СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. Понятие общепризнанных норм и принципов международного права и их имплементация в национальноЕ уголовноЕ законодательствО.. 7
1.1. Формирование и значение общепризнанных принципов международного права. 7
1.2. Имплементация и инкорпорация: понятие и способы.. 10
1.3. Классификация общепризнанных норм и принципов международного права. 12
ГЛАВА 2. Общепризнанные нормы и принципы международного права и уголовное право Российской Федерации. 14
2.1. Становление общепризнанных норм и принципов международного права как источников уголовного права России. 14
2.2. Место норм и принципов уголовного права в российском уголовном законодательстве. 15
2.3. Совершенствование уголовного законодательства России в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. 18
ГЛАВА 3. Общепризнанные нормы и принципы международного права и уголовное право зарубежных стран.. 20
3.1. Имплементация норм и принципов международного права в уголовное законодательство Германии/континентальная правовая семья. 20
3.2. Имплементация норм и принципов международного права в уголовное законодательство Швеции/скандинавской правовой семьи. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
В настоящее время международное и внутригосударственное право, активно взаимодействуют друг с другом, регулируя отношения в области совместного предмета ведения. От надлежащей организации данного механизма во многом зависит достижение цели международного и национального правового регулирования общественных отношений, относящихся к объекту обеих систем права.
Участие России как части международного сообщества в борьбе с транснациональной преступностью, затрагивающей интересы безопасности многих государств, ставит задачу обеспечения соответствия национального уголовного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (далее – ОПНМП) и международными договорами РФ.
В условиях глобализации современное национальное уголовное активно взаимодействует с международным уголовным правом. Создаваемый в результате международного сотрудничества государств в сфере предупреждения и борьбы с преступностью комплекс правовых норм в дальнейшем реализуется на национальном уровне.
С учетом увеличения количества международно-правовых актов, применяемых государствами, являющихся участниками соответствующих международных договоров, динамичным развитием международного уголовного права и возрастанием его влияния на отечественное уголовное право как в России, так и в зарубежных странах, проблема реализации норм и принципов международного права в уголовном праве изучена недостаточно.
Вышеизложенное подтверждает большой интерес к проблеме имплементации в уголовное законодательство РФ норм и принципов международного права, а также потребность в изучении понятия и способов имплементации и инкорпорации, выяснении места и значения норм и принципов уголовного права в российском уголовном законодательстве, а также разработки мер по совершенствованию уголовного законодательства России в соответствии с ОПНМП.
Поэтому в настоящее время актуальность представляет комплексное исследование как российского, так и зарубежного опыта регулирования механизма имплементации норм и принципов международного права. Указанные обстоятельства и предопределяют актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. Отдельные аспекты темы были предметом изучения таких ученых, как Гавердовский А.С., Долгих Н.В., Кибальник А.Г., Лукашук И.И., Мюллерсон Р.А., Родионова Т.А., Субботина Е.Н., Хабриева Т.Я.
Несмотря на это, в настоящее время ощущается нехватка работ, посвященных комплексному рассмотрению проблем имплементации ОПНМП в системе источников уголовного права России и зарубежных стран. В этой связи существенно возрастает потребность исследования данной темы.
Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся в области имплементации норм и принципов международного права в уголовном праве Российской Федерации и зарубежных стран.
Целью работы является анализ особенностей имплементации норм и принципов международного права в уголовном праве Российской Федерации.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности формирования и значение общепризнанных принципов международного права;
- изучить понятие и способы имплементации и инкорпорации;
- раскрыть классификацию ОПНМП;
- исследовать особенности становления ОПНМП как источников уголовного права России;
- выяснить место норм и принципов уголовного права в российском уголовном законодательстве;
- предложить меры по совершенствованию уголовного законодательства России в соответствии с ОПНМП;
- проанализировать особенности имплементации норм и принципов международного права в уголовное законодательство Германии и Швеции.
Предмет исследования - нормы и принципы международно-правовых актов, положения Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по исследуемой проблеме, нормы зарубежного законодательства, научные монографии, статьи.
Нормативно-правовую основу исследования составили международные акты, нормативно-правовые акты российского законодательства - Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы познания: диалектический, исторический, системный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический др.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, указанные в списке источников и литературы.
Содержащиеся в работе выводы и предложения могут быть использованы в учебном процессе, в совершенствовании уголовного законодательства РФ, правоприменительной практики.
Структура работы состоит из введения двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и библиографии.
Принципы международного права – это основополагающее правило поведения государств (основополагающие принципы и нормы), которое содержится в международных обычаях, международных договорах и уставах, в решениях международных судов и имеет основополагающее значение для бесперебойного функционирования межгосударственных отношений.
С принятием Устава ООН основные принципы были кодифицированы и приобрели договорно-правовую форму.
Значение основных принципов (норм) международного права состоит в том, чтобы все страны при решении международных глобальных проблем руководствовались общепризнанными нормами международного поведения и не смели их нарушать, так как малейшее нарушение хотя бы одним государством данных правил может существенно отразится на интересах всех остальных. Обычно общепризнанные принципы международного права, после состыковки с национальными правовыми системами, становятся своеобразными регуляторами внутренних отношений.
В России Конституция не прочерчивает отличия между нормами и принципами международного права, когда объявляет их составной частью национальной правовой системы и позволяет функционировать наряду с национальным правом России.
Серьезной сложностью в практической деятельности является применение данных общепризнанных норм и принципов международного права. Так складывается потому, что до сих пор не существует ни кодекса, ни единого международного правового акта, который бы объединил разрозненные во всем правовом массиве международных договоров и обычаев все принципы и нормы международного права
При взаимодействии в правоохранительной сфере государствами используются две основные правовые формы:
1) договорно-правовую (заключение и исполнение договоров, регламентирующих отношения в данной сфере);
2) институционную (сотрудничество в рамках международных всеобщих и региональных организаций - ООН, Интерполе и др.).
При имплементации норма адаптируется национальным законодателем во исполнение международного договора, с учетом особенностей правовой системы государства.
Имплементация может быть как прямой, так и опосредованной.
При прямо имплементации нормы международного права в этом случае как бы копируются в национальную правовую систему. Такая форма имплементации, фактически основанная на дословном воспроизведении международно-правовой нормы в национальном акте, называется инкорпорацией.
При опосредованной имплементации во внутреннем праве издается нормативный акт, воспроизводящий содержание тех или иных международно-правовых норм.
Особым видом имплементации является отсылка, устанавливающая, что положения национального нормативного акта применяются в соответствии с теми или иными нормами международного права. В этом случае сами международно-правовые нормы не включаются в текст национального нормативного акта, а в нем содержится лишь упоминание о них.
Состояние российского уголовного законодательства в соответствующей части серьезно отстало от современного международного и сравнительно-правового опыта. Вместе с тем наибольшее количество критических замечаний вызывают положения Особенной части УК РФ. Эти замечания могут быть сгруппированы в два блока: отсутствие криминализации деяний, признаваемых преступлениями в международном уголовном праве, и дефектная криминализация. Что касается первого момента, то наиболее очевидный пробел здесь - это, конечно же, отсутствие криминализации преступлений против человечности.
ОПНМП в отличие от международных договоров РФ не имеют приоритета по отношению к не соответствующим им внутренним правовым актам, так как данные принципы и нормы, как правило, имеют общий характер.
В целом система УК РФ отражает иерархию ценностей ОПНМП, что подтверждает восприятие их в качестве источников уголовного права.
На правоприменительную практику положительно скажется принятие дополнительного закона «О порядке реализации международно-правовых актов в правовой системе РФ», включающие разработанные с учетом зарубежного опыта нормы о взаимодействии государственных органов при имплементации международно-правовых актов.