно, важным элементом целого.
Процесс развития кинодраматургии простирается как вертикально, так и горизонтально, создавая векторы для развития кинокостюма. Здесь мы видим движение к гармонии между реализмом и символикой, сложностью и простотой. Это дает возможность создания уникального драматического пространства, где каждый элемент играет свою роль в формировании целостной концепции .
Визуальное воплощение кинематографической концепции развивается через многоплановые акценты, где форма одежды становится ключом понимания художественного посыла. Пластическая стратегия костюма активно взаимодействует с общим эстетическим замыслом фильма, создавая гармонию или диссонанс в визуальной композиции. Визуальные отношения в кадре олицетворяют внутренний мир идеи, раскрывая через тоновую гамму и световые эффекты личностные особенности героя.
Очень важно учитывать изменение мыслей и чувств главного героя для полной передачи стилевой целостности и жанровой принадлежности фильма, как отмечает киновед В. А. Кузнецова.
Итак, в мире кино на сегодняшний день все чаще признается, что одежда играет важную роль в создании образа персонажа. Костюм является не только отражением различных аспектов, которые надо учитывать при формировании внешности героя, но и важной частью художественного мира фильма в целом. При этом режиссерские запросы и работа художников по костюмам в каждом отдельном случае также направлены на достижение художественных целей, уникальных и неповторимых.

2.2. Становление традиций искусства костюма в контексте истории кино

В трудах Г. Галаджевой обсуждается историческое развитие кинематографического костюма в ХХ веке, что позволяет нам вникнуть в суть роли одежды в кино, как ключевого фактора выразительности. Экранный персонаж зависит от двойственности: внутреннего содержания актера и визуального образа, передаваемого через тело и костюм персонажа. Костюм играет важнейшую роль в создании образа героя, благодаря его многослойности и символическому значению.
Элементами художественного выражения и характерными стилистическими приемами, отличающими каждое кинопроизведение, являются изображения главного героя. Они могут быть вполне легко узнаваемыми зрителями, когда костюм главного героя становится неотъемлемой частью кадра и обретает значение символа сюжета .
Культура сохраняется и передается через элегантные наряды, которые призваны расшифровать сокрытые тайны художественного мира. Каждая одежда - отображение уникального взгляда на жизнь, символизирующее мотивацию и характер героев. Традиционные костюмы народов, служащие образцом для последующих поколений, являются секретным языком, настоящим гидом в мир загадок и знаний .
Материальные вещи — это не только форма, орнаменты и цвет одежды, но и накопленный и осмысленный опыт поколений. Их эстетическое выражение отражает ценности, будто бы кодируя статус и социальное положение людей. Манера, в которой люди выбирают, относятся и носят свои костюмы, становится языком культуры, который говорит о важности социальных взаимодействий. Приход в мир визуальных искусств добавляет новое значение этому языку .
В настоящее время наблюдается возрастающая значимость данного явления.
Каждый элемент костюма может изменить первое впечатление и отвлечь зрителя от сути героя. Фокус не только на реализме и соответствии внешнего облика действиям и характеру, но и на истории каждого элемента костюма и его значения в материальной культуре. Согласно К. Роджерсу, аутентичность означает способность человека отказаться от социальных ролей и показать свою истинную сущность.
Когда мы говорим о кино и его костюмах, становится очевидным, что для создания аутентичности и правдоподобности образа необходимо стремиться к изначальной подлинности. Важность этого фактора стала особенно очевидной в 1960-х годах ХХ века, когда образность на экране стала играть ключевую роль, отражая изначальную природу визуального восприятия. Костюм киноактера стал неотъемлемой частью данного визуального мира, где фильм создаёт иллюзию реальности, и зритель, в свою очередь, оценивает правдоподобность происходящего по своему собственному опыту.
Перемены наблюдаем в облике киногероев 60-х годов. Первый метод достижения ощущения подлинности костюма заключается в использовании натуральных материалов и уникальных фасонов, которые реконструируют стилистику того времени. Этот подход был популярен в Голливуде и в коммерческом историческом кино Европы. Однако существует и другой подход, где важным фактором является выразительность изображения, а костюм создается как отражение живописной и философской концепций, придавая образу аутентичность и яркость.
Режиссеры, имеющие особые требования к достоверности событий на экране, видят в костюме значимое средство выразительности, которое наследует традиции живописи. Полностью принимая кинематограф как наследника традиционных искусств, особенно живописи, можно отметить, что символическое значение одежды подчинено художественным целям и не является самодостаточным. Такой подход характерен для реалистических художников-портретистов, которые относятся к одежде изобразуемых личностей.
Молодые режиссеры поколения «оттепели» совершенно изменили восприятие кинематографической живописи, возвращая великолепие изначальных образов мира на экран. Огонь, ветер, дождь — все это занимает важное место в требованиях, предъявляемых к костюмам Л. Висконти, Р. Брессон, Л. Бунюэль, И. Бергман, К. Мидзогути и другим зарубежным режиссерам. Были разработаны уникальные подходы неореалистов, которые стали чрезвычайно значимыми для режиссеров нового поколения.
На заре 1960-х годов мы видим, как противоречивое столкновение между индивидуумом и коллективом становится основой для фильмов советского кинематографа. Эти картины, будучи отражением социокультурных противоречий, демонстрируют трансформацию идентичности через моду в концептуальных костюмах героев. Фильмы такие как «Высота», «Отчий дом», «Весна на Заречной улице» привносят в кинематограф новое направление, где на первый план выходит вопрос не только о внешности, но и о внутреннем мире персонажей. Каждая лента становится своеобразным художественным экспериментом, объединяющим моду и документальность, чтобы раскрывать глубокие смыслы жизни и самопознания. Костюмы становятся не просто оболочкой, но символом внутреннего преображения и идентификации героев, отражающим их внутренние противоречия и устремления. Таким образом, мы видим, что переодеваясь, персонажи фильмов меняются не только внешне, но и внутренне, воплощая на экране великие темы и идеи и времени .
Развитие искусства работы художников кино в те годы отличается стремлением к точности и эмоциональности в создании образов героев, устремлением к многогранности человеческой личности. За счет отказа от парадной пышности, схематизма и иллюстративности в решении мизансценического пространства кадров, художники кино проявляют новые характеристики. Увеличение внимания к проблемам зрелищной формы и экранного костюма обусловлено переосмыслением роли художника кино в творчестве. Несмотря на разнообразие, это становится характерным для искусства кино тех годов .
В кинематографическом творчестве художников заметно увеличился интерес к разнообразным методам и формам изобразительного искусства. Это привело к формированию уникальных стилей и жанров, которые акцентировали внимание на виртуальном мире и фантазии. Все это в совокупности создает великолепную возможность для творчества, где отражение реальности сливается с миром вымышленных образов, придавая фильмам неповторимость и неподражаемость.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОСТЮМОВ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

2.1 Символика цвета в дизайне костюма персонажей фильмов

В мире искусства, личность персонажа отображается через использование цветов в его костюме. Выбор цвета может раскрывать тайны личности, подчеркивать характерные черты и коренное происхождение. Он является важным элементом уравновешивания композиции и создания атмосферы в изображении.
Данная публикация исследует символизм цвета в костюмах персонажей фильмов жанров фэнтези и научной фантастики. Отбор именно этих жанров обусловлен обилием монохромных и эксцентричных образов, что делает анализ более точным и интересным.
Анализируя главных персонажей кинофильмов с высокими оценками за последние десять лет, исследователи выявили, что каждый цвет имеет свою уникальную символику. Это противоречит общепринятым теориям о значениях цветов. Художники, создавая костюмы для персонажей, не всегда следуют стандартным представлениям о символике цвета. В результате проведенного исследования выяснилось, что цветовая палитра одежды персонажей в кино может означать нечто совершенно иную по сравнению с теоретическими предположениями.

Рисунок 1. Примеры образов персонажей, одетых в белый цвет: а – Воображариум Доктора Парнаса, 2009 год; б – Люди Икс: Первый класс, 2011 год; в – Щелкунчик и четыре королевства, 2018 год; г – Сквозь снег, 2013 год; д – Алиса в Стране чудес, 2010 год; е – Черная пантера, 2018 год; ж – Трон: Наследие, 2010 год; з – Равные, 2015 год

Белый цвет перекликается с равенством, объединяя в себе весь спектр окрасок. Он символизирует согласие, мир и справедливость, а также воплощает идею спасения. Метафорически белый нейтрализует остальные оттенки, создавая пустоту, которая поглощает всё вокруг, исчезая в неё. В изображениях, окрашенных в белый цвет, присутствуют ангелы, святые и праведники. В царских и священных обрядах некоторых народов белая одежда символизировала торжественность и мощь. Твёрдые и решительные личности предпочитают белый цвет, обозначающий окончательность и непоколебимость их решений.
В общем, в фильмах белый цвет на героях костюмов выражается разнообразно и часто неожиданно. Иногда это знак того, что перед вами человек из властной элиты, а иногда - лишь подделка, скрывающая свои истинные намерения под маской искренности. Эти люди, как правило, умеют сдерживать свои чувства и смотреть на все происходящее с чистым умом.
Иллюстрации, на которых герои, покрытые белоснежными нарядами, украшены деталями вышивки и аксессуарами, можно увидеть на рисунке 1.
Цвет серый сочетает в себе различные черные и белые свойства в разной пропорции, обладая способностью создавать стабильность и гармонию. Люди, предпочитающие серый, часто выглядят умоляюще, чувствуют себя измотанными и находятся в поиске затруднений. Они не придают большого значения эмоциям и считают, что их следует выражать только в определенных обстоятельствах. С пессимистической точки зрения серый ассоциируется со старостью, болезнью, одиночеством и недостатком. В позитивном смысле, серый олицетворяет надежду на улучшения, стремление к новым ощущениям и поддержку для тех, кто нуждается в силе.
Серый цвет в костюме смягчает реальность, притупляет ощущения, создает ощущение спокойствия и уравновешенности. Он часто встречается в жизни странников и искателей, а также в образах, переживающих кризис или депрессию. Костюмы в сером тоне дополняются насыщенными деталями, добавляя изюминку в образ. В кино мы видим персонажей, одетых в серое, которые проделывают долгий путь или находятся в состоянии поиска. На чертеже номер 2 показаны различные образы в сером костюме, демонстрирующие разнообразие связанных с этим цветом идей.

Рисунок 2. Примеры образов персонажей, одетых в серый цвет: а – Книга Илая, 2009 год; б – Битва Титанов, 2009 год; в – Сквозь снег, 2013 год; г – Прометей, 2012 год; д – Хоббит: Нежданное путешествие, 2012 год; е – Голодные игры: Сойка пересмешница, 2016 год; ж – Звездные войны: Пробуждение силы, 2015 год; з – Человек-муравей и Оса, 2018 год

Черный цвет, будучи противоположным белому, часто символизирует печаль, трагедию, потерю и несчастье. Жуткие персонажи представлены в черной одежде, их появление предвестит гибель. Сексуальная привлекательность акцентируется черным цветом, который также отражает протест и неприятие окружающего мира в костюмах персонажей. Черный цвет обладает способностью проникать в те сферы, которые иному закрыты. Он поглощает, но и раскрывает, открывая истину и помогая в моменты размышлений и осмысления. В этих случаях выбор падает на черный цвет.
Черного цвета намерение - провоцировать и вдохновлять. Фильмы часто облачают положительных героев в черную униформу, в то время как для отрицательных персонажей она служит отображением их темного характера. Шелковистые ткани, неопрятные драпировки и блестящие оттенки — все это сочетается в черном костюме для создания загадочного образа. Для достижения белого цвета необходимо пройти через черный, в таком воплощении черного находится его смысл и сила. Комплексные детали и оригинальные формы добавляют костюму интересности и элегантности.
На рисунке 3 изображены различные образы персонажей, для которых выбрали черный цвет в качестве основного.

Рисунок 3. Примеры образов персонажей, одетых в черный цвет: а – Хэнкок, 2009 год; б – Робо Коп, 2014 год; в – Пастырь, 2013 год; г – Малефисента, 2014 год; д – Железный человек 2, 2010 год; е – Пэн: Путешествие в Нетландию, 2015 год; ж – Дом странных детей Мисс Перегрин, 2016 год; з – Белоснежка и охотник 2, 2016 год

Красный цвет, яркий и горячий, выражает активность и насыщенность. Символизирует он различные качества, как положительные, так и отрицательные. В красных оттенках уверенность, лидерство, воля к победе, сила и энергия, дружелюбие, но также гнев, ярость, склонность к насилию, тиранию, месть. Красный отражает власть и величие. Цвет этот символизирует и любовь, выражая страсть в зависимости от контекста.
Взгляд на мир с измененной цветовой палитрой может вызвать сильнейшие эмоции и ощущения. Отличительной чертой персонажа в красивом костюме становится привлекательность и внимание, что делает его центральным образом в сцене. Черные наряды могут быть не менее яркими и запоминающимися. У мужчин в красном костюме возникает аура силы и уверенности, показывая их принадлежность к элитным кругам. Встречаются мужские образы в красном, выступающие в защиту благих дел, или же носившие роскошные наряды как символ власти. Приходится отметить множество характеров, одетых в красные ткани, которые подтверждают это. На рисунке 4 представлены все детали.

Рисунок 4. Примеры образов персонажей, одетых в красный цвет: а – Алиса в Стране чудес, 2010 год; б – Голодные игры: Сойка пересмешница, 2014 год; в – Мрачные тени, 2012 год; г – Великий и Ужасный, 2013 год; д – Дедпул, 2016 год; е – Алиса в Зазеркалье, 2016 год; ж – Лига справедливости, 2017 год; з – Красавица и Чудовище, 2014 год
Цвет оранжевый — это нечто среднее между красным и желтым, слегка отталкивающий и отзывающийся удивительной яркостью. В его отражении просматриваются таинственные путь и внутренняя гармония. Человек, предпочитающий оранжевый цвет, стремится к индивидуализму и авантюризму. Оранжевый обрушивает свою власть на обладателя, заставляя пробудить все скрытые страсти и желания. Он как бы окружает своего носителя защитной аурой, притягивая к себе новые возможности и идеи. В мире оранжевого цвета каждый день — это новое приключение, полное неожиданных поворотов и увлекательных открытий.
Персонажи, одетые в оранжевый костюм, являются экстравагантными и энергичными, похожими на детей, которые ценят юмор и умеют привлекать внимание своей творческой аурой. На рисунке 5 показаны примеры таких персонажей, которые всегда готовы решать задачи и преодолевать проблемы с помощью креативного подхода.

Рисунок 5. Примеры образов персонажей, одетых в оранжевый цвет: а – Звездные войны: Пробуждение силы, 2015 год; б – Пэн: Путешествие в Нетландию, 2015 год; в – Кингсман: Золотое кольцо, 2017 год; г – Голодные игры, 2012 год; д – Голодные игры: и вспыхнет пламя, 2016 год; е – Алиса в Зазеркалье, 2016 год; ж – Суспирия, 2018 год; з – Кингсман: Секретная служба, 2015 год

Желтый цвет вызывает ассоциации с яркими эмоциями, положительным энтузиазмом и радужным настроением, а также связан с интеллектуальным развитием и проявлением мудрости. Любители этого цвета отличаются открытостью, непредвзятостью и стремлением к самовыражению. Они стремятся к глубоким отношениям и искренним общением с окружающими. Желтый также может быть символом озарения в духовном смысле, напоминая о духовных лидерах и просветленных существах. Однако в некоторых контекстах желтый цвет может ассоциироваться с иллюзиями, психическим расстройством и безумием. Таким образом, выбирая желтый цвет, мы стремимся к самопознанию, пониманию себя и окружающего мира, а также к свободным и гармоничным отношениям.
В кинематографе желтый костюм имеет различное предназначение и символику, так как используется для выделения главных или ключевых персонажей фильма. Он отражает разнообразие характеров, настроений и состояний героев, подчеркивая их значимость в сюжете. Невозможно точно определить, какой именно принцип лежит в основе выбора этого цвета для персонажей, однако это делает их выдающимися и запоминающимися для зрителей. На рисунке 6 приведены примеры персонажей в желтом, демонстрирующие эту идею.

Рисунок 6. Примеры образов персонажей, одетых в желтый цвет: а – Белоснежка: месть гномов, 2012 год; б – Хранители, 2010 год; в – Моя ужасная няня 2, 2010 год; г – Рога, 2013 год; д – Багровый пик, 2015 год; е – Доктор Стрэндж, 2016 год; ж – Красавица и чудовище, 2017 год; з – Хан Соло: Звездные войны, 2018 год

Энергия, спрятанная в зеленом оттенке, образует связь с природой и жизнью, символизирует гармонию. Цвет равновесия и спокойствия – это зеленый, который способствует близости и пониманию, установлению контакта с окружающим миром. Любители зеленого цвета стремятся к самостоятельности и независимости, страшатся влияния окружающих. Выбирая зеленый, люди проявляют способность анализировать и оценивать риски, имеют авторитет и широкий взгляд.
В кино персонажам нередко подбирают зеленый костюм, чтобы дополнить образ или выразить близость к природе. Негативные эмоции помогает развеять зеленый цвет. Характеры персонажей в фильмах сильно отличаются, поэтому выбор зеленого цвета для костюма не зависит от определенных качеств. Второстепенные герои зачастую носят зеленый, иногда это используется для выявления характеристик персонажа. Костюмы в фильмах про супергероев также могут включать зеленый цвет. В кино существует множество отрицательных черт персонажей, среди которых эгоизм, ревность, безнадежность и безмолвное согласие со всем, происходящим.
На рисунке 7 показаны образы персонажей, которые часто выбирают зеленый цвет для своей одежды. Женщины и мужчины одинаково предпочитают этот оттенок.

Рисунок 7. Примеры образов персонажей, одетых в зеленый цвет: а – Теорема Зеро, 2013 год; б – Зеленый шершень, 2011 год; в – Зеленый фонарь, 2011 год; г – Багровый пик, 2015 год; д – Красавица и Чудовище, 2014 год; е – Стражи Галактики 2, 2017 год; ж – Аквамен, 2018 год; з – Золушка, 2015 год

Цвет синий символизирует спокойствие и расслабление, привлекая внимание меланхоличных и скромных личностей, которые нуждаются в покое и доброжелательности окружающих. Энергичные люди обходят этот цвет стороной, предпочитая более активные оттенки. Синий цвет призывает к размышлениям о жизни, хотя истину и смысла в нем нельзя найти напрямую. Он также отвечает за строгость, порядочность и систематизированность.
Голубой цвет является результатом смешения белого и синего цветов, поэтому в нем присутствуют качества обоих. Он ассоциируется с теми, кто любит мечтать и не обремененный заботами. Голубой цвет излучает надежность, снимает стресс и создает ощущение уюта и безопасности.
В фильмах синий цвет костюмов часто надевают на персонажей с загадочной натурой, имеющих четкое мнение по любому вопросу. Они обладают глубоким мышлением и считаются зрелыми личностями. Люди, предпочитающие голубой, обычно следуют за кем-то и выполняют поручения, полностью преданные своему делу. В результате, эти цвета активно носят главные персонажи.
На изображении 8 демонстрируются персонажи, которые играют значительную роль в фильме и выделяются в образе благодаря голубому или синему цвету одежды.

Рисунок 8. Примеры образов персонажей, одетых в синий/голубой цвет: а – Облачный атлас, 2012 год; б – Мрачные тени, 2012 год; в – Алиса в Стране чудес, 2010 год; г – Доктор Стрэндж, 2016 год; д – Фантастические твари: Преступление Грин-де-Вальда, 2018 год; е – Валериан и город тысячи планет, 2017 год; ж – Фантастические твари и где они обитают, 2016 год; з – Первый мститель: Другая война, 2014 год

Смешение глубокого фиолетового цвета возбуждает чувства, вызывая пробуждение интуиции и выраженную интеллектуальность. Он испускает ауру таинственности, поглощает в себя энергию горячей страсти и холодного рассудка. Владельцы предпочения этого цвета обладают властвующим характером, стремящимся держать все под строгим контролем. Их эмоции наполнены глубиной, чувствительностью и изысканностью. Наблюдение за собой и окружающими идет рука об руку с постоянным контролем над испытываемыми чувствами, что дает им способность оценивать окружающий мир критически.
В кинолентах редко появляются персонажи в фиолетовых нарядах, но они всегда на вершине. Интеллектуальные стратеги, воплощение безумства, готовые рисковать всем ради своих амбиций. Они хотят быть лучшими, возвышаются над остальными и идут даже на самые опасные уловки. Позитивные герои, облаченные в фиолетовый, скрывают свои чувства и тайны за недоступной маской, не раскрывая кардинальных деталей своей личности.
На рисунке 9 изображены персонажи, которые носят одежду фиолетового оттенка.

Рисунок 9. Примеры образов персонажей, одетых в фиолетовый цвет: а – Хранители, 2009 год; б – Темный рыцарь, 2009 год; в – Стражи Галактики, 2014 год; г – Алиса в Зазеркалье, 2016 год; д – 47 Ронинов, 2013 год; е – Люди икс: Апокалипсис, 2016 год; ж – Тайна дома с часами, 2018 год; з – Голодные игры, 2012 год

Цвет розовый - это исцеление, сила и магия. Оттенки розового якобы привлекают тех, кто готов отдать все, даже не зная зачем. Тревожны, неуверены, предаются эмоциям. Чувствительность истекает как река беспокойства. Одежда в розовых тонах – это свобода, радость принятия. Неистребимая открытость, дружелюбные контуры. Но ведь нежно-розовый отрезает часть личности, делает невидимым. Только украшения, косметические приемы, формы помогут сохранить индивидуальность. Стойкий цвет розовый.
Розовый цвет в фильмах является заявлением о женственности и молодости героинь. Он выделяет их утонченность и создает образ «девочки», а также подчеркивает их неопытность и стеснение. Этот цвет также отражает легкомысленность и стремление женщин выглядеть моложе, чем они есть. Акцентирует на себе внимание и придает образ женственности фуксия или неоновый оттенок. В кино розовый цвет принадлежит главным образам, которые предпочитают носить платья различных кроев или комплекты с юбкой.
Расцветка в розовых оттенках, изображенная в рисунке 10, отличается декоративностью благодаря наличию изысканных рюшей и оборок. Персонажи, имеющие такой стиль, являются яркими примерами моды.

Рисунок 10. Примеры образов персонажей, одетых в розовый цвет: а – Гарри Поттер и Принц полукровка, 2009 год; б – Гарри Поттер и Ордер Феникса, 2009 год; в – 47 Ронинов, 2013 год; г – Золушка, 2015 год; д – Щелкунчик и четыре королевства, 2018 год; е – Голодные игры: Сойка пересмешница, 2016 год; ж – Дом странных детей Мисс Перегрин, 2016 год; з – Фантастические твари и где они обитают, 2016 год

Сила и могущество всегда ассоциируются с золотым цветом, это цвет победителей. Люди, предпочитающие этот оттенок, славятся своей независимостью и неподкупностью. Золотой символизирует наличие бесконечного запаса силы, мудрость и устойчивость. Но также он может олицетворять ограничения, уныние и нечестность. Серебряный цвет, напротив, характеризуется выносливостью, силой духа и самоконтролем. Он способен успокаивать и освобождать от эмоциональных обременений. Но иногда его выбирают из-за желания сдвинуть с себя ответственность и нежелания принимать решения.
При взгляде на киноленты, можно заметить, что золотой цвет часто украшает персонажей, которые далеки от простых смертных. Колоссальные правители, космические существа, бессмертные боги и могущественные воины – все они облачены в блеск золота, указывая на их высокое происхождение и роскошь. Художники, задействованные в создании костюмов, прибегают к экспериментам с тканями и формами, чтобы подчеркнуть величие и значимость персонажей. Серебряной оттенок, с другой стороны, присущ участникам сражений, облаченным в легендарные доспехи. Этот металлический цвет в данном контексте символизирует бесстрашие и решительность. В других случаях серебреный тон сигнализирует о хладнокровии и скрытности персонажа, о его невозмутимой натуре и отсутствии эмоций.

Рисунок 11. Примеры образов персонажей, одетых в золотой/серебряный цвет: а – Стражи Галактики 2, 2017 год; б – Война Богов: Бессмертные, 2009 год; в – Белоснежка и охотник 2, 2016 год; г – Исход: Цари и Боги, 2014 год; д – Белоснежка и охотник, 2012 год; е – Белоснежка и охотник 2, 2016 год; ж – Люди Икс: Дни минувшего будущего, 2014 год; з – Хоббит: Битва пяти воинств, 2014 год

Итак, визуальные образы проникают в сознание зрителя через использование различных оттенков и оттенков. Цвета являются ключом к пониманию глубины персонажей и созданию неизгладимых впечатлений на аудиторию. Анализ костюмов, принадлежащих персонажам фильмов жанров фэнтези и фантастики, отражает не только их характер и поведение, но также добавляет новые значения цветам, используемым в их облике. Символика и особенности цветов высвечиваются при изучении материала о цвете и проецировании их на образы. Вероятно, существует возможность, что цвета, выбранные художниками для костюмов, могут отличаться от общепринятых представлений о них и их символике. Индивидуальный подход к цветовой гамме позволяет создавать образы, которые гармонично сочетаются с кадром или усиливают характер персонажа.

4.2 Анализ костюмов голливудских персонажей

Рассмотрим работу над костюмами в современной кинокомедии «Круэлла» (2021 г.) художника Дженни Бивана. Фильм напрямую связан с миром моды и ставит модные тенденции 70-х годов Лондона в центр сюжета. Дизайнеру пришлось внимательно подойти к вопросу согласования одежды персонажей с атмосферой времени и места действия. Еще более интересным фактором является то, что Дженни Биван лично посещала Лондон в те времена, что дает ей уникальный опыт и понимание предстоящей работы.
Работа дизайнера продолжается созданием мудборда - то есть сбором референсов, на которых зарождаются дальнейшие идеи. Биван говорила: «So, having read the script, I made a list of what each character needs and then started printing out images» - Прочитав сценарий, я составила список того, что нужно каждому персонажу, а затем начала распечатывать изображения (- Перевод автора). Референсами для художницы стали: Вивьен Вествуд (дизайнер), Нина Хаген (немецкая певица), модные бренды - «Bodymap» и «Alexander McQueen».
Идеи Дженни Биван наполнены вдохновением от брендов и людей, которые выкрашены в яркие краски. На протяжении фильма становится ясно, что в мире главной героини Круэллы замешано много элементов Вивьен Вествуд. Бунтарский стиль, смелость и яркость бросают вызов конформизму, отражая вдохновение Биван в создании своего образа.

Рисунок 12. Костюмы из фильма «Круэлла» (2021 г.)
Заслуживает внимание картина «Дьявол носит Prada» (2006), которая уже завоевала статус культового фильма. Патриция Филд взяла на себя задачу создания гардеробов для персонажей. Одежда играет важное значение в сюжете, который раскрывает базу модной индустрии. Разгадать характер персонажа по наряду становилось трудной задачей, ведь первоочередной целью костюма стало следование модным тенденциям. Поскольку сюжет обращается к корням модной индустрии, где создается мода, дизайнер принял следующее задание: выразить высокий статус персонажей через одежду от престижных модных брендов.
В процессе съемок кинофильма, интервью с Патрицией Филд открывает нам, что она принимала во внимание свойства персонажей при выборе одежды, основываясь на своей интуиции после изучения сценария и общения с актерами. Например, идею для одного из ключевых персонажей она нашла, вдохновившись известной женщиной-бизнесменом, дизайнером и модельером Донной Каран.

Рисунок 13. Костюмы картины «Дьявол носит Prada» (2006),

В ходе нашего исследования из теоретических источников была выявлена важная задача для художника по костюмам в создании образа главной героини фильма. Стремление показать эволюцию персонажа через его одежду стало ключевым моментом в этой кинокартины. Андреа Сакс в начале и в конце сюжета предстаёт перед зрителем как две совершенно отличные личности. Смена стиля и представления о себе происходит через выразительные наряды и аксессуары. Происходящий карьерный и личностный рост героини взаимосвязан с ее внешним видом: от простоты и неутонченности в начале фильма до роскоши и элегантности в конце. Каждая модель одежды, представляющая известные бренды, становится частью этой непревзойденной трансформации.
Итак, процесс создания кино-костюма представляет собой сложную практику, где ключевую роль играет дизайнер владеющей множеством ограничений, связанных как с кино, так и с креативностью. Участие актеров и других художников является решающим фактором, который также подчёркивает важность анализа англоязычных источников для более широкой перспективы создания образов киногероев.
Картина-кино — это уникальное искусство, где каждый персонаж представлен в виде множества символов и образов, что помогает зрителю полностью погрузиться в мир фильма и воспринять его через призму различных значений.

Заключение

Вечные поиски новых форм изобразительной выразительности у кинематографа приводят к постоянному обновлению выразительных средств. Экран, непрерывно обновляющийся, становится местом для творчества искусства. Искусство кинокостюма, укоренившееся в традициях, неустанно развивается, находя новые способы выражения и открывая для себя новые жанры киноискусства. Умение осваивать новые виды и жанры кинематографа становится важным этапом творческого процесса искусства костюма.
Нами рассмотрена важность костюма в качестве средства искусства. Описано, как развивается кинокостюм во времени и влияние на это оказывают новые технологии, направления и сюжеты. Исследовано, что костюм в кино имеет множество смыслов и подразумевает использование различных символов, которые помогают создать богатый образ героя и определяют способы его интерпретации.
Исследование было проведено с целью выявить символическое значение цветов в фильмах с высоким рейтингом, исходя из поведения и характеристик главных героев. В результате анализа были сделаны выводы о каждом оттенке цветового спектра, а также сравнены с общепринятыми теоретическими представлениями о символике цвета в целом. Установлено, что выбор цвета костюмов персонажей в фильмах не всегда соответствует устоявшимся стереотипам. Художники по костюмам предпочитают экспериментировать и использовать цвета, которые наилучшим образом подчеркнут образ в кадре. Раскрытие сути персонажей - это важный аспект работы над текстом.
Возможностей для творчества и самовыражения в кино много. Каждый элемент одежды и аксессуаров в фильме играет важную роль, помогая зрителям понять и воспринять историю. Костюмы не просто дополняют персонажей, они создают их образы, раскрывая внутренний мир и характер. Таким образом, костюм в кино превращается в мощный инструмент воздействия на аудиторию. Работа над созданием кино-костюмов это сложный и творческий процесс, который требует внимания к деталям и понимания характера персонажей.
Данное исследование нацелено на выявление источников вдохновения для создателей кинематографических костюмов, а также на анализ их творческого процесса и приоритетов. Дизайнеры экспериментируют с модой, стремятся к новым высотам и проверяют свои идеи через использование фильмов в качестве критерия.

Библиографический список

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Архитектура-С, 2019. – 392 с.
2. Арнхейм, Р. Кино как искусство / Р. Арнхейм. – М.: Иностранная литература, 1960. – 260 с.
3. Байрамов, С.И., Елисеева, Е.А. Художник кино в кадре и за кадром. – Баку: Ишыг, 1992. – 30 с.
4. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Издательство имени Сабашниковых, 2019. – 512 с.
5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Прогресс, 1975. – 456 с.
6. Богданов, М.А. О творчестве художника в кинематографе / М. А. Богданов. – М.: ВГИК, 1975. –79 с
7. Гаврилов, А. На стыке театра, моды и кризиса (Кто есть на съемочной площадке: художники по костюмам) // Менеджер кино. –2019. – № 3. – С. 34– 40.
8. Горбачева, Л.М. Костюм XX века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. — М.: ГИТИС, 1996. – 120 с.
9. Горбачева, Л.М. Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии. – М.: ГИТИС, 2020. – 232 с.
10. Давыдова, В.В. Костюм в пространстве культуры. // Серия «Symposium» Виртуальное пространство культуры. Выпуск 3. Материалы научной конференции / ред.-сост. Е.Г. Соколов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2020. – С. 191–195.
11. Елисеева, Е.А. Художественное пространство в отечественных игровых фильмах XX века. – М.: Старклайт, 2022. – 352 с.
12. Зоркая, Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. – М.: Знание, 1981. – 48 с.
13. Исаева, К.М. Изобразительное решение современного фильма: учеб. пособие по спец. «Киноведение» /– М.: ВГИК, 1982. – 48 с.
14. История красоты. Умберто Эко; Джироламо де Микеле./ пер. с итал. А. А. Сабашникова; – М.: Слово, 2020. – 440 с.
15. Казбулатова, Г.Х. Костюм и знаково-эстетическая деятельность (На примере традиционных костюмов народов Башкортостана): Дисс. … канд. филос. наук: 09.00.04/Казбулатова Гузель Хасановна – М., 2002. –154 с.
16. Клопотовская, Е.А. Некоторые аспекты семантики цвета в кино и культурная традиция // Вестник ВГИК. – № 5. – 2020. – С. 54–62.
17. Козлинский, В.И. Костюм в фильме. /в кн. Мосфильм / Выпуск 2. – М.: Искусство, 1961. С. 48–61.
18. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма. –М.: Молодая Гвардия, 1988. – 224 с.
19. Нови, Л.Ю. Персонаж фильма и художественная функция костюма (От эскиза к костюму). – М.: ВГИК, 1983. – 60 с.
20. Хренов, Н.А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. –М.: Аграф, 2021. – 704 с.

Год сдачи
2024
Loading...

Последние статьи из блога

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Теоретические основы управления процессами интеграции

Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза

Теоретические основы формирования конфликтной компетентности будущего педагога-психолога

Физико-химические свойства эпоксидных связующих

Вопросы по международному праву

Задачи по УК РФ

Структурно-логическая схема состава преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ

Методы очистки сточных вод от СПАВ