Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Диалоговые технологии обучения при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе

В наличии
1 000 руб.

Купить уникальный ВКР Диалоговые технологии обучения при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 72

Москва – 2021 год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава1. Теоретические аспекты использования диалоговых технологий обучения при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе

8

1.1 Диалогическое взаимодействие в обучении как научная проблема

8

1.2 Диалоговые технологии обучения в методической традиции и современной практике преподавания литературы

18

1.3 Интерпретация творчества И. С. Тургенева в работах критиков, литературоведов

20

1.4 Психолого-педагогические аспекты восприятия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» учащимися старшего школьного возраста (Итоги констатирующего эксперимента)

25

Выводы по Главе 1

32

Глава 2. Методические аспекты использования диалоговых технологий обучения при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе

33

2.1 Изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» с использованием диалоговых технологий обучения в 10 классе в современной школьной практике (Анализ УМК)

33

2.2 Учебная дискуссия на уроках анализа образов главных героев романа «И. С. Тургенева «Отцы и дети»в 10 классе

35

2.3«Круглый стол» при работе над критическими статьями по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе

45

2.4 Итоги обучающего эксперимента

53

Выводы по Главе 2

55

Заключение

57

Список литературы

60

Приложения

69

Введение

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.

Проблема поиска приемов и методов обучения литературе, направленных на создание целостного мировоззрения подрастающего поколения, формируемого на взаимообусловленности культур и разнообразных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, - становится весьма актуальным в образовательном процессе современной школы. В федеральном государственном образовательном стандарте по литературе говорится: «Изучение литературы направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры»[1].

Задача современного учителя – словесника в организации диалогового обучения, установлению взаимодействия между автором литературного произведения, читателем и текстом, способствующего развитию коммуникативных способностей обучающихся.

Диалоговые технологии в литературном образовании школьников представляют собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса обучающихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности. Такой способ взаимодействия позволяет максимально раскрыться читательскому, интеллектуальному и творческому потенциалу ребенка. Следует отметить, что организация занятий с использованием диалоговых технологий – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога.

В методах преподавания технологии диалога не новы, но это в значительной степени не устоявшееся, а развивающееся направление в современной методологии.

Актуальность выбранной темы связана с проблемой разработки теории и практики использования диалоговых технологий обучения на уроках литературы при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе, позволяющих эффективно реализовывать концепцию культурологического подхода к преподаванию литературы.

Объектом нашего исследования стал процесс изучения литературы в 10 классе.

Предмет исследования – изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 10 классе с использованием диалоговых технологий.

Цель исследования состоит в обосновании проблемы использования диалоговых технологий при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе в теоретическом и практическом аспектах.

Гипотеза исследования заключается в следующем: изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе будет эффективнее, если на уроках литературы систематически и последовательно использовать приемы и формы диалоговых технологий обучения, такие как дискуссия, круглый стол.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать теоретико-педагогические источники по проблеме диалоговых технологий обучения.
  • Изучить опыт использования диалоговых технологий обучения на уроках литературы.
  • Проанализировать современные учебно-методические комплексы по литературе в аспекте исследуемой проблемы.
  • Разработать планирование уроков изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе с использованием диалоговых технологий обучения.
  • Разработать уроки изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе с использованием диалоговых технологий обучения литературы.

Методологическую основу исследования составляют:

- труды философов, культурологов В. Н. Бадмаева, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. А. Введенской, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Г. Я. Буш, С. И. Поварнина и др., связанные с теоретическими аспектами понятия диалога;

- труды В. Я. Стоюнина, С. Ю. Курганова, Е. А. Игумновой, Е. О. Галицких, Т. С. Калмыковой, Д. И. Изаренкова, Е. Н. Ковалевской, С. П. Лавлинского и др., содержащие анализ возможностей обучения в диалоге;

- исследования И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, И.М. Осмоловской, С. Л. Рубинштейна, Г. К. Селевко, И. Э. Унт, И. С. Якиманской, Е. О. Галицких и др., в которых исследуются коммуникативно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы в обучении;

- исследования литературоведов Писарева Д. И., Лебедева Ю. В., Ведерниковой Т. В., Манна Ю. В., Страхова Н. Н., Каткова М. Н., Голубкова В. В., Айхенвальда, Ю. В., Батюто А. И. и др., посвященные творчеству И. С. Тургенева;

- исследования отечественных методистов-словесников В. Я. Стоюнина, В. В. Голубкова, Г. А. Гуковского, В. Г. Маранцмана, С. П. Лавлинского, В. Ф. Чертова, Т. С. Калмыковой, Н. Ю. Букаревой, Н. В. Лукьянчиковой и др., посвященные учебному диалогу, дискуссии, урокам-диспутам, исследовательской деятельности учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • предложены и апробированы приемы диалоговых технологий, таких, как дискуссия, круглый стол, которые обеспечивают наиболее полное и эффективное усвоение школьниками романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; конкретизирован круг подлежащих использованию вопросов и заданий;
  • с учетом особенностей социокультурной ситуации, современных образовательных тенденций и специфики романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» показаны возможности использования заданий с использованием заданий исследовательского и творческого характера в контексте технологий «дискуссия» и «круглый стол» для расширения представлений учащихся о И. С. Тургенева «Отцы и дети», обозначены направления самостоятельной учебной деятельности школьников на пути освоения ими идейно-эстетического своеобразия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» с использованием диалоговых технологий .

Теоретическая значимость исследования: собран и упорядочен теоретический материал, характеризующий проблему использования диалоговых технологий в литературном образовании школьников; изучен и обобщен опыт изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в школе с использованием диалоговых технологий; проанализированы методы и технологии обучения и формы их реализации на уроках изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» » в школе.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в разработке соответствующего раздела учебных программ, учебников и методических пособий; в практике преподавания литературы общеобразовательной школы; на занятиях факультативного курса по изучению романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; могут представлять интерес для студентов филологических факультетов педагогических вузов. Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Заключение

На основе анализа теоретических исследований современных ученых нами были изучено понятие диалога, диалоговых технологий в современном литературном образовании школьников. Мы проанализировали и обобщили работы педагогов, психологов, методистов, литературоведов и выделили диалоговые технологии, используемые сегодня в практике литературного образования школьников. Из широкого спектра диалоговых технологий были выделены самые, по моему мнению, оптимальные для изучения романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе современной школы. Это технология дискуссии и технология «круглый стол».

Был проведен констатирующий эксперимент, который дал понять, что обучающиеся понимают суть рассматриваемого нами литературного произведения, а также ученики в состоянии делать свои оценки и размышления. На основе анализа программ, было разработано 2 урока, после проведения которых был проведен обучающий эксперимент, результаты которого выявили, что после проведения урока-дискуссии и урока-«круглого стола» учащимися был усвоен материал романа «Отцы и дети». Эксперимент также показал, что готовиться к таким урокам добывать самостоятельно информацию ребятам гораздо интереснее. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Целью исследования стала обоснование проблемы использования диалоговых технологий при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе в теоретическом и практическом аспектах.

Гипотеза исследования заключается в следующем: изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе будет более эффективным, если методы и формы технологий преподавания диалога будут систематически использоваться на курсах литературы. Наиболее элементарной формой был диалог поиска проблем, в ходе которого учитель задавал ученикам определенные вопросы, чтобы сосредоточить свое внимание на проблемах романа, и таким образом создавалась ситуация диалога. Учащиеся начали обсуждать, обмениваться мнениями, налаживать конструктивный диалог и, наконец, пришли к пониманию. План урока строится, исходя из общего методологического слоя, охватывающего ряд уроков по конкретной работе (в нашем случае "Отцы и дети"). И каждый урок должен выделить конкретную проблему, которую учащиеся будут рассматривать со всех сторон через диалог, через вопросы учителя, через письменные тесты для закрепления полученных знаний. Технология диалога включает также постановку целей, это путь, который развивает учитель и по которому он ведет всех учеников к финалу.

Благодаря урокам-дискуссиям (одной из форм технологии диалога) учащиеся смогли попытаться точно выразить свои мысли, научиться активно отстаивать свою точку зрения, разумно объективировать, поддерживая дружескую атмосферу в классе. По сути, урок-дискуссия, запланированная учителем для того, чтобы лучше погрузиться в классическую литературу, - это своего рода «мозговой штурм» и «игра», эта форма снимает ненужную важность и серьезность события и позволяет учащимся выразить свою позицию по произведению и его героям, их тонкую душу и сложное переплетение в судьбе.

При комплексном и тематическом изучении любого большого произведения следует стремиться к тому, чтобы границы уроков совпадали с определенными границами текста, а в уроках ставились именно те проблемы, которые активно освещаются автором в этой части произведения. Все уроки в целом должны образовывать единую систему с общей целью. Ясность постановки целей на каждом уроке, конкретность задания способствуют актуальности работы учащихся и активизируют их мышление.

Не случайно роман изучается в 10-м классе. Юношеский максимализм, сомнения часто приводят к конфликтам между старшеклассниками и их родителями. Поэтому необходимо дать урок о работе, чтобы ученики поняли, кто такие дети, что такое отцы и какие отношения сложились между ними. То, что «естественный» читатель делает, в лучшем случае, свободно и бессознательно, будет сделано глубже и серьезнее в классе. Такая работа должна вызвать осмысленное эмоциональное отношение к героям и познакомить учащихся с рядом этических проблем, вытекающих из этой работы. Могут и должны ли быть отношения между людьми с разными политическими взглядами, могут ли различия в социально-психологическом облике людей влиять на дружбу и любовь - эти и ряд других проблем будут решаться в процессе работы, способствуя идейно - нравственному воспитанию учащихся.

Уникальность
72
Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды