Оглавление
Введение |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ |
11 |
1.1. Понятийно-категориальный аппарат исследования |
11 |
1.2. Особенности воспитательного процесса сотрудников ОВД РФ |
27 |
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ |
44 |
2.1. Совершенствование профессионально – педагогической компетентности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации |
44 |
2.2. Инновационные технологии воспитания в органах внутренних дел Российской Федерации |
57 |
Заключение |
68 |
Список использованной литературы |
71 |
Приложение |
81 |
Актуальность. Успешность деятельности МВД России является одним из приоритетов в жизнедеятельности страны, общества и отдельных людей, когда осуществление такой деятельности связано со значительными сложностями, основной путь преодоления которых – организация работы с людьми. Каждая реформа и любое решение окажутся низкоэффективными без повышенного внимания к организации подготовки сотрудников, к их воспитанию, тесно связанному с реалиями произошедших перемен.
Принятый 07.02.2011 г. ФЗ № 3 «О полиции», как и совокупность новых ведомственных актов МВД России, затрагивают, в том числе, вопросы воспитания и обучения сотрудников. В их числе Методические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от 10.10.2018 г.; Перед МВД России стоит задача модернизации системы воспитания и обучения сотрудников органов внутренних дел (ОВД), приведения её в соответствие с текущими требованиями государства и общества к правоохранительной деятельности и сотруднику правоохранительных органов.
Целями подобных преобразований выступают:
– восстановление отношения к воспитанию как ключевому направлению увеличения эффективности деятельности и решения разных задач, возлагаемых на ОВД;
– определение места осуществления воспитательной работы в области обеспечения деятельности всей системы ОВД, нацеленной на формирование у сотрудников совокупности нравственных, гражданских, духовных и других профессионально важных качеств, подготовку сотрудников, готовых реализовать разные задачи в области правоохранительной деятельности в рамках демократического общества, способных реализовывать конституционные права гражданина и человека, а также на практике осуществлять их успешную защиту; обеспечение высокого уровня антикоррупционной устойчивости работников и надёжного иммунитета к разным профессиональной деформации личности;
– подготовка научной базы для развития системы воспитательной деятельности с учётом текущих условий;
– формирование методической и нормативно-правовой базы осуществления воспитательной работы в масштабах Министерства и напрямую в территориальных органах МВД России по регионам страны;
– изменение организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов с учётом новых условий;
– осуществление подготовки и переподготовки специалистов по работе с личным составом;
– организация обучения руководителей всех уровней практике и теории воспитания подчинённых, увеличение их управленческой и педагогической компетентности.
К основным принципам деятельности полиции, зафиксированным ФЗ «О полиции», можно отнести, в первую очередь, уважение и соблюдение свобод и прав гражданина и человека; беспристрастность; законность; публичность и открытость; общественное доверие и поддержка людей и т.д. В то же время указанные обязанности и принципы полиции согласованы с главными конституционными принципами, например, с положениями ст. 2 Конституции РФ, что индивид, его свободы и права оказываются высшей ценностью, а признание, защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека – обязанность государства.
Во время одного из первых интервью генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева после вступления его в должность Министра внутренних дел РФ им было отмечено, что основная проблема полиции в настоящее время – доверие людей, возвратить которое очень важно, так как без необходимой поддержки от граждан каждая профессиональная структура окажется неэффективной[1]. Помимо этого, он отметил, что увеличение уровня профессионализма и качества кадрового состава полиции является приоритетной задачей[2] руководителей МВД России, из-за чего следует развить профессионально-педагогическую компетентность у всех руководителей.
На самом деле, важная роль в решении обозначенных задач отводится руководителям ОВД, от педагогической и управленческой компетентности которых в значительной мере зависят как успешность работы по борьбе с преступностью, укреплению правопорядка и законности, так и отношение людей к таким органам. Руководитель является социальным педагогом, на ежедневной основе решающим большое количество задач в области профессионального обучения, развития и воспитания сотрудников ОВД, и от того, насколько он целеустремлён, успешен, мотивирован к такой деятельности, будет зависеть и эффективность его сотрудников.
Научная задача исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на эффективность воспитания сотрудников органов внутренних дел, а также в исследовании роли руководителя в его организации.
Методологические и теоретические основы исследования составляют научные труды, посвященные вопросам воспитания сотрудников ОВД, а также диссертации и авторефераты диссертаций, публицистические материалы. Среди таких работ следует выделить труды С.И. Архангельского, А.Г. Асмолова, О.М. Боевой, Л.С. Божович, Н.В. Бордовской, А.В. Брушлинского, А.В. Буданова, И.В. Будило, В.И. Вдовюк, Л.С. Выготского, В.Н. Герасимова, Б.С. Гершунского, В.И. Гинецинского, Д. Гласс, Н.К. Голубева, В.В. Давыдова, А.А. Деркач, Л.Г. Носковой, Н.В. Сердюк, М.П. Стуровой, А.А. Федотова.
Объектом исследования выступает воспитание сотрудников органов внутренних дел.
Предметом исследования являются индивидуально-психологические, социальные и организационные факторы, оказывающие влияние на эффективность организации руководителем воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Гипотезы исследования:
1. Работа руководителей ОВД, нацеленная на выполнение подчиненными ему сотрудниками собственных рабочих задач, обусловлена выполнением значительного объёма педагогических функций (в виде профессиональной подготовки личного состава, воспитания нужных профессиональных свойств у сотрудников, заботы о быте и службе подчинённых, формирования неформальных и служебных отношений в рабочем коллективе и т.п.). В условиях современной правовой, социальной, психологической, экономической действительности воспитательно-управленческая деятельность всё чаще оказывается фактором увеличения эффективности деятельности ОВД. Текущие условия требуют новых подходов к воспитанию сотрудников ОВД. Главными из них оказываются: увеличение психолого-педагогического элемента в работе и подготовке руководящего состава ОВД; подготовка технологических и концептуальных основ воспитания личного состава ОВД в современных условиях.
2. Сформировавшаяся система воспитания и осуществления профессиональной подготовки сотрудников ОВД способна и должна выполнять поставленные перед ней разные задачи при условии внесения изменений в психолого-педагогическую установку руководителей на объекты оказания воспитательных воздействий и понимания сути управленческой деятельности в виде формирования психолого-педагогических условий для дальнейшего самосовершенствования и развития личности сотрудника.
3. Работа руководителей ОВД станет успешней, если она будет основываться на разработках в области педагогической науки и в ней получится реализовать технологические и концептуальные основы воспитания сотрудников ОВД.
Цель исследования - выявление направлений успешной реализации практики и теории воспитания сотрудников органов внутренних дел с учётом особенностей его осуществления в новых социально-экономических условиях.
Для достижения обозначенной цели следует решить такие задачи:
- рассмотреть понятийно-категориальный аппарат исследования;
- изучить специфику воспитательного процесса сотрудников ОВД;
- предложить направления совершенствования профессионально-педагогической компетентности руководителя ОВД;
- рассмотреть инновационные технологии воспитания в ОВД.
Научная новизна исследования:
В ходе использования эмпирического и теоретического материала удалось изучить современные взгляды на суть воспитания, установить сущность воспитательного элемента в работе руководителей ОВД, определить главные направления воспитательной деятельности по формированию отдельной личности работника ОВД в текущих социальных и экономических условиях;
Теоретически объяснена потребность в появлении функции, связанной с координацией воспитательной деятельности его заместителей, начальников служб, иных подразделений и увеличения роли органов и специалистов психологической и воспитательной деятельности в общей структуре МВД;
Обнаружена и подтверждена с помощью эмпирического материала зависимость успешности воспитательной деятельности с личным составом ОВД от уровня исследования и практического применения руководителями ОВД педагогических основ в области воспитания;
Раскрыт педагогический потенциал трудовых коллективов работников ОВД в области воспитания личного состава.
Теоретическое значение исследования определено тем, что с его помощью получилось:
1. Определить сущность, особенности и содержание воспитания сотрудников ОВД в текущих условиях.
2. Установить закономерности и направления реализации принципов воспитания в специфических условиях решения оперативно-служебных и управленческих задач в ОВД.
3. Определить особенности механизма воздействия служебных коллективов на воспитание сотрудников ОВД.
Практическое значение проведённого исследования выражается в следующем:
определены направления важной педагогической функции, реализуемой руководителем в его ежедневной оперативной и служебной деятельности, что помогает пользоваться накопленным опытом психолого-педагогической науки в области улучшения служебной деятельности с помощью реализации человеческого фактора;
определены факторы, условия, обстоятельства, оказывающие влияние на успешность осуществляемой руководителем воспитательной работы;
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Воспитание сотрудников ОВД содержит в себе два главных направления: наращивание психолого-педагогической компетентности руководителей, иных специалистов ОВД; подготовка технологических и концептуальных основ воспитания личного состава ОВД на современном этапе.
2.Руководитель ОВД - координатор воспитания личного состава в ходе оперативно-служебной деятельности. Его роль заключается в формировании предпосылок и условий соблюдения принципов педагогики в особых условиях ОВД. Особенности реализации педагогических основ воспитания сотрудников ОВД заключаются в том, что требуется учёт властных полномочий руководителя, определяемых уставными взаимоотношениями, психолого-педагогическими и социальными характеристиками руководителей, коллективов и сотрудников, а также особенностями непосредственной профессиональной деятельности личного состава ОВД.
3. Главными факторами, воздействующими на успешность реализации руководителем собственной воспитательной функции, выступают: психолого-педагогическая установка руководителя на применение основ педагогики в области воспитания; качество психолого-педагогической подготовки руководителей; применение накопленного передового опыта педагогического характера.
4. Одним из главных факторов, определяющих эффективность оказания воспитательного воздействия со стороны руководителя на подчинённых, является оптимальное применение педагогических возможностей, имеющихся в общественном мнении сотрудников и граждан. Педагогический потенциал, заложенный в общественном мнении, выражается:
1) в отражении показателей оценки профессиональных и нравственных качеств сотрудников и ОВД в целом, понимание которых поспособствует развитию и самосовершенствованию личности отдельного сотрудника и всего трудового коллектива;
2) оно выступает стимулом для активизации воспитательной деятельности руководителя;
3) общественное мнение является способом педагогического влияния на персонал. Оптимальное применение педагогических возможностей, заложенных в общественном мнении, предусматривает способность руководителя выделить в общественном мнении ту часть сведений, которая обеспечит эффективность решения разных воспитательных задач. Эта способность формируется в ходе ожидаемой психолого-педагогической подготовки руководителей ОВД.
5. Диалектика взаимодействия коллектива и личности ОВД проявляется в улучшении взаимоотношений руководителя и подчинённых, коллектива и личности.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, перечень использованной литературы и приложения.
[1]Колокольцев В. «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» / беседовали Е. Маетная, Е. Карачева // Известия. 2012. 24 мая.
[2] Там же.Оглавление
Введение |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ |
11 |
1.1. Понятийно-категориальный аппарат исследования |
11 |
1.2. Особенности воспитательного процесса сотрудников ОВД РФ |
27 |
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ |
44 |
2.1. Совершенствование профессионально – педагогической компетентности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации |
44 |
2.2. Инновационные технологии воспитания в органах внутренних дел Российской Федерации |
57 |
Заключение |
68 |
Список использованной литературы |
71 |
Приложение |
81 |
Введение
Актуальность. Успешность деятельности МВД России является одним из приоритетов в жизнедеятельности страны, общества и отдельных людей, когда осуществление такой деятельности связано со значительными сложностями, основной путь преодоления которых – организация работы с людьми. Каждая реформа и любое решение окажутся низкоэффективными без повышенного внимания к организации подготовки сотрудников, к их воспитанию, тесно связанному с реалиями произошедших перемен.
Принятый 07.02.2011 г. ФЗ № 3 «О полиции», как и совокупность новых ведомственных актов МВД России, затрагивают, в том числе, вопросы воспитания и обучения сотрудников. В их числе Методические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от 10.10.2018 г.; Перед МВД России стоит задача модернизации системы воспитания и обучения сотрудников органов внутренних дел (ОВД), приведения её в соответствие с текущими требованиями государства и общества к правоохранительной деятельности и сотруднику правоохранительных органов.
Целями подобных преобразований выступают:
– восстановление отношения к воспитанию как ключевому направлению увеличения эффективности деятельности и решения разных задач, возлагаемых на ОВД;
– определение места осуществления воспитательной работы в области обеспечения деятельности всей системы ОВД, нацеленной на формирование у сотрудников совокупности нравственных, гражданских, духовных и других профессионально важных качеств, подготовку сотрудников, готовых реализовать разные задачи в области правоохранительной деятельности в рамках демократического общества, способных реализовывать конституционные права гражданина и человека, а также на практике осуществлять их успешную защиту; обеспечение высокого уровня антикоррупционной устойчивости работников и надёжного иммунитета к разным профессиональной деформации личности;
– подготовка научной базы для развития системы воспитательной деятельности с учётом текущих условий;
– формирование методической и нормативно-правовой базы осуществления воспитательной работы в масштабах Министерства и напрямую в территориальных органах МВД России по регионам страны;
– изменение организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов с учётом новых условий;
– осуществление подготовки и переподготовки специалистов по работе с личным составом;
– организация обучения руководителей всех уровней практике и теории воспитания подчинённых, увеличение их управленческой и педагогической компетентности.
К основным принципам деятельности полиции, зафиксированным ФЗ «О полиции», можно отнести, в первую очередь, уважение и соблюдение свобод и прав гражданина и человека; беспристрастность; законность; публичность и открытость; общественное доверие и поддержка людей и т.д. В то же время указанные обязанности и принципы полиции согласованы с главными конституционными принципами, например, с положениями ст. 2 Конституции РФ, что индивид, его свободы и права оказываются высшей ценностью, а признание, защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека – обязанность государства.
Во время одного из первых интервью генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева после вступления его в должность Министра внутренних дел РФ им было отмечено, что основная проблема полиции в настоящее время – доверие людей, возвратить которое очень важно, так как без необходимой поддержки от граждан каждая профессиональная структура окажется неэффективной[1]. Помимо этого, он отметил, что увеличение уровня профессионализма и качества кадрового состава полиции является приоритетной задачей[2] руководителей МВД России, из-за чего следует развить профессионально-педагогическую компетентность у всех руководителей.
На самом деле, важная роль в решении обозначенных задач отводится руководителям ОВД, от педагогической и управленческой компетентности которых в значительной мере зависят как успешность работы по борьбе с преступностью, укреплению правопорядка и законности, так и отношение людей к таким органам. Руководитель является социальным педагогом, на ежедневной основе решающим большое количество задач в области профессионального обучения, развития и воспитания сотрудников ОВД, и от того, насколько он целеустремлён, успешен, мотивирован к такой деятельности, будет зависеть и эффективность его сотрудников.
Научная задача исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на эффективность воспитания сотрудников органов внутренних дел, а также в исследовании роли руководителя в его организации.
Методологические и теоретические основы исследования составляют научные труды, посвященные вопросам воспитания сотрудников ОВД, а также диссертации и авторефераты диссертаций, публицистические материалы. Среди таких работ следует выделить труды С.И. Архангельского, А.Г. Асмолова, О.М. Боевой, Л.С. Божович, Н.В. Бордовской, А.В. Брушлинского, А.В. Буданова, И.В. Будило, В.И. Вдовюк, Л.С. Выготского, В.Н. Герасимова, Б.С. Гершунского, В.И. Гинецинского, Д. Гласс, Н.К. Голубева, В.В. Давыдова, А.А. Деркач, Л.Г. Носковой, Н.В. Сердюк, М.П. Стуровой, А.А. Федотова.
Объектом исследования выступает воспитание сотрудников органов внутренних дел.
Предметом исследования являются индивидуально-психологические, социальные и организационные факторы, оказывающие влияние на эффективность организации руководителем воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Гипотезы исследования:
1. Работа руководителей ОВД, нацеленная на выполнение подчиненными ему сотрудниками собственных рабочих задач, обусловлена выполнением значительного объёма педагогических функций (в виде профессиональной подготовки личного состава, воспитания нужных профессиональных свойств у сотрудников, заботы о быте и службе подчинённых, формирования неформальных и служебных отношений в рабочем коллективе и т.п.). В условиях современной правовой, социальной, психологической, экономической действительности воспитательно-управленческая деятельность всё чаще оказывается фактором увеличения эффективности деятельности ОВД. Текущие условия требуют новых подходов к воспитанию сотрудников ОВД. Главными из них оказываются: увеличение психолого-педагогического элемента в работе и подготовке руководящего состава ОВД; подготовка технологических и концептуальных основ воспитания личного состава ОВД в современных условиях.
2. Сформировавшаяся система воспитания и осуществления профессиональной подготовки сотрудников ОВД способна и должна выполнять поставленные перед ней разные задачи при условии внесения изменений в психолого-педагогическую установку руководителей на объекты оказания воспитательных воздействий и понимания сути управленческой деятельности в виде формирования психолого-педагогических условий для дальнейшего самосовершенствования и развития личности сотрудника.
3. Работа руководителей ОВД станет успешней, если она будет основываться на разработках в области педагогической науки и в ней получится реализовать технологические и концептуальные основы воспитания сотрудников ОВД.
Цель исследования - выявление направлений успешной реализации практики и теории воспитания сотрудников органов внутренних дел с учётом особенностей его осуществления в новых социально-экономических условиях.
Для достижения обозначенной цели следует решить такие задачи:
- рассмотреть понятийно-категориальный аппарат исследования;
- изучить специфику воспитательного процесса сотрудников ОВД;
- предложить направления совершенствования профессионально-педагогической компетентности руководителя ОВД;
- рассмотреть инновационные технологии воспитания в ОВД.
Научная новизна исследования:
В ходе использования эмпирического и теоретического материала удалось изучить современные взгляды на суть воспитания, установить сущность воспитательного элемента в работе руководителей ОВД, определить главные направления воспитательной деятельности по формированию отдельной личности работника ОВД в текущих социальных и экономических условиях;
Теоретически объяснена потребность в появлении функции, связанной с координацией воспитательной деятельности его заместителей, начальников служб, иных подразделений и увеличения роли органов и специалистов психологической и воспитательной деятельности в общей структуре МВД;
Обнаружена и подтверждена с помощью эмпирического материала зависимость успешности воспитательной деятельности с личным составом ОВД от уровня исследования и практического применения руководителями ОВД педагогических основ в области воспитания;
Раскрыт педагогический потенциал трудовых коллективов работников ОВД в области воспитания личного состава.
Теоретическое значение исследования определено тем, что с его помощью получилось:
1. Определить сущность, особенности и содержание воспитания сотрудников ОВД в текущих условиях.
2. Установить закономерности и направления реализации принципов воспитания в специфических условиях решения оперативно-служебных и управленческих задач в ОВД.
3. Определить особенности механизма воздействия служебных коллективов на воспитание сотрудников ОВД.
Практическое значение проведённого исследования выражается в следующем:
определены направления важной педагогической функции, реализуемой руководителем в его ежедневной оперативной и служебной деятельности, что помогает пользоваться накопленным опытом психолого-педагогической науки в области улучшения служебной деятельности с помощью реализации человеческого фактора;
определены факторы, условия, обстоятельства, оказывающие влияние на успешность осуществляемой руководителем воспитательной работы;
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Воспитание сотрудников ОВД содержит в себе два главных направления: наращивание психолого-педагогической компетентности руководителей, иных специалистов ОВД; подготовка технологических и концептуальных основ воспитания личного состава ОВД на современном этапе.
2.Руководитель ОВД - координатор воспитания личного состава в ходе оперативно-служебной деятельности. Его роль заключается в формировании предпосылок и условий соблюдения принципов педагогики в особых условиях ОВД. Особенности реализации педагогических основ воспитания сотрудников ОВД заключаются в том, что требуется учёт властных полномочий руководителя, определяемых уставными взаимоотношениями, психолого-педагогическими и социальными характеристиками руководителей, коллективов и сотрудников, а также особенностями непосредственной профессиональной деятельности личного состава ОВД.
3. Главными факторами, воздействующими на успешность реализации руководителем собственной воспитательной функции, выступают: психолого-педагогическая установка руководителя на применение основ педагогики в области воспитания; качество психолого-педагогической подготовки руководителей; применение накопленного передового опыта педагогического характера.
4. Одним из главных факторов, определяющих эффективность оказания воспитательного воздействия со стороны руководителя на подчинённых, является оптимальное применение педагогических возможностей, имеющихся в общественном мнении сотрудников и граждан. Педагогический потенциал, заложенный в общественном мнении, выражается:
1) в отражении показателей оценки профессиональных и нравственных качеств сотрудников и ОВД в целом, понимание которых поспособствует развитию и самосовершенствованию личности отдельного сотрудника и всего трудового коллектива;
2) оно выступает стимулом для активизации воспитательной деятельности руководителя;
3) общественное мнение является способом педагогического влияния на персонал. Оптимальное применение педагогических возможностей, заложенных в общественном мнении, предусматривает способность руководителя выделить в общественном мнении ту часть сведений, которая обеспечит эффективность решения разных воспитательных задач. Эта способность формируется в ходе ожидаемой психолого-педагогической подготовки руководителей ОВД.
5. Диалектика взаимодействия коллектива и личности ОВД проявляется в улучшении взаимоотношений руководителя и подчинённых, коллектива и личности.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, перечень использованной литературы и приложения.
[1]Колокольцев В. «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» / беседовали Е. Маетная, Е. Карачева // Известия. 2012. 24 мая.
[2] Там же.