Содержание
Введение. 2
Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.. 5
1.1 Понятия одаренности 1900-1917 гг. в психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Анализ подходов к исследованию одаренности в 1918-1936 гг. 12
Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.. 23
2.1. Отечественные исследования феномена одаренности в 1937-1994 гг. 23
2.2. Подходы к исследованию одаренности 1995-1999 гг. 39
Заключение. 70
Список использованной литературы.. 78
Актуальность исследования. История отечественной науки свидетельствует о том, что интерес к изучению одаренности в российской науке то разгорался, то угасал. Но в настоящее время стал возможен уверенный прогноз возрастания научного и практического интереса к проблеме одарённости из-за ужесточившейся конкурентной борьбы государств при глобализации и интеграции, доступа к информационным ресурсам других исследователей. Эта конкурентная борьба в качестве решающего фактора подразумевает максимальное применение всех имеющихся ресурсов и, прежде всего человеческого капитала, являющегося сегодня главной ценностью государства, нации, а в нём – «креативного класса».
«Креативный класс» состоит из одарённых творческих людей, которые способны осуществлять прогресс, развивать культуру и цивилизацию. Благодаря максимальному использованию творческого потенциала нации сегодня проблема одарённости является исключительно актуальной, ее решение будет способствовать не только успешной идентификации, но и развитию в полной мере. В России исследование одарённости чрезвычайно актуально из-за малочисленности человеческих ресурсов, которые необходимо разумно использовать.
Таким образом, в настоящее время у общества существует потребность в воспитании и развитии одаренной личности. Образование воспитания одаренной личности должно строиться на научном понимании этого феномена. Для этого очень важным является анализ накопленных в XX веке научных идей связанных с проблемой одаренности.
В нашей стране феномен одаренности долгое время понимался как определенный уровень сформированности способностей личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов), тогда как одаренность, как самостоятельная проблема, не изучалась. Представление об одаренности как совокупности способностей, проявляющихся в какой-либо деятельности, легли в основу многочисленных классификаций одаренности. Сегодня, изучая природу детской одаренности, многие отечественные психологи и педагоги, ориентируются на положения общих и специальных способностей научной школы Б.М. Теплова.
Также важно знать взгляды и теории одаренности исследователей ХХ в.: С.А. Ананьина, Д.Б.Богоявленскаой, Е.И. Водовозовой, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, Г.И. Россолимо, А. Нечаева, В.И. Панова, Л.В. Поповой Н.В. Теплова, Д.В. Ушакова, В.Д. Шадрикова и др.
Совершенно естественно и неизбежно, что предшествующие убеждения и ценности, взгляды на понятия одаренность будут влиять на то, о чем пишут современные психологи и как они понимают этот феномен. Проанализировав в когнитивном поле науки идеи распространяемые в обществе пользующиеся популярностью на определенном этапе общественного развития.
Объект исследования - одаренность как психологический феномен.
Предмет исследования - Эволюция представлений об одаренности в 20 веке в России.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют особенности представления об одаренности в разные исторические периоды XX века, что связано с уровнем развития психологической науки и социальной ситуацией в стране.
Цель исследования: анализ эволюции понятия одаренности в XX веке в России.
Задачи исследования:
Степень разработанности. К настоящему времени в психологической науке собран значительный теоретический и практический материал по изучению одарённости. Исследования фундаментальных проблем одарённости проводились Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, Л.И. Ларионовой, Н.С. Лейтесом, A.M. Матюшкиным, В.И. Пановым, Л.В. Поповой, А.И. Савенковым, Б.М. Тепловым, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, B.C. Юркевич и др. Изучая общие и специальные способности, проблема одарённости затрагивалась Л.A. Венгером, В.Н. Дружининым, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьевым, C.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым и др. Кроме того, одаренность, в качестве психического явления, неразрывно связанного с творчеством, представлена трудами по психологии творчества Б.М. Кедрова, Я.А. Пономарёва, O.K. Тихомирова и др.
Положения выносимые на защиту:
Методологическую базу исследования составили следующие исследовательские подходы и положения:
В исследовании были применены следующие методы.
Новизна исследования:
Научная новизна работы состоит в целенаправленном анализе истории развития понятия «одаренность». С одной стороны, подробно реконструируется ситуация появления данного понятия в отечественной психологии и педагогике, с историко-психологических позиций анализируются различные подходы к пониманию одаренности, формировавшиеся в разные периоды отечественной истории XX века, в разных социокультурных обстоятельствах. С другой стороны, сфокусировано рассматривается логика эволюции понятия «одаренности» в контексте постановки и решения основных проблем психологии и педагогики.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Изучение феномена одаренности в историческом аспекте способствует лучшему пониманию этого феномена как интегрального образования личности в XXI в. Существует социальный запрос на выявление, изучение и развитие одаренной личности. Это возможно при объективном понимании феномена одаренности, который учитывает накопленный опыт научных исследований по проблеме одаренности в XX в.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Анализ основных теорий одаренности позволил нам проанализировать эволюцию научных подходов к пониманию сущности феномена общей одаренности, отличающихся разными взглядами на источники и движущие силы ее развития, культурно-исторические и социальные условия ее проявлений.
Анализ теорий и концепций позволил заключить, что представления об одаренности претерпели существенные изменения, по сравнению с более ранними идеями, основанными на убеждении в том, что одаренность и гениальность − это род иррационального вдохновения, «озарения» свыше, проявляющийся исключительно в искусстве.
Новый же подход к пониманию одаренности, укрепившееся в начале XX в., базировался на функциональном подходе. На этом этапе одаренность рассматривалась отечественными исследователями как высокий уровень развития системы когнитивных процессов (К. Пиорковский, Г. И. Россолимо [77] и др.).
Революция 1917 года значительно повлияла на исследовательский процесс в отечественной психологии: многие ученые были высланы из страны, научные журналы закрывались, а новая идеология и строгие ее рамки не позволяли исследователям свободно развивать свои идеи.
Однако 1920-х годов ситуация меняется: сменившаяся идеология обратилась к науке для формирования нового типа гражданина - более способного и сознательного, что дает новый импульс развитию проблемы одаренности в отечественной психологии. В этот период преобладал подход, при котором одаренность отождествлялась с высоким уровнем развития интеллекта (Е. В. Гурьянов [24], В. Меде, К. Пиорковский [77], М.В. Соколов [86], В.М. Экземплярский [116] и др.).
Однако вышедшее в 1936 году постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» остановило дальнейшие исследования одаренности, поскольку данные полученные исследователями незадолго до этого показались руководству страны проявлением элитаризма и признания неравенства людей.
Это событие стало разделительной чертой между предыдущими исследованиями и последующими изысканиями. После 1936 г. в нашей стране было принято считать наиболее значимыми средовые и, прежде всего, социальные факторы; а как менее существенными - генетические. Преобладающая доля концепций этого периода характеризуется пониманием одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев [3], Э.А. Голубева [20], В.В. Давыдов [25], В.Н. Дружинин [74], Н.С. Лейтес [31], А.Н. Леонтьев [44] менее существенными - генетические. Преобладающая доля концепций этого периода характеризуется пониманием одаренности в русле анализа дифференциальных [44], С.Л. Рубинштейн [78], К.К. Платонов менее существенными - генетические. Преобладающая доля концепций этого периода характеризуется пониманием одаренности в русле анализа дифференциальных, Я.А. Пономарев [72], А.И. Савенков [86], Б.М. Теплов [92], М.А. Холодная [92], В.Д. Шадриков [110].
Теория и практика психологических исследований проблемы одаренности базировались, преимущественно, на положениях Б.М.Теплова о том, что способности человека не являются врожденными; они существуют только в развитии, в соответствующей деятельности; а основными детерминирующими факторами развития способностей являются воспитание и обучение.
Концепция Б.М.Теплова [1912]получила наибольшее распространение в нашей стране и была поддержана большинством отечественных ученых. Идеи В.М. Теплова были развиты и широко разработаны и обогащены Н.С. Лейтесом [42], также внесшего значительный вклад в психологию одаренности XX века: он выделил формы одаренности - актуальная, потенциальная, скрытая. Кроме того, он рассмотрел вопросы истоков, условий, характеристики одарённости, сделав вывод о существовании возрастной одарённости.
Одновременно развивается и идея развития одаренности в психолого-педагогических работах Л.С. Выготского [15] и психиатрических разработках Г. В. Сегалина [92].
Вторая половина XX века отличилась активным развитием подхода, в рамках которого одаренность соотносилась с высоким уровнем творческого потенциала (Д.Б. Богоявленская [8], А.В. Брушлинский [9], З.И. Калмыкова [30], А.М. Матюшкин [52], Я.А. Пономарев [72] и др.). Важнейшим ориентиром этого периода стал А.М. Матюшкин, концепция которого представляет одаренность, как комплекс интеллектуальных творческих и мотивирующих фактов, общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности.
В это время были выделены следующие компоненты одаренности: А.М. Матюшкин [52], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет компоненты:
1) доминирующая роль познавательной мотивации;
2) исследовательская, творческая активность;
3) возможность достижения оригинальных решений;
4) возможность прогнозирования и предвосхищения;
5) способность к созданию идеальных эталонов.
Таким образом, основываясь на психологических исследованиях творческого мышления А.М. Матюшкиным было разработано психологическое обоснование принципов проблемности в обучении; предложена психологическая классификация проблемных ситуаций; сформулированы принципы, которыми определяется оптимальная последовательность проблемных ситуаций при обучении; определено соотношение проблемных и непроблемных форм обучения.
Экспериментально А.М. Матюшкиным продемонстрировал психологическое значение проблемности в качестве фактора творческого развития личности, имеющего особенное значение в развитии одаренных и учащихся во время школьного и высшего обучения [52].
В концепции А.М. Матюшкина четко выражен интегративный подход к исследованию одаренности, обозначенный и заявленный в нашей стране в лонгитюдных исследованиях Н.С. Лейтеса [41]. Сторонники данного подхода отождествляют одаренность с высоким уровнем развития творческого потенциала, творческих способностей или креативности.
В дальнейшем в отечественной психологии получает развитие подход, согласно которому основной характеристикой одаренности личности считается не высокий интеллект или креативность, а ее мотивацию, исследовательскую активность (Л.А. Венгер [63], Ф.М. Грановская [21], Н.Н. Подъяков [71], А.И. Савенков [80], В.Э. Чудновский [109], В.С. Юркевич [118]).
В конце же XX века появились многофакторные модели одаренности (И.П. Гладилиной [18], Е.Л. Григоренко [22], Л.И. Ларионовой [37], А.М. Мироновой [55]). В основе сущности системного подхода рассмотрения феномена одаренности ее критериями лежит соотношение биологического и социального начал. Система одаренности состоит из трех подструктур - интеллекта, креативности и духовности.
В первой - отмечено сохранение врожденных задатков и биологических свойств индивида. Подструктура «креативность» включает как биологические, так и социальные свойства личности, на основе которых она (креативность) и формируется. «Духовность» как подструктуру системы одаренной личности составляют ее содержательные черты, имеющие социально обусловленный характер.
Каждая их указанных подструктур отличается индивидуальным характером формирования. Так, интеллект формируется путем обучения, креативность - воспитания, обучения и развития, духовность - посредством воспитания.
Современный ученый И.П. Гладилина [18] разработала мультифакторную структурную модель творческой одаренности личности. Данная модель творческой одаренности личности содержит комплекс специальных качеств, состоящий в положительном представлении о себе, самостоятельности, решительности, любознательности, творческом интересе, уверенности в своих силах и способностях, целеустремленности, умении доводить дело до конца, проблемном видении, способности к анализу, интегрированию и синтезу информации; точности, альтернативности, дивергентности мышления,поисковопреобразующем стиле мышления, ассоциативности памяти, целостности и самостоятельности восприятия) и способностей к смелости, готовности к риску, инициативности, к стремлению к получению новой информации, развитому воображению, фантазии, способности к исследовательской деятельности, способности к выдвижению гипотез, генерированию новых идей, способности к межличностному общению.
Проведенный анализ многочисленных концепций одаренности позволил нам уточнить понимание данного исследуемого феномена. Под общей одаренностью детей как целевым ориентиром в формировании профессионально-личностной готовности социального педагога в вузе к работе с данной категорией детей нами понимается в рамках основных положений рабочей концепции одаренности динамический личностный потенциал, проявляющийся по отношению к различным видам деятельности и нуждающийся в благоприятном стимулирующем воздействии среды и наличии наследственных задатков, представляющий совокупность ряда взаимосвязанных между собой компонентов: высоко развитых умственных способностей, познавательной мотивации и креативности.
XX век закончился в истории отечественной психологии одаренности попыткой российских ученых-психологов объединить и обобщить мировой и отечественный опыт психологии одаренности. Она выразилась в разработке в 1998 г. в рамках Федеральной программы «Одаренные дети» «Рабочей концепции одаренности», авторский коллектив которой включил: Д.Б. Богоявленскую [8], В.Д. Шадрикова [111], А.В. Брушлинского [9], Ю.Д. Бабаеву [5], Н.С. Лейтеса [42], А.М. Матюшкина [52], В.И. Панова [65], М.А. Холодную [102], Н.Б. Шумакову [115] и В.С. Юркевич [118]. Исследователи старались решить проблему затруднений, вызванных существованием разнообразных, подчас противоречивых моделей одаренности, а также преодолеть тенденцию к стремлению идентификации одаренности, а не к ее развитию и личностному росту.
Из всех существующих сегодня в отечественной психологии концепций одарённости выделяются две основные, которыми определяются подходы к её исследованию и пониманию. Первая из них является более традиционной, основанной на деятельностном подходе, согласно которому одарённость является наличием способностей, требуемых деятельностью, для обеспечения успешности её выполнения.
Исходной позицией в изучении феномена одаренности является деятельность и её структура, а одарённость является производной от неё – субъективным аналогом психологической структуры деятельности. Высокий уровень способностей, которые затребованы деятельностью и наличествующие у субъекта являются одарённостью в данной парадигме.
Согласно другой парадигме, находящейся в стадии разработки, связанной с другим – личностно-целевым или телеологическим подходом, исходной точкой в исследовании одарённости выступает не структура деятельности, а целостно-личностые качества человека, выражающиеся в его отношении к миру.
Одарённость в этой парадигме определена телеологически детерминированными способностями и качествами личности, обеспечивающими решение её жизненной сверхзадачи; способностью целостной личности к преобразованию общих способностей в специальные.
Эта способность порождается:
В соответствии с новой парадигмой, одаренность способствует возникновению деятельности и её структуры, но при этом одаренность развивается в самой деятельности, приобретая новое качество и специфическую совершенную структуру. Обладая даром важно им овладеть, усовершенствовать его и сделать послушным инструментом для достижения высокой цели.
Одарённости в данной парадигме имеет следующие основания:
1) целостно-личностную характеристику человека (органичность, духовно-нравственную сферу, познавательную активность, интенцию, доминирование высшего «Я» духовного опыта над обыденным сознанием – продуктом «общепринятой реальности», преобладающую в сознании сферу действительности и деятельности, духовный огонь как энергетический ресурс, способность к трансценденции, детскость), дающую представление о нём как о личности и деятеле;
2) отношение к действительности: целостное, органичное – в отношении «субъект-субъект» в отличие от неорганичного – в отношении «субъект-объект»;
3) целеполагание в виде стремления человека к реализации жизненной сверхзадачи, осуществлении смелой мечты, достижения невозможного;
4) мотивацию в виде потребности (познавательной мотивации, самореализации, мотива успешности), устойчивого желание постижения и передачи истины, выразительного в совершенной форме и тем самым реализации себя;
5) творческую направленность и активность (авторскую позицию) в виде стремления к воплощению в жизнь идеальной формы, существующей в актуальной бесконечности и бессознательной сфере личности;
6) избранную деятельность в виде средства достижения цели;
7) способности и качества личности – общие и специальные - в виде инструмента её самореализации, образующегося благодаря целевой причине, целеполаганию личности, её взаимодействию с действительностью, мотивации, творчеству, реализующей их деятельности.
В ходе проведенного ретроспективного анализа нам удалось установить следующие основные этапы формирования представлений об одаренности в отечественной науке:
Таким образом, за 100 лет развития проблемы одаренности в отечественной психологии понимание ее сущности преобразовалось от иррационального вдохновения, «озарения» свыше, проявляющегося исключительно в искусстве к системно развивающемуся в течение жизни качеству психики, определяющему возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Такой подход, в равнении с изначальным, открывает значительно больший потенциал развития одаренности.