Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Организационные и социально-психологические основы разработки управленческих решений

В наличии
0 руб.

Скачать курсовую Организационные и социально-психологические основы разработки управленческих решений

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

скачать

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений....... 5

1.1 Сущность управленческих решений........................................... 5

1.2 Особенности управленческих решений на современном этапе развития.................................................................................................................... 15

1.3 Методы принятия управленческих решений............................ 20

2.Разработка управленческого решения по финансированию отдела культуры Слободо-Туринского муниципального района........................................... 30

2.1 Характеристика Слободо-Туринского муниципального района 30

2.2 Разработка управленческого решения..................................... 33

Заключение........................................................................................... 45

Список используемых источников...................................................... 48



Введение

Динамика развития современного менеджмента такова, что многие управленцы действуют в условиях постоянных рисков и неопределенности потому от степени рациональности и целесообразности принимаемых управленческих решений, прежде всего, зависит эффективность и дееспособность организации, либо предприятия. Это определяет важность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений. Актуальность тематики состоит в совокупности особенностей современных управленческих отношений, возникающих в процессе разрешения тех или иных проблем. В деятельности предприятия на первый план выдвигаются вопросы эффективности, непосредственно связанные с качественной подготовкой управленческих решений.

Объект исследования: управление финансами на муниципальном предприятии.

Предмет исследования: технология разработки управленческого решения в отделе культуры администрации Слободо-Туринского муниципального района.

Цель исследования: изучение процесса принятия и реализации управленческих решений, а также разработка управленческого решения по вопросам финансирования деятельности отдела культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Определить содержание и принципы управленческих решений;

2) Рассмотреть особенности принятия управленческих решений на современных российских предприятиях;

3) Изучить методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности, определенности и риска.

При написании курсовой работы была использована российская литература, электронные ресурсы, статьи по соответствующей тематике в периодических изданиях, информация сайта Слободо-Туринского района.

Информационная база исследования данные предприятия, опубликованные на сайте администрации Слободо-Туринского района, и собственные наблюдения.

В результате исследования и анализа деятельности предприятия в целях повышения ее эффективности было предложено разработать Положение о внебюджетной деятельности и вести деятельность, приносящую доход. Целью осуществления внебюджетной деятельности Учреждения является привлечение дополнительных денежных средств к деятельности Учреждения, создание условий для более результативной работы учреждения, материального стимулирования членов трудового коллектива, получения более высоких творческих и производственных показателей, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, что в конечном итоге отразится на общем культурном уровне населения района.

В теоретической главе рассмотрены следующие вопросы:

Содержание, формы и принципы принятия управленческих решений;

Особенности принятия решений на современных российских предприятиях промышленного производства, сферы услуг и в сфере государственного муниципального управления;

Методы принятия управленческих решений в различных состояниях определенности.

В практической части курсовой работы разработано управленческое решение по финансированию деятельности отдела культуры: установлено наличие проблемной ситуации, проведена целевая ориентация решения, разработаны альтернативы действия, произведен выбор решения, организовано исполнение данного решения и проведение контроля за его исполнением.



1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений

1.1 Сущность управленческих решений

Разработка эффективных управленческих решений — необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа

В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации, о ее состоянии. В таблице 1 представлено определение управленческого решения в трактовках различных авторов.

Таблица 1 - Содержание управленческого решения

№п/п

Автор

Содержание управленческого решения

1.

Герчикова И.Н.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы на основе получаемой информации;

- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

-конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономоко-математических методов.

2.

Смирнов

Э. А.

Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на: - стратегическое планирование деятельности организации;

- упраление управленческой деятельностью;

- управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);

- управление производственной и обслуживающей деятельностью;

- формирование системы управления компанией (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечения);

- управленческое консультирование;

- управление внутренними и внешними коммуникациями.

Термин «управленческое решение» употребляется как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение – это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения управленческого решения и информирование инициатора решения.

Как явление управленческое решение – это набор мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её функционировании.

3.

Зыкова

М. Е.

Особенности государственного и муниципального управления как вида деятельности определяется его сущностью. Она может быть раскрыта как система мер целенаправленного воздействия общества в целом и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных).

Процесс управления государственным и муниципальным образованием отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды заставляют принимать разнообразные управленческие решения.

Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки.

Управленческое решение как специфический вид человеческой деятельности в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего, разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.

Относительно функционального назначения, государственно-муниципальное управленческое решение можно определить как фиксированный акт «управленческий акт», выраженный в письменной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации; а импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

Формы подготовки и реализации управленческих решений.

При подготовке УР перед руководителем стоит задача выбора форм его представления (приказ, распоряжение, соглашение и др.) Каждая из форм имеет определенные особенности и юридический статус.

Различают следующие основные формы подготовки УР:

1.Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций.

2.Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях.

3.Декларация – торжественное программное заявление руководителя или общественных институтов.

4.Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств.

5.Закон – решение высшей государственной власти, которое носит общеобязательный характер.

6.Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.

7.Кодекс – свод законов.

8.Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Обычно заключаются с участием государственных, муниципальных учреждений или иностранными партнерами.

9.Концепция – система взглядов руководителя, отраженная в каком-либо документе.

10.Модель – решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса.

11.Оферта - решение коммерческого характера, содержащее предложение юридическому или физическому лицу заключить сделку на указанных условиях (цены, сроки, объем и другие условия поставки товара или предоставления услуги).

12.План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.

13.Положение – набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение о структурном подразделении (отделе, филиале).

14.Постановление – решение высшего органа власти в отношении какой-либо организации (ряда организаций).

15.Правила – решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор устоявшихся норм поведения, предлагаемых для исполнения. Например, правила поведения.

16.Пресс-релиз – специальный бюллетень для срочной публикации в средствах массовой информации.

17.Приказ (письменный или устный) – решение руководителя, наделенного властью в организации или крупном его подразделении, обязательное для исполнения его подчиненными.

18.Протокол – документ, отражающий произошедшие события. Например, протокол осмотра, протокол о нарушении.

19.Распоряжение – решение руководителя, не наделенного административными функциями, которое касается вопросов технологии, организации и охраны труда и обязательно для исполнения непосредственными подчиненными этого руководителя.

20.Соглашение – решение, придающее конструктивную направленность какой-либо деятельности. Может являться приложением к действующему между сторонами договору (контракту) или предшествовать его заключению.

21.Указ – решение главы государства, умеющее силу закона.

22.Указание – решение, которое носит методический, технологический характер, реализуется в форме наставления или разъяснения.

23.Устав – набор правил, регулирующих деятельность каких-либо организаций.

Для успешного выполнения управленческого решения необходимо для каждой формы подготовки решения найти соответствующую ей форму реализации. Форма реализации – это механизм выполнения подготовленного решения. Сам по себе приказ или закон не создает механизма его выполнения. Обычно руководители ограничиваются только формами подготовки. Каждая форма подготовки управленческого решения имеет ряд наиболее приемлемых форм реализации.

В зависимости от условий реализации управленческого решения могут использоваться следующие формы:

1. Выписка – фрагмент какого-либо документа, непосредственно касающийся подчиненных или клиентов.

2. Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным или их группой для обмена мнениями, разъяснения принятых решений.

3. Деловая игра (тренинг) - специально организованная командная деятельность работников по подготовке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов.

4. Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя.

5. Заседание – совещание для решения в основном организационных вопросов.

6. Информационное письмо – набор уточняющих сведений к договору, соглашению, оферте, отправляемых заинтересованным лицам.

7. Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных для развития у них эффекта подражания.

8. Методика - совокупность методов для профессионального выполнения какой-либо деятельности.

9. Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт другим сотрудникам.

10. Обучение – комплекс мероприятий, проводимых руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения какой-либо деятельности.

11. Отчет – доклад специалиста о результатах проделанной работы. Может быть письменным или устным и предоставляется регулярно за определенный период времени (день, неделю, месяц, квартал, год).

12. Письмо – текст какого-либо сообщения, посылаемого заинтересованным лицам или организациям.

13. Предписание – официальное извещение, направленное какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении решения в установленный срок.

14. Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника выполнить УР путем угроз.

15. Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, суть и содержание УР.

16. Рекомендательное письмо – поручительство специалиста за какого-либо специалиста или компанию перед потенциальным работодателем, поставщиком или потребителем.

17. Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами о способах выполнения УР.

18. Совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, а также обмена информацией и накопленным опытом для выполнения УР.

19. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.

20. Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью сформировать у подчиненного взгляды или понятия по содержанию УР для его выполнения.

21. Условие – отдельный документ или текст в документе, отражающий требования, предъявляемые сторонами договора, соглашения.

К основным принципам принятия управленческих решений относятся:

1. Принцип системности. Многие предприятия работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за того, что было “забыто” нечто существенное. Принцип системности как раз и ориентирует на всесторонний учет значимых факторов.

2. Принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений). Суть его состоит в том, что большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых. Процедуры выработки и реализации управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны, а действия руководителя в этих случаях хорошо известны из практики.

В случае, если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчленения на стандартную и нестандартную части. Для нестандартной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.

3. Принцип оптимальной информированности. Рациональные управленческие решения достижимы; лишь когда им соответствует достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих уровней существует оптимальный размер информационной базы, определяемый рядом факторов.

4. Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Принцип заключается в том, чтобы принятое руководителем “решение” автоматически (то есть обязательно, причем в максимально короткие сроки и в неискаженном виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию.

Чтобы реализовать этот принцип, необходима система хорошо отлаженных и взаимоувязанных управленческих механизмов. Если такие механизмы отсутствуют или их совокупность недостаточна, любое, даже самое хорошее решение может остаться нереализованным или его выполнение неоправданно затягивается.

5. Принцип учета вероятных последствий. Рациональное управленческое решение предполагает учет вероятных последствий его реализации.

6. Принцип свободы выбора. Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать. Вышестоящий руководитель, который связывает “по рукам и ногам” нижестоящего руководителя, не дает и шага сделать самостоятельно, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.

7. Принцип ответственности. Принимающий решения несет ответственность за результаты реализации принятого решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению. Заметим, что решение человека о самом себе не связано с таким высоким чувством ответственности за судьбу лиц, зависящих от руководителя, как это характерно при принятии решений, непосредственно касающихся этих лиц (хотя и в индивидуальной деятельности решения действующего субъекта оказывают определенное влияние на судьбу окружающих лиц).

8. Принцип соразмерности прав и ответственности. Наихудшие решения принимаются тогда, когда имеющий право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.

Данный принцип предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и исполнителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей.

9. Принцип творчества. Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения.

В процессе творческого решения проблем выделяют и описывают пять стадий: изучение проблемы; выработка идей; отсев примененных идей; планирование нововведений; обратная связь и анализ.

10. Принцип своевременности. Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст ожидаемого эффекта, если оно преждевременно и, тем более, если оно запоздало.

11. Принцип единства единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность, на первый взгляд, исключают друг друга. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, второе — коллективную ответственность и право. На самом деле они могут быть удачно совмещены. Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).

12. Принцип соучастия. Он означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями, считают, что участвовать в решении производственных проблем — не их дело.

1.2 Особенности управленческих решений на современном этапе развития

Отрасль экономики, в рамках которой функционирует предприятие, существенным образом влияет на процесс управления этим предприятием и все управленческие решения, принимаемые руководством.

Единый хозяйственный комплекс состоит из отдельных отраслей, объединенных общностью продукции, выполняемых функций и технологических процессов.

Различают отрасли:

- производственной сферы (промышленность, сельское хозяйство);

- непроизводственной сферы

Особенности промышленного производства с позиций принятия управленческих решений:

- высокая значимость технико-технологического оснащения производства;

- высокие требования к своевременности производства, учету характеристик спроса и обязательств по доставке потребителям;

- применение автоматизированных систем управления производством;

-важность решения о месторасположении производства;

-необходимость выбора типа планировки производства (линейная, поточная, фиксированная позиционная);

- необходимость применения социально-технического подхода;

- эффективность производства определяется как частное от деления рыночной стоимости производимого выхода на сумму всех затраченных организацией входов (ресурсов).

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере промышленного производства:

- демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продукции производственной системы;

- политическая стабильность;

- налоговая политика и поощрение экономического развития;

- технологическая и природная среда;

- ограничительные нормы на развитие промышленной зоны;

- специализация (сфера деятельности) предприятия;

-организационно-правовая форма предприятия;

-численность персонала предприятия;

- материально-техническая база;

-технический потенциал и степень автоматизации процессов;

- наличие источников финансирования;

-поставщики и транспортные расходы по доставке материалов;

- система управления запасами.

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации, это:

- существующие технологии;

-ограниченные объемы финансирования;

- производственные мощности;

- ограниченность материально-технических запасов;

- месторасположение предприятия;

-конкурентные преимущества зарубежных производителей промышленной продукции на отечественном рынке;

- низкий уровень развития отечественного послепродажного и комплексного профилактического обслуживания.

-жизненный цикл изделия

- ограниченные возможности автоматизации производства;

- низкий уровень развития управления качеством в процессе производства отечественной продукции;

- недостатки оперативного управления производством;

-комплексность и многоаспектность проблем управления производительностью промышленного производства.

особенности сферы услуг с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:

-участие потребителя в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает свои пожелания в процессе оказания услуг);

-высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя;

-высокая трудоемкость работ в сфере услуг;

-динамичность инновационных процессов в условиях постоянного развития сферы;

-высокие требования к социально-психологическим навыкам сотрудников, задействованных в оказании услуг;

-расчет производственных мощностей не по среднему уровню спроса, а по пиковому спросу со стороны покупателей;

-высокая доходность операций в сфере услуг;

-пересечение функций маркетинга и производства.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере оказания услуг:

-политико-правовая среда;

-социально-культурная среда;

-технологическая и природная среда;

- демографическая и экономическая среда;

-специализация предприятия;

-организационно-правовая форма предприятия;

-месторасположение предприятия;

-потребности и желания потребителей;

-сезонность;

- личностные характеристики продавца и покупателя;

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:

-определение и измерение качества весьма затруднительно;

-создание запасов продукции не всегда возможно;

-высокая трудоемкость процесса вследствие высокой степени индивидуализации продукции;

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными.

2. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного и муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Также типичным затруднением при определении оптимальных альтернатив является среда, в которой принимают решения.

На современных российских предприятиях при принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

В таблице 2 представлено как особенности принятия управленческих решений влияют на процесс принятия решения.

Таблица 2 - Влияние принятия управленческих решений на процесс принятия решения

№п/п

Формулировка особенности управленческих решений

Пояснение – как особенность влияет на процесс принятия решения.

1.

Управленческое решение, принимаемое в органах муниципального управления:

1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления), решение принимается в соответствии с полученными предписаниями;

2) необходимость осуществления собственной исполнительно - распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

2.

Управленческое решение в условиях определенности

Руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора и выбирает наилучший.

3.

Управленческое решение в условиях неопределенности

Результаты решений не являются определенными, но вероятность каждого результата известна, ее возможно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.

4.

Управленческое решение в условиях риска

Невозможно оценить вероятность потенциальных результатов, руководитель при принятии управленческого решения пытается свести к минимуму степень риска.

5.

Время и изменяющаяся среда

Решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно поскольку время между принятием решения и началом действия велико.

6.

Информационные ограничения

Руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.

7.

Поведенческие ограничения

Многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.

8.

Негативные последствия

Негативные последствия трактуются как ограничения.

9.

Взаимозависимость решений

Необходимо учитывать, что крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением.

1.3 Методы принятия управленческих решений

Теория принятия решений - это аналитический подход к выбору наилучшей альтернативы или последовательности действий. В теории принятия решений существуют три основных уровня классификации. Они зависят от степени определенности возможных исходов или последствий, с которыми сталкивается лицо, принимающее решения (ЛПР).

Соответственно существуют три типа моделей:

1. Принятие решений в условиях определенности — ЛПР точно знает последствия и исходы любой альтернативы или выбора решения.

2. Принятие решений в условиях риска — ЛПР знает вероятности наступления исходов или последствий для каждого решения.

3. Принятие решений в условиях неопределенности — ЛПР не знает вероятностей наступления исходов для каждого решения. Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, поэтому лицо принимающее решение в момент принятия решения часто не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. Иными словами, в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска.

Принятие управленческих решений в условиях определенности

При принятии управленческих решений известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов .

Для того чтобы осуществить успешный выбор альтернативы необходимо, чтобы все возможные варианты решений были разделены по одному основанию и были совместимы друг с другом. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по нескольким факторам: времени, качеству объекта, масштабу (объему) производства объекта, ожиданию материальной выгоды, соответствия профилю деятельности организации, привлечения дополнительной информации, а также фактору риска и неопределенности.

При этом сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения должна отвечать ряду правил:

  • количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
  • в качестве базового варианта решения должен приниматься последний по времени вариант. Остальные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
  • формирование альтернативных вариантов должно отображать весь возможный спектр возможностей.
  • После этого вырабатываются и сравниваются альтернативы в принятии решения. За основание сравнения берется вопрос о том, какая альтернатива лучше всего отвечает данному критерию. С учетом этого обстоятельства каждой альтернативе присуждается свой балл, в значение которого входит характер возможных последствий принятого решения. Оценка каждой альтернативы может быть осуществлена в отношении каждого из критериев по порядковой (ранговой шкале).

    Таким образом, устанавливаются приоритеты в выборе альтернатив, а вместе с ними и обоснованность в принятии оптимального решения.

    При

    скачать

    Loading...

    Последние статьи из блога

    Административное право

    Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

    Факторы эколого-экономической безопасности региона

    Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

    Информационные ресурсы библиотечной сети России

    Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

    Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

    Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

    Французский язык в истории итальянской гастрономии

    Понятие дискурса и гастрономического дискурса

    Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

    Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

    Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

    Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

    Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

    Внеклассная работа

    Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

    Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

    Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды